См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 июля 2009 г. N А15-993/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2009 г.
Администрация города Махачкалы (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Дагестан (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать незаконными действия управления по внесению в реестр федерального имущества земельного участка площадью 1 322 кв. м с кадастровым номером 05:40:000050:0010 под реестровым номером федерального имущества П11050001365 от 20.02.2009 (карта N 1.1.05001365) и занимаемого Экспертно-криминалистическим центром Министерства внутренних дел Республики Дагестан (далее - ЭКЦ МВД Республики Дагестан) административного здания ЭКУ в г. Махачкале по ул. Ш. Алиева, 14 (с литерами А, А1, Б) с указанием площади здания 938,65 кв. м, расположенного на земельном участке площадью 1 322 кв. м под реестровым номером федерального имущества П12050003189 от 22.01.2009;
- признать недействительной запись в реестре федерального имущества с реестровым номером федерального имущества П11050001365 по внесению в реестр федерального имущества вышеуказанного земельного участка и административного здания и обязать управление внести соответствующие исправления в реестр федерального имущества, исключив из реестра федерального имущества указанные здания площадью 938,65 кв. м и сведения о земельном участке площадью 1 332 кв. м;
- признать недействительным распоряжение управления от 22.12.2008 N 337-р "О закреплении недвижимого имущества за Министерством внутренних дел Республики Дагестан" в части пункта 17 - административного здания ЭКЦ МВД Республики Дагестан в г. Махачкале по ул. Ш. Алиева, 14 площадью 938,65 кв. м (требования уточнены).
Определением от 09.04.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство внутренних дел Республики Дагестан (далее - министерство), благотворительный фонд "Эксперт" (далее - фонд), ЭКЦ МВД Республики Дагестан, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Республике Дагестан" (далее - кадастровая палата) и Управление Роснедвижимости по Республике Дагестан в лице Махачкалинского межрайонного территориального отдела N 1.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.06.2009 (судья Караева А.М.) администрации восстановлен срок на подачу заявления, которое удовлетворено. Суд исходил из того, что объекты недвижимости (строения) внесены в реестр федерального имущества в отсутствие правоустанавливающих документов. В частности, строение под литерой А1, построенное фондом для министерства, является самовольным, а строение под литерой Б находится в собственности фонда. Права муниципального образования нарушены внесением в реестр федерального имущества земельного участка площадью 1 322 кв. м, так как границы этого участка налагаются на земли общего пользования. Данное обстоятельство подтверждается заключением Управления и градостроительства при администрации г. Махачкалы от 27.08.2008. Суд также указал, что управление не провело правовую экспертизу документов, предоставленных министерством для внесения объектов в реестр федеральной собственности (т. 2, л. д. 145).
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 решение отменено, в удовлетворении заявления отказано. Апелляционный суд указал, что в силу пункта 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации до принятия главой администрации постановления от 09.09.2002 N 1432 министерство владело и пользовалось земельным участком под зданием на праве постоянного (бессрочного) пользования. Указанным постановлением оформлено закрепление за министерством земельного участка в размере 1 322 кв. м для обслуживания объектов недвижимости. Факты незаконного изъятия из землепользования министерства (ЭКЦ МВД Республики Дагестан) части земельного участка площадью 130,9 кв. м установлены вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу N А15-993/2008 и не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела (статья 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Поскольку земельный участок площадью 1 322 кв. м с кадастровым номером 05:40:000050:0010 является федеральной собственностью, то действия управления по внесению его в реестр федерального имущества являются правомерными (т. 3, л. д. 73).
Фонд обжаловал апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит отменить указанный акт и оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.06.2009, ссылаясь на несоответствие сделанных апелляционным судом выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Третье лицо полагает, что объекты недвижимости (строения под литерами А1 и Б) не могли быть внесены управлением в реестр федеральной собственности, так как здание под литерой А1 не сдано в эксплуатацию, а здание под литерой Б принадлежит на праве собственности фонду. По мнению заявителя, управление пытается незаконно захватить земельный участок, который ранее был отведен фонду из земель общего пользования в установленном порядке.
Министерство в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность постановления от 31.08.2009.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представители министерства возражали против удовлетворения жалобы, ссылались на соответствие сделанных судом апелляционной инстанции выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей министерства, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, постановлением главы администрации от 09.09.2002 N 1432 за ЭКЦ МВД Республики Дагестан перерегистрирован в постоянное пользование земельный участок площадью 0,1322 га по ул. Ш. Алиева, 14, который находится под административным зданием и необходим для его эксплуатации. Оформлено межевое дело, министерству выдан кадастровый план земельного участка площадью 1 322 кв. м, которому присвоен кадастровый номер 05:40:00 00 50:0010 (т. 1, л. д. 25 - 35; т. 2, л. д. 9 - 11, 55 - 66).
Постановлением главы администрации от 06.05.2006 N 820 фонду предоставлен в собственность земельный участок площадью 130,9 кв. м под зданием фонда по ул. Ш. Алиева, 14-а. Постановлением от 27.09.2006 N 1902 из постановления от 06.05.2006 N 820 исключены слова "при ЭКЦ МВД Республики Дагестан" (т. 1, л. д. 63, 64). Постановлением от 27.11.2006 N 2367 внесены изменения в постановление главы администрации г. Махачкалы от 06.05.2006 N 820. Пункт 1 постановления изложен в следующей редакции: "предоставить Благотворительному фонду "Эксперт" в собственность земельный участок площадью 130,9 кв. м под зданием фонда по ул. Ш. Алиева, 14 "а", изъятого из земель ЭКЦ Министерства внутренних дел Республики Дагестан" (т. 1, л. д. 65).
На основании постановления главы администрации от 27.11.2006 N 2367 за фондом зарегистрировано 20.08.2007 право собственности на земельный участок площадью 130,9 кв. м по адресу г. Махачкала, ул. Ш. Алиева, 14 "а" с кадастровым номером 05:40:00 00 50:1263 (т. 2, л. д. 72).
Постановлением от 24.02.2009 N 515 (т. 1, л. д. 66) отменено постановление главы администрации от 09.09.2002 N 1452. Махачкалинскому территориальному отделу N 1 Управления Роснедвижимости по Республике Дагестан предложено отменить утверждение межевого дела от 06.08.2002 N 0281 на земельный участок ЭКЦ МВД Республики Дагестан в связи с неправильным отражением в деле границ и отсутствием согласования с уполномоченным органом муниципального образования города Махачкала как смежным землепользователем по землям общего пользования. Министерству, управлению совместно с Махачкалинским территориальным отделом N 1 Управления Роснедвижимости по Республике Дагестан, Управлением архитектуры и градостроительства при администрации г. Махачкалы и землеустроительной организацией предложено определить границы земельного участка ЭКЦ МВД Республики Дагестан, составить землеустроительное дело с соответствующими согласованиями со смежными землепользователями.
Постановлением главы администрации от 24.02.2009 N 516 (т. 1, л. д. 68) внесены изменения в постановление главы администрации от 27.11.2006 N 2367, а именно: в пункте 1.1 исключены слова: "изъятого из земель ЭКЦ МВД РД", пункт 1 постановления главы администрации от 05.06.2006 N 820 изложен в следующей редакции: "1. Предоставить благотворительному фонду "Эксперт" в собственность земельный участок площадью 130,9 кв. м под зданием фонда по ул. Ш.Алиева, 14 а".
Распоряжением от 22.12.2008 N 337-р (т. 1, л. д. 109) управление закрепило за министерством ряд объектов недвижимого имущества, в том числе административное здание ЭКЦ МВД Республики Дагестан в г. Махачкале по ул. Ш. Алиева, 14 площадью 938,65 кв. м (пункт 17 распоряжения).
22 января 2009 года управление внесло в реестр федерального имущества административное здание ЭКУ МВД Республики Дагестан в г. Махачкале по ул. Ш.Алиева, 14 (с литерами А, А1, Б) с указанием площади здания 938,65 кв. м, расположенное на земельном участке площадью 1 322 кв. м, под реестровым номером федерального имущества (РНФИ) П12050003189 (т. 1, л. д. 89).
20 февраля 2009 года управление внесло в реестр федерального имущества земельный участок площадью 1 322 кв. м с кадастровым номером 05:40:000050:0010 под реестровым номером (РНФИ) П11050001365 (т. 1, л. д. 91).
Администрация, полагая, что распоряжение от 22.12.2008 N 337-р, а также действия управления по внесению объектов недвижимости (земельного участка и зданий) в реестр федерального имущества, противоречат закону и нарушают права муниципального образования город Махачкала, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При разрешении спора апелляционный суд правомерно исходил из следующего.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений, действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве необходимых условий для удовлетворения соответствующих требований определяет несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2009 по делу N А15-993/2008, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.07.2009, удовлетворено заявление министерства о признании недействительными постановлений главы администрации от 06.05.2006 N 820, от 27.09.2006 N 1902 и от 27.11.2006 N 2367 как не соответствующим положениям Земельного кодекса Российской Федерации. В деле также участвовали администрация, фонд, ЭКЦ МВД Республики Дагестан, кадастровая палата и управление, для которых обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по делу N А15-993/2008, имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора и не подлежат повторному доказыванию (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дела N А15-993/2008 установлено, что до принятия главой администрации постановления от 09.09.2002 N 1432 министерство также владело и пользовалось земельным участком под зданием на праве постоянного (бессрочного) пользования. Указанным постановлением оформлено закрепление за министерством земельного участка в размере 1 322 кв. м для обслуживания объектов недвижимости, который сформирован и прошел государственный кадастровый учет с присвоением ему номера 05:40:000050:0010. Принадлежащий фонду участок площадью 130,9 кв. м почти полностью входит в земельный участок, предоставленный в пользование ЭКЦ МВД Республики Дагестан, то есть здание фонда располагается на части участка, закрепленного за министерством, которое доказало факт незаконного изъятия его из землепользования ЭКЦ МВД Республики Дагестан.
Удовлетворяя требование администрации, суд первой инстанции исходил из того, что права муниципального образования города Махачкалы нарушены внесением в реестр федерального имущества земельного участка с кадастровым номером 05:40:000050:0010 налагаются на земли общего пользования. Данный вывод суд сделал на основании заключения Управления архитектуры и градостроительства администрации от 27.08.2008 (т. 1, л. д. 61).
Между тем в постановлении от 09.04.2009 по делу N А15-993/2008 Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд оценил заключение от 27.08.2008 и пришел к выводу о том, что указанные в нем сведения не соответствуют действительности.
В отзывах по делу N А15-993/2008 и по настоящему делу (т. 2, л. д. 79, 80) кадастровая палата поясняла, что государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1 322 кв. м проведен в соответствии с требованиями закона. В 2007 году в связи с изъятием из него 130 кв. м постановлением от 27.11.2006 N 2367 для предоставления фонду кадастровый план участка с номером 05:40:00 00 50:0010 аннулирован; из земельного участка с кадастровым номером 05:40:00 00 50:0010 образованы два новых участка. Следовательно, управление правомерно внесло в реестр федерального имущества земельный участок площадью 1 322 кв. м.
Суд первой инстанции также указал, что объекты недвижимости (строения) внесены в реестр федерального имущества в отсутствие правоустанавливающих документов, сославшись на то, что строение под литерой А1 является самовольным, а строение под литерой Б находится в собственности фонда.
Из пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав" следует, что арбитражные суды могут разрешать споры о праве собственности в отношении объектов, необоснованно включенных в реестр федерального имущества. В данном деле спор о праве собственности как на строение под литерой А, так и на строение под литерой А1 (которое администрация считает самовольным) отсутствует. Для случаев самовольного строительства предусмотрен специальный способ защиты нарушенного права - иск заинтересованного лица о сносе самовольно возведенной постройки (статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, с учетом положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не имеет охраняемого законом интереса в оспаривании действий управления по внесению в реестр федерального имущества недвижимого имущества (строения под литерой Б) со ссылкой на то, что оно принадлежит другому лицу (фонду).
В свою очередь фонд, не имея отношения к строениям под литерами А и А1, не вправе оспаривать ненормативный правовой акт (действия) управления по внесению указанных объектов недвижимости в реестр федерального имущества. В процессе рассмотрения судом требований органа местного самоуправления фонд не заявлял самостоятельных требований в отношении законности действий управления, включившего в реестр федерального имущества объект (строение) под литерой Б. Поэтому доводы третьего лица (заявителя кассационной жалобы) о том, что ему на праве собственности принадлежит недвижимое имущество (названное строение) не могут привести к удовлетворению (в части) заявления администрации, не подававшей кассационной жалобы на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009.
В связи с изложенным Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены постановления от 31.08.2009 по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При обращении с кассационной жалобой фондом не была уплачена государственная пошлина. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственную пошлину в размере 1 тыс. рублей за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции следует взыскать с заявителя.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по делу А15-582/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с благотворительного фонда "Эксперт" в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 декабря 2009 г. N А15-582/2009 "Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия федерального органа исполнительной власти по внесению объектов недвижимости (земельного участка и расположенных на нем строений) в реестр федерального имущества являются правомерными"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело