Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 19 октября 2010 г. по делу N А32-7819/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2010 г.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ФГУП "Управление берегоукрепительных и противооползневых работ г. Сочи" (далее - должник, предприятие) Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении к участию в арбитражном процессе в качестве представителя собственника имущества должника.
Определением от 12.01.2010 заявление удовлетворено. Суд исходил из того, что в соответствии уставом предприятия и пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 405 "О некоторых вопросах деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации" (далее - постановление N 405) Минрегион России осуществляет полномочия собственника по отношению к имуществу должника.
Постановлением апелляционного суда от 18.03.2010 определение от 12.01.2010 отменено, в удовлетворении заявления Минрегиона России отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия от имени собственника имущества должника выступает не Минрегион России, а Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), уже привлеченное к участию в деле.
В кассационной жалобе Минрегион России просит отменить постановление апелляционного суда как вынесенное с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя, именно он является лицом, уполномоченным собственником имущества должника выступать от его имени в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
В отзыве на жалобу внешний управляющий должника Гладков М.Н. отклонил доводы жалобы. От других лиц, участвующих в деле, отзывы не поступили.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, определением от 30.08.2008 в отношении предприятия введена процедура внешнего управления.
В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражными судами по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротстве).
На основании статьи 35 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве, являются: представитель работников должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель учредителей должника, представитель собрания кредиторов как представитель комитета кредиторов и иные лица, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Законом о банкротстве. В силу части 5 указанной статьи приведенный в статье перечень лиц, участвующих в деле о банкротстве, не является исчерпывающим.
Минрегион России, полагая, что в силу пункта 4 постановления N 405 осуществляет полномочия собственника по отношению к имуществу предприятия, в связи с чем имеет право участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника, обратился в арбитражный суд с соответствующим ходатайством.
Согласно пункту 1.4 устава предприятия должник находится в ведомственном подчинении Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Функции собственника имущества предприятия осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральный орган по управлению государственным имуществом и Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
В соответствии с пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству упразднено, его функции переданы Минрегиону России.
В силу пункта 4 постановления N405 организации, находившиеся в ведении упраздняемого Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, отнесены к ведению Минрегиона России. Таким образом, в силу прямого указания закона права и обязанности Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в отношении соответствующих организаций переданы Минрегиону России.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Минрегион России может участвовать в арбитражном процессе по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия как представитель собственника имущества должника.
Отменяя определение, апелляционный суд обоснованно исходил из того, что полномочия собственника имущества предприятия в арбитражном процессе по делу о банкротстве осуществляет иной государственный орган - Росимущество.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 37 постановления от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"", в период проведения процедур банкротства в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий собственник их имущества обладает лишь полномочиями, приведенными в Законе о банкротстве. Поэтому полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия по реализации прав, предусмотренных статьей 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", на период проведения процедур банкротства прекращаются. Функции по управлению имуществом государственного и муниципального унитарного предприятия от имени собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.
По смыслу статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Права собственника имущества унитарного предприятия определены в статье 20 Закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". При этом конкретные правомочия собственника имущества унитарного предприятия в процессе банкротства в данной норме не закреплены, однако указано, что собственник имущества унитарного предприятия в отношении предприятия имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия закреплены в нормативных актах, разграничивающих компетенцию конкретных государственных органов.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. На Росимущество возложено осуществление полномочий собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.
Вместе с тем из нормативных актов, регламентирующих полномочия Минрегиона России, не следует, что данное лицо уполномочено собственником имущества федеральных государственных унитарных предприятий на представление его интересов при проведении процедур банкротства указанных предприятий.
Заявитель не обосновал невозможность полноценного представления Росимуществом в деле о банкротстве предприятия интересов собственника (Российской Федерации).
Основания для изменения или отмены постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 по делу N А32-7819/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Права собственника имущества унитарного предприятия определены в статье 20 Закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". При этом конкретные правомочия собственника имущества унитарного предприятия в процессе банкротства в данной норме не закреплены, однако указано, что собственник имущества унитарного предприятия в отношении предприятия имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
...
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. На Росимущество возложено осуществление полномочий собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 октября 2010 г. по делу N А32-7819/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10329/2024
06.09.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2784/2024
13.07.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9689/2022
13.07.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10195/2022
08.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3241/2022
10.02.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1395/2022
24.03.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2757/2021
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7819/08
11.10.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14235/17
23.05.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5767/17
21.12.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9409/16
19.10.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14783/16
07.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9715/10
18.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9715/10
23.05.2014 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7819/08
06.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2607/14
17.02.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22253/13
06.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9715/10
21.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9715/10
03.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6390/12
30.08.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8647/12
22.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5712/11
01.08.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6651/11
05.05.2011 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7819/08
25.04.2011 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4340/11
25.04.2011 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4343/11
25.04.2011 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4338/11
25.04.2011 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4342/11
25.04.2011 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4339/11
25.04.2011 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4344/11
26.01.2011 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7819/08
15.11.2010 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7819/08
19.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А32-7819/2008
22.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9715/10
04.06.2010 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7819/08
03.06.2010 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7819/08
12.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А32-7819/2008
18.03.2010 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1253/10
27.01.2010 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9351/09
08.10.2009 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9351/09
07.04.2009 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7819/08
21.08.2008 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7819/08
20.05.2008 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7819/08