Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2011 г.
Сафразьян Н.В. (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по г. Краснодару (далее - инспекция) от 31.12.2009 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Решением от 06.10.2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2010, в удовлетворении заявленных требования отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что предпринимателем не представлены все необходимые документы для регистрации прекращения осуществления предпринимательской деятельности.
В кассационной жалобе предприниматель просит судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, в регистрирующий орган представлены все необходимые документы. Наличие у предпринимателя страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования свидетельствует о том, что он зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования и предоставил в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ). В соответствии с действующим законодательством заявитель не относится к категории "страхователь" в связи с тем, что не осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также не заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители сторон повторили доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Сафразьян Н.В. зарегистрирована в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя на основании решения регистрационной палаты г. Краснодара от 28.09.1994 N 5452, что подтверждается свидетельством от 31.12.2004 серии 23 N 000839973 (л. д. 4).
Предприниматель 25.12.2009 обратился в инспекцию с заявлением по форме N Р26001 о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (л. д. 21 - 25).
К заявлению приложены следующие документы: копия паспорта, копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, квитанция об оплате государственной пошлины (л. д. 5).
Решением инспекции от 31.12.2009 предпринимателю отказано в государственной регистрации соответствующих изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (л. д. 6).
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Отказ мотивирован непредставлением документа, предусмотренного подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона о регистрации.
Предприниматель, посчитав отказ в государственной регистрации прекращения осуществления предпринимательской деятельности незаконным, обратился в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный правовой акт, решения, действия (бездействия) могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 22.3 Закона о регистрации государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представления в регистрирующий орган в том числе документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (пункт "в" части 1 статьи 22.3 Закона о регистрации).
Форма документа, подтверждающая представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, указанных в подпункте "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона о регистрации законом не установлена.
По смыслу абзаца восьмого статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу пятому статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
В соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 Федерального закона N 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи этих документов; гражданство.
Пункт 1 статьи 10 Федерального закона N 27-ФЗ определяет, что указанные сведения представляются физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих случаях: при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя; при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона; при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.
Пункт 2 статьи 10 Федерального закона N 27-ФЗ определяет порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из названных случаев.
Следовательно, Федеральный закон N 27-ФЗ установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающий перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.
Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Однако в рассматриваемом деле названные обстоятельства не доказаны и материалами дела не подтверждены. В связи с этим предприниматель к страхователям в смысле, придаваемом данному термину Федеральным законом N 27-ФЗ, не относится.
Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция высказана Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 15.09.2009 N 7802/09.
Из материалов дела следует, что заявитель был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в законную силу Федерального закона N 27-ФЗ, когда индивидуального (персонифицированного) учета не существовало. После вступления в законную силу данного Закона застрахованное лицо должно было зарегистрироваться в органе Пенсионного фонда России для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и, соответственно, представить сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 Федерального закона N 27-ФЗ, для обеспечения реализации застрахованными лицами их пенсионных прав. Иначе орган Пенсионного фонда России не смог бы достоверно осуществлять индивидуальный (персонифицированный) учет.
Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ установлены сведения, которые представляют физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Согласно пункту 6 статьи 11 указанного Закона сведения, предусмотренные пунктом 5 данной статьи, представляют вместе с копией платежного документа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные указанного лица в соответствии с подпунктами 1 - 5 пункта 2 статьи 6 данного Федерального закона. Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, получает страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования непосредственно в органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователя.
По смыслу указанных норм права страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, которое содержит только часть сведений предусмотренных подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 Федерального закона N 27-ФЗ, являющееся документом, подтверждающим регистрацию лица в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (удостоверяющий документ), само по себе не подменяет документ, предусмотренный подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона о регистрации, который представляется в подтверждение подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ.
Суды, исследовав представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что документы, предусмотренные законодательством для регистрации прекращения осуществления предпринимательской деятельности, предпринимателем в регистрирующий орган представлены не в полном объеме.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель предпринимателя пояснил, что не обращался в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением сведений необходимых для представления в инспекцию.
При таких обстоятельствах у инспекции имелись основания для отказа в государственной регистрации прекращения осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Суды всесторонне, полно и объективно исследовали фактические обстоятельства и материалы дела, дали им надлежащую правовую оценку. Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.10.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2010 по делу N А32-22996/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные указанного лица в соответствии с подпунктами 1 - 5 пункта 2 статьи 6 данного Федерального закона. Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, получает страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования непосредственно в органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователя.
По смыслу указанных норм права страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, которое содержит только часть сведений предусмотренных подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 Федерального закона N 27-ФЗ, являющееся документом, подтверждающим регистрацию лица в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (удостоверяющий документ), само по себе не подменяет документ, предусмотренный подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона о регистрации, который представляется в подтверждение подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 марта 2011 г. по делу N А32-22996/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А32-22996/2010