ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Министерству финансов Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения администрации г. Минеральные Воды и Минераловодского района (далее - управление) и Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю о взыскании 232 676 рублей 72 копеек выпадающих доходов, возникших в связи с предоставлением населению в марте - ноябре 2004 года льгот по оплате услуг водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон о реабилитации).
До принятия решения предприятие заявило ходатайство о замене ответчиков: Минфина России на Российскую Федерацию в лице Минфина России и Минфина Ставропольского края - на Ставропольский край в лице Минфина Ставропольского края.
Решением от 16.06.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.09.2008, с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу предприятия взыскано 232 676 рублей 72 копейки расходов на предоставление льгот. В иске к остальным ответчикам отказано. Суд установил, что субвенции, выделенные из федерального бюджета Ставропольскому краю на реализацию Закона о реабилитации в 2004 году, в полном объеме использованы по целевому назначению. Материалами дела не подтверждено наличие неиспользованного остатка по выделенным из федерального бюджета субвенциям. Поскольку финансирование реализации Закона о реабилитации не обеспечено в полном объеме, иск удовлетворен за счет казны Российской Федерации.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель указывает, что в 2004 году Ставропольскому краю выделялись субвенции в размере 24 106 тыс. рублей. Расходы организаций, предоставляющих коммунальные услуги, подлежат финансированию за счет бюджетов субъектов и муниципальных образований. Минфин России обязательства по финансированию льгот в соответствии с Законом о реабилитации исполнил в полном объеме.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 12.03.2004 предприятие и управление заключили договор N 2/04-п о компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг водоснабжения и водоотведения в соответствии с Законом о реабилитации.
При рассмотрении спора суды установили, что предприятие в 2004 году предоставляло гражданам г. Минеральные Воды и Минераловодского района льготы по оплате 50% стоимости услуг водоснабжения и водоотведения в соответствии с Законом о реабилитации. В связи с тем, что затраты по предоставлению льгот в размере 232 676 рублей 72 копеек не компенсированы, предприятие обратилось в арбитражный суд.
В обоснование заявленного требования предприятие представило списки (реестры) лиц, пользующихся льготами по оплате коммунальных услуг, заверенные управлением; документы, на основании которых предоставлялись льготы гражданам (копии удостоверений и справок лиц, имеющих право на льготу); акты сверок; справку о задолженности федерального бюджета, составленную в порядке, установленном постановлением Правительства Ставропольского края от 26.05.2005 "О проведении инвентаризации задолженности перед организациями, предоставляющими льготы отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством".
Согласно пункту "ж" статьи 16 Закона о реабилитации реабилитированные лица и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных законодательством. В силу статьи 17 Закона порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитируемым лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, расходы, связанные с предоставлением льгот таким лицам, подлежат компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением понесенных расходов из федерального бюджета. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона (далее - Правила). Действие данного акта продлено на 2004 год постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85. Указанными Правилами установлено, что расходы, связанные с реализацией Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в фонде компенсаций на соответствующий финансовый год. Предоставление субвенций осуществляет Минфин России на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные доказательства, суд установил, что в спорный период Минфин Ставропольского края в полном объеме выполнил обязанность по финансированию расходов, связанных с реализацией Закона о реабилитации, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели. Задолженность образовалась в связи с превышением размера фактических расходов на предоставление льгот над установленными лимитами выделенных Ставропольскому краю средств федерального бюджета.
В силу бюджетного законодательства в связи с принятием федеральных законов расходные обязательства возникают у Российской Федерации. Установив, что расходы на реализацию Закона о реабилитации превысили размер предоставленной субъекту Российской Федерации на эти цели финансовой помощи (субвенции), суд правомерно возложил обязанность по компенсации убытков на Российскую Федерацию. Этот вывод соответствует разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (пункты 17, 18 постановления).
Довод Минфина России о том, что расходы организаций, предоставляющих коммунальные услуги, подлежат финансированию за счет бюджетов субъектов и муниципальных образований, противоречит названным разъяснениям.
Суд всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства и пришел к правильным выводам. Основания для отмены или изменения судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.06.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2008 по делу N А63-287/08-С3-18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 декабря 2008 г. N Ф08-7247/2008 "Расходы на реализацию федеральных законов, устанавливающих льготы по оплате коммунальных услуг, компенсируются предоставившим льготы предприятиям за счет казны РФ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело