Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 10 апреля 2009 г. N А32-1367/2008-4/70
(извлечение)
ООО "Торгово-коммерческое предприятие "1000 мелочей"" (далее - ООО "ТКП "1000 мелочей"") обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации г. Краснодара (далее - администрация) о признании недействительным постановления главы муниципального образования г. Краснодара от 22.08.2007 N 969 "Об инвестиционном проекте", признании незаконным результата конкурсного отбора, проведенного штабом по реконструкции центральной части г. Краснодара (протокол от 29.06.2007 N 46).
Определением суда от 15.02.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Экспо-Центр".
Решением от 10.06.2008, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2009, признан недействительным пункт 2 постановления главы муниципального образования г. Краснодара от 22.08.2007 N 969, в остальной части заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что указанный пункт спорного постановления противоречит положениям Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также нормам статей 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации. Содержание иных пунктов спорного постановления не противоречит указанным нормам. В части требований о признании незаконным результата проведенного отбора, суды отметили, что отбор соответствовал установленной процедуре. В то же время заявитель не оспорил соглашение администрации с ОАО "Экспо-Центр" от 06.08.2007, как заключенное без проведения конкурса.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и постановление апелляционного суда в части признания пункта 2 постановления от 22.08.2007 N 969 незаконным и отказать в иске в указанной части. По мнению администрации, суды необоснованно не учли, что спорное постановление и определение на его основе инвесторов не касаются размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. По результатам отбора не заключался муниципальный контракт или иной гражданско-правовой договор. К спорным правоотношениям не применимы нормы Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также статей 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе ООО "ТКП "1000 мелочей"" просит изменить решение и постановление апелляционного суда и его требования удовлетворить в полном объеме, в отношении соглашения от 06.08.2007 N 01123 применить последствия ничтожной сделки. Заявитель указывает, что согласно спорному постановлению проведение отбора инвесторов, свидетельствует о проведении администрацией торгов в форме конкурса. Указанные торги проведены с нарушением статьей 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации. Соглашение от 06.08.07 N 01123, заключенное с ОАО "Экспо-Центр" по результатам отбора, ничтожно. Решение администрации о создании инвестиционного проекта по реконструкции спорного квартала принято без учета положений статей 46.1 - 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поэтому незаконно.
В отзыве на кассационную жалобу администрации ООО "ПКФ "1000 мелочей"" указывает на законность и обоснованность судебных актов в части признания незаконным пункта 2 оспариваемого постановления администрации от 22.08.2007 N 969 "Об инвестиционном проекте".
В судебном заседании представители администрации и ООО "ПКФ "1000 мелочей"" поддержали доводы кассационных жалоб.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и выслушав представителей сторон, считает, что жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ТКП "1000 мелочей"" является собственником нежилых зданий площадью 430,20 кв. м и 128,2 кв. м, находящихся по адресу: г. Краснодар, ул. Октябрьская, 177. Земельный участок площадью 2114,57 кв. м, на котором расположены здания, до мая 2007 г. находился у заявителя в аренде на основании договора от 10.01.2003 N 7836, заключенного на основании постановления главы Администрации г. Краснодара от 30.05.2002 N 788.
Распоряжением главы муниципального образования г. Краснодара от 26.01.2006 N 180-Р утвержден план мероприятий по реконструкции центральной части муниципального образования г. Краснодар. В качестве приложения N 1 к распоряжению N 180-р утвержден состав штаба реконструкции территории муниципального образования г. Краснодар.
Постановлением главы МО г. Краснодар от 20.02.2006 N 112 утверждено Положение об отборе инвесторов для проведения реконструкции центральной части г. Краснодара. Согласно пункту 2.1 этого Положения определение условий отбора инвесторов и его проведение осуществляет штаб по реконструкции центральной части г. Краснодара, созданный распоряжением главы МО г. Краснодара от 26.01.2006 N 180-р.
В соответствии с информационным письмом, опубликованным 22.06.2007 в газете "Кубань сегодня" проведен отбор среди инвесторов на реконструкцию территории квартала N 196, ограниченного ул. Октябрьская, им. Калинина, им. Буденного, им. Кирова. По результатам отбора определен инвестор - ОАО "Экспо-Центр", о чем составлен протокол заседания штаба по реконструкции центральной части МО г. Краснодар от 29.06.2007 N 46.
По результатам проведенного отбора главой МО г. Краснодар принято постановление от 22.08.2007 N 969 "Об инвестиционном проекте", которым предписано осуществить в 2007-2012 г. реализацию проекта по реконструкции квартала, ограниченного ул. Октябрьской, им. Калинина, им. Буденного, им. Кирова. Согласно пункту 2 постановления по итогам конкурсного отбора инвесторов для проведения реконструкции центральной части г. Краснодара, проведенного штабом по реконструкции центральной части города (протокол от 29.06.2007 N46), инвестором по реализации проекта, указанного в пункте 1 настоящего постановления, определено ОАО "Экспо-Центр". Пунктом 3 данного постановления ОАО "Экспо-Центр" рекомендовано обеспечить заключение договоров с юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками, пользователями объектов недвижимости, расположенных в границах спорного квартала, о предоставлении жилых и нежилых помещений взамен сносимых, а также осуществить подготовительные работы и разработку градостроительной документации, необходимой для реализации инвестиционного проекта, в порядке, установленном законодательством.
6 августа 2007 г. администрация и ОАО "Экспо-Центр" подписали соглашение о сотрудничестве при реализации проектов комплексной застройки, реконструкции центральной части г. Краснодара N 10123. Пунктом 2.2 указанного соглашения стороны обязались обеспечить освобождение земельных участков от имеющихся на них строений и иных объектов в границах кварталов, указанных в пункте 1.1 раздела 1 соглашения.
ООО "ТКП "1000 мелочей"", считая постановление от 22.08.2007 N 969 незаконным, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении спора суды правомерно отметили, что рассматриваемые по делу отношения являются отношениями по размещению муниципалитетом заказа на выполнение работ по реконструкции квартала N 196 в г. Краснодаре. Данные отношения подлежат регулированию положениями статей 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
По смыслу пунктов 1, 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть заключен по результатам торгов. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Согласно пункту 4.1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, осуществляется путем проведения конкурса или аукциона.
Из материалов дела видно, что на основании распоряжения главы муниципального образования г. Краснодара от 26.01.2006 N 180-Р, постановления от 20.02.2006 N 112 проведены торги в форме отбора. Из содержания процедур, осуществленных при отборе, следует, что торги фактически проведены в форме конкурса. Согласно протоколу заседания штаба по реконструкции от 29.06.2007 N 46 победителем конкурсного отбора определено ОАО "Экспо-Центр".
Результаты конкурса утверждены постановлением главы МО г. Краснодар от 22.08.2007 N 969 "Об инвестиционном проекте". С ОАО "Экспо-Центр" администрацией заключено соглашение от 06.08.2007 N 01123.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Обращаясь с требованием о признании недействительным постановления главы МО г. Краснодара от 22.08.2007 N 969 "Об инвестиционном проекте" и незаконным результата конкурсного отбора, ООО "ТКП "1000 мелочей"" фактически оспаривает результаты торгов. При этом свою заинтересованность истец мотивировал нарушением его прав на получение информации о проведении конкурсного отбора и отсутствием возможности участвовать в конкурсе.
Суды правомерно указали, что нарушением установленной законом процедуры проведения торгов затронуты права ООО "ПКФ "1000 мелочей"", поскольку последнее было лишено возможности участия в конкурсе. Апеляционный суд, установив, что заявитель является собственником объектов недвижимости, находящихся в зоне реконструкции, имел интерес в участии в инвестировании реконструкции указанной части города.
Доводы кассационных жалоб направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в суде кассационной инстанции.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права и основания для изменения или отмены состоявшихся судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.06.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2009 по делу N А32-1367/2008-4/70 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 апреля 2009 г. N А32-1367/2008-4/70
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело