Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 23 июня 2010 г. по делу N А53-30948/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2010 г.
Управление автомобильных дорог Краснодарского края (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Энергия" о взыскании 6 507 рублей платы за провоз автомобильным транспортом тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Краснодарского края общего пользования, находящихся в государственной собственности Краснодарского края.
Решением от 12.03.2010 в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что передвижение автокрана по автомобильным дорогам общего пользования не подпадает под понятие перевозки тяжеловесных грузов. Согласно техническим характеристикам автотранспортного средства - грузового автокрана факт провоза груза за пределами допустимой массы отсутствует.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и взыскать с общества плату за провоз автомобильным транспортом тяжеловесных грузов в доход бюджета Краснодарского края в качестве компенсации за нанесенный ущерб в размере 6 507 рублей 79 копеек. Заявитель жалобы указывает, что общество осуществляло проезд тяжеловесного транспортного средства без соответствующего разрешения, выдаваемого после внесения платы за проезд такого вида транспорта. Факты нарушения допустимых весовых параметров транспортного средства установлены на стационарном пункте весового контроля N 1 о чем составлены акты от 15.08.2007 N 022652 и от 22.08.2008 N 029001. Судом не учтены положения Приложения N 1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации от 08.08.1996 N 1146 (далее - Инструкция N 1146), содержащей безопасные условия эксплуатации автомобильных дорог и расположенных на них сооружений, при несоблюдении которых происходит их сверхнормативный износ и повреждение. В нарушение части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не указал мотивы, по которым он не принял в качестве доказательств акты, поверочные сертификаты на весовое оборудование и иные документы, представленные управлением, и не применил нормативные акты, на которые ссылается управление.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Энергия" просит оставить решение арбитражного суда в силе.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя управления, считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что в период с 15.08.2007 по 22.08.2008 сотрудниками стационарного пункта весового контроля СПВК N 2 выявлены нарушения требований пункта 2 (допустимые осевые и полные массы АТС) Приложения N 1 Инструкции N 1146, допущенные автотранспортом (грузовой автокран), принадлежащим обществу.
По факту зафиксированного нарушения составлены акты о нарушении порядка перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, от 15.08.2007 N 022652 и от 22.08.2008 N 029001, подписанные водителем автомобиля Гриненко О.Н. (л. д. 18, 23)
Размер ущерба, нанесенного в результате нарушения установленных требований, составил 6 507 рублей 79 копеек (л. д. 6). Отказ общества в добровольном порядке оплатить сумму ущерба явился основанием для обращения управления в арбитражный суд с иском (л. д. 17, 22).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" (далее - постановление N 962) в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, с 01.01.1996 введена плата с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным дорогам. Одновременно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, и организовать службы весового контроля.
В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции N 1146 тяжеловесный груз - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенный в разделе I Приложения 1. Таким образом, в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам, понятие тяжеловесного груза включает и транспортные средства, масса которого без груза превышает установленные Инструкцией 1146 параметры.
Кроме того, в порядке реализации постановления N 962 утверждено Положение о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 20.06.1997 N 1334). В данном Положении тяжеловесными признаются транспортные средства, масса которых с грузом или без груза и (или) осевая масса на каждую ось превышает значения, установленные в разделах 1 и 2 Инструкции N 1146.
В целях реализации постановления N 962 и постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" и Инструкции N 1146, обеспечения сохранности автомобильных дорог и безопасности дорожного движения, а также упорядочения деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, главой администрации Краснодарского края утверждено постановление от 07.07.2003 N 652 "Об утверждении ставок платы за провоз крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края" (далее - постановление N 652). Данным постановлением утверждены ставки платы за провоз крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, а также Положение о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края.
Из вышеуказанных нормативных актов следует, что ограничения в превышении допустимых осевых нагрузок транспортных средств, исходя из несущей способности дорог и дорожных сооружений, установлены как для перевозки тяжеловесных грузов, так и непосредственно для тяжеловесных автотранспортных средств. Превышение максимально допустимой осевой нагрузки влечет выплату компенсации за ущерб, нанесенный автомобильной дороге. Из необходимости учета показателя предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства исходит и постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", принятое взамен утратившего силу постановления N 652.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства Российской Федерации N 934 следует читать как: "от 16 ноября 2009 г."
В соответствии с данными технического паспорта на транспортное средство "Автокран Гидравлический КС-45719-5А КЛИНЦЫ на базе МАЗ-5337" (л. д. 60 - 65), автокран имеет разрешенную заводом изготовителем ОАО "Клинцовский авто-крановый завод" общую массу с основной стрелой без гуська: 18 200 кг, распределение нагрузки на оси шасси в транспортном положении: передняя ось - 6 700 кг, задняя тележка - 11500 кг.
Согласно пункту 2.1 раздела 1 приложения 1 Инструкции N 1146 осевая масса двухосновных АТС не должна превышать следующих значений: при расстоянии между осями свыше 2 м осевая масса на каждую ось не более 10 тонн.
В представленных в материалы дела актах от 15.08.2007 N 022652 и от 22.08.2008 N 029001 указаны допустимые и фактические массы автотранспортного средства МАЗ 533702-КС-45719-5. В соответствии с расчетными листами плата за провоз рассчитана за превышение осевых нагрузок (л. д. 19, 24). Указанные документы подписаны водителем Гриненко О.Н. без каких-либо замечаний. Доказательства недостоверности сведений, изложенных в акте, отсутствуют.
Отказывая в иске, суд исходил из того, что передвижение автокрана по автомобильным дорогам общего пользования не подпадает под понятие перевозки тяжеловесных грузов. Однако данный вывод не соответствует законодательству.
Заявляя исковые требования, учреждение определило плату с учетом постановления N 962 и постановления главы администрации Краснодарского края от 07.07.2003 N 652 "Об утверждении ставок платы за провоз крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края". Размер взимаемой платы исчислен в соответствии с нормативными актами. В предоставленных в материалы дела доказательствах (л. д. 14 - 26) установлен факт превышения осевой массы автотранспортного средства предельно допустимых значений. Возражений по актам водитель общества не представил.
Исходя из буквального понимания понятия "тяжеловесный груз", суд кассационной инстанции считает, что поскольку автокран марки МАЗ 533702-КС-45719-5 является транспортным средством без груза, то плата за проезд подлежит взысканию с общества как владельца транспортного средства.
Изложенное свидетельствует о том, что при принятии судебного акта судом неправильно применены нормы материального права, что является основанием к отмене решения. Суд кассационной инстанции считает возможным принять судебный акт, не направляя дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.03.2010 по делу N А53-30948/2009 отменить. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Энергия" в доход краевого бюджета 6507 рублей 79 копеек платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Краснодарского края общего пользования.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Энергия" в доход федерального бюджета 2500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и кассационной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июня 2010 г. по делу N А53-30948/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело