Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 7 ноября 2008 г. N Ф08-6656/2008
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 февраля 2008 г. N Ф08-504/2008-164А
ООО "Муниципальная страховая компания г. Краснодара - Медицина" (далее - страховая компания) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 15.02.07 N 22-23/3 в части начисления 1 472 551 рубля налога на прибыль и 294 510 рублей штрафа в связи с исключением из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 2005 год, резерва финансирования предупредительных мероприятий в размере 6 135 629 рублей.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Краснодарский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2007 решение суда отменено, в удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.02.2008 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационный суд указал, что, определяя налоговую базу по налогу на прибыль, суды не учли требования, предусмотренные пунктами 8 и 10 Положения о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 (далее - Положение N 1018), пунктом 4.7.4 Методических рекомендаций по установлению территориальными фондами обязательного медицинского страхования нормативов финансовых резервов и расходов на ведение дела для страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденных приказом Федерального фонда ОМС от 17.03.1999 N 20 (далее - Методические рекомендации по установлению нормативов финансовых резервов и расходов) и пунктом 2.1.3 Положения по формированию и использованию страховых резервов и расходов на ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование граждан на территории Краснодарского края, утвержденного Правлением Краснодарского территориального фонда ОМС (протокол от 17.02.2005 N 1 (61)) (далее - Положение по формированию и использованию страховых резервов и расходов).
При новом рассмотрении суду предписано установить, как фактически страховая компания сформировала резерв предупредительных мероприятий, какие средства включило в этот резерв и определить их правовую природу; истребовать в материалы дела приложение N 13 к акту выездной налоговой проверки от 13.11.06 N 22-23/16 и дать ему оценку; проверить довод страховой компании и ФОМС о том, что формирование страховых резервов нельзя производить после уплаты налога на прибыль, так как после его уплаты остается чистая прибыль, исключительное право распоряжения которой принадлежит участникам заявителя; исследовать вопрос о вине страховой компании при оценке правомерности привлечения его к ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации и проверить его доводы о том, что отчисления в резерв предупредительных мероприятий и резерв оплаты медицинских услуг за счет сумм неполной оплаты он учитывал для целей налогообложения прибыли, руководствуясь письмами Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации, Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации и Управления ФНС по Краснодарскому краю.
Решением суда первой инстанции от 10.06.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.08.2008, заявление удовлетворено, решение налоговой инспекции в оспариваемой части признано недействительным.
Судебные акты мотивированы тем, что страховая компания правомерно сформировала резерв финансирования предупредительных мероприятий, в том числе, за счет сумм, оставшихся в распоряжении заявителя в связи с неоплатой медицинских услуг по результатам экспертизы качества медицинской помощи, и отнесла указанные суммы на расходы по налогу на прибыль.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявления.
Податель жалобы полагает, что суммы, оставшиеся в распоряжении страховой компании в связи с неоплатой медицинских услуг по результатам экспертизы качества медицинской помощи, по смыслу Положения N 1018 не связаны с формированием страховых резервов, являются санкцией за нарушение договорных обязательств и подлежат включению в состав внереализационных доходов заявителя. Эти суммы могут быть направлены на формирование страховых резервов после налогообложения и не учитываются в составе расходов.
В отзывах на кассационную жалобу страховая компания и ФОМС просят судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители страховой компании и налоговой инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку страховой компании за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, в ходе которой установила, что заявитель включил в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 2005 год, 6 135 629 рублей резерва финансирования предупредительных мероприятий, в связи с чем не уплатила 1 472 551 рубль налога на прибыль за 2005 год.
По результатам проверки составлен акт от 13.11.2006 N 22-23/16 и принято решение от 15.02.07 N 22-23/3, которым страховой компании, в частности, начислено 1 473 551 рубль налога на прибыль за 2005 год и 294 510 рублей штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение налоговой инспекции в этой части в арбитражный суд.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Суды на основании пункта 2 статьи 294.1 Налогового кодекса Российской Федерации правильно исходили из того, что к расходам страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, учитываемых при налогообложении налогом на прибыль, в числе прочего, относятся расходы, понесенные указанными организациями при осуществлении страховой деятельности по обязательному медицинскому страхованию, в том числе суммы отчислений в страховые резервы (резерв оплаты медицинских услуг, запасной резерв, резерв финансирования предупредительных мероприятий).
Налоговый кодекс Российской Федерации не регулирует условия и порядок формирования страховых резервов страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование.
В соответствии с пунктом 7 положения N 1018 страховые платежи по обязательному медицинскому страхованию, поступившие от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с заключенными страховой медицинской организацией договорами, используются на оплату медицинских услуг, на расходы по ведению дела по обязательному медицинскому страхованию, формирование резервов (оплаты медицинских услуг, финансирования предупредительных мероприятий и запасной) и оплату труда работников, занятых обязательным медицинским страхованием.
Страховые резервы медицинских страховых организаций по обязательному медицинскому страхованию формируются из полученных страховых платежей в порядке и на условиях, устанавливаемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования. Резервы, образуемые страховой медицинской организацией, не подлежат изъятию в соответствующие бюджеты (пункт 8).
По окончании отчетного периода определяются финансовые результаты проведения обязательного медицинского страхования путем сопоставления доходов и расходов.
Сумма превышения доходов над расходами направляется на пополнение резервов в порядке и размерах, устанавливаемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования, кроме сэкономленных средств на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, которые являются доходом страховой медицинской организации (пункт 10).
Пунктом 2 Методических рекомендаций по установлению нормативов финансовых резервов и расходов, действовавших в проверяемый период, определено, что резерв финансирования предупредительных мероприятий является целевым специализированным резервом, то есть средствами, формируемыми страховой медицинской организацией для финансирования мероприятий по снижению заболеваемости среди населения, повышению качества и доступности медицинской помощи и других мероприятий, способствующих снижению затрат на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Страховая медицинская организация до определения финансовых результатов на основании специальных расчетов определяет суммы отчислений в резервы по обязательному медицинскому страхованию (оплаты медицинских услуг, запасной, финансирования предупредительных мероприятий), а также суммы возврата страховых резервов, отчисленных в предыдущие периоды. Порядок образования и использования резервов по обязательному медицинскому страхованию устанавливается территориальным фондом обязательного медицинского страхования на основании постановления Правительства Российской Федерации (пункт 4.7.4).
Источниками формирования данного резерва являются, в том числе, 70 процентов средств, остающихся в страховой медицинской организации после неполной оплаты счетов лечебно-профилактических учреждений по результатам экспертной оценки качества оказанной медицинской помощи (пункт 2).
Аналогичное положение содержится в пункте 2.1.3 Положения по формированию и использованию страховых резервов и расходов.
С учетом изложенного, установив, что страховая компания с соблюдением указанных нормативных актов сформировала резерв финансирования предупредительных мероприятий за счет сумм, оставшихся в распоряжении налогоплательщика в связи с неоплатой медицинских услуг по результатам экспертизы качества медицинской помощи, суды сделали правомерный вывод о том, что заявитель обоснованно отнес указанные суммы на расходы по налогу на прибыль.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм права и получили надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела судебными инстанциями, в связи с чем подлежат отклонению.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
В соответствии со статьями 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17 и 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию, перечислившую в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей платежным поручением от 17.09.2008 N 730.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.06.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2008 по делу N А32-4308/2007-19/98 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 ноября 2008 г. N Ф08-6656/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело