Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 20 февраля 2009 г. N А18-689/2008
(извлечение)
ООО "Ангушт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной налоговой инспекции N 1 по Республике Ингушетия (далее - налоговая инспекция) от 31.07.2008 N 1/53 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 30 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 25 сентября 2008 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26 ноября 2008 года, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты. В обоснование жалобы указывается на то, что налоговой инспекцией проведена контрольная закупка, полномочиями на проведение которой она не обладает.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции просил жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, принятые по делу судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией, на основании поручения от 14.07.2009 N 172, 14.07.2008 проведена проверка принадлежащего обществу магазина "Ангушт", расположенного по адресу: г. Назрань, ул. Фабричная, по вопросу соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов. В ходе проверки установлен факт неприменения ККМ при покупке товара (двух банок чая "Липтон" по цене 24 рубля, на общую сумму 48 рублей). По результатам проверки составлен акт от 14.08.2008 N 00000251 и акт покупки от 14.08.2008 N 172.
По данному факту в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 24.07.2008 N 1/53 и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса в виде 30 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из следующего.
В силу статьи 2 Закона 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с абзацем 4 статьи 5 Закона организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой чеки.
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин является административным правонарушением, ответственность за совершение которого установлена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт неприменения контрольно-кассовой машины при осуществлении наличных денежных расчетов за приобретенную продукцию (двух банок чая "Липтон" общей стоимостью 48 рублей) подтверждается актом проверки от 14.07.2008 N 00000251, актом покупки от 14.07.2008 N 172, протоколом об административном правонарушении от 24.07.2008 N 1/53.
При рассмотрении дела суд сделал правильный вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения и правомерно отказал в удовлетворении требований.
Довод кассационной жалобы о проведении налоговой инспекцией контрольной закупки подлежит отклонению ввиду следующего.
Право налоговых органов проводить проверки организаций и индивидуальных предпринимателей на предмет применения ими контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов закреплено в статье 7 Закона. При этом названным Законом не предусмотрено, что такие проверки должны совершаться только на основании проверочной закупки, проведение которой возможно исключительно в рамках Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". В данном случае в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что при осуществлении проверки соблюдения обществом требований Закона налоговой инспекцией проводилась именно контрольная закупка. Законом не ограничено право должностных лиц налогового органа приобретать товары и получать услуги в целях проведения проверки. В материалы дела не представлены данные о возвращении купленного товара и получении налоговой инспекцией денежных средств, следовательно, приобретая товар (две банки чая "Липтон"), сотрудники налоговой инспекции выступали в роли обычных покупателей, а не осуществляли контрольную закупку.
Нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности не выявлены.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение постановления суда апелляционной инстанции по основаниям статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 25 сентября 2008 года и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2008 года по делу N А18-689/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право налоговых органов проводить проверки организаций и индивидуальных предпринимателей на предмет применения ими контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов закреплено в статье 7 Закона. При этом названным Законом не предусмотрено, что такие проверки должны совершаться только на основании проверочной закупки, проведение которой возможно исключительно в рамках Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". В данном случае в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что при осуществлении проверки соблюдения обществом требований Закона налоговой инспекцией проводилась именно контрольная закупка. Законом не ограничено право должностных лиц налогового органа приобретать товары и получать услуги в целях проведения проверки. В материалы дела не представлены данные о возвращении купленного товара и получении налоговой инспекцией денежных средств, следовательно, приобретая товар (две банки чая "Липтон"), сотрудники налоговой инспекции выступали в роли обычных покупателей, а не осуществляли контрольную закупку."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 февраля 2009 г. N А18-689/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2009 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-689/08
04.09.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 4299/09
27.04.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 4299/09
01.04.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4299/09
20.02.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А18-689/2008
26.11.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2260/08
25.09.2008 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-689/08