Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 2 ноября 2010 г. по делу N А15-2648/2007
(извлечение)
См. также постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 сентября 2008 г. N Ф08-5372/2008, от 27 февраля 2012 г. N Ф08-207/12 по делу N А15-1028/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 ноября 2010 г.
Заместитель прокурора Республики Дагестан (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан в защиту государственных и общественных интересов к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Дагестан (далее - министерство) и ТСЖ "Здоровье" (далее - товарищество) с требованиями о признании недействительным договора аренды от 15.08.2006 N 36 земельных участков обшей площадью 5,2 га с кадастровыми номерами 05:40:000006:0032 и 05:40:000006:0263, расположенных по адресу: г. Махачкала, район "Караман-7" (далее - спорные земельные участки), заключенного министерством и товариществом, а также о применении последствий недействительности ничтожной сделки путем возвращения спорных земельных участков собственнику (Российской Федерации) в лице Территориального управления Росимущества в Республике Дагестан и государственному учреждению "Махачкалинский лесхоз", обязав товарищество произвести снос самовольных строений (жилых домов) на указанных земельных участках, незаконно возведенных членам товарищества.
Определением от 23.01.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее - Росимущество), государственные учреждения "Дагсельлес" и "Махачкалинский лесхоз".
Определением от 03.03.2008 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены члены товарищества Дадашев Д.Ш., Гасанбеков Т.А., Исмаилов М.И., Магомедов М.А., Магомедов Г.О., Гантилов С.М., Исмаилов М.Г., Пашаев Ю.А., Газимагомедов Р.М., Кашкаев М.О., Абубакаров А.К., Магомедов И.Г., Гусейнов Д.С., Бутаев И.М., Бахричилов М.Р., Сулейманов З.М., Юсупов Ю.М., Гаджиев Х.А., Магомедов А.К., Алиев К.А., Абдуллаев Ю.Н., Гитихмаев Г.Н., Магомедалиев С.Б., Талибов М.М., Кабулаев М.М., Исрафилов Ш.Р., Исаев Р.Р., Заирбеков Н.П., Расулов Б.Р., Рамазанов И.С., Умалатов У.А., Газимагомедов М.Г., Абасов Р.М., Арсланбеков М.М., Магомедов С.С., Титков Г.А. и Магомедов Р.А.
Определением от 27.03.2008 суд прекратил производство по делу по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку исходя из характера спора и отсутствия у собственников объектов недвижимости, возведенных на спорном земельном участке статуса индивидуальных предпринимателей, заявленные прокурором требования подведомственны не арбитражному суду, а суду общей юрисдикции.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.09.2008 определение от 27.03.2008 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. В постановлении указано, что у суда отсутствовали правовые основания для самостоятельного привлечения других ответчиков к участию в деле.
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены участники товарищества (Абдуллаев Ю.Н., Абдулмуслимов А.М., Алибеков В.К., Гаджиев А.К., Газимагомедов Р.М., Исмаилов М.Г., Кахриманов О.И., Магомедаминов С.Б., Махадов М.О., Рамазанов Т.Г. и Чараков Ч.М.).
В порядке процессуального правопреемства Министерство имущественных и земельных отношений Республики Дагестан заменено Агентством по управлению государственной собственностью Республики Дагестан.
Решением от 29.01.2009, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.05.2009, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.09.2009 решение от 29.01.2009 и постановление апелляционной инстанции от 05.05.2009 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. При этом суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении дела необходимо: запросить у соответствующих органов лесоустроительную и межевую документацию относительно спорных земельных участков; установить, налагаются ли земельные участки на земли государственного лесного фонда и не относятся ли они к землям особо охраняемых территорий; оценить доводы прокурора об отнесении земельных участков к федеральной собственности; определить надлежащий субъектный состав рассматриваемого спора; привлечь к участию в деле администрацию г. Махачкалы; рассмотреть заявление ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности, после чего, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
При новом рассмотрении определениями от 13.10.2009 и 16.11.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрации муниципального образования "Городской округ "Город Махачкала", а также все члены товарищества: Омаров Магомед Омарович, Дадашев Джамалудин Шамсудинович, Гасанбеков Темирхан Ашуралиевич, Исмаилов Магомед Исмаилович, Исмаилов Исмаил Камилович, Магомедов Магомед Абдурахманович, Магомедов Гамад Омарович, Сайбулаев Ахмед Баширович, Загидов Загид Асмаралович, Гантилов Султанали Магомедович, Исмаилов Магомед Гебекович, Пашаев Юсуп Атаевич, Газимагомедов Расул Маликович, Кахриманов Осман Идаятович, Айдемиров Гамид Айдемирович, Саидов Саадула Омарович, Зубаиров Шахабудин Акилович, Абдулгамидов Абдулгамид Алибекович, Зайналов Джабраил Тажудинович, Агабеков Агабек Залбекович, Чараков Чарак Магомедович, Абдулгапуров Казимпаша Абдулгапурович, Ибрагимов Абдулгамид Кизимагомедович, Махмудов Бивбулат Адамович, Джамалудинов Магомед Алиевич, Алиев Гаджи Магомедович, Абдулбасиров Магомед Абдулбасирович, Мамаев Ахмед Магомедович, Магомедалиев Сейфедин Ахмадович, Кадиалиев Сергей Шарапудинович, Шавлуков Магомед Минкаилович, Раджабов Микаил Закаряевич, Гамзаев Исламудин Магомедович, Гаджиев Багаутдин Гаджиевич, Алибеков Вели Казибекович, Кашкаев Мустафа Омариевич, Алибеков Джабраил Ахмедович, Лахиялов Гаджи Ахмаевич, Абубакаров Ахмед Курбанисмаилович, Ахмедов Магомед Расулович, Аджаматов Гусенали Калсынович, Ахмедов Саидахмед Саидметович, Магомедов Идрис Гаджиевич, Гусейнов Джарулла Сейфединович, Муртузалиев Шамиль Ахмедханович, Курбанов Макка Мустафаевич, Бутаев Исмаил Мугадович, Гаирбеков Ахмед Лабазанович, Багандов Батыр Каирбекович, Бахричилов Магомед Ризванович, Сулейманов Зубайру Магомедович, Шахбанов Шахбан Джамалович, Юсупов Юсуп Магомедгаджиевич, Джаватханов Джаватхан Магомедович, Буржумов Салман Фейтулаевич, Имаммагомедов Идрис Шагабудинович, Халиков Исабек Салихович, Гаджиев Хархача Адамович, Магомедов Анвар Камилович, Рамазанов Каримулла Забзуевич, Шарипов Магомедшапи Рамазанович, Алиев Курамагомед Алиевич, Абдулаев Юсуп Нурадинович, Булатов Магомедсалих Вагабович, Магомедов Камиль Лабазанович, Магомедов Анварпаша Гасанович, Ахмедов Мурадин Гаджиахмедович, Гитихмаев Гитихма Нурмагомедович, Габитов Абдулманап Багаудинович, Магомедаминов Сайпула Багужаевич, Талибов Марат Мизамудинович, Кабулаев Магомеднур Магомедович, Исрафилов Шахбан Раджабович, Исаев Рашит Расулович, Заирбеков Нурутдин Пахрудинович, Расулов Байбатыргаджи Расулович, Газалиев Аликбер Меджидович, Махадов Магомед Омарович, Ярахмедов Ярахмед Шихмирзаевич, Рамазанов Игорь Сулейманович, Умалатов Умалат Абдулгалимович, Керимов Абдурахман Магомедович, Газимагомедов Магомед Газимагомедович, Абасов Рашид Магомедович, Алиханов Мухтархан Алиханович, Гусейнов Шамиль Магомедович, Арсланбеков Минатулла Магомедович, Кибиров Тимур Фезлидинович, Магомедов Саидбек Саидович, Гитинов Гаджимурад Магомедович, Титков Григорий Андреевич, Магомедов Раджабхан Абдуразакович, Рамазанов Тахир Захаржанович, Османов Магомедсаид Алиевич, Абдулатипов Абдулатип Магомедзагидович, Исмаилов Араш Газиевич, Абдулатипов Гайдар Магомедович, Магомедов Абубакар Дадагаджиевич, Даудов Магомед Шарапудинович, Магомедов Абдулжапар Варисович, Нурсамадов Ханмагомед Магомедович, Мирзаев Абдул Ахмедович, Бабаев Омар Фатулаевич.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурором заявлен отказ от требований в части применения последствий недействительности сделки в виде сноса незаконно возведенных на спорных земельных участках строений - жилых домов, принадлежащих членам товарищества.
Определением от 21.12.2009 отказ принят судом, производство по делу в части требований об обязании сноса незаконно возведенных на спорных земельных участках строений - жилых домов, принадлежащих членам товарищества, прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 12.02.2010, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2010, в порядке процессуального правопреемства заменен ответчик - Агентство по управлению государственной собственностью Республики Дагестан его процессуальным правопреемником - Министерством по управлению государственной собственностью Республики Дагестан. Исковые требования удовлетворены частично. Признан недействительным договор от 15.08.2006 N 36 аренды спорных земельных участков. В удовлетворении остальной части иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что договор аренды земельных участков, относящихся к землям лесного фонда и являющихся федеральной собственностью, заключен министерством с превышением предоставленных ему полномочий. Суды также указали на несоблюдение установленного законом порядка предоставления лесных участков в аренду. В части требований о применении последствий недействительности сделки в виде возврата участков государству отказано ввиду того, что спорные участки фактически застроены жилыми домами коттеджного типа.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции, принять новый судебный акт. Податель жалобы полагает обжалуемые судебные акты незаконными, поскольку спорные земельные участки находятся в черте населенного пункта, в связи с чем не входят в состав земель лесного фонда. Осуществление лесоустроительных работ явилось правовым следствием исполнения постановления Совета Министров РСФСР от 11.06.1986 N 262 "Об установлении городской черты г. Махачкалы", принятого в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 11.07.1977 N 371 "О городской черте городов и поселковой черте рабочих, курортных и дачных поселков РСФСР", в котором установлен порядок предварительного согласования вопроса с землепользователями, земли которых включаются в городскую черту, что и было осуществлено еще в 1986 году.
При проведении лесоустройства в 2007 году агентство по лесному хозяйству Республики Дагестан скрыло сведения о включении квартала N 49 (ныне N 78) в городскую черту г. Махачкалы и не представило их филиалу ФГУП "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект". В результате этого квартал N 78 в 2007 году незаконно отнесен к водоохраной зоне, а суд при принятии своего решения использовал этот факт в пользу прокурора. Товарищество считает, что прокурор в порядке доказывания своих требований обязан был представить в суд межевое дело на участок с кадастровым номером 05:40:000000:0017, чего не было сделано. Ссылаясь на статьи 34 и 35 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении проведения лесных конкурсов суд не учел то обстоятельство, что из 5,2 га земель, выделенных товариществу в аренду на 49 лет, 4,6 га земель было выделено Министерству внутренних дел по Республике Дагестан еще в 2000 году. Прокурором этот факт не оспорен. Таким образом, при необходимости проведения конкурса право владения этими землями принадлежало пользователям. Кроме того, лесные конкурсы проводятся в отношении земель лесного фонда, а спорные земельные участки таковыми не являются. В дополнение к кассационной жалобе товарищество указало, что Правительство Республики Дагестан обратилось в Правительство Российской Федерации с ходатайством о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 N 498. В связи с чем ссылки судов на указанное постановление неправомерны.
В отзывах на кассационную жалобу Росимущество, министерство, государственное учреждение "Дагсельлес" и члены товарищества поддержали доводы жалобы и заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей.
Прокурор в отзыве на кассационную жалобу указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители товарищества поддержали доводы жалобы, просил кассационную инстанцию отменить оспариваемые акты и отказать прокурору в удовлетворении иска.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей товарищества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, постановлением Совета Министров РСФСР от 11.06.1986 N 262 "Об установлении городской черты г. Махачкала" изменена черта города и в границы города включен лесной квартал N 49 Ленинского лесничества Махачкалинского лесхоза.
Постановлением главы администрации города Махачкалы от 08.06.2000 N 750 "Об утверждении материалов инвентаризации земель побережья Каспийского взморья (Сулакская зона) города Махачкала" Министерству внутренних дел по Республике Дагестан (далее - МВД РД) предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 6,6038 га с кадастровым номером 05-40:02-01-01-03 для строительства лечебно-оздоровительного комплекса.
Из указанного земельного участка участок площадью 2 га, расположенный непосредственно у уреза воды, был ранее изъят из земель лесного фонда распоряжением Совета Министров РСФСР от 25.09.1975 N 1655-р и предоставлен МВД РД для строительства базы отдыха. По пояснениям представителей лиц, участвующих в деле, данный участок не относится к предмету спора, на нем построена и до настоящего времени функционирует база отдыха.
Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 04.11.2000 N 474-р принято предложение Госкомзема Республики Дагестан и администрации города Махачкалы об изъятии 4,6 га земель в квартале N 78 Махачкалинского лесхоза на побережье Каспийского моря севернее г. Махачкалы и предоставлении их МВД РД под строительство лечебно-оздоровительного комплекса для участников боевых действий в августе, сентябре 1999 года с распределением земельных участков наиболее заслуженным сотрудникам МВД РД.
Постановлением главы администрации города Махачкалы от 03.12.2001 N 2176 пункт 4 постановления от 08.06.2000 N 750 изложен в новой редакции, согласно которой МВД РД в бессрочное (постоянное) пользование предоставлен земельный участок площадью 6,6038 га с кадастровым номером 0540:02-01-01-03 для строительства лечебно-оздоровительного комплекса, из которого в соответствии с распоряжением Правительства Республики Дагестан от 04.11.2000 N 474-р земельный участок площадью 4,6 га распределен участникам боевых действий в августе, сентябре 1999 года и наиболее заслуженным сотрудникам МВД РД.
Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 05.05.2006 N 108-р принято предложение Минимущества Республики Дагестан и администрации муниципального образования город Махачкала об изъятии у министерства земельного участка площадью 4,6 га с кадастровым номером 05:40:000006:0032, ранее предоставленного распоряжением от 04.11.2000 N 474-р в рекреационной зоне побережья Каспийского моря на территории г. Махачкалы, в районе "Караман-7", и об изъятии из земель запаса земельного участка площадью 0,6 га, расположенного по смежеству с земельным участком площадью 4,6 га и предоставлении его товариществу в аренду сроком на 49 лет для указанных целей.
На основании данного распоряжения министерство (арендодатель) и товарищество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 15.08.2006 N 36, по условиям которого арендатору на срок до 05.05.2055 переданы земельные участки с кадастровыми номерами 05:40:000006:032 и 05:40:000006:0263 для строительства лечебно-оздоровительного комплекса.
Прокурор полагая, что товариществу незаконно переданы в аренду спорные земельные участки, обратился в арбитражный суд в защиту интересов Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из того, что министерство с превышением полномочий распорядилось земельным участком, входящим в состав земель, отнесенных нормами действующего законодательства к землям федерального значения.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 N 498 установлены границы и режимы округов санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан.
В соответствии с пунктом 1 Положения о курортах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 05.09.1973 N 654, и статьей 45 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, утвержденного Законом СССР от 19.12.1969, признание местности курортом, установление границ округов санитарной охраны курортов и определение их режима производятся Советом Министров СССР или Советом Министров союзной республики по совместному представлению Министерства здравоохранения СССР ВЦСПС или министерства здравоохранения союзной республики и республиканского совета профсоюзов, согласованному с исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов, на территории которого расположен данный курорт.
Согласно пунктам 5 и 13 Положения о курортах отнесение курортов к курортам республиканского значения производится Советом Министров союзной республики по совместному представлению ВЦСПС и министерства здравоохранения союзной республики. Установление границ округов санитарной охраны курортов республиканского значения и определение их режима производится Советом Министров союзной республики по совместному представлению министерства здравоохранения союзной республики и республиканского совета профсоюзов (РСФСР - ВЦСПС), согласованному с исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов, на территории которого расположен курорт.
Побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от г. Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР (Махачкалинское, Манасское, Каякентское, Самурское взморья) отнесено к курортам республиканского (РСФСР) значения постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 N 105 "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения". До установления Правительством Российской Федерации иных границ округов санитарной охраны названного курорта эти границы определяются на основании постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 N 498.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности. В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статьи 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Суд установил, что предоставленные в аренду товариществу земельные участки расположены в рекреационной зоне побережья Каспийского моря на территории Дербентского района и входят в границы округов санитарной охраны, установленные постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.05.1993. При этом министерство не представило доказательств наделения его в соответствии с каким-либо нормативно-правовым актом полномочиями по распоряжению спорными земельными участками.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что министерство неправомерно распорядилось участками, сделаны в соответствии со статьями 9, 17 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
В силу статей 3 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство применяется в совокупности с нормами иных отраслей, в том числе - лесного. Лесное законодательство регулирует лесные отношения, то есть распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью.
Статьей 17 (пункт 1) Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что к федеральной собственности относятся, в числе прочих, предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно нормам Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1, Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (статьи 7 и 10), действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, земли лесного фонда (входящие в него земельные участки) отнесены к федеральному уровню собственности. В лесной фонд подлежали включению все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).
В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними имеют не только государственные акты и свидетельства, но и другие документы, ранее выданные в подтверждение прав на землю.
В силу статьи 51 Лесного кодекса от 29.01.1997 N 22-ФЗ, действовавшего на момент возникновения спорных отношений (статья 81 Лесного кодекса от 04.12.2006 N 200-ФЗ), государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
Приказом от 15.12.1994 N 265 Федеральной службы лесного хозяйства России (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 28.06.1995 N 887) утверждена Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России, определяющая порядок установления границ лесопользования и составления лесоустроительных проектов и лесоустроительной документации.
Министерство имущественных отношений Российской Федерации и Министерство природных ресурсов Российской Федерации в совместном письме от 17.09.2003 N АА-9/17907 и ВР-30-54/6372 указали, что при государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки в составе лесного фонда (участки лесного фонда) такая регистрация осуществляется по единому лесопользованию - лесхозу, количество которых в разрезе субъектов Российской Федерации приведено в приложении к письму. Соответствующий лесхоз направляет в территориальный орган Минимущества России подлинники и копии плана участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда, удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда. Территориальный орган Минимущества России обращается с заявлением в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, которые находятся в федеральной собственности в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Из приведенных норм материального права можно сделать следующие выводы: земли лесного фонда находятся в федеральной собственности в силу закона; документальным подтверждением отнесения земель к лесному фонду служит лесоустроительная документация.
При новом рассмотрении судом первой инстанции истребована и приобщена к материалам дела лесоустроительная и межевая документация относительно спорных земельных участков, а именно: план лесонасаждений Ленинского лесничества Махачкалинского мехлесхоза Дагестанской АССР по материалам лесоустройства 1977 года; план лесонасаждений Ленинского лесничества Махачкалинского мехлесхоза Дагестанской АССР по материалам лесоустройства 1987 года; планшет N 4 Ленинского лесничества Махачкалинского мехлесхоза по материалам лесоустройства 1987 года; планшет N 6 Сулакского участкового лесничества Махачкалинского мехлесхоза по материалам лесоустройства 2006 года; проект организации и развития лесного хозяйства Махачкалинского мехлесхоза Дагестанской АССР 1988 года (том 1 книга 1); -таксационное описание Ленинского лесничества Махачкалинского мехлесхоза Дагестанской АССР 1988 года (том 3); - таксационное описание Сулакского участкового лесничества Махачкалинского мехлесхоза 2007 года; землеустроительное и межевое дело на земельный участок 05:40:000006:0263 площадью 0,6 га; землеустроительное и межевое дело на земельный участок 05:40:000006:0032 площадью 4,6 га.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело лесоустроительную документацию, суд установил, что спорные земельные участки ранее располагались в квартале N 49 Ленинского лесничества (по материалам лесоустройства 1977 года). В связи с включением в 1986 году при установлении городской черты квартала N 49 в границы города, при проведении лесоустройства в 1987 году указанный квартал переименован в квартал N 14 и отражен в лесоустроительной документации как "городские леса". В последующем в соответствии с приказом Махачкалинского лесхоза от 08.02.1991 N 11 квартал N 14 переименован в квартал N 78 Сулакского лесничества. При проведении лесоустройства в 2006 году кварталу N 78 присвоен номер 43 и леса, указанного квартала, в лесоустроительной документации отражены как леса водоохранных зон (46 га) и леса защитных полос вдоль дорог (6 га). При этом квартал N 49 (ныне квартал N 43) из состава земель лесного фонда до настоящего времени в установленном порядке не исключался. Согласно прилагаемому к кадастровому плану N 05:40:000000:0017 чертежу границ земельного участка площадью 259,82 га почти весь квартал N 78, за исключением участков, ранее переведенных в установленном порядке из земель лесного фонда в прочие земли, входит в земельный участок площадью 259,82 га, на который за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности в соответствии со свидетельством от 26.04.2006.
В материалы дела представлены заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам отвода земельного участка товариществу под строительство лечебно-оздоровительного комплекса в рекреационной зоне побережья Каспийского моря ("Караман 7"), утвержденному приказом управления Росприроднадзора по Республике Дагестан от 29.12.2006 N 262-э, согласно которому выделяемый земельный участок площадью 5,2 га (4,6+0,6) расположен в водоохраной зоне Каспийского моря в районе "Караман 7" и относится к землям рекреационного назначения. По материалам лесоустройства указанный земельный участок расположен в квартале 78 Сулакского лесничества Махачкалинского лесхоза и относится к землям лесного фонда. Большая часть отведенной территории (3,1 га) покрыта лесом.
Доводы товарищества о том, что спорные земельные участки находятся в черте населенного пункта и не входят в состав лестного фонда, правомерно отклонены судебными инстанциями. Само по себе включение таких земель в черту города не влечет прекращение либо изменение уровня собственности земельного участка либо категории земель. Обязательность процедуры перевода земель из земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в постановлении от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности положений Лесного кодекса Российской Федерации. Доказательства исключения спорных участков из состава земель лесного фонда и перевода в иную категорию не представлены. Данные выводы судебных инстанций соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и изложены в постановлении от 02.09.2008 по делу N 16490/2007.
Правомерным также является и вывод судебных инстанций о нарушении порядка предоставления в аренду спорных земельных участков. В статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено общее правило, в соответствии с которым правовые акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. В порядке исключения действие закона может распространяться и на отношения, возникшие до введения его в действие, но только тогда, когда это прямо предусмотрено законом.
Поскольку договор аренды спорных земельных участков был заключен 15.08.2006, к нему должны применяться положения Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года (в редакции от 31.12.2005, действовавший на момент возникновения спорных правоотношений).
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность.
Абзац 3 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года устанавливал, что к участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено названным Кодексом.
В силу абзаца 4 статьи 31 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года аренда участков лесного фонда регулируется названным Кодексом, гражданским законодательством и Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 34 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов.
В соответствии со статьей 35 Лесного кодекса Российской Федерации лесные конкурсы организуются и проводятся федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 названного Кодекса.
В материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения изложенного порядка при заключении оспариваемого договора аренды.
Установив, что предоставленные товариществу земельные участки расположены на землях лесного фонда и являются федеральной собственностью, полномочия по распоряжению которыми у органа местного самоуправления отсутствуют, суды пришли к правильному выводу о признании недействительным договора аренды от 15.08.2006.
Доводы, изложенные товариществом в кассационной жалобе, окружным судом рассмотрены и отклонены в полном объеме, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку установленных обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального и процессуального права.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения и постановления апелляционной инстанции (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.02.2010 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2010 по делу N А15-2648/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Абзац 3 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года устанавливал, что к участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено названным Кодексом.
В силу абзаца 4 статьи 31 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года аренда участков лесного фонда регулируется названным Кодексом, гражданским законодательством и Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 34 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов.
В соответствии со статьей 35 Лесного кодекса Российской Федерации лесные конкурсы организуются и проводятся федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 названного Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 ноября 2010 г. по делу N А15-2648/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-584/11
22.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-584/11
10.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-584/11
27.01.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-584/11
02.11.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А15-2648/2007
16.07.2010 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1008/08
12.02.2010 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2648/07
05.05.2009 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1008/08
29.01.2009 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2648/07
14.08.2008 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5372/2008
16.07.2008 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1008/08
16.06.2008 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1008/08