Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 5 февраля 2010 г. по делу N А53-10882/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 4 февраля 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 5 февраля 2010 г.
ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (далее - Министерство финансов) о взыскании 5 255 124 рублей 80 копеек задолженности по государственному контракту от 26.12.2006 N 927.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - Министерство труда).
Решением от 31.08.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.11.2009, в иске отказано на том основании, что Министерство труда в полном объеме исполнило принятые на себя обязательства по государственному контракту в пределах средств, полученных из областного бюджета. Суды исходили также из того, что истец не представил данных, позволяющих проверить достоверность требований.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить решение 31.08.2009 и постановление апелляционного суда от 02.11.2009, дело направить на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, вывод суда об отсутствии системы учета оказанных железной дорогой услуг и невозможности в связи с этим определить сумму подлежащих возмещению расходов не соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам. Законодательством на истца как на коммерческую организацию не возложено бремя расходов по реализации областных законов. Наличие или отсутствие в договоре ограничения суммы возмещения затрат не влияет на право транспортной организации требовать возмещения понесенных расходов в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель железной дороги поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя железной дороги, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что Министерство труда и железная дорога (перевозчик) заключили государственный контракт от 26.12.2006 N 927, в соответствии с которым железная дорога при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении обязалась предоставить льготный проезд гражданам, проживающим на территории Ростовской области, за исключением перевозок по территории Обливского района, а Министерство труда обязалось возмещать расходы перевозчика по перевозке льготников в пределах средств, полученных из областного бюджета на эти цели в 2007 году.
Железная дорога в соответствии с пунктом 2.1.3 государственного контракта ежемесячно 5-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет Министерству труда отчет о фактически представленных льготах по услугам пригородного железнодорожного транспорта (приложение N 1), акт сверки о фактически предоставленных услугах (приложение N 2). Министерство труда до 28-го числа месяца, следующего за отчетным, при условии предоставления указанных документов производит возмещение перевозчику фактических расходов за перевозки льготников, но не более 30 рублей за каждый выданный талон, согласно численности граждан, получивших проездные талоны, за исключением Обливского района, по ежемесячным отчетам территориальных органов социальной защиты населения на 1 число месяца, в котором осуществляется финансирование в пределах полученных средств из областного бюджета и пропорционально расходам перевозчика (пункт 2.2.1 государственного контракта). Срок действия договора сторонами определен с 01.01.2007 по 30.04.2007.
Дополнительным соглашением от 30.04.2007 N 1 установлен иной срок действия государственного контракта с 01.01.2007 по 31.12.2007.
Дополнительным соглашением от 28.05.2007 N 2 стороны внесли изменения в 2.2.1 государственный контракт в части определения размера возмещения перевозчику фактических расходов за перевозки льготников, в силу которых данные расходы возмещаются в размере не более 40 рублей за каждый выданный талон. Контракт дополнен пунктом 6.3, предусматривающим, что расчет по государственному контракту завершается 25.12.2007, не выполненные Министерством труда денежные обязательства на следующий финансовый год не переносятся. Условия дополнительного соглашения распространяются на отношения сторон, возникшие с 01.05.2007.
Суды установили, что Министерство труда за оказанные железной дорогой услуги по перевозке льготных категорий граждан в 2007 году произвело оплату в размере 94 276 245 рублей 20 копеек по льготам, предоставленным ветеранам труда, и 1 738 976 рублей - гражданам, пострадавшим от политических репрессий.
Железная дорога обратилась в арбитражный суд с иском, так как в указанный период она оказала услуги по перевозке названных категорий граждан на сумму 98 435 876 рублей (ветеранов труда) и 2 834 370 рублей (граждан, пострадавших от политических репрессий), в связи с чем ее убытки составили 5 255 124 рубля 80 копеек, недополученных из бюджета Ростовской области.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законами Ростовской области от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла", N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий" для названных категорий граждан установлен бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, финансовое обеспечение данной меры социальной поддержки населения обеспечивается за счет средств бюджета Ростовской области.
В соответствии с пунктами 1, 2, 6, 8, 9 Положения "О порядке возмещения расходов на предоставление льготного проезда пригородным железнодорожным и водным транспортом, автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности", утвержденного постановлением администрации Ростовской области от 31.12.2004 N 534, возмещение расходов транспортных организаций за льготный проезд в соответствии с областными законами "О социальной поддержке ветеранов труда", "О социальной поддержке тружеников тыла", "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", "О ветеранах труда Ростовской области" производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству труда областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год. Возмещение расходов транспортных организаций производится Министерством труда на договорной основе ежемесячно пропорционально произведенным перевозкам льготных категорий граждан в отчетном месяце транспортными организациями, но не более 30 рублей (в редакции от 16.05.2007 - 40 рублей) в месяц за каждый выданный талон согласно численности граждан, получивших единые проездные талоны на 1 число месяца, в котором осуществляется возмещение. Возмещение затрат транспортных организаций осуществляет Министерство труда на основании предоставленных данными организациями актов сверок и реестров.
В обоснование своих требований железная дорога представила акты сверки о фактически предоставленных услугах, отчеты о фактически предоставленных льготах по услугам, а также счета-фактуры за спорный период.
Оценив представленные истцом в обоснование своих требований документы, суд пришел к правомерному выводу о том, что они не могут признаваться бесспорными и достаточными доказательствами размера выпадающих доходов железной дороги и основанием для взыскания денежных средств с казны.
Правовое регулирование компенсационных выплат оказывающим услуги лицам позволяет отнести правоотношения, возникшие между последним и производящими выплаты уполномоченными государственными органами, к публичным, поэтому при рассмотрении данной категории дел суд независимо от доводов сторон должен проверить размер предъявленной ко взысканию задолженности и наличие доказательств, подтверждающих фактические затраты предприятия.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Доказательствами размера понесенных расходов являются первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие объем предоставленных льгот, их частичную оплату, а также правомерность предоставления льгот.
Поскольку некоторые отчеты о фактически предоставленных льготах по услугам пригородного железнодорожного транспорта и акты сверки содержат несогласованные сторонами исправления в отношении сумм услуг, они не могут учитываться для определения задолженности без подтверждения первичными документами.
Железная дорога не предоставила суду первой и апелляционной инстанций необходимые доказательства, подтверждающие факт оказания услуг льготникам на спорную сумму.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы надлежит отклонить, поскольку они фактически направлены на исследование и оценку доказательств судом кассационной инстанции, что не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обжалованные судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, основания для их изменения или отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2009 по делу N А53-10882/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 февраля 2010 г. по делу N А53-10882/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело