Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 6 мая 2008 г. N Ф08-2281/08-827А
"Доводы общества о нарушении процедуры при составлении протокола
об административном правонарушении и вынесении оспариваемого
постановления необоснованны"
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2009 г. N 9506/08 настоящее постановление отменено
ООО "Шанс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) от 22.11.2007 N 161 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 31.01.2008 в удовлетворении требований отказано. Надлежащим образом оформленные документы представлены обществом в налоговую инспекцию до вынесения постановления по делу об административном правонарушении, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава правонарушения, поскольку отсутствие в разделе "Б" справки к ГТД оттиска печати организации-покупателя, а также даты и подписи руководителя образует состав правонарушения по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт и признать незаконным оспариваемое постановление. Заявитель жалобы указывает, что протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление содержат неправильную квалификацию деяния, совершенного обществом. Отсутствие реквизитов общества в разделе "Б" справки к грузовой таможенной декларации на реализуемую алкогольную продукцию образует состав правонарушения по части 2 статьи 14.16 Кодекса. Кроме того, протокол об административном правонарушении и постановление составлены в отсутствие законного представителя юридического лица.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представители налоговой инспекции просили отказать в удовлетворении жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по последующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку принадлежащего обществу магазина "Шанс", расположенного по адресу: ст. Каневская, ул. Горького, 214, по вопросу соблюдения Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В ходе проверки установлен факт реализации алкогольной продукции с оформленными ненадлежащим образом товаросопроводительными документами, а именно: раздел "Б" справок к ГТД на коньяк "Ахтамар", коньяк "Ной классик", текилу "1921 г. Резерва Эспишиаль", текилу "Ольмека золотая" не заполнен и не заверен обществом - отсутствует оттиск печати общества, дата и подпись руководителя.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 14.11.2007 N 15-0023/38 и протоколе об административном правонарушении от 15.11.2007 N 15-0216/204. На основании протокола изъятия от 14.11.2007 N 15-0010/7 ГТД на перечисленную алкогольную продукцию изъяты.
По итогам проверки налоговая инспекция приняла постановление от 22.11.2007 N 161 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения 30 тыс. рублей штрафа.
Особенностью квалификации административного правонарушения по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является деяние, выразившееся в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно - нарушении любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 Кодекса.
Квалификация административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может иметь место в случае отсутствия документов, свидетельствующих о легальности алкогольной продукции, находящейся на реализации и непредставления их суду, органу, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота.
Статьей 2 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что под оборотом этилового спирта и алкогольной продукции понимается закупка, поставка, хранение и розничная продажа алкогольной продукции.
Согласно статье 10.2 названного Закона к документам, удостоверяющим легальность оборота алкогольной продукции, относятся следующие документы: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 139 раздела ХIХ "Особенности продажи алкогольной продукции" Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
В соответствии с Правилами заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2005 N 864, при каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
В соответствии с пунктом 12 Правил продажи продавец знакомит покупателя по его требованию с названными документами, которые должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Наличие у общества сопроводительных документов, свидетельствующих о легальности реализуемой алкогольной продукции, установлено административным органом, их неправильное оформление подтверждает нарушение обществом пункта 12 Правил продажи, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, налоговая инспекция правильно квалифицировала допущенное обществом административное правонарушение по части 3 статьи 14.16 Кодекса. Доводы кассационной жалобы о неверной квалификации совершенного правонарушения ошибочны, правовые основания для отмены постановления заинтересованного лица отсутствуют.
Доводы общества о нарушении процедуры при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления необоснованны.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении или о рассмотрении административного дела, и не предусматривает вручение извещения лично законному представителю юридического лица. Таким образом, извещение общества, привлекаемого к административной ответственности, о времени и дате составления протокола и рассмотрения дела путем вручения извещения его работнику не нарушает требований закона. Кроме того, присутствие при совершении перечисленных процессуальных действий является правом привлекаемого лица, а не обязанностью.
Акт проверки от 14.11.07 N 15-002 составлен в присутствии продавца Алякиной Т.Т. и содержит отметку о необходимости явки руководителя общества для составления протокола об административном правонарушении к 10.00 15.11.2007 (л. д. 9). Протокол об административном правонарушении от 15.11.2007, полученный обществом, содержит отметку о назначении рассмотрения административного материала на 22.11.2007.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.08 по делу N А32-24221/2007-46/508-153АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 мая 2008 г. N Ф08-2281/08-827А "Доводы общества о нарушении процедуры при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления необоснованны"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2009 г. N 9506/08 настоящее постановление отменено