Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 10 ноября 2009 г. N А15-367/2009
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 апреля 2010 г. по делу N А15-317/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2009 г.
Администрация муниципального образования "Кумторкалинский район" Республики Дагестан (далее - администрация МО "Кумторкалинский район") обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее - УФАС по Республике Дагестан) от 06.02.2009 N 93 и предписания от 06.02.2009.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечены администрация муниципального образования с. Гамиях (далее - администрация МО с. Гамиях), администрация муниципального образования "Новолакский район" (далее - администрация МО "Новолакский район"), общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственный концерн "Мухаммед"" (далее - ООО "СК "Мухаммед""), Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Республике Дагестан" (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата по Республике Дагестан").
Решением суда от 04.05.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.08.2009, требования администрации МО "Кумторкалинский район" удовлетворены на том основании, что УФАС по Республике Дагестан не соблюдены процедура рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и порядок принятия решения.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось УФАС по Республике Дагестан с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, судебные инстанции ограничились формальным подходом к оценке представленных УФАС по Республике Дагестан доказательств, неправильно применили статьи 40, 41, 45, 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В отзывах на кассационную жалобу администрация МО "Кумторкалинский район" и ООО "СК "Мухаммед"" просят оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация МО с. Гамиях, администрация МО "Новолакский район" и ФГУ "Земельная кадастровая палата по Республике Дагестан" не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель ООО "СК "Мухаммед"" поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу и дополнения к отзыву.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителя ООО "СК "Мухаммед"", считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 19.12.2008 администрация МО "Кумторкалинский район" приняла постановление "О внесении изменений и дополнений в постановление от 14.08.2007 N 64", изложив пункт 1 постановления в следующей редакции: "закрепить за ООО "Сельскохозяйственный концерн "Мухаммед"" в аренду сроком на 49 лет ранее предоставленный на основании договора аренды от 27.03.1996 земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения администрации муниципального образования с. Гамиях площадью 66 га, в том числе 50 га - пашни и 16 га - прочие земли".
Приказом от 30.10.2008 N 149 УФАС по Республике Дагестан возбудило в отношении администрации МО "Кумторкалинский район" дело N 93 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в предоставлении ООО "СК "Мухаммед"" земельного участка без проведения публичных процедур.
Данным приказом создана комиссия по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Аюбова И.О. - и.о. руководителя УФАС по Республике Дагестан, членов комиссии Ганиева Р.Д. - начальника отдела, Адигюзелова К.А. - начальника отдела, Омаева Т.А. - главного специалиста, Магомедова М.Р. - специалиста-эксперта.
30 октября 2008 года в отношении администрации МО "Кумторкалинский район" принято определение о назначении к рассмотрению на 25.11.2008 дела о нарушении антимонопольного законодательства. В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены администрация МО с. Гамиях, ООО "СК "Мухаммед"", Магомедов И.К.
Приказом УФАС по Республике Дагестан от 25.11.2008 N 165 внесены изменения в состав комиссии, утвержденной приказом от 30.10.2008 N 149 по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 93, председателем комиссии определен Кубасаев К.М. - руководитель УФАС по Республике Дагестан, состав членов комиссии остался прежним.
Определением УФАС по Республике Дагестан 23.12.2008 рассмотрение дела N 93 отложено на 27.01.2009.
По результатам рассмотрения дела о нарушениях антимонопольного законодательства УФАС по Республике Дагестан приняло решение от 06.02.2009 N 93 о признании администрации МО "Кумторкалинский район" нарушившей пункт 3 части 1 статьи 15, части 1 и 2 статьи 20 Закона N 135-ФЗ.
Решением от 06.02.2009 N 93 администрации МО "Кумторкалинский район" предложено по согласованию с ООО "СК "Мухаммед"" расторгнуть соглашение от 07.08.2007 "О внесении изменений и дополнений в договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 27.03.1996", выдано предписание от 06.02.2009 об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Предписанием от 06.02.2009 администрации МО "Кумторкалинский район" предложено отменить постановления от 07.08.2007 N 61, от 14.08.2007 N 64, от 19.12.2008 N 80, распоряжение от 06.08.2007 N 217-р; обжаловать в арбитражном суде договор аренды от 27.03.1996, заключенный между администрацией МО с. Гамиях и ООО "СК "Мухаммед"", и свидетельство о регистрации права от 16.12.2005 серии 05-АА N 0222130; в срок до 06.03.2009 представить письменные доказательства исполнения предписания, что влечет нарушение прав и законных интересов администрации МО "Кумторкалинский район".
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация МО "Кумторкалинский район" обжаловала ненормативные акты УФАС по Республике Дагестан в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанций установил все фактические обстоятельства по делу, полно, всесторонне их исследовал, в совокупности оценил представленные в дело доказательства, правильно применил нормы права и принял законные судебные акты, которые отвечают требованиям статей 15, 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не подлежат отмене или изменению.
Согласно статье 22 Закона N 135-ФЗ одной из функций антимонопольного органа является обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания (часть 1 статьи 39 Закона N 135-ФЗ).
Для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, которая выступает от имени антимонопольного органа (часть 1 статьи 40 Закона N 135-ФЗ).
Статьей 45 Закона N 135-ФЗ установлено рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией в срок, не превышающий трех месяцев со дня принятия определения о назначении дела к рассмотрению.
Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется на заседании комиссии. В ходе рассмотрения дела ведется протокол, который подписывается председателем комиссии (часть 2 статьи 45 Закона N 135-ФЗ).
Пунктами 3 и 4 статьи 45 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что председатель комиссии руководит заседанием комиссии, обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, обеспечивает рассмотрение заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле. На заседании комиссии заслушиваются лица, участвующие в деле; заслушиваются и обсуждаются ходатайства, принимаются решения, которые должны быть отражены в протоколе заседания.
Суд установил, что протокол заседания комиссии УФАС по Республике Дагестан от 27.01.2009 не велся.
Документально данный вывод суда УФАС по Республике Дагестан не опровергло.
Согласно части 2 статьи 41 Закона N 135-ФЗ по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение. Решение комиссии оформляется в виде документа, подписывается председателем комиссии и всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании комиссии.
Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятое комиссией, подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела. При этом может оглашаться только ее резолютивная часть. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения (часть 2 статьи 49 Закона N 135-ФЗ).
Суд установил, что резолютивная часть решения, принятого на заседании комиссии УФАС по Республике Дагестан 27.01.2009, не оформлялась, в протоколе заседания не отражена, поскольку протокол не велся.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованными выводы судебных инстанций о том, что УФАС по Республике Дагестан нарушены требования Закона N 135-ФЗ о процедуре и порядке принятия решения от 06.02.2009 N 93 и принятого на основании этого решения предписания от 06.02.2009.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой и апелляционной инстанций сделал вывод о незаконности решения УФАС по Республике Дагестан от 06.02.2009 N 93 и предписания от 06.02.2009, поскольку принятое с нарушением требований Закона N 135-ФЗ решение антимонопольного органа нарушает права и охраняемые законом интересы администрации МО "Кумторкалинский район".
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм Закона N 135-ФЗ, регламентирующих порядок и процедуру принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, и направленные на переоценку доказательств, что в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда и постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы УФАС по Республике Дагестан отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.05.2009 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009 по делу N А15-367/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 ноября 2009 г. N А15-367/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело