См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 мая 2007 г. N Ф08-2579/07
Управление Федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "АРЗИЛ" (далее - общество) о взыскании 709 566 рублей 68 копеек штрафа за несвоевременное представление отчетности по материальным ценностям мобилизационного резерва.
Решением от 12.12.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.03.07 Арбитражного суда Ставропольского края, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.05.2007 решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. Суд кассационной инстанции поддержал выводы судов о том, что принятие материальных ценностей по акту свидетельствует о наличии у ответчика обязательств по хранению. Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций не определили количество переданных на хранение ценностей и их стоимость.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 31.10.2007, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2008, иск удовлетворен. Суды признали доказанным количество и стоимость материальных ценностей, находящихся на хранении у общества, а также факт нарушения срока предоставления установленной отчетности.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель привел доводы об отсутствии мобилизационного задания и в связи с этим неправомерном применении правил инструкции "Об учете, отчетности и качественном состоянии материальных ценностей мобилизационного резерва" от 08.04.1993 N МО11-2/376 (далее - Инструкция об учете). Ответчик считает, что у него не возникло обязательства по ответственному хранению ценностей государственного резерва, поскольку договор хранения с ним не заключен.
В отзыве управление просит отклонить жалобу. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель управления их отклонил.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, первоначально ответственным хранителем спорных материальных ценностей государственного резерва являлось ОАО "Георгиевский арматурный завод имени Ленина" (далее - завод), которому было установлено мобилизационное задание.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края завод признан несостоятельным (банкротом); определением от 16.06.03 конкурсное производство в отношении его завершено.
В письме от 01.10.02 N 1-эр-моб/1316 Министерство экономического развития и торговли Ставропольского края уведомило управление о согласии общества принять на ответственное хранение материальные ценности, находящиеся у завода. По акту приема-передачи от 26.12.02 ответчик принял от завода материальные ценности мобилизационного резерва (л. д. 54). В пункте 4 акта указано, что передача материальных ценностей мобилизационного резерва будет произведена по фактическому наличию, по материалам инвентаризации материальных ценностей и сведений о наличии материальных ценностей мобилизационного резерва (форма N 12).
Ответчик в возражениях привел следующие доводы. Мобилизационное задание в отношении спорных ценностей снято, кроме того, самому обществу оно не устанавливалось. С ответчиком не заключен договор ответственного хранения, в связи с чем у него отсутствует обязанность представлять соответствующую отчетность.
Однако суды правильно отклонили данные доводы. Общество не оспаривает факта передачи ему по акту на хранение материальных ценностей мобилизационного резерва. Ответчик ежегодно подавал в управление письменные сведения о наличии материальных ценностей мобилизационного резерва. Согласно пункту 2 статьи 887 Гражданского кодекса Российской Федерации данные документы являются достаточным подтверждением соблюдения сторонами простой письменной формы договора хранения.
Согласно статье 18 Федерального закона "О государственном материальном резерве" (далее - Закон о резерве) отчетность о наличии запасов материальных ценностей государственного резерва и их движении, их учет и контроль осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В силу пункту 12 статьи 16 Закона в случае несвоевременного представления установленной отчетности организации, осуществляющие ответственное хранение, уплачивают штраф в размере 20 процентов стоимости материальных ценностей по операциям, с которыми допущено нарушение. Пунктом 5.2 Инструкции об учете предписано предприятиям (организациям) ежегодно представлять территориальным управлениям Росрезерва не позднее 10 января отчет по форме N 12.
Поскольку общество нарушило срок предоставления отчета за 2005 год, суд правомерно удовлетворил требование о взыскании штрафа в размере 20 процентов стоимости материальных ценностей по операциям, с которыми допущено нарушение.
Доводы ответчика о снятии мобилизационного задания не имеют правового значения для настоящего спора, поскольку материальные ценности не реализованы в порядке разбронирования и находились у общества на ответственном хранении. Общество не оспаривает факта несвоевременного представления отчетности а 2005 год, однако полагает, что в связи со снятием мобилизационного задания такая обязанность у него отсутствовала. Вместе с тем согласно пункту 5.4 Инструкции об учете в отчет по форме N 12 включаются все материальные ценности, предусмотренные утвержденной номенклатурой накопления, а также материальные ценности, не входящие в номенклатуру, но фактически находящиеся в мобрезерве. Статьей 2 Закона о резерве определено, что под ответственным хранением материальных ценностей государственного резерва понимается хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей у поставщика (производителя) или получателя (потребителя) без предоставления ему права пользования этими материальными ценностями до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из государственного резерва; под разбронированием материальных ценностей государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва без последующего их возврата; под выпуском материальных ценностей из государственного резерва - реализация или безвозмездная передача материальных ценностей государственного резерва. В силу статьи 8 Закона средства, уплачиваемые получателями материальных ценностей, выпускаемых из государственного резерва в связи с разбронированием, зачисляются в доход федерального бюджета.
Из анализа данных норм следует, что после снятия мобилизационного задания и принятия решения о разбронировании материальных ценностей до их фактической реализации у ответственного хранителя остаются обязанности хранить материальные ценности и в связи с этим вести их учет и предоставлять соответствующую отчетность.
С учетом изложенного доводы жалобы являются несостоятельными. Основания для отмены или изменения решения и постановления по названным доводам не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.10.2007 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2008 по делу N А63-9655/06-С3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 мая 2008 г. N Ф08-2769/2008 "До реализации разбронированных материальных ценностей мобилизационного резерва у ответственного хранителя остаются обязанности их хранить, вести учет и предоставлять соответствующую отчетность"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело