город Ростов-на-Дону |
дело N А53-23137/2007-С4-19 |
18 апреля 2008 г. |
15АП-1726/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Ивановой Н.Н., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Синдинская Оксана Юрьевна по доверенности от 06.12.2007 г.,
от заинтересованного лица: заместитель начальника отдела государственного экологического контроля Рыбянец Сергей Николаевич по доверенности от 12.03.2008 г. N 26д, удостоверение N 289 от 20.09.2006 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шишкиной Татьяны Ивановны
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.02.2008г. по делу N А53-23137/2007-С4-19
по заявлению индивидуального предпринимателя Шишкиной Татьяны Ивановны
к заинтересованному лицу Межрегиональному территориальному управлению технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Южному Федеральному округу
о признании незаконным решения об отказе в подтверждении лимитов на размещение отходов,
принятое в составе судьи Колесник И.В.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шишкина Татьяна Ивановна обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Южному федеральному округу (МТУ Ростехнадзора по ЮФО) о признании незаконным решения N 31-02/7036 от 21.11.2007 г. об отказе в подтверждении лимитов на размещение отходов индивидуальному предпринимателю Шишкиной Т.И.
Решением суда от 13.02.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что деятельность по размещению опасных отходов, является лицензируемой, соответствующей лицензии предприниматель не имеет, в связи с чем оснований для удовлетворения требований ИП Шишкиной Т.И. не имеется.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель Шишкина обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК Ф. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что оборотом, обезвреживанием, транспортированием и размещением отходов не занимается, а накопление отходов, образующихся в результате основной производственной деятельности общества и передаваемых в последующем на предприятия, имеющие лицензию, для утилизации, лицензированию не подлежит.
В отзыве на апелляционную жалобу МТУ Ростехнадзора по ЮФО просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, в соответствии с действующим законодательством деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. На территории предпринимателя Шишкиной Т.И. организованы объекты хранения опасных отходов, зарегистрированные в соответствии с требованиями законодательства. Данное обстоятельство, по мнению МТУ Ростехнадзора по ЮФО, свидетельствуют об осуществлении предпринимателем операции с опасными отходами, входящей в состав лицензируемого вида деятельности, а именно: размещение (хранение) отходов в оборудованных для этих целей объектах.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали изложенные выше доводы.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела, предприниматель Шишкина Т.И. обратилось с письмом от 13.11.07 N 75 к МТУ Ростехнадзора по ЮФО, в котором просила подтвердить лимиты на размещение отходов согласно проекту, разработанному ООО "Ростовский НТЦ природопользования и природоохранных работ".
Письмом от 21.11.07 N 31-02/7036 МТУ Ростехнадзора по ЮФО отказало предпринимателю в подтверждении лимитов на размещение отходов в связи с отсутствием лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (л.д. 8 т.1).
Данный отказ оспорен предпринимателем в судебном порядке.
В силу п.2 ст. 201 АПК РФ основанием для признания незаконным решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является несоответствие его закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом формулировка приведенной статьи закона свидетельствует о том, что удовлетворение заявленных предпринимателем требований возможно только в случае одновременного выполнения двух закрепленных в ней условий (то есть как несоответствия оспариваемого обществом письма требованиям действующего законодательства, так и нарушения данным письмом прав и законных интересов заявителя).
Принимая решение, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ предпринимателю в утверждении лимитов размещения отходов по мотивам отсутствия у заявителя лицензии на осуществление данного вида деятельности соответствует требованиям действующего законодательства.
Так, материалами дела подтверждается и заявителем жалобы не оспаривается, что в процессе производственной деятельности предпринимателя Шишкиной Т.И. образуются 6 видов опасных производственных отходов 1, 4 и 5 класса опасности (л.д. 33, 131-132 т.1). Образование отходов производства и потребления на объектах предпринимателя происходит в результате осуществления предпринимателем своей непосредственной деятельности (торговли), а также освещения и уборки площадей, занимаемых предпринимателем. Шишкина Т.И. осуществляет сбор, складирование (накопление), временное размещение отходов, в том числе опасных, на своей территории в оборудованных специализированных местах (л.д.149-152 т.1). Представленные предпринимателем договоры подтверждают осуществление сторонними организациями лишь приема ртутьсодержащих отходов на утилизацию и организацию работы по удалению ТОП (л.д. 11, 13, 14 т.1). Иных операций с отходами представленные договоры не предусматривают, а следовательно, ИП Шишкина Т.И. осуществляет размещение в виде хранения опасных отходов на своей территории, а также доставку их на утилизацию.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под опасными отходами понимаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Согласно пункту 1 статьи 18 названного Закона в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Постановлением от 16.06.2000г. N 461 Правительство Российской Федерации утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В силу пункта 4 Правил юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают и представляют на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
На основании пункта 7 Правил для утверждения лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа заявление, копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В пункте 13 Правил предусмотрено, что лимиты на размещение опасных отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Следовательно, предприниматель и юридическое лицо, размещающие опасные отходы, должны представить в надзорный орган копию лицензии на осуществление такого вида деятельности.
В пункте 74 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статье 9 Закона размещение опасных отходов названо лицензируемым видом деятельности, а потому осуществление деятельности по размещению (хранению) в отсутствие предусмотренной законом лицензии является нарушением действующего законодательства. Материалами дела подтверждается, что лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов предприниматель Шишикина Т.И. не имеет, копия соответствующей лицензии вместе с заявлением о подтверждении действия лимитов на размещение отходов заявителем не представлена.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что отказ предпринимателю в подтверждении лимитов на размещение отходов соответствует законодательству РФ, а потому оснований для удовлетворения требований Шишкиной Т.И. о признании соответствующего отказа незаконным не имеется.
Довод предпринимателя о том, что она не занимается размещением опасных отходов, подлежит отклонению как противоречащий материалам дела.
Из положений Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ, ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", СанПин 2.1.7.322-03 (определяющих понятия хранения отходов и объектов размещения отходов), следует, что временное содержание предпринимателем на специально предназначенных для этого объектах опасных отходов подпадает под признаки хранения соответствующих отходов, являющегося неотъемлемой частью такой операции с опасными отходами, как их размещение. То обстоятельство, что производственные отходы являются следствием основной деятельности предпринимателя Шишкиной Т.И., не опровергает факта осуществления последней их хранения (временного размещения на своей территории), то есть лицензируемого вида деятельности, а отсутствие финансовых результатов от такой деятельности не имеет значения для данного спора, поскольку действующее законодательство не связывает обязанность по получению требуемой лицензии с фактом извлечения доходов от операций по размещению опасных отходов.
Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований к его отмене не установлено.
Госпошлина по апелляционной жалобе в силу ст. 110 АПК РФ относится на заявителя и была уплачена предпринимателем Шишкиной Т.И. при подаче апелляционной жалобы (квитанция от 13.03.2008 г. - т.2 л.д. 8).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Ростовской области от 13 февраля 2008 года оставить без изменения. В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.И. Золотухина |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-23137/2007-С4-19
Истец: Шишкина Татьяна Ивановна
Ответчик: МТУ Ростехнадзора по ЮФО
Третье лицо: Шишкина Татьяна Ивановна