Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 17 марта 2010 г. по делу N А32-52221/2009-51/991-313АЖ
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 сентября 2010 г. по делу N А32-52221/2009-51/991-313АЖ-59/124-56АЖ
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2010 г.
ЗАО "Таманский комбинат формовочных материалов" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление, административный орган) о признании и отмене постановлений управления от 30.10.2009 N 02-033-13ГП-12, 02-033-13ГП-13, 02-033-13ГП-11 о привлечении общества к ответственности по статьям 7.3, 8.1, 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде общей суммы штрафа в размере 155 тыс. рублей.
Решением суда от 15.12.2009, заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что административный орган не доказал факт совершения обществом правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 8.1, 8.2 Кодекса, не установил наличие события административных правонарушений и виновность общества.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что при изменении наименования юридического лица - пользователя недр, лицензии на пользование участками недр подлежат переоформлению. Суд не исследовал в полном объеме обстоятельства, выявленные в ходе административной проверки и не рассмотрел вопросы о неведении обществом мониторинга состояния участков недр, неутверждении нормативов потерь полезных ископаемых, не учел отсутствие график контроля за выбросами вредных веществ в атмосферный воздух.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебный акт без изменения, ссылаясь на правильное применение судом норм права.
В судебном заседании управление заявило ходатайство об изменении требований по кассационной жалобе и просит изменить решение Арбитражного суда Краснодарского края в части признания незаконным и отмене постановления Управления от 30.10.2009 N 02-033-13ГП-12 о привлечении общества по статье 7.3 Кодекса, N 02-033-13ГП-13 о привлечении общества к ответственности по статье 8.1 Кодекса. Поскольку ходатайство заявлено лицом, наделенным соответствующими полномочиями, не противоречит закону и не нарушает прав других лиц на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство удовлетворяется судом кассационной инстанции.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 01.09.2009 N 1.09/614 в период с 08.09.2009 по 05.10.2009 управление провело плановую документарную проверку по соблюдению обществом законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Проверкой установлено, что у общества отсутствуют утвержденные нормативы потерь твердых полезных ископаемых; не осуществляется мониторинг состояния недр; не переоформлены лицензии и документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, в связи с изменением организационно-правовой формы; не ведется контроль за выбросом загрязняющих веществ; не ведется журнал первичного учета образования и движения отходов и т. д. (акт проверки от 01.10.2009 N 02-033-054-13-ГП-1).
По результатам проверки в отношении общества составлены протоколы об административных правонарушениях от 13.10.2009 и вынесены постановления от 30.10.2009 N 02-033-13ГП-12, 02-033-13ГП-13, 02-033-13ГП-11 о привлечении общества к административной ответственности по статьям 7.3, 8.1, 8.2 Кодекса соответственно в виде общей суммы штрафа в размере 155 тыс. рублей.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало указанные постановления управления в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества о признании незаконным постановления управления N 02-033-13ГП-12, суд исходил из отсутствия состава и события правонарушения в действиях общества.
Вывод суда относительно отсутствия факта реорганизации общества при преобразовании акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа без изменения организационно-правовой формы является правильным, основан на материалах дела и соответствует статьям 49, 67 и 68 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениям постановления от 18.11.2003 N 19 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах"".
С учетом изложенного, а также положений статей 13, 17.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" правильным является и вывод суда о сохранении действия лицензии на пользование недрами, выданной ОАО "Таманский комбинат формовочных материалов", и после преобразования его в ЗАО "Таманский комбинат формовочных материалов".
Признавая необоснованными требования административного органа относительно устаревшего рабочего проекта месторождения, суд правильно исходил из того, что административный орган не доказал несоблюдение обществом положений статьей 22 и 23.1 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". При этом суд правомерно учел то обстоятельство, что общество в 2008 году предприняло необходимые меры по доработке и изменению указанного проекта.
Вместе с тем вывод суда об отсутствии вины общества в совершении административного правонарушения по статье 7.3 Кодекса сделан при неполном исследовании обстоятельств дела.
Из содержания постановления управления N 02-033-13ГП-12 следует, что административный орган пришел к заключению о наличии в действиях общества состава правонарушения по статье 7.3 Кодекса исходя из четырех событий, а именно: неведение мониторинга состояния недр и отсутствие согласованного в установленном законом порядке проекта мониторинга состояния недр; непереоформление лицензии в связи с реорганизацией общества; отсутствие обновленного проекта отработки Ахтанизовского месторождения формовочных песков; отсутствие утвержденных нормативов потерь твердых полезных ископаемых в Управлении по недропользованию (Краснодарнедра) по Краснодарскому краю.
Суд при рассмотрении дела исследовал только два из четырех оснований, положенных в основу принятия административным органом обжалуемого постановления. Вместе с тем каждое из перечисленных событий могло являться самостоятельным основанием для привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности. В силу статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованию подлежала вся совокупность обстоятельств вменяемого обществу правонарушения.
Таким образом, вывод суда о том, что административный орган неправомерно привлек общество к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса является преждевременным.
Суд кассационной инстанции не имеет полномочий по оценке и исследованию обстоятельств дела, поэтому в части вывода относительно постановления управления N 02-033-13ГП-12 решение суда надлежит отменить, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела в указанной части суду необходимо исследовать наличие состава правонарушения по статье 7.3 Кодекса по следующим основаниям: неведение обществом мониторинга состояния недр и отсутствие согласованного в установленном законом порядке проекта мониторинга состояния недр; отсутствие у общества утвержденных нормативов потерь твердых полезных ископаемых в Управлении по недропользованию (Краснодарнедра) по Краснодарскому краю.
Удовлетворяя заявленные обществом требования и признавая постановление управления о привлечении общества к административной ответственности от 30.10.2009 N 02-033-13ГП-13 незаконным, суд пришел к выводу об отсутствии события правонарушения по статье 8.1 Кодекса. Между тем указанный вывод противоречит установленным судом по делу обстоятельствам.
Согласно статье 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон "Об охране окружающей среды") размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (статья 39 Закона).
Из материалов дела следует, что основными источниками загрязняющих веществ у общества являются: пост электро- и газосварки, автопарк, котельная, механическая мастерская, склад ГСМ, горный цех, столярная мастерская.
В нарушение указанных выше требований природоохранного законодательства общество на момент проверки эксплуатировало источники загрязняющих веществ и не осуществляло производственный экологический контроль. Суд установил факт ведения обществом соответствующих журналов в 2007 году, но не установил, что указанные журналы велись в 2009 году. Суд также указал, что план-график ведомственного контроля за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ общество утвердило на второе полугодие 2009 года. Доказательства наличия утвержденного плана-графика на первое полугодие 2009 года в материалах дела отсутствуют.
Несоблюдение экологических требований, в том числе, при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет ответственность, предусмотренную статьей 8.1 Кодекса. При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для признания незаконным и отмены постановления управления N 02-033-13ГП-13.
Принимая во внимание, что управлением не нарушен порядок привлечения общества к административной ответственности, факт административных правонарушения подтвержден материалами дела, кассационная инстанция считает необходимым решение суда в указанной части отменить, обществу в удовлетворении заявления о признании незаконными и отмене постановления управления N 02-033-13ГП-13 отказать.
Правильным является вывод суда о недоказанности управлением состава правонарушения по статье 8.2 Кодекса и признании незаконным постановления административного органа N 02-033-13ГП-11. Данный вывод управление не оспаривает. В указанной части судебный акт не подлежит отмене либо изменению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2009 по делу N А32-52221/2009-51/991-313АЖ оставить в силе в части признания незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 30.10.2009 N 02-033-13ГП-11.
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2009 по делу N А32-52221/2009-51/991-313АЖ отменить.
В части признания незаконным и отмены постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 30.10.2009 N 02-033-13ГП-13 в удовлетворении требований ЗАО "Таманский комбинат формовочных материалов" отказать.
В остальной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 марта 2010 г. по делу N А32-52221/2009-51/991-313АЖ
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело