Предприниматель Мащенко В.В. обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском:
- к администрации г. Сочи (далее - администрация) о признании права собственности на строение (литера А1), состоящее из помещений N 8 площадью 45 кв. м, N 9 площадью 1,2 кв. м, N 10 площадью 19 кв. м, N 11 площадью 7,8 кв. м), строение (литера А2) - помещение N 12 площадью 40,1 кв. м., строение (литера А3) - помещение N 13 площадью 42,1 кв. м, расположенные по адресу: г. Сочи, ул. Островского, 45а (далее - спорное имущество);
- к Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее - регистрационная служба) об обязании провести государственную регистрацию права собственности на спорное имущество;
- к государственному унитарному предприятию Краснодарского края "Крайтехинвентаризация" об обязании внести изменения в технический паспорт на спорное имущество.
К участию в деле в суде первой инстанции в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по землеустройству и землепользованию г. Сочи.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2008 иск удовлетворен. Судебный акт мотивирован тем, что земельный участок, занимаемый спорной недвижимостью, предоставлен истцу в пользование по договору аренды от 18.04.2001 N 4900002167 сроком до 01.01.2050. Возведенные предпринимателем самовольные строения соответствуют требованиям строительных и градостроительных норм и правил, не нарушают права и интересы других лиц и не создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2008 решение от 05.02.2008 отменено, в иске к администрации г. Сочи отказано. В остальной части требований производство по делу прекращено. Судебный акт мотивирован тем, что администрация г. Сочи является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку земельный участок, на котором истец возвел самовольные постройки, относится к землям особо охраняемых природных территорий, является федеральной собственностью. Администрация г. Сочи неправомерно заключила с истцом договор аренды земли. Доказательства согласования договора с территориальным управлением истец не представил. Вывод суда первой инстанции о соответствии самовольных построек строительным и градостроительным нормам и правилам основан на неполно исследованных доказательствах.
В кассационной жалобе Мащенко В.В. просит отменить постановление апелляционной инстанции от 30.04.2008, оставить в силе решение от 05.02.2008. Заявитель не согласен с выводом суда апелляционной инстанции об отсутствии у него вещных прав на земельный участок, занимаемый спорными объектами недвижимости. По мнению заявителя, представленным в материалы дела договором аренды земельного участка от 18.04.2001 N 490000, заключенным с администрацией г. Сочи, подтверждается тот факт, что администрация г. Сочи является собственником земельного участка, занимаемого спорными объектами. Кроме того, проведенной строительно-технической экспертизой установлено, что спорные строения возведены с соблюдением СНиП, не создают препятствия другим лицам и организациям в использовании рядом расположенных строений и земельных участков, не создают угрозу жизни, здоровью и безопасности других граждан.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установили суды, предприниматель Мащенко В.В. является собственником здания магазина площадью 97,6 кв. м (литера А), расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Островского, дом 45а.
18 апреля 2001 года администрация г. Сочи и предприниматель заключили договор аренды, согласно которому последнему для эксплуатации магазина в пользование сроком с 01.01.2000 по 01.01.2050 предоставлен земельный участок площадью 220 кв. м (кадастровый номер 23 :49:002 004 0011 :0010). Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Без получения соответствующей разрешительной документации предприниматель осуществил возведение пристроек к зданию магазина с двух сторон (литеры А1 и А2) и мансарды (литера А3) и обратился с иском к администрации г. Сочи о признании за ним права собственности на указанные строения в порядке статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации применятся к объектам спора, которые отвечают признакам недвижимого имущества и существуют в виде отдельно созданных частей здания (пристроек, надстроек). Определение пристройки как недвижимого имущества дано в Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 N 37: пристройкой называется часть здания, расположенная вне контура его капитальных наружных стен, которая является вспомогательной по отношению к зданию и имеет с ним одну (или более) общую капитальную стену.
Таким образом, если в результате строительных работ, произведенных без разрешения или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, создается недвижимое имущество в виде новых объектов права - частей здания, пристройки или надстройки, к таким объектам применимы правила статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. В этом случае право собственности на прежний объект не прекращается.
Как следует из материалов дела, являясь собственником здания магазина площадью 97,6 кв. м (литера А), Мащенко В.В. возвел пристройки к указанному зданию без получения разрешительной документации. При этом предприниматель полагает, что сам по себе факт самовольного строительства не исключает возможности признания на созданные объекты права собственности, поскольку спорные объекты возведены в границах земельного участка, предоставленного ему в пользование в установленном законом порядке по договору от 18.04.2001 N 4900002167 сроком до 01.01.2050 для эксплуатации магазина. Пристройки возведены с целью осуществления торговой деятельности, что не изменяет целевого назначения земельного участка, и соответствуют градостроительным нормам и правилам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что земельный участок, на котором Мащенко В.В. возведены спорные объекты, находится во второй зоне санитарной охраны курорта.
Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 12.04.1993 N 4766-1 и Совета Министров Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения. Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" одобрена инициатива администрации Краснодарского края об отнесении ряда природных ресурсов побережий Черного и Азовского морей к федеральным природным ресурсам. Перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, курорт Сочи и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Согласно части 6 статьи 2 Федерального закона от 14.05.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю. Истец заявил требования о признании права собственности на самовольные постройки к администрации г. Сочи, которая не является собственником земли.
Установив, что спорный участок находится в границах второй зоны санитарной охраны курорта федерального значения и относится к федеральной собственности в силу закона (статья 17 Земельного кодекса Российской Федерации), суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что иск о признании права собственности на самовольные постройки заявлен к ненадлежащему ответчику.
При таких обстоятельствах в удовлетворении иска отказано правомерно.
Исследование вопроса о наличии у истца прав на земельный участок, необходимых для признания права собственности на самовольные постройки в порядке статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, о соответствии постройки строительным нормам и правилам, об отсутствии нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц имеет значение при условии предъявления иска к надлежащему ответчику.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2008 по делу N А32-17079/2007-22/253 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 12.04.1993 N 4766-1 и Совета Министров Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения. Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" одобрена инициатива администрации Краснодарского края об отнесении ряда природных ресурсов побережий Черного и Азовского морей к федеральным природным ресурсам. Перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, курорт Сочи и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Согласно части 6 статьи 2 Федерального закона от 14.05.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
...
Установив, что спорный участок находится в границах второй зоны санитарной охраны курорта федерального значения и относится к федеральной собственности в силу закона (статья 17 Земельного кодекса Российской Федерации), суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что иск о признании права собственности на самовольные постройки заявлен к ненадлежащему ответчику.
...
Исследование вопроса о наличии у истца прав на земельный участок, необходимых для признания права собственности на самовольные постройки в порядке статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, о соответствии постройки строительным нормам и правилам, об отсутствии нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц имеет значение при условии предъявления иска к надлежащему ответчику."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 июля 2008 г. N Ф08-3534/2008 "Иск о признании права собственности на самовольные постройки заявлен к ненадлежащему ответчику"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело