Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Республике Северная Осетия-Алания (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия преобразована в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО "Мобильные телесистемы" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением от 08.07.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.09.2008, общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса в виде 30 тыс. рублей штрафа. Судебные акты мотивированы тем, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленного требования. По мнению общества, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения; органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации не вправе проводить контрольную закупку; вина общества в совершении правонарушения отсутствует, поскольку правонарушение совершено другим лицом (дилером), обязанным по договору от 01.01.2007 N 5-ОРС-РСО совершать от имени и за счет общества действия, связанные с оказанием услуг связи.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представитель управления - отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что в удовлетворении кассационной жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, сотрудники Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания провели проверку общества по вопросу соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи. В ходе проверки 16.05.2008 проведена проверочная закупка трех абонентских номеров сети "МТС" стоимостью 150 рублей каждый и установлено, что общество осуществляет подключение новых абонентов без заключения договора, что является нарушением раздела II Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N 328 (далее - Правила), и требований Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 (далее - Правила взаимодействия).
Поскольку в действиях общества обнаружены признаки административного правонарушения, материалы проверки переданы в уполномоченный орган в порядке пункта 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса.
10 июня 2008 года управление составило протокол об административном правонарушении N 040 и материалы административного дела направило в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
При рассмотрении дела судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности. Данный вывод соответствует установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно разделу XI Перечней лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, лицензионными условиями осуществления деятельности в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи являются, в том числе оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации; обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
На территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации. Договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи (статьи 44, 45 Закона о связи).
В соответствии с пунктами 14 и 15 Правил услуги подвижной связи оказываются на основании возмездных договоров. Сторонами по договору выступают гражданин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, с одной стороны, и оператор связи, с другой стороны. Договор заключается в письменной форме в двух экземплярах и подписывается сторонами. Подпись лица, уполномоченного оператором связи на заключение договора, должна быть заверена печатью оператора связи или организации, уполномоченной оператором связи на заключение договора от его имени.
Базы данных об абонентах оператора связи и оказанных им услугах связи должны содержать следующую информацию об абонентах оператора связи: фамилия, имя, отчество, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, представленные при личном предъявлении абонентом указанного документа, - для абонента- гражданина; наименование (фирменное наименование) юридического лица, его место нахождения, а также список лиц, использующих оконечное оборудование юридического лица, заверенный уполномоченным представителем юридического лица, в котором указаны их фамилии, имена, отчества, места жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, - для абонента- юридического лица; сведения баз данных о расчетах за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов (пункт 14 Правил взаимодействия).
Судебные инстанции установили, что подключение абонентов к телефонной сети осуществлялось посредством реализации телефонных номеров сети "МТС" без заключения договора.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность. Таким образом, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о нарушении обществом нормативных правовых актов в области лицензируемого вида деятельности.
Суды рассмотрели довод общества об отсутствии вины в совершении правонарушения и правомерно его отклонили по следующим основаниям.
Согласно пункту 24 Правил оператор связи вправе поручить третьему лицу заключить договор от имени и за счет оператора связи, а также осуществлять расчеты с абонентом от имени оператора связи. По договору, заключенному третьим лицом от имени и за счет оператора связи, права и обязанности возникают непосредственно у оператора связи.
По правовой природе договор от 01.01.2007 N 5-ОРС-РСО, заключенный обществом и предпринимателем Гуриевой М.Б., является агентским.
По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала (статья 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, лицензия носит персонифицированный характер. Следовательно, для общества как лицензиата выполнение лицензионных требований и условий обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Как установлено в части 3 статьи 28.1 Кодекса, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 указанной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В каждом случае вопрос о достаточности данных для возбуждения дела об административном правонарушении разрешается уполномоченным лицом по своему внутреннему убеждению.
В рассматриваемом случае поводом к возбуждению управлением дела об административном правонарушении явились поступившие из Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания материалы, содержащие данные, указывающие на наличие в действиях общества состава административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу.
Нормы права применены судами правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и апелляционного постановления по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 08.07.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2008 по делу N А61-1058/2008-4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 декабря 2008 г. N Ф08-7534/2008 "Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело