ООО "Ростовская заготовительно-сбытовая база" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов об отказе в установлении лимитов на размещение отходов от 21.08.2007 N 01/4108.
Определением от 14.01.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено МТУ Ростехнадзора по ЮФО).
Решением от 15.02.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.04.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" в редакции, действовавшей в момент утверждения Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО "Ростовская заготовительно-сбытовая база", лицензированию подлежала деятельность по обращению с опасными отходами. Общество осуществляло деятельность по размещению опасных отходов, но такой лицензии не имело, однако в названном проекте взяло на себя обязательство оформить лицензию по обращению с опасными отходами в течение 2006 года. Отсутствие у общества лицензии на осуществление деятельности по размещению опасных отходов препятствовало утверждению лимитов на размещение отходов на 5 лет в силу пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - Правила для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, Правила). Ссылка ООО "Ростовская заготовительно-сбытовая база" (далее - общество) на уведомление от 23.01.2006 N 30-20/299 об утверждении ему лимитов на 5 лет, признана несостоятельной, поскольку из его содержания следует, что сроком на 5 лет утвержден проект нормативов образования отходов, а установление лимитов осуществляется на каждый год действия проекта на основании заявления, подаваемого в Управление Ростехнадзора. Такой порядок ежегодного установления лимитов обусловлен отсутствием в течение второго полугодия 2005 года и в течение 2006 года нормативного регулирования порядка лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и невозможности выполнения требований постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461. В силу этого лимиты на размещение отходов в указанный период утверждались без предоставления лицензии.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что общество не осуществляет деятельность по хранению, транспортировке и использованию опасных отходов и не обязано получать лицензию на осуществление данных видов деятельности, поскольку в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указано, что перемещение осуществляется специальным автотранспортом сторонних организаций - МУ "Чистый город" и НПП "Промэкология". Судами дано неправильное толкование подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления". В нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов (далее - комитет) не представил доказательств, подтверждающих осуществление обществом лицензируемых видов деятельности. Суды не дали правовой оценки несоблюдению комитетом пункта 11 Правила для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В отзывах на кассационную жалобу Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов и МТУ Ростехнадзора по ЮФО просят судебные акты оставить без изменения как соответствующие законодательству и материалам дела.
В судебном заседании стороны поддержали свои доводы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами МТУ Ростехнадзора по ЮФО уведомлением об утверждении лимитов размещения отходов для общества от 23.01.2006 N 30-02/299 сообщило обществу об утверждении "проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО "Ростовская заготовительно-сбытовая база"" сроком на 5 лет. При этом обществу разъяснено, что установление лимитов размещения отходов на каждый конкретный год действия проекта осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" на основании заявления предприятия и подтверждается Ростехнадзором (т. 1, л. д. 32).
26 октября 2006 года обществу выданы лимиты (разрешение) на размещение отходов сроком действия с 01.10.2006 по 30.09.2007 (т. 1, л. д. 33).
14 августа 2007 года в адрес Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов (далее - комитет) обществом направлено заявление о ежегодном подтверждении действия лимитов на размещение отходов (т. 1, л. д. 34). Рассмотрев указанное заявление, комитет письмом от 21.08.2007 N 01/4108 отказал обществу в установлении лимитов со ссылкой на отсутствие лицензии (т. 1, л. д. 9).
Не согласившись с отказом комитета в установлении лимитов, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно подпункту 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.08.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Во исполнение данных положений Правительство Российской Федерации постановлением от 16.06.2000 N 461 утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с пунктом 4 Правил юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно пункту 7 Правил для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа документы, предусмотренные указанной нормой, в том числе: копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что лимиты на размещение отходов устанавливаются на 5 лет при условии ежегодного подтверждения юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.
В пункте 13 Правил указано, что лимиты на размещение опасных отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Таким образом, юридическое лицо, размещающее опасные отходы, должно представить в надзорный орган копию лицензии на осуществление такого вида деятельности.
Из материалов дела видно, что обществу лимит на размещение отходов на 5 лет не утверждался. Согласно уведомлению МТУ Ростехнадзора по ЮФО от 23.10.06 заявителю на 5 лет утвержден проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Обоснование такой позиции уполномоченного органа, вызванное отсутствием детального правого регулирования порядка лицензирования нового вида деятельности - по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, предусмотренному в Федеральном законе "О лицензировании" в редакции от 02.07.2005 вместо прежнего вида лицензируемой деятельности (деятельности по обращению с опасными отходами) изложено в решении арбитражного суда. Нормативные акты Правительства Российской Федерации и Ростехнадзора, обеспечивающие осуществление лицензирования вновь введенного вида деятельности приняты в течение 2006 и в начале 2007 года (постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 45, от 26.08.2006 N 524, от 14.12.2006 N 767, приказ Ростехнадзора от 25.10.2006 N 940). Поэтому в период до принятия необходимых нормативных актов в сфере лицензирования лимиты на размещение отходов предприятиям, деятельность которых подпадала под соответствующее лицензирование, выдавались сроком на 1 год. При отсутствии соответствующей нормативной базы для регулирования нового вида лицензируемой деятельности утверждение юридическим лицам, которым требуется получение соответствующей лицензии, лимитов на размещение отходов на 5 лет привело бы к фактическому разрешению лицензируемой деятельности без получения лицензии.
Судом отклоняется довод кассационной жалобы о том, что Комитет не выполнил возложенной на него обязанности рассмотреть заявление общества и письменно подтвердить неизменность производственного процесса и используемого сырья. В силу названных пробелов в правом регулирования нового вида лицензируемой деятельности обществу установлен лимит на размещение отходов с 01.10.2006 по 30.09.2007. При отсутствии утвержденного на 5 лимита на размещение отходов общество не имело правовых оснований обращаться в комитет с заявлением о ежегодном подтверждении действия лимитов на размещение отходов, в том числе с заявлением о ежегодном подтверждении неизменности производственного процесса и используемого сырья. После 30.09.2007 общество должно было представить в комитет документы на установление лимитов на размещение отходов, в том числе копию лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. При таких обстоятельствах Комитет правомерно отказал в установлении лимитов на размещение отходов, так как при отсутствии утвержденных лимитов продлить прекратившие действие лимиты невозможно, равно как и подтвердить неизменность производственного процесса и используемого сырья на 2007 год.
Судом отклоняется довод кассационной жалобы о том, что общество не осуществляет деятельности по хранению, транспортировке и использованию опасных отходов и не обязано получать лицензию на осуществление данных видов деятельности.
В 2005 году обществом разработан "Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", утвержденный МТУ Ростехнадзора по ЮФО (т. 2, л. д. 48-115). При осуществлении производственной деятельности общество образует 19 видов опасных отходов различного класса. Согласно указанному проекту на предприятии организованы объекты хранения опасных отходов, размещение (хранение) которых осуществляется на территории предприятия в объектах размещения отходов, оборудованных в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, некоторые виды опасных отходов используются предприятием для собственных нужд (отходы упаковочной бумаги, отходы упаковочного гофрокартона, минеральный шлам). В данном проекте предприятие само предусмотрело необходимость оформления лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами (т.2 л. д. 98).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.08.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенному постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 N 607-ст, хранение отходов - это режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения. При хранении отходов необходимо выполнять требуемые условия безопасности для персонала, осуществляющего операции, сопутствующие хранению, и окружающей природной среды. Использование отходов - это деятельность, связанная с утилизацией отходов, в том числе и отходов, появляющихся на последней стадии жизненного цикла любого объекта, направленная на производство вторичной товарной продукции, выполнение работ (услуг) или получение энергии с учетом материало- и энергосбережения, требований экологии и безопасности. Использование отходов охватывает все виды деятельности по вовлечению отходов в хозяйственный оборот путем сбора, сортировки, транспортирования, утилизации (если необходимо, - после соответствующей обработки). Использование отходов включает их применение для производства товаров (вторичной продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии (пункты 5.37. 5.56 и примечания к ним).
В соответствии с пунктом 4.11 стандарта объекты размещения отходов - это полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на определенный срок. То есть все специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях являются объектами размещения отходов, а хранение в них отходов - является размещением отходов.
Таким образом, Закон N 89-ФЗ предусматривает обязательный учет всех объектов размещения отходов и обязательную регистрацию всех объектов размещения отходов в специальных формах учета, которые утверждаются в составе проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в установленном порядке. Отсюда следует, что содержание отходов в зарегистрированных в установленном порядке объектах размещения отходов, расположенных на территории предприятия, является хранением отходов и для осуществления этой операции требуется получение лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Довод общества о том, что оно не занимается сбором, хранением опасных отходов не принимается как противоречащий материалам дела. Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств. Суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, и не вправе переоценивать обстоятельства и доказательства, которые исследованы судами первой и (или) апелляционной инстанций (пункт 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса).
Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не выявлено. Основания к отмене или изменению решения и постановления апелляционной инстанции отсутствуют.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.02.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2008 по делу N А53-21804/2007-С6-47 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 июля 2008 г. N Ф08-4072/2008 "Поскольку предприятие в процессе производственной деятельности осуществляет использование опасных отходов, их хранение в специально оборудованных местах на своей территории, следовательно, оно занимается лицензируемым видом деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и должно получить лицензию на данный вид деятельности"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа" 2008 г., N 5/2008
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело