Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 24 апреля 2008 г. N Ф08-1409/2008
(извлечение)
Управление Росрезерва по Южному федеральному округу (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с иском к ОАО "Топаз" (далее - общество) о взыскании штрафа в сумме 1 153 411 рублей 44 копеек за несвоевременное предоставление отчетности по форме N 12 за 2005 год на основании пункта 12 статьи 16 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Закон о госрезерве).
Решением от 22.10.2007 в иске отказано в связи с выводом суда об отсутствии между сторонами отношений по хранению ценностей государственного резерва. Мобилизационное задание ответчику не установлено, в связи чем он не может быть привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 16 Закона о госрезерве.
Постановлением апелляционного суда от 21.12.2007 решение от 22.10.2007 отменено, исковые требования управления удовлетворены в полном объеме. Суд на основании исследованных доказательств сделал вывод о том, что общество является ответственным хранителем материальных ценностей мобилизационного резерва и, поскольку ответчик предоставил управлению отчет о наличии ценностей по форме N 12 с нарушением установленного срока, он должен быть привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 16 Закона о госрезерве.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление от 21.12.2007 и оставить в силе решение от 22.10.2007. Заявитель считает ошибочным вывод апелляционного суда о том, что общество является ответственным хранителем ценностей мобилизационного резерва. Материалы, находящиеся на предприятии, непригодны к использованию ввиду истекших сроков хранения. Истцом значительно завышена стоимость материалов и, соответственно, увеличен размер штрафа. Отчет управлению представлен несвоевременно ввиду болезни начальника 2-го отдела.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить постановление без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель управления просил оставить ее без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционного суда следует изменить.
Согласно статье 2 Закона о госрезерве под ответственным хранением материальных ценностей государственного резерва понимается хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей у поставщика (производителя) или получателя (потребителя) без предоставления ему права пользования этими материальными ценностями до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из государственного резерва. В соответствии со статьей 11 Закона часть запасов материальных ценностей государственного резерва может храниться в промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и иных организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Перечень организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, номенклатура и объем хранения этих ценностей определяются мобилизационным и другими специальными планами.
Как видно из пояснительной записки, подписанной руководителем общества, сведения о наличии материальных ценностей мобилизационного резерва за 2005 год (форма N 12) направлены в адрес управления 23.01.2006. К сведениям приобщен договор на выполнение мероприятий мобилизационной подготовки в части хранения материальных ценностей мобрезерва от 28.12.2005 (л. д. 52). Таким образом, указанные документы свидетельствуют о том, что общество является ответственным хранителем ценностей государственного резерва.
Инструкцией об учете, отчетности и качественном состоянии материальных ценностей мобилизационного резерва от 08.04.1993 предусмотрена обязанность общества предоставить указанные сведения не позднее 10 января. Управление получило отчет 30.01.2006.
Пунктом 12 статьи 16 Закона о госрезерве установлена ответственность за несвоевременное предоставление установленной отчетности организацией - ответственным хранителем в виде штрафа в размере 20% от стоимости хранящихся на предприятии материальных ценностей.
Таким образом, апелляционный суд пришел к правильному выводу о необходимости привлечения общества к ответственности, предусмотренной названной нормой.
В сведениях о наличии материальных ценностей за 2005 год ответчик указал их стоимость - 5 767 056 рублей (л. д. 71), поэтому доводы общества о необоснованном увеличении стоимости истцом следует признать несостоятельными. Утверждения ответчика об истекшем сроке хранения материалов мобилизационного резерва не дают оснований для освобождении его от ответственности, предусмотренной Законом о госрезерве.
Вместе с тем апелляционный суд не учел, что штраф, предусмотренный пунктом 12 статьи 16 Закона о госрезерве, начисляется на стоимость имущества и не является санкцией за налоговое правонарушение. В связи с эти штраф не должен начисляться на налог на добавленную стоимость. Штраф в размере 20% от 4 887 336 рублей 61 копейка (стоимость материальный ценностей без НДС) составляет 977 467 рублей 32 копейки. Ввиду изложенного размер взысканного судом штрафа подлежит уменьшению до указанной суммы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2007 по делу N А61-1349/2007-10c изменить.
Уменьшить сумму штрафа, подлежащего взысканию с ОАО "Топаз" в пользу Управления Росрезерва по Южному федеральному округу, до 977 467 рублей 32 копеек. В остальной части постановление оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 апреля 2008 г. N Ф08-1409/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело