Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 16 сентября 2010 г. по делу N А32-52221/2009-51/991-313АЖ-59/124-56АЖ
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 марта 2010 г. по делу N А32-52221/2009-51/991-313АЖ
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2010 г.
ООО "Таманский комбинат формовочных материалов" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление) о признании незаконными и отмене постановлений управления от 30.10.2009 N 02-033-13ГП-12, 02-033-13ГП-13, 02-033-13ГП-11 о привлечении общества к административной ответственности по статьям 7.3, 8.1, 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде общей суммы штрафа в размере 155 тыс. рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2009 заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях предприятия отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьями 7.3, 8.1, 8.2 Кодекса. Суд не установил наличие события административного правонарушения и виновность общества.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.03.2010 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2009 по делу оставлено в силе в части признания незаконным и отмене постановления управления от 30.10.2009 N 02-033-13ГП-11. В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края отменено. В части признания незаконным и отмены постановления управления от 30.10.2009 N 02-033-13ГП-13 в удовлетворении требований общества отказано. В остальной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что из содержания постановления управления от 30.10.2009 N 02-033-13ГП-12 следует, что в действия общества образуют состав правонарушения, установленный статьей 7.3 Кодекса исходя из четырех событий. Суд исследовал только два из четырех перечисленных оснований. Вместе с тем каждое из перечисленных событий могло являться самостоятельным основанием для привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности. При новом рассмотрении дела указано на необходимость рассмотреть наличие или отсутствие в действиях общества состава правонарушения по статье 7.3 Кодекса по двум неисследованным основаниям.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.05.2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010, постановление управления от 30.10.2009 N 02-033-13ГП-12 признано незаконным и отменено. Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 Кодекса, а также нарушением управлением порядка привлечения общества к ответственности.
В кассационной жалобе управление просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать. По мнению подателя жалобы, нормы процессуального права им не нарушены, так как общество было надлежаще извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Кроме того, управление считает, что обществом не организовано ведение мониторинга состояния недр.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения управления от 01.09.2009 N 1.09/614 проведена проверка деятельности общества по соблюдению им законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлены следующие нарушения: маркшейдерской службой общества в нарушение пункта 3 лицензионных соглашений к лицензиям NN КРД00019 ТЭ и КРД000017 ТЭ не организовано ведение мониторинга состояния недр, включая процессы сдвижения горных пород и земной поверхности, геомеханических и геодинамических процессов при недропользовании, в целях предотвращения вредного влияния горных разработок на горные выработки, объекты поверхности и окружающую среду, не разработан и не согласован в установленном порядке проект мониторинга состояния недр. Также обществом не переоформлена лицензия в связи с реорганизацией общества; отсутствует обновленный проект отработки Ахтанизовского месторождения формовочных песков; отсутствуют утвержденные нормативы потерь твердых полезных ископаемых в Управлении по недропользованию по Краснодарскому краю.
В результате проведенной проверки управлением составлен акт проверки от 01.10.2009 N 02-033-054-13ГП-1 и протокол об административном правонарушении от 13.10.2009 N 02-054-13ГП-4.
Рассмотрев материалы дела, 30.10.2009 управление вынесло постановление о назначении административного наказания N 02-033-13ГП-12, которым общество было привлечено к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса в виде штрафа в размере 35 тыс. рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением управления, общество обратилось в арбитражный суд.
Поскольку ранее судебными актами установлено отсутствие нарушений обществом в части переоформления лицензии, а также обновления проекта отработки Ахтанизовского месторождения формовочных песков, судом первой и апелляционной инстанции исследованы нарушения по оставшимся основаниям, ранее не исследованным в судах, а именно: неведение обществом мониторинга состояния недр и отсутствие согласованного в установленном законом порядке проекта мониторинга состояния недр и отсутствие у общества утвержденных нормативов потерь твердых полезных ископаемых в Управление по недропользованию по Краснодарскому краю.
Принимая судебные акты, суды обоснованно руководствовались следующим.
Согласно статье 7.3 Кодекса пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.05.2001 N 18 утверждено "Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр" (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что его требования являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию объектов по добыче и переработке полезных ископаемых, а также объектов пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе строящихся тоннелей, метро и иных подземных горных выработок и сооружений на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Положения в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователи недр обязаны обеспечить проведение комплекса технологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон. В силу статьи 22 указанного Закона пользователь недр обязан обеспечить ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность.
При этом, для реализации требований законодательства о недрах организации могут образовывать в своем составе самостоятельные структурные подразделения - службы главного геолога и главного маркшейдера либо привлекать по договору сторонние организации или физические лица, имеющие лицензии на производство соответствующих работ (пункт 5 Положения).
Пунктом 16 Положения о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр закреплены основные функции служб, в том числе: выполнение условий лицензий на пользование недрами, а также соблюдение условий лицензий на производство маркшейдерских работ и условий ведения геологических работ, лицензий на эксплуатацию горных производств и объектов; ведение мониторинга состояния недр, включая процессы сдвижения горных пород и земной поверхности, геомеханических и геодинамических процессов при недропользовании в целях предотвращения вредного влияния горных разработок на горные выработки, объекты поверхности и окружающую природную среду; обоснование нормативов потерь и разубоживания полезных ископаемых при их добыче; ведение установленных федеральных форм государственного статистического наблюдения по учету запасов полезных ископаемых, объемов добычи, извлечения и потерь полезных ископаемых и др.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21.05.2001 N 433 утверждено Положение о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, которым предусмотрено, что государственный мониторинг состояния недр или геологической среды представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности.
Организацию работ по государственному мониторингу состояния недр осуществляет Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) во взаимодействии с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и природопользования (пункт 5 Положения). При этом, организации, вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности, выполняющие геологоразведочные, горнодобывающие и другие виды работ, связанные с изучением и использованием недр (пользователи недр), передают данные о состоянии недр в систему мониторинга МПР России (подпункт "в" пункта 8 Положения).
Как установлено судами, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору обществу 14.12.2007 выдана лицензия N ПМ-30-001756(0) на производство маркшейдерских работ со сроком действия до 14.12.2012/ Согласно приложению к данной лицензии видом деятельности общества является - производство маркшейдерских работ (пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации; наблюдения за состоянием горных отводов и обоснование их границ; ведение горной графической документации; учет и обоснование объемов горных разработок).
Общество имеет Положение о маркшейдерской службе от 2007 года, согласованное с Северо-Кавказским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору. Ежеквартально общество представляет в СКМУ Ростехнадзора акты маркшейдерских замеров объемов добычи с выкопировкой по добыче формовочного песка с указанием отметки (кровли, подошвы), средней высоты уступа, площади отработки и объема. Также ежегодно общество сдает статистический отчет по форме 5-гр, копия которого предоставляется в СКМУ Ростехнадзора, ФГУ Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Краснодарскому краю, Управление по недропользованию по Краснодарскому краю. Данный отчет, как правомерно указано судами, соответствует требованиям, установленным утвержденной постановлением Госкомстата от 13.11.2000 N 110 форме N 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых".
Кроме того, обществом с учетом требований инструкции по проведению маркшейдерских работ, утвержденной постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 N 73, ведутся журналы и книги учета, которые подтверждают ведение обществом мониторинга состояния недр путем осуществления маркшейдерских работ, ежегодно утверждается план развития горных работ.
Таким образом, суды обоснованно сделали вывод о недоказанности управлением факта неведения мониторинга состояния недр и плана по его проведению.
Судами также правомерно установлено, что обществом согласованы нормативы потерь полезных ископаемых, поскольку нормативы потерь определены в проектах и составляют по месторождению "Сенное" - 3%, по месторождению "Ахтанизовское" - 2,4%. Нормативы потерь также утверждены в годовых планах развития горных работ, согласованных с Федеральной службой Ростехнадзора.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 Кодекса.
Вывод судов о неизвещении общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности противоречит материалам дела (почтовые уведомления о вручении соответствующих отправлений обществу имеются в т. д. 2 л.д. 112 - 126).
Однако неверный вывод не привел к принятию неправильных судебных актов в виду отсутствия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения. Основания к отмене или изменению судебных актов судом кассационной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.05.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 по делу N А32-52221/2009-51/991-313АЖ-59/124-56АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 сентября 2010 г. по делу N А32-52221/2009-51/991-313АЖ-59/124-56АЖ
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело