Администрация муниципального образования Крымский район (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - территориальное управление) о признании недействительным зарегистрированного 24.01.2007 Управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю права собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда площадью 45 310 тыс. кв. м с условным номером 23-23-28/025/2006-104, в части включенного в него земельного участка площадью 763 800 кв. м (кадастровый номер 23:15:10 05 000:0247), расположенного в границах земель бывшего колхоза им. Советской Армии Крымского района (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, ООО "Юг-Транс-Ойл" (далее - общество), Департамент лесного хозяйства Краснодарского края, ГУ Краснодарского края "Управление "Краснодарлес"" (далее - ГУ "Краснодарлес"), ГУ Краснодарского края "Комитет по лесу".
Решением от 11.10.2007 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.03.2008 решение от 11.10.2007 в части удовлетворения заявленных требований отменено, дело направлено на новое рассмотрение для выяснения вопроса о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда.
Решением от 30.06.2008 признано недействительным право собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда площадью 45 310 тыс. кв. м Нижнебаканского лесничества Крымского района Краснодарского края с условным номером 23-23-28/025/2006-104, зарегистрированное 24.01.2007, в части земельного участка площадью 763 800 кв. м с кадастровым номером 23:15:10 05 000:0247, и аннулирована запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.01.2007 N 23-23-28/025/2006-104. Судебный акт мотивирован тем, что спорный земельный участок не входил в состав лесного фонда, поскольку расположен на землях поселений и переведен в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.10.2008 решение от 30.06.2008 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Кассационный суд указал, что при повторном рассмотрении дела не дана надлежащая оценка описанию лесов первой группы Нижнебаканского лесничества, актам натурного технического обследования участков лесного фонда N 5 и 6, акту выбора земельного участка от 31.08.2004, в которых содержатся сведения о наличии на спорном участке лесов первой группы площадью 55,21 га; не выяснены обстоятельства изъятия земель лесного фонда и перевода их в земли иной категории - сельскохозяйственного назначения. Судом оставлена без оценки выкопировка из карты-схемы Крымского района, имеющая значение для выяснения вопроса о включении земельного участка в границы населенного пункта.
Решением от 27.02.2009 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано. Суд указал, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности в силу закона. Доказательства принятия Правительством Российской Федерации решения о переводе спорного земельного участка из земель лесного фонда в нелесные земли в материалах дела отсутствуют. Представленными в дело доказательствами подтверждается факт нахождения спорного земельного участка на территории Нижнебаканского лесничества Крымского сельского лесхоза.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение, как принятое с нарушением норм материального права, а также указывает на несоответствие сделанных судом выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, суд не принял во внимание, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации произведена позже, чем государственная регистрация договора аренды земельного участка. Статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации не может служить основанием для государственной регистрации права.
В соответствии со статьями 7, 10 Лесного кодекса Российской Федерации, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, к лесам, не включаемым в лесной фонд, относятся леса, находящиеся на землях городских и сельских поселений. Спорный участок не относился к землям лесного фонда, поскольку на момент его формирования входил в границы Нижнебаканского сельского поселения.
Суд не применил статью 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", согласно которой распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований создает ситуацию, когда существуют два различных зарегистрированных права на один и тот же земельный участок.
В отзывах на жалобу Департамент имущественных отношений Краснодарского края и администрация Краснодарского края высказались за необходимость удовлетворения кассационной жалобы.
В заседании суда представитель администрации поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представители общества, Департамента имущественных отношений Краснодарского края, администрации Краснодарского края и ГУ "Краснодарлес" просили отменить решение от 27.02.2009 и удовлетворить исковые требования.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании свидетельства от 28.12.1981 за колхозом им. Советской Армии Крымского района Краснодарского края на праве постоянного (бессрочного) пользования был закреплен для сельскохозяйственного использования земельный участок площадью 8 673, 48 га.
На основании решений исполнительного комитета Краснодарского краевого совета народных депутатов от 29.11.1990 N 536 и от 12.07.1991 N 201/15 изъята часть земельных участков у колхозов, совхозов и других предприятий.
Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 01.09.2006 N 799-р осуществлен перевод земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью 630 тыс. кв. м в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (в том числе участки леса).
В соответствии с постановлением главы муниципального образования Крымский район от 28.11.2006 N 2258 земельный участок площадью 763 800 кв. м предоставлен обществу в аренду на 10 лет, заключен договор аренды от 18.12.2006 N 4500004419, зарегистрированный 22.01.2007 Крымским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю.
Территориальное управление 24.01.2007 зарегистрировало право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда площадью 45 310 тыс. кв. м.
Истец обратился в арбитражный суд, оспаривая право федеральной собственности на участок площадью 763 800 кв. м (кадастровый номер 23:15:1005000:0247), расположенный в границах земель бывшего колхоза им. Советской Армии Крымского района, включенный в земли лесного фонда и предоставленный в аренду обществу.
В силу статей 3 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -Земельный кодекс) земельное законодательство применяется в совокупности с нормами иных отраслей, в том числе - лесного. Лесное законодательство регулирует лесные отношения, то есть распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью.
Статьей 17 (пункт 1) Земельного кодекса и статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что к федеральной собственности относятся, в числе прочих, предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно нормам Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1, Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (статьи 7 и 10), действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, и Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (далее - Лесной кодекс) земли лесного фонда (входящие в него земельные участки) отнесены к федеральному уровню собственности. В лесной фонд подлежали включению все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).
В силу статьи 101 Земельного кодекса к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Допускается передача части лесного фонда на основании федерального закона в собственность субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 46 Лесного кодекса от 29.01.1997 N 22-ФЗ (статья 81 Лесного кодекса от 04.12.2006 N 200-ФЗ) перевод лесных земель в нелесные земли, изменение границ леса в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в лесах первой группы и (или) изъятие земель лесного фонда и перевод их в земли иной категории отнесены к полномочиям Российской Федерации.
Порядок перевода лесов одной группы в другую, изъятия лесных земель, изменения состава лесного фонда определены Земельным и Лесным кодексами, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2004 N 455 "Об утверждении положения о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом" (период действия с 01.01.2005 до 31.03.2008).
Изъятие земель лесного фонда и изменение лесных земель на нелесные в лесах первой группы осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с Федеральной службой лесного хозяйства России.
В пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними имеют не только государственные акты и свидетельства, но и другие документы, ранее выданные в подтверждение прав на землю.
В силу статьи 51 Лесного кодекса от 29.01.1997 N 22-ФЗ, действовавшего на момент возникновения спорных отношений (статья 81 Лесного кодекса от 04.12.2006 N 200-ФЗ), государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
Приказом от 15.12.1994 N 265 Федеральной службы лесного хозяйства России (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 28.06.1995 N 887) утверждена Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России, определяющая порядок установления границ лесопользования и составления лесоустроительных проектов и лесоустроительной документации.
Министерство имущественных отношений Российской Федерации и Министерство природных ресурсов Российской Федерации в совместном письме от 17.09.2003 N АА-9/17907 и ВР-30-54/6372 указали, что при государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки в составе лесного фонда (участки лесного фонда) такая регистрация осуществляется по единому лесопользованию - лесхозу, количество которых в разрезе субъектов Российской Федерации приведено в приложении к письму. Соответствующий лесхоз направляет в территориальный орган Минимущества России подлинники и копии плана участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда, удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда. Территориальный орган Минимущества России обращается с заявлением в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, которые находятся в федеральной собственности в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Согласно приведенным нормам материального права земли лесного фонда находятся в федеральной собственности в силу закона; для регистрации права собственности необходимо документальное подтверждение отнесения земель к лесному фонду на основании лесоустроительной документации; решение о переводе земель лесного фонда в земли иной категории, а также перевод земель, занятых лесами первой группы, в нелесные земли вправе принимать Правительство Российской Федерации; перевод лесов второй и третьей группы в земли иной категории осуществляется при наличии согласия федерального органа; передача субъекту федерации полномочий по управлению лесным фондом не изменяет уровень собственности.
Судом первой инстанции установлено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок произведена на основании картографических материалов, проекта организации и ведения лесного хозяйства по Крымскому сельскому лесхозу. Указанными документами подтверждается, что спорный земельный участок находится на территории Нижнебаканского лесничества Крымского сельского лесхоза и включен в квартал N 23 выделы N 10, 13, 32, 33, 55 и квартал N 24 выделы N 3 - 13, 15, 20, 21, 26, 27. Описанием лесов первой группы Нижнебаканского лесничества и актами натурного технического обследования участков лесного фонда N 5 и 6 подтверждается факт нахождения на спорном земельном участке лесов первой группы (т. 2, л. д. 22 - 32, т. 3, л. д. 26, 27). Доказательства принятия Правительством Российской Федерации решения о переводе спорного земельного участка из земель лесного фонда в нелесные земли в материалах дела отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на указанный участок лесного фонда произведена в соответствии с нормами действовавшего в тот период законодательства. Изменение границ сельского поселения не влечет за собой автоматического изменения статуса земель лесного фонда.
Закрепленное в статье 10 Лесного кодекса Российской Федерации положение о том, что в лесной фонд не входят земли городских и сельских поселений, само по себе не изменяет правового статуса участков лесного фонда, оказавшихся расположенными на землях сельских поселений, и может служить только основанием для начала процедуры перевода их в нелесные земли и (или) изъятия из земель лесного фонда.
Обязательность процедуры перевода земель из земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в постановлении от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности положений Лесного кодекса Российской Федерации.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 02.09.2008 по делу N 16490/2007 указал, что установление черты населенного пункта не может влиять на имущественные отношения сторон.
Администрация не представила доказательств соблюдения порядка перевода земель из земель лесного фонда при включении их в состав земель Нижнебаканского поселкового совета Крымского района (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Доводы кассационной жалобы и отзывов на нее о том, что спорный земельный участок не относился к лесному фонду, поскольку был предоставлен в пользование колхозу им. Советской Армии отклоняется кассационным судом, как противоречащий положениям лесного законодательства, действовавшего до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года (статьи 4, 5, 13, 15, 16 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, статьи 4, 5, 26, 28, 29 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, статьи 4, 11, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года, пункт 23 Положения о колхозных лесах 1968 года), а также представленным в дело доказательствам (т. 2, л. д. 33 - 36).
Наличие зарегистрированного договора аренды не влечет недействительности зарегистрированного права Российской Федерации.
Ссылка администрации на возможность распоряжения земельным участком не имеет значения для настоящего дела, поскольку вопрос о наличии таких полномочий имеет значение при рассмотрении спора о действительности совершенной сделки.
Довод отзывов на кассационную жалобу об отсутствии сведений, подтверждающих утверждение в установленном порядке материалов лесоустройства, следует отклонить, поскольку факт отнесения спорного участка к землям лесного фонда подтверждается представленной в материалы дела совокупностью доказательств (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушения норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, не установлены. Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение отмене не подлежит, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы. Государственная пошлина в сумме 1 тыс. рублей подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2009 по делу N А32-10929/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить администрации муниципального образования Крымский район из федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 20.04.2009 N 881.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 02.09.2008 по делу N 16490/2007 указал, что установление черты населенного пункта не может влиять на имущественные отношения сторон.
...
Доводы кассационной жалобы и отзывов на нее о том, что спорный земельный участок не относился к лесному фонду, поскольку был предоставлен в пользование колхозу им. Советской Армии отклоняется кассационным судом, как противоречащий положениям лесного законодательства, действовавшего до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года (статьи 4, 5, 13, 15, 16 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, статьи 4, 5, 26, 28, 29 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, статьи 4, 11, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года, пункт 23 Положения о колхозных лесах 1968 года), а также представленным в дело доказательствам (т. 2, л. д. 33 - 36)."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июня 2009 г. N А32-10929/2007 "Закрепленное в статье 10 Лесного кодекса РФ положение о том, что в лесной фонд не входят земли городских и сельских поселений, само по себе не изменяет правового статуса участков лесного фонда, оказавшихся расположенными на землях сельских поселений, и может служить только основанием для начала процедуры перевода их в нелесные земли и (или) изъятия из земель лесного фонда"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А32-10929/2007
27.02.2009 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-10929/07
20.10.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5957/2008
23.06.2008 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-10929/07
11.03.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-352/08
11.10.2007 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-10929/07