Индивидуальный предприниматель Шишкина Т.И. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения N 31-02/7036 от 21.11.2007 Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору по Южному федеральному округу (далее - управление) об отказе утвердить лимиты на размещение отходов в связи с отсутствием лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13 февраля 2008 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18 апреля 2008 года, в удовлетворении заявления отказано. Суд пришел к выводу о необходимости получения предпринимателем лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, поскольку в своей производственной деятельности заявитель осуществляет размещение (хранение) опасных отходов.
Предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и признать незаконными решение управления по понуждению к получению лицензии. По мнению заявителя, образование отходов у предпринимателя в процессе осуществления им предпринимательской деятельности не свидетельствует о необходимости получения последним спорной лицензии.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представители предпринимателя и управления поддержали доводы жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что судебные акты, принятые по делу, необходимо отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, основным видом хозяйственной деятельности предпринимателя является организация и осуществление розничной и оптовой торговли отделочными материалами и мебелью.
Предприниматель 13.11.2007 обратился в управление с заявлением об утверждении Проекта нормативов образования и лимитов отходов. Письмом от 21.11.2007 N 31-02/7036 управление отказало предпринимателю в удовлетворении заявления в связи с отсутствием у последнего лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
Предприниматель, не согласившись с отказом, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявления о признании незаконными действий по отказу в утверждении лимитов на размещение отходов, арбитражный суд исходил из того, что указанные отходы являются опасными. Образование отходов производства и потребления на объектах предпринимателя происходит в результате производственной деятельности. Предприниматель осуществляет сбор, складирование (накопление), временное размещение отходов, в том числе опасных, на территории в оборудованных специализированных местах. Представленные предпринимателем договоры подтверждают осуществление сторонними организациями лишь транспортировку, вывоз и захоронение отходов. Таким образом, предприниматель осуществляет размещение и хранение опасных отходов на своей территории.
При рассмотрении дела суд кассационной инстанции руководствуется следующим.
Согласно подпункту 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В пункте 5.26 Межгосударственного стандарта (ГОСТ 30772-2001) "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 N 607-СТ, предусмотрено, что сбор отходов - это деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.
Из материалов дела следует и управлением не оспаривается, что основным видом хозяйственной деятельности предпринимателя является организация и осуществление розничной и оптовой торговли отделочными материалами и мебелью. В результате осуществления данной деятельности образуются отходы (ртутные лампы и ртутьсодержащие отходы, мусор от бытовых помещений, мусор от уборки территории, отходы полиэтилена в виде пленки, отходы упаковочного гофрокартона, отходы пластмассовой пленки незагрязненной). По мере образования отходы вывозятся и утилизируются сторонними организациями (МУ "Чистый город", ООО "Промэкология") на основании заключенных с ними договоров. Какую-либо предпринимательскую деятельность по сбору, транспортировке, утилизации отходов предприниматель не осуществляет и прибыли от такой деятельности не получает.
При таких обстоятельствах у предпринимателя отсутствует обязанность по получению лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами. Сбор и хранение отходов в результате осуществления основной производственной деятельности не является подлежащей лицензированию деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Позиция управления о том, что любой хозяйствующий субъект должен иметь лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" о необходимости представления такой лицензии для утверждения лимитов на размещение опасных отходов, является ошибочным.
Как следует из пункта 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов необходима только для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
На основании изложенного, учитывая, что фактические обстоятельства исследованы судом полностью, а нормы материального права применены неправильно, суд кассационной инстанции считает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13 февраля 2008 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2008 года по делу N А53-23137/2007-С4-19 отменить.
Признать незаконным решение Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору по Южному федеральному округу об отказе предпринимателю Шишкиной Т.И. в подтверждении лимитов на размещение отходов в связи с отсутствием лицензии, выраженное в письме от 21.11.2007 N 31-02/7036.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 июля 2008 г. N Ф08-4209/2008 "Сбор и хранение отходов в результате осуществления основной производственной деятельности не является деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и не подлежит лицензированию"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело