См. также постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 февраля 2011 г. по делу N А63-18987/2009, от 4 марта 2011 г. по делу N А63-18729/2009, от 15 марта 2011 г. по делу N А63-19006/2009, от 14 июня 2011 г. N Ф08-3225/11 по делу N А63-19011/2009, от 14 июля 2011 г. N Ф08-3796/11 по делу N А63-18734/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2011 г.
ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" в лице филиала ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление), ФГУ "Земельная кадастровая палата" (далее - кадастровая палата) с требованием о признании незаконной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:21:010101:0007; о признании решения управления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости от 14.04.2009 N 1480 незаконным; об обязании кадастровой палаты устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем осуществления кадастрового учета земельного участка, расположенного под недвижимым имуществом, принадлежащим заявителю на праве собственности (подстанция ЗТП-3 10/0,4 кВ от ТП-2 Ф-53 и Ф-54, инвентарный номер 20953, литера Т2 площадью 45,30 кв. м, свидетельство о государственной регистрации права от 02.07.2008 серии 26-АЕ N 431271).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования город Буденновск (далее - администрация), ФГУ "Управление Северо-Кавказского военного округа" (далее - управление СКВО), Министерство обороны Российской Федерации в лице Буденновской квартирно-эксплуатационной части района с. Покойское, ФГУ "Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие", ФГУ "Новгородское АГП".
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 13.09.2010, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2010, отказано в удовлетворении требований общества, со ссылкой на то, что заявителем избран неверный способ защиты, так как между обществом и владельцем земельного участка с кадастровым номером 26:21:010101:0007 имеется спор о праве на земельный участок.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, считая их незаконными. В обоснование жалобы заявитель указывает на необоснованность отказа агентства кадастра в осуществлении кадастрового учета по мотиву наложения границ смежных земельных участков без установления причин такого наложения. Суд не принял во внимание, что данный земельный участок находится во владении общества с 2005 года, на нем расположен объект недвижимости, право собственности на который зарегистрировано за обществом в установленном порядке.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании постановления главы города Буденновска от 14.01.2005 N 11-п и договора аренды от 14.01.2005 N 1 обществу для использования под объектами электроэнергетики предоставлены в аренду сроком до 30.11.2005 земельные участки общей площадью 6485,10 кв. м, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 26:21:01 01 02:0004 общей площадью 114 кв. м, на котором расположена ЗТП-3 (закрытая трансформаторная подстанция).
29 июля 2005 года общество зарегистрировало право собственности на указанное недвижимое имущество с кадастровым номером 26:12:010102:0004:20950/168:1000/Т2 (свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество серии 26-АА N 134233).
31 марта 2008 года общество реорганизовано путем присоединения к ОАО "МРСК Северного Кавказа". Право собственности общества на указанный объект недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.07.2008 (свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество серия N 26-АЕ 431271).
После изготовления межевого плана и формирования землеустроительного дела 22.12.2008 общество обратилось в территориальный орган агентства кадастра с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет.
Решением от 14.01.2009 N 121 проведение кадастрового учета приостановлено, поскольку выявлено пересечение одной из границ земельного участка с другим участком с кадастровым номером 26:21:010101:0007.
В последующем решением агентства кадастра от 14.04.2009 N 1480 в осуществлении кадастрового учета обществу отказано в связи с истечением срока приостановления и неустранением обстоятельств, связанных с установлением факта пересечения границ земельного участка.
Отказ агентства кадастра послужил основанием для обращения истца в суд.
Согласно пункту 2 статьи 16, подпунктам 2, 5, 6 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) для учета в связи с изменением уникальных характеристик участка (к которым относятся описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь) в орган кадастрового учета представляются следующие документы: заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости; межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона N 221-ФЗ местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий земельный участок (при отсутствии в кадастре сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости).
В письме от 08.10.2009 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю сообщило заявителю, что земельный участок с кадастровым номером 26:21:010101:0007 зарегистрирован в собственности за Российской Федерацией и закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за Буденовской КЭЧ района.
Статьей 26 Закона N 221-ФЗ предусмотрены случаи, при которых орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, в том числе: когда одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости) (пункт 2 части 2); если не представлены необходимые для кадастрового учета документы (пункт 4 части 2).
Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ.
В случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, органом кадастрового учета принимается решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, в которое включаются рекомендации органа кадастрового учета о доработке представленного для осуществления государственного кадастрового учета межевого плана, обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин, сообщение о возможности внесения в межевой план, предназначенный для осуществления государственного кадастрового учета, дополнительных сведений, необходимых для исправления ошибки в местоположении границы ран ее учтенного земельного участка.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, также вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, а именно - разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок (статья 7 Закона N 221-ФЗ).
Судами правомерно установлено, что граница земельного участка общества пересекается с земельным участком с кадастровым номером 26:21:010101:0007 площадью 258 676,3 кв. м, являющимся согласно свидетельству о государственной регистрации от 24.12.2004 серии 26-АБ N 580067 собственностью Российской Федерации и находящимся в постоянном (бессрочном) пользовании управления СКВО (свидетельство о государственной регистрации права от 22.03.2007 N 26-АЕ 004705). На данном земельном участке расположен военный городок, обслуживаемый КЭЧ. Процедура размежевания границ и определения точной площади данного земельного участка осуществлена в 2004 году.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что фактически в деле имеется спор о праве на земельный участок. Право федеральной собственности и постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не оспорены, распоряжение от 03.08.2006 N 484 Территориального управления Росимущества по Ставропольскому краю недействительным не признано.
Основания для оценки как незаконных действий по постановке на учет земельного участка с кадастровым номером 26:21:010101:0007 площадью 258 676,3 кв. м у суда отсутствуют.
Следовательно, решение территориального отдела N 11 об отказе в проведении государственного кадастрового учета от 14.04.2009 N 1480 соответствует закону, при этом заявителем избран неверный способ защиты, который не может привести к восстановлению нарушенного права.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, всесторонне, полно и объективно ими исследованы. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.09.2010 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2010 по делу N А63-18998/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 16, подпунктам 2, 5, 6 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) для учета в связи с изменением уникальных характеристик участка (к которым относятся описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь) в орган кадастрового учета представляются следующие документы: заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости; межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона N 221-ФЗ местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий земельный участок (при отсутствии в кадастре сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости).
...
Статьей 26 Закона N 221-ФЗ предусмотрены случаи, при которых орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, в том числе: когда одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости) (пункт 2 части 2); если не представлены необходимые для кадастрового учета документы (пункт 4 части 2).
Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ.
...
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, также вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, а именно - разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок (статья 7 Закона N 221-ФЗ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 февраля 2011 г. по делу N А63-18998/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело