Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 27 мая 2009 г. N А32-2839/2008-30/35-13/127
(извлечение)
ООО "Ю-Кубань" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) от 13.11.2007 N 595, от 13.11.2007 N 5083. Заявитель также просил обязать налоговую инспекцию возместить 18 532 305 рублей налога на добавленную стоимость (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2008, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2009, заявленные требования удовлетворены.
Суды пришли к выводу о подтверждении налогоплательщиком права на вычет налога, уплаченного поставщикам ООО "ТК "Союз"", ООО "Партнер", ООО "Дон", ООО "Интер-Регион", ООО "Регион-ресурс", ООО "Югнефтепродукт", ООО "Татнефть-АЗС-Юг". Счета-фактуры составлены в соответствии с требованиями статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации. Факты поставки товара (бензин), его оприходования подтверждены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы не согласен с оценкой судом фактических обстоятельств дела и представленных доказательств. Налоговая инспекция указывает на нарушение при составлении счетов-фактур пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (отсутствие подписи главного бухгалтера, указан адрес грузополучателя, не соответствующий фактическому адресу отгрузки).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители налоговой инспекции повторили доводы кассационной жалобы.
Представители общества просили состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы и выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку декларации общества по налогу на добавленную стоимость за май 2007 года, по результатам которой составила акт от 04.10.2007 N 1161.
Решением от 13.11.2007 N 595 обществу отказано в возмещении 5 114 278 рублей налога. Решением от 13.11.2007 N 5083 доначислено 13 418 027 рублей налога на добавленную стоимость, 2 652 797 рублей 22 копейки штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю утвердило решения от 13.11.2007 N 595, 5083 (решение от 21.01.2008 N 27-13-1006-50).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений от 13.11.2007 N 595, от 13.11.2007 N 5083. Заявитель также просил обязать налоговую инспекцию возместить 18 532 305 рублей налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 указанной статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Таким образом, основными условиями для принятия НДС к вычету являются приобретение и принятие товаров (работ, услуг) на учет, наличие оформленных в установленном порядке счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую передачу товара.
Оценивая действия общества с точки зрения его добросовестности, суд обязан исходить из совокупности всех обстоятельств, их объективного указания на злоупотребление налогоплательщиком правом на возмещение НДС, создание "схемы", направленной на уклонение от уплаты налога одними участниками сделки и получение НДС из бюджета другими.
Суды, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела договоры поставки с ООО "ТК "Союз"", ООО "Партнер", ООО "Дон", ООО "Интер-Регион", ООО "Регион-ресурс", ООО "Югнефтепродукт", ООО "Татнефть-АЗС-Юг", договор на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов от 01.03.2005 N ЮК-222/05, счета-фактуры, товарные накладные, товарно-транспортные накладные, железнодорожные накладные, акты приемки нефтепродуктов, платежные поручения, пришли к выводу о подтверждении реальности хозяйственных операций и наличии у общества права на вычет налога на добавленную стоимость.
Довод налогового органа об отсутствии в счетах-фактурах ООО "ТК "Союз"" в нарушение статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации подписи главного бухгалтера правомерно отклонен судом.
Согласно пункту 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Из представленного в материалы дела приказа от 15.02.2006 N 1лс следует, что в ООО "ТК "Союз"" обязанность по ведению бухгалтерского учета возложена на руководителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы вести бухгалтерский учет лично. Налоговой инспекцией не представлены доказательства, исключающие замещение руководителем ООО "ТК "Союз"" должности главного бухгалтера организации, а также наличия у иных лиц права на подписание счетов-фактур. В данном случае, с учетом фактических обстоятельств дела и наличием доказательств реальности поставки нефтепродуктов, непроставление в счетах-фактурах подписи руководителя в графе "Главный бухгалтер" не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика и нарушении баланса публичных и частных интересов.
Налоговая инспекция указывает, что в счетах-фактурах ООО "ТК "Союз"", ООО "Партнер", ООО "Интер-Регион", ООО "Татнефть-АЗС-Юг", ООО "Дон" в графе "Грузополучатель и его адрес" содержится юридический адрес общества, хотя фактически товар поставлялся ООО "Юг-Терминал" на основании договора на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов от 01.03.2005 N ЮК-222/05 по иному адресу.
В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны: наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
Положения подпунктов 2 и 3 пункта 5 статьи 169 Кодекса не конкретизируют, какой из адресов (фактическое местонахождение организации или ее юридический адрес) должен указываться в счете-фактуре.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС" в строке 2а счета-фактуры указывается место нахождения продавца в соответствии с учредительными документами; в строке 6а - место нахождения покупателя в соответствии с учредительными документами; в строке 3 - полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с учредительными документами. Если продавец и грузоотправитель - одно и то же лицо, то в этой строке пишется "он же"; в строке 4 - полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес.
Суды исследовали обстоятельства поставки нефтепродуктов ООО "Юг-Терминал" на основании договора на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов от 01.03.2005 N ЮК-222/05 в совокупности с фактом указания в счетах-фактурах юридического адреса общества и пришел к выводу о недоказанности наличия у общества при заключении и исполнении сделок с контрагентами умысла, направленного на незаконное получение из бюджета сумм НДС. Выставленные обществу счета-фактуры содержат все предусмотренные пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации сведения, в том числе об адресе, в связи с чем они являются надлежаще оформленными.
Судами при рассмотрении спора установлено соблюдение налогоплательщиком условий для применения налогового вычета в соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Реальность хозяйственных операций налоговым органом документально не опровергнута, доказательств наличия нарушений со стороны налогоплательщика не представлено, равно как и подтверждения согласованности действий заявителя и контрагентов в целях получения необоснованной налоговой выгоды.
Таким образом, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Основания для переоценки установленных судами обстоятельств дела у суда кассационной инстанции в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2009 по делу N А32-2839/2008-30/35-13/127 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 мая 2009 г. N А32-2839/2008-30/35-13/127
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело