Комитет природных ресурсов по Республике Дагестан (далее комитет) обратился в арбитражный суд к Северо-Кавказскому региональному управлению Федеральной пограничной службы Российской Федерации (далее - управление ФПС России) с иском о взыскании в пользу лесхоза 17 479 431 рубля возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
К участию в деле в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями привлечен лесхоз.
Решением суда от 29.01.02 с управления ФПС России в пользу лесхоза взыскано 17 479 431 рубль в возмещение причиненного вреда. Судебный акт мотивирован тем, что истец допустил проведение работ по устройству инженерных сооружений вдоль Государственной границы Российской Федерации без оформления землеустроительных документов и без перевода земель из лесного фонда в нелесные земли. Объем вырубленной древесины и площадь деградированных земель не оспаривается ответчиком.
Определением апелляционной инстанции от 04.04.02 в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на стороне ответчика к участию в деле привлечены Правительство Республики Дагестан, госкомзем Республики Дагестан.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.05.02 решение суда от 29.01.02 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано. Постановление мотивировано тем, что вина ответчика в совершении правонарушения не доказана, ответчик действовал в состоянии крайней необходимости, порядок привлечения к ответственности за экологическое правонарушение не соблюден.
В кассационной жалобе комитет просит отменить постановление апелляционной инстанции от 06.05.02, оставив в силе решение от 29.01.02. Заявитель указывает на то, что факт причинения правонарушения установлен материалами дела, процедура привлечения к ответственности соблюдена.
В отзыве на кассационную жалобу управление ФПС просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, как принятое в соответствии с действующим законодательством. Ответчик не имел намерений причинить вред окружающей среде, возведение инженерных сооружений необходимо для защиты государственной границы.
В судебном заседании представитель управления ФПС высказал возражения против доводов кассационной жалобы и пояснил, что управление ФПС принимало меры к отведению земельного участка для строительства инженерных сооружений, но в связи с отсутствием землеустроительного дела у истца оформление отвода не завершено.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, и выслушав представителя управления ФПС, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в мае-июне 2001 года войсковая часть 2087 управления ФПС России на территории Магарамкентского района Республики Дагестан проводила работы по обустройству инженерных сооружений вдоль Государственной границы Российской Федерации с Республикой Азербайджан на землях лесхоза.
18.07.01 в отношении управления ФПС России старшим госинспектором истца составлен протокол N 02/38 об экологическом правонарушении, которым зафиксирован факт вырубки лесонасаждений на площади 2,25 га. Указано, что отвод земель лесного фонда ответчику не оформлялся, экологическая экспертиза не проведена, лесорубочный билет не выдавался. Объем вырубленной древесины 88 куб. м. определен расчетным путем. Протокол подписан заместителем командира и начальником инженерной службы войсковой части 2087 с возражениями, в которых указано на уклонение Правительства Республики Дагестан и лесхоза от составления необходимых документов для оформления строительства инженерных сооружений.
Постановлением главного государственного инспектора по охране природы в Республике Дагестан от 31.07.02 управление ФПС в лице войсковой части 2453 г. Ставрополя признано виновным в причинении ущерба окружающей природной среде. Указанным постановлением определен размер ущерба, подлежащий взысканию - 17 479 431 рубль.
По заявлению лесхоза о нарушении должностными лицами в/ч 2087 лесного законодательства проведена прокурорская проверка.
Постановлением от 20.10.01 в возбуждении уголовного дела отказано в связи с отсутствием состава преступления. В постановлении указано, что оспариваемые действия проводились на основании распоряжения директора ФПС России, исходя из сложившейся обстановки на границе Российской Федерации и Республики Азербайджан. Поскольку вопрос о возведении инженерных сооружений для укрепления Государственной границы был согласован с органами власти Республики Дагестан, федеральным органом лесного хозяйства и местной администрацией, однако отвод земель не был оформлен в установленном порядке, действия должностных лиц не носят общественно опасного характера.
Из материалов дела видно, что на момент составления протокола N 02/38 ответчик получил акт предварительного выбора земельного участка и согласовал маршрут прохождения трассы инженерных сооружений. В акте технического обследования от 18.05.01 отмечено, что участок не имеет особого значения.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" Российская Федерация при регулировании правоотношений в приграничных районах руководствуется принципом обеспечения безопасности Российской Федерации. Статья 3 указанного закона устанавливает, что защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями. В силу статьи 30 Закона органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации в пределах приграничной территории имеют право возводить необходимые инженерно-технические сооружения, осуществлять строительство линий связи и коммуникаций, размещать и использовать технику и вооружение на предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в бессрочное (постоянное) пользование землях по установленным нормам.
Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, регулируется Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 1067 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей другим лицам, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред. Учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может освободить лицо, причинившее вред, от его возмещения.
Правительством Российской Федерации принято постановление N 1223 от 05 ноября 1999 "О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий через госграницу Российской Федерации в пределах Северо-Кавказского региона", которым предписано обеспечить усиление режима охраны Государственной границы на территории сопредельных с Чеченской Республикой субъектов Российской Федерации. Во исполнение названного постановления Директор ФПС России направил в адрес ответчика распоряжение N 1295 от 02.01.01 о создании в срок до 01.08.01 непрерывного рубежа основных инженерных сооружений на Государственной границе между Российской Федерации и Республикой Азербайджан.
При вынесении постановления от 06.05.02 арбитражный суд на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств, с учетом целей, принципов и задач охраны Государственной границы Российской Федерации, обоснованно пришел к выводу о том, что вред, причиненный управлением ФПС России, не подлежит возмещению на основании статьи 1067 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 174, 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не полномочна переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается. При указанных обстоятельствах оснований для отмены либо изменения у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174, 175, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 06.05.02 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-3233/2001-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, регулируется Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 1067 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей другим лицам, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред. Учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может освободить лицо, причинившее вред, от его возмещения.
...
При вынесении постановления от 06.05.02 арбитражный суд на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств, с учетом целей, принципов и задач охраны Государственной границы Российской Федерации, обоснованно пришел к выводу о том, что вред, причиненный управлением ФПС России, не подлежит возмещению на основании статьи 1067 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 августа 2002 г. N Ф08-2440/02 по делу N А15-3233/01-13 "При вынесении постановления от 06.05.02 арбитражный суд на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств, с учетом целей, принципов и задач охраны Государственной границы РФ, обоснованно пришел к выводу о том, что вред, причиненный управлением ФПС России, не подлежит возмещению на основании статьи 1067 Гражданского кодекса РФ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2002 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2440/02