02 ноября 2009 г. |
15АП-9223/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
редседательствующего Ехлаковой С.В.
судей Ванина В.В., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ереминой О.А.
при участии:
от истца - представитель Шабашова И.С. по доверенности N НЮ-10/212 от 03.04.2009, паспорт 69 02 N 440561 выдан 15.05.2002 код подразделения 702-008;
от ответчика - представитель Дейлидович С.В. по доверенности N 10.14-07/1 от 11.01.2009, удостоверение N 77;
от третьего лица - представитель Лиричкина Н.Н. по доверенности N 3-ЕС от 11.01.2009, удостоверение N 423 выдано 19.05.2006;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД" в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2009 по делу N А53-10882/2009
по иску ОАО "РЖД" в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги к ответчику - Министерство финансов Ростовской области
при участии третьего лица - Министерство труда и социального развития Ростовской области
о взыскании задолженности в размере 5255124 руб. 80 коп.
принятое в составе судьи Суденко А.А.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - Северо-Кавказской железной дороги обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области о взыскании задолженности в размере 5255124 руб. 80 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство труда и социального развития Ростовской области.
Решением от 31.08.2009 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что министерством труда и социального развития обязательства по государственному контракту исполнены в пределах средств, полученных из бюджета, в полном объеме. Доказательств изменения размера возмещения расходов перевозчика по контракту не представлено.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что законодательством на перевозчика не возложена обязанность по несению расходов, связанных с реализацией областных законов. В результате предоставления льгот по проезду истцом недополучено 5255124 руб. 80 коп. Расчет понесенных расходов подтвержден надлежащими доказательствами. По мнению заявителя, условие контракта об ограничении компенсации льгот противоречит законодательству.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца жалобу поддержал.
Представитель ответчика доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица поддержал позицию ответчика.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 21.12.2006 между министерством труда и социального развития Ростовской области и ОАО "РЖД" (перевозчик) заключен государственный контракт N 927 (т. 1 л.д. 11 - 13), согласно которому перевозчик обязался предоставлять льготный проезд гражданам, проживающим на территории Ростовской области, за исключением перевозок по территории Обливского района, меры социальной поддержки, а министерство обязалось возмещать расходы перевозчика по перевозке льготников в пределах средств, полученных из областного бюджета на эти цели в 2007 году.
В пункте 2.1 государственного контракта перевозчик обязался предоставлять льготный проезд гражданам без оплаты стоимости проезда без ограничения числа поездок. Перевозчик ежемесячно предоставляет отчеты о фактически предоставленных льготах и акты сверки о фактически предоставленных мерах социальной поддержки (пункт 2.1.3 контракта).
Согласно пункту 2.2.1 контракта министерство до 28 числа месяца, следующего за отчетным, при условии предоставления документов, указанным в пункте 2.1 контракта, обязуется производить перевозчику возмещение фактических расходов за перевозки "льготников", но не более 30 рублей за каждый выданный талон согласно численности граждан, получивших единые проездные талоны, за исключением Обливского района, по ежемесячным отчетам территориальных органов социальной защиты населения на первое число месяца, в котором осуществляется финансирование в пределах полученных средств из областного бюджета и пропорционально расходам перевозчиков, заключивших государственные контракты с министерством на возмещение в 2007 году, расходов по льготным перевозкам граждан в пригородном железнодорожном транспорте.
Дополнительным соглашением N 2 к государственному контракту (т. 1 л.д. 17) стороны установили, что министерство производит возмещение перевозчику фактических расходов в размере не более 40 рублей за каждый выданный талон, начиная с 28.05.2007.
Раздел 6 договора дополнен пунктом 6.3 в следующей редакции: "расчет по данному Государственному контракту завершается 25.12.2007. Не выполненные Министерством денежные обязательства по настоящему государственному контракту на следующий финансовый год не переносятся".
Во исполнение настоящего государственного контракта течение 2007 года перевозчиком были предоставлены льготы следующим категориям граждан: 1) ветеранам труда на сумму 98435976 рублей; 2) гражданам, пострадавшим от политических репрессий - на сумму 2834370 рублей. Министерством труда и социального развития РО произведена оплата по льготам, предоставленным ветеранам труда на сумму 94 276 245 руб. 20 коп., по льготам, предоставленным гражданам, пострадавшим от политических репрессий на сумму 1738976 рублей (платежные поручения - т. 1 л.д. 10 - 31).
В силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Постановлением администрации Ростовской области N 534 от 31.12.2004 установлено, что главным распорядителем данных средств является Министерство труда и социального развития области.
Областным законом 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", областным законом от 22.10.2004 N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла", областным законом от 22.10.2004 N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий" для указанных категорий граждан установлен бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, финансовое обеспечение данной меры социальной поддержки осуществляется за счет средств областного бюджета. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" порядок возмещения потерь в доходах перевозчика, возникших в результате установления льгот законами субъектов РФ, возмещаются в полном объеме за счет средств субъектов Российской Федерации в установленном органами государственной власти субъекта Российской Федерации порядке.
Согласно Положению о порядке возмещения расходов на предоставление льготного проезда пригородным железнодорожным и водным транспортом, автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, утвержденному постановлением Администрации области от 31.12.2004 N 534, установлено, что возмещение расходов транспортных организаций за льготный проезд производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели министерству труда и социального развития области, областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год; Министерство труда и социального развития области в соответствии с действующим законодательством заключает с транспортными организациями контракты (договоры) на возмещение расходов за льготный проезд; транспортные организации, осуществляющие пригородные железнодорожные и водные перевозки, ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство труда и социального развития области отчеты о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан; возмещение расходов транспортных организаций, осуществляющих пригородные железнодорожные перевозки, производится Министерством труда и социального развития области на договорной основе ежемесячно пропорционально фактически произведенным перевозкам льготных категорий граждан в отчетном месяце транспортными организациями, осуществляющими пригородные железнодорожные перевозки, но не более определенной суммы в месяц за каждый выданный талон согласно численности граждан, получивших единые проездные талоны на первое число месяца, в котором осуществляется возмещение.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 424 Кодекса исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. При этом названная корма закона устанавливает, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.
По условиям дополнительного соглашения N 2 к государственному контракту перевозчику возмещаются фактические расходы за перевозчик льготников но не более 40 рублей за каждый выданный талон, согласно численности граждан, получивших единые проездные талоны, за исключением Обливского района, при условии предоставления перевозчиком следующих документов: отчета о фактически предоставленных льготах по услугам пригородного железнодорожного транспорта, акта сверки о фактически предоставленных мерах социальной поддержки.
Истцом в подтверждение факта перевозки льготников представлены отчеты от 06.02.2007, от 06.03.2007, от 06.04.2007, 07.05.2007, от 06.06.2007, от 06.07.207, от 06.08.2009, от 06.09.2007, от 08.10.2007, от 06.11.2007, от 06.12.2007, от 13.12.2007 и соответствующие акты сверки (т. 1 л.д. 71 - 94). При этом акты сверки и отчеты от 06.09.2007, от 08.10.2007, от 06.11.2007, от 06.12.2007, от 13.12.2007 подписаны со стороны министерства с разногласиями. Первичные документы, подтверждающие оказание услуг по перевозке, с данными позволяющими установить конкретных лиц, которым оказывались услуги, не представлены.
По условиям спорного государственного контракта сторонами установлен порядок учета расходов перевозчика без применения какой-либо системы, осуществляющей учет оказанных услуг, в связи с чем сумма возмещения расходов перевозчика ограничена суммой дотаций из бюджета. Поскольку данные о фактически оказанных услугах перевозчиком проверить невозможно, возмещение его расходов ограничено суммой дотаций. Обязанность по возмещению расходов министерством труда и социального развития в пределах сумм дотаций выполнена.
При таких условиях суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не находит.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2009 по делу N А53-10882/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Ехлакова С.В. |
Судьи |
Ванин В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10882/2009
Истец: СКЖД - филиал ОАО РЖД
Ответчик: Министерство финансов Ростовской области
Третье лицо: ОАО РЖД - СКЖД, Министерство труда и соц. развития РО