См. также постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 мая 2011 г. N Ф08-2562/11 по делу N А01-1534/2010, от 17 августа 2011 г. N Ф08-4760/11 по делу N А32-21558/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2009 г.
ООО "ШахтНИУИ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Комитету по управлению имуществом администрации г. Шахты (далее - комитет) об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка (кадастровый номер 61:59:020320:122), находящегося по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Советская, 279, с выкупной стоимостью 217 388 рублей 20 копеек (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Шахты (далее - администрация) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области.
Решением от 03.06.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2009, в удовлетворении иска отказано. Суды пришли к выводу о том, что выкупная стоимость земельного участка должна определяться на основании нормативных правовых актов, действующих на дату заключения договора купли-продажи. В соответствии с постановлением администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 кадастровая стоимость земельного участка с 01.01.2009 составила 22 594 928 рублей 25 копеек. Исходя из этой кадастровой стоимости следует определять цену земельного участка.
В кассационной жалобе общество просит решение от 03.06.2009 и постановление от 24.07.2009 отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, что общество обратилось в администрацию с заявлением о приобретении в собственность земельного участка в сентябре 2006 года. Распоряжением администрации от 25.09.2006 N 5016 принято решение о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка. Однако комитет и администрация необоснованно уклонились от заключения договора купли-продажи. В целях сохранения права на выкуп земельного участка по действующей кадастровой стоимости общество самостоятельно направило ответчику проект договора купли-продажи земельного участка. Суды не учли, что спорный земельный участок образован и прошел государственный кадастровый учет в 2006 году. В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" на момент подачи заявки и на момент направления ответчику проекта договора купли-продажи кадастровый план земельного участка признается юридически действительными. Ссылка суда апелляционной инстанции на Методические рекомендации по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222) неправомерна, поскольку спорный участок не относится к вновь образуемым либо изменяемым. Сведения о новой кадастровой стоимости участка в виде информации, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52, в материалах дела отсутствуют. Суды не применили Методику государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденную приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 N П/337.
В отзыве на кассационную жалобу комитет просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество является собственником здания производственной лаборатории общей площадью 1724,8 кв. м (литера К), расположенного по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Советская, 279 (л. д. 48).
Для использования указанного объекта недвижимости сформирован земельный участок площадью 2103,1 кв. м. Из кадастрового плана от 24.05.2006 N 59-2/06-1428 следует, что кадастровая стоимость участка составляет 5 434 704 рубля 83 копейки (л. д. 10 - 14).
Распоряжением администрации от 25.09.2006 N 5016 комитету предписано после вступления в силу нормативных правовых актов, регламентирующих стоимость земли, предоставить обществу в собственность за плату земельный участок, расположенный по адресу: г. Шахты, ул. Советская, 279, под зданием производственной лаборатории (литера К) площадью 2103,1 кв. м (л. д. 20).
Поскольку указанный договор заключен не был, общество 19.01.2009 направило в администрацию и комитет проект договора купли-продажи земельного участка (л. д. 17, 18).
В соответствии с пунктом 2.1 проекта договора цена участка определена в сумме 135 867 рублей 62 копеек, что составляет 2,5% от его кадастровой стоимости, указанной в кадастровом плане от 24.05.2006 N 59-2/06-1428 (л. д. 7 - 16).
В связи с тем, что договор купли-продажи участка в установленный срок не заключен, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения дела общество уточнило исковые требования и просило установить цену выкупа в размере 217 388 рублей 20 копеек (л. д. 81, 82).
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что общество обладает исключительным правом на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимости.
Вместе с тем реализация исключительного права возможна в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
С учетом приведенного разъяснения, а также положений статьи 485 Гражданского кодекса Российской Федерации суды пришли к правильному выводу о том, что цена земельного участка определяется на момент заключения договора купли-продажи.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2010 лица, не указанные в пункте 1 данной статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Численность населения г. Шахты Ростовской области составляет до 500 тысяч человек.
Согласно пункту 2 статьи 1 Областного закона Ростовской области от 23.03.2002 N 229-ЗС "Об утверждении цены земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам, расположенных на них зданий, строений, сооружений" цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при продаже лицам, не указанным в части 1 названной статьи и являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на указанных земельных участках, устанавливается в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч, а также за пределами границ населенных пунктов - в четырехкратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Областного закона следует читать как: "от 28 марта 2002 г."
С учетом изложенного при исчислении выкупной стоимости испрашиваемого земельного участка подлежит применению четырехкратный размер ставки земельного налога за единицу площади участка.
Решением городской Думы города Шахты от 08.11.2005 N 111 "Об установлении земельного налога на территории города Шахты" (в редакции решения от 30.10.2008 N 449) установлена налоговая ставка в размере 1% кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Постановлением администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ростовской области. Постановление вступило в силу с 01.01.2009 (пункт 5).
На основании информации, предоставленной Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области, суды установили, что с 01.01.2009 кадастровая стоимость земельного участка под зданием производственной лаборатории (литера К), расположенного по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Советская, 279, составляет 22 594 928 рублей 25 копеек. Таким образом, выкупная стоимость указанного земельного участка с 01.01.2009 составит 903 797 рублей 13 копеек.
Истец просил установить цену земельного участка в размере 217 388 рублей 20 копеек (л. д. 82).
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Пунктом 4 названной нормы предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 названного Кодекса).
С учетом изложенного суды сделали правомерный вывод о том, что исковые требования по настоящему делу, предметом которых является понуждение продавца заключить договор купли-продажи земельного участка по цене, не соответствующей требованиям закона, не подлежат удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы о нарушении периодичности проведения государственной кадастровой оценки земли, установленной постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил государственной кадастровой оценки земель", рассматривались апелляционным судом и получили надлежащую правовую оценку.
В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель. Таким образом, при проверке условия договора о стоимости земельного участка суды правомерно руководствовались постановлением администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области".
Ссылку общества на отсутствие сведений об измененной кадастровой стоимости участка на официальном сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области надлежит отклонить, поскольку соответствующая информация может быть получена в порядке, предусмотренном пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков".
С учетом изменения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области суды на основании статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно руководствовались информацией, содержащейся в письме Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области от 14.05.2009 N 618 (л. д. 80).
Ссылка заявителя жалобы на факт уплаты земельного налога на основании сведений, содержащихся в кадастровом плане земельного участка от 24.05.2006, не влияет на правильность принятых по делу судебных актов.
Таким образом, обжалуемые судебные акты не противоречат нормам материального и процессуального права, основания для их отмены или изменения по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на общество (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.06.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2009 по делу N А53-4314/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 октября 2009 г. N А53-4314/2009 "С учетом изменения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области суды на основании статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ правомерно руководствовались информацией, содержащейся в письме Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело