Открытое акционерное общество "Табасаранавтодор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Дагестан (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным решения от 12.04.07 N 1 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначислении 812 380 рублей налога на добавленную стоимость, 162 478 рублей штрафа и 129 331 рубля пени.
Решением суда от 19.06.07 заявленные требования удовлетворены полностью в связи с тем, что у налогоплательщика, перешедшего с 01.01.06 на специальный налоговый режим, предусмотренный главами 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), отсутствует обязанность по восстановлению ранее возмещенного НДС в IV квартале 2005 года.
В апелляционном порядке законность решения от 19.06.07 не проверялась.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение. По мнению инспекции, согласно абзацу 5 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2 и 26.3 Кодекса суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующим переходу на указанные режимы.
Поскольку общество с 01.01.06 перешло на упрощенную систему налогообложения, то на него распространяется положение абзаца 5 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса (в редакции закона N 119-ФЗ), так как названная норма не предусматривает изменений в порядке исчисления и уплаты налога до 01.01.06, а регулирует порядок перехода налогоплательщика на специальный налоговые режимы после 01.01.06.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение от 19.06.07 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной.
В суд кассационной инстанции поступило ходатайство от налоговой инспекции об отложении рассмотрения дела. Общество возражало против удовлетворения ходатайства, ссылаясь на отсутствие объективных препятствий для рассмотрения дела. Поскольку суд кассационной инстанции проверяет законность принятых по делу судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее и для принятия решения по делу присутствие представителя налоговой инспекции не является обязательным в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил оставить ходатайство об отложении дела без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В 2005 году общество подало заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Уведомлением от 21.11.05 N 29 инспекция сообщила обществу о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.06.
Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества за период с 01.01.05 по 30.09.06 и указала в акте проверки на то, что поскольку на 01.01.06 при переходе общества на упрощенную систему налогообложения остаточная стоимость основных средств составила 3 505 900 рублей, а остаток товарно-материальных ценностей составил 556 тыс. рублей, то поставленный к возмещению НДС в сумме 812 380 рублей следует восстановить.
Акт проверки руководителем и главным бухгалтером общества не подписан.
На основании материалов проверки, с учетом представленных обществом возражений, налоговая инспекция приняла решение от 12.04.07 N 1 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса. В указанном решении обществу предложено уплатить доначисленый НДС в сумме - 812 380 рублей, штрафных санкций - 162 478 рублей, пени - 129 331 рубль, начисленные на эту сумму.
В обоснование этого налоговая инспекция сослалась на абзац 5 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса (в редакции Федерального закона N 119-ФЗ) - при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2 и 26.3 Кодекса суммы, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном главой, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы.
Не согласившись с доначислением НДС, общество обжаловало решение от 12.04.07 N 1 в указанной части.
Норма, изложенная в абзаце 5 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса, включена Федеральным законом N 119-ФЗ, который введен в действие с 01.01.06.
Для налогоплательщиков, переходящих на специальный налоговый режим с 01.01.06, предыдущим налоговым периодом является 2005 год, в течение которого правила, установленные Федеральным законом N 119-ФЗ, не действовали.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Таким образом, у налогоплательщика, перешедшего с 01.01.06 на специальный налоговый режим, предусмотренный главами 26.2 и 26.3 Кодекса, отсутствует обязанность по восстановлению ранее возмещенного НДС в IV квартале 2005 года.
При таких обстоятельствах правовые основания для отмены решения суда отсутствуют, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта в любом случае, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.06.07 по делу N А15-819/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с МИ ФНС РФ по Республике Дагестан госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 1 тыс. рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 сентября 2007 г. N Ф08-6318/07-2345а "У налогоплательщика, перешедшего с 1 января 2006 г. на специальный налоговый режим, предусмотренный главами 26.2 и 26.3 Налогового кодекса, отсутствует обязанность по восстановлению ранее возмещенного НДС в IV квартале 2005 г."
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело