ООО "ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району Краснодарского края (далее - инспекция) от 20.06.2008 N 85 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 40 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 08.09.2008, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009, в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества имеется состав вменяемого ему правонарушения, процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении инспекцией не допущены.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы считает, что факт совершения обществом правонарушения не подтверждается материалами дела. Помещение оператора АЗС изолировано от других торговых мест, дверь заперта с внутренней стороны. Судебные инстанции не исследовали вопрос о соответствии операторной при АЗС требованиям в части оборудования касс. В кассе хранились деньги в пределах лимита, который составляет 250 000 тыс. рублей.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель инспекции в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании поручения от 04.05.2008 N 71 сотрудники инспекции в целях проверки порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций провели осмотр автозаправочной станции (обособленного подразделения общества), расположенной на трассе Тимашевск - Славянск-на-Кубани, и выявили наличные денежные средства в сумме 148 572 рублей 25 копеек, хранившиеся в сейфе в помещении оператора, которое не соответствует требованиям изложенным в Приложении N 3 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации). Результаты проверки зафиксированы в протоколе осмотра от 04.05.2008 N 001150, акте от 22.05.2008 и протоколе об административном правонарушении от 09.06.2008 N 004936.
По итогам рассмотрения результатов проверки инспекция вынесла постановление от 20.06.2008 N 85 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса в виде 40 тыс. рублей штрафа.
Общество обжаловало постановление инспекции в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, судебные инстанции исходили из наличия в действиях общества объективной стороны правонарушения по статье 15.1 Кодекса
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам и основаны на правильном применении норм права.
Статьей 15.1 Кодекса установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение порядка работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций, выразившихся, в том числе в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, в виде штрафа в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
Общество привлечено к административной ответственности за несоблюдение порядка хранения денежной наличности - в нарушение пункта 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации в проверенной АЗС отсутствует оборудованная касса, а помещение операторной, в котором находилась выручка и производятся расчеты с работниками АЗС по заработной плате, не соответствует требованиям, изложенным в Приложении N 3 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации.
Пунктом 3 Порядка установлена обязанность каждого предприятия иметь кассу для осуществления расчетов наличными деньгами.
Согласно пункту 29 данного Порядка руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке из учреждения банка и сдаче в банк.
Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий установлены в Приложении N 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2 и 3 данного Приложения для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно быть изолированным от других помещений; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки и открывающуюся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; в обязательном порядке иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; оснащено средствами механической защиты и охранной сигнализацией.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на момент проверки АЗС отсутствовало помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денежных средств, которое соответствовало перечисленным требованиям. Выявленные при проверке денежные средства, составляющие выручку за два рабочих дня (03.05.2008 и 04.05.2008) находились в сейфе, не прикрепленном к полу и стене металлическими ершами, в необорудованном сигнализацией помещении оператора, вход в которое оснащен лишь одной дверью.
Наличие у АЗС статуса обособленного структурного подразделения не освобождает общество от обязанности организовать ведение расчетов наличными деньгами по месту нахождения АЗС с соблюдением установленных требований.
Таким образом, судебные инстанции сделали правильный вывод о наличии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения, поэтому общество обоснованно привлечено к административной ответственности. Процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении не выявлены.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Судебные инстанции данные требования закона выполнили надлежащим образом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, поэтому у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах его компетенции отсутствуют правовые основания для переоценки выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку доказательств по делу.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.09.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 по делу N А32-17342/2008-59/214-103АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 марта 2009 г. N А32-17342/2008-59/214-103АЖ "Материалами дела подтверждается осуществление расчета наличными денежными средствами в помещении, не отвечающем требованиям о надлежащем оборудовании кассовой комнаты, поэтому судебные инстанции правомерно отклонили доводы общества и пришли к обоснованному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело