ООО "Трейдинг-Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "555" об устранении препятствий во владении земельным участком площадью 670 кв. м (кадастровый номер 23:49:02 04 015:0033), расположенным в районе второго блока галереи по ул. Навагинская, 3, в Центральном районе г. Сочи, а также возложении на истца обязанности по демонтажу и сносу торговых павильонов, расположенных на указанном земельном участке.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Сочи (далее - администрация), МУП "Дирекция по эксплуатации торговой галереи", Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным (государственным) имуществом по Краснодарскому краю.
Решением от 18.10.2007 иск удовлетворен. Суд исходил из того, что общество является законным владельцем земельного участка (арендатором) и вправе требовать устранения препятствий, возникающих при его использовании.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.03.2008 решение от 18.10.2008 отменено, в иске отказано. Суд апелляционной инстанции установил, что спорный земельный участок отнесен к особо охраняемым природным территориям и является федеральной собственностью. Администрация неправомерно распорядилась спорным земельным участком, поэтому договор аренды, заключенный с ответчиком, является ничтожным. Поскольку ответчик не является законным владельцем спорного земельного участка, он не вправе требовать его освобождения, в том числе путем демонтажа и сноса, расположенных на нем временных построек.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление и оставить в силе решение. Заявитель полагает, что администрация правомерно распорядилась спорным земельным участком, предоставив его в аренду обществу, поскольку государственная собственность на землю не разграничена. Общество сослалось на отсутствие доказательств, свидетельствующих об отнесении спорного земельного участка к федеральной собственности. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что земли муниципального образования город Сочи изъяты решением Правительства Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р утвержден перечень природных объектов, но не границы этих объектов. Поскольку отсутствуют утвержденные в установленном порядке положения о курортах, определить, какие именно курорты в границах муниципального образования город Сочи входят в Сочинский курортный регион, по мнению заявителя, невозможно. Документы, устанавливающие границы санитарных округов на все территорию муниципального образования, также отсутствуют. Суд не учел, что спорный земельный участок относится к землям поселений.
В отзыве на жалобу ООО "555" указывает на законность постановления апелляционной инстанции и просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители общества и ООО "555" поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и выслушав представителей общества и ООО "555", Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "555" установило стационарный объект мобильной торговли на земельном участке площадью 7,5 км. м, расположенном по адресу: г. Сочи, Центральный район, торговая галерея п4-008.
Постановлением главы администрации г. Сочи от 23.05.2005 N 1742 "О предоставлении ООО "Трейдинг-Сервис" земельного участка для строительства универсального торгового центра фирмы "Труссарди" в районе второго блока торговой галереи по ул. Навагинской в Центральном районе" из земельного участка общей площадью 4 613 кв. м, находящегося в пользовании МУП "Дирекция по эксплуатации торговой галереи", с согласия землепользователя изъят и предоставлен в аренду обществу сроком на три года земельный участок площадью 461 кв. м, расположенный в районе второго блока торговой галереи по ул. Навагинской в Центральном районе г. Сочи.
30 мая 2005 года администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды N 4900003523 земельного участка площадью 670 кв. м (кадастровый номер 23:49:02 04 015:0033) для строительства универсального торгового центра фирмы "Труссарди" в районе второго блока торговой галереи по ул. Навагинской в Центральном районе г. Сочи сроком до 01.06.2008.
Общество, полагая, что ООО "555" незаконно использует земельный участок, обратилось в арбитражный суд с иском.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные статьями 301 - 304 Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (статья 305 Кодекса).
Негаторный иск может быть удовлетворен при доказанности: наличия права собственности или иного вещного права у истца, наличия препятствий в осуществлении его права, а также обстоятельств, свидетельствующих о том, что именно ответчиком чинятся препятствия в пользовании его имуществом, не соединенные с лишением владения.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции установил, что администрация неправомерно распорядилась спорным земельным участком, относящимся к федеральной собственности.
Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров Российской Федерации N 337 от 12.04.1993 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения. Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" одобрена инициатива администрации Краснодарского края об отнесении ряда природных ресурсов побережий Черного и Азовского морей к федеральным природным ресурсам.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", Федеральными законами "Об особо охраняемых природных территориях" и "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение. Границы округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Сочи установлены, и спор по границам отсутствует.
В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Согласно статье 96 Земельного кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно статье 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом. По правилам статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Суд апелляционной инстанции установил, что спорный земельный участок находится в границах второй зоны санитарной охраны курорта федерального значения, относится к особо охраняемым природным территориям и является федеральной собственностью. Администрация распорядилась земельным участком, не имея на это полномочий. Договор аренды от 30.05.2005 N 4900003523 является недействительным (ничтожным) в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, у общества отсутствуют права на земельный участок, в защиту которых предъявлен иск, поэтому суд апелляционной инстанции правомерно отказал в иске.
Доводы, изложенные в жалобе, подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку выводов, сделанных судом по результатам установленных обстоятельств по спору, что по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суд апелляционной инстанций правильно применил нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Основания для изменения или отмены постановления апелляционной инстанции по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2008 по делу N А32-12678/2006-9/343 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 сентября 2008 г. N Ф08-4441/2008 "Суд апелляционной инстанции, установив, что спорный земельный участок находится в границах второй зоны санитарной охраны курорта федерального значения, относится к особо охраняемым природным территориям и является федеральной собственностью, сделал правомерный вывод, что администрация неправомерно распорядилась земельным участком"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело