Постановление Конституционного суда Республики Татарстан
от 28 января 2014 г. N 57-П
"По делу о проверке конституционности абзацев четвертого и пятого пункта 2 и абзаца третьего пункта 5 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 августа 2012 года N 738 "О предоставлении целевой субсидии на сглаживание роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги гражданам, проживающим в жилых помещениях, теплоснабжение которых осуществляется ОАО "Таттеплосбыт", поставляющим тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки на территории Республики Татарстан" (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 ноября 2012 года N 1013) в связи с жалобой гражданина Д.А. Иванова
Именем Республики Татарстан
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н. Демидова, судей Ф.Н. Багаутдинова, Л.B. Кузьминой, Р.А. Сахиевой, А.А. Хамматовой, А.Р. Шакараева,
с участием гражданина Д.А. Иванова, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан как стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, - начальника юридического отдела Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Р.Г. Минугулова, представителя Президента Республики Татарстан - главного советника отдела по законопроектной работе Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан Р.В. Сидакова, представителя Государственного Совета Республики Татарстан - заведующего отделом гражданского законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан И.И. Фаттахова, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан - заместителя начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан А.Б. Гревцова, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан М.М. Сальниковой, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - заместителя начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан P.P. Шкаликова, представителя Прокурора Республики Татарстан - заместителя Прокурора Республики Татарстан Г.С. Галимова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - ведущего консультанта отдела взаимодействия пользователей государственной информационной системы Республики Татарстан "Народный контроль" аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан А.Т. Габдрахмановой,
руководствуясь статьей 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности абзацев четвертого и пятого пункта 2 и абзаца третьего пункта 5 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 августа 2012 года N 738 "О предоставлении целевой субсидии на сглаживание роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги гражданам, проживающим в жилых помещениях, теплоснабжение которых осуществляется ОАО "Таттеплосбыт", поставляющим тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки на территории Республики Татарстан" (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 ноября 2012 года N 1013).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме жалобы гражданина Д.А. Иванова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителем нормы Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ф.Н. Багаутдинова, объяснения сторон - гражданина Д.А. Иванова и представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - Р.Г. Минугулова, выступления приглашенных в судебное заседание представителей: от Президента Республики Татарстан - Р.В. Сидакова, от Государственного Совета Республики Татарстан - И.И. Фаттахова, от Кабинета Министров Республики Татарстан - А.Б. Гревцова, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан - М.М. Сальниковой, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - P.P. Шкаликова, от Прокурора Республики Татарстан - Г.С. Галимова, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - А.Т. Габдрахмановой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин Д.А. Иванов с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод абзацами четвертым и пятым пункта 2 и абзацем третьим пункта 5 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 августа 2012 года N 738 "О предоставлении целевой субсидии на сглаживание роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги гражданам, проживающим в жилых помещениях, теплоснабжение которых осуществляется ОАО "Таттеплосбыт", поставляющим тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки на территории Республики Татарстан" (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 ноября 2012 года N 1013).
Абзацем четвертым пункта 2 указанного постановления установлено, что оформление права на получение целевой субсидии с 1 сентября 2012 года осуществляется с 10 сентября по 31 декабря 2012 года по графику, утвержденному территориальным органом социальной защиты. Абзацем пятым пункта 2 данного постановления предусмотрено, что переоформление права получения целевой субсидии на новый срок осуществляется в течение 3 последующих месяцев 2013 года (март, апрель, май) по графику без приостановления выплаты целевой субсидии до месяца обращения; согласно абзацу третьему пункта 5 органам местного самоуправления предложено организовать размещение на счетах-фактурах за август 2012 года информации о целевой субсидии, предоставленной Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, и сроках приема граждан в соответствии с графиком.
Из жалобы и приложенных к ней копий документов следует, что гражданин Д.А. Иванов является получателем целевой субсидии на сглаживание роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги, предусмотренной оспариваемым постановлением. Первоначально субсидия заявителю была назначена, как это предусмотрено абзацем четвертым пункта 2 оспариваемого постановления, сроком на шесть месяцев, т.е. до 1 марта 2013 года. Данная субсидия была предоставлена с 1 сентября 2012 года. 22 апреля 2013 года гражданин Д.А. Иванов обратился в территориальный орган социальной защиты по вопросу переоформления субсидии, полагая, что она ему будет назначена с 1 марта 2013 года. Однако субсидия заявителю была назначена с 1 мая 2013 года.
Согласно ответам Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, куда обращался заявитель, ему необходимо было подать документы для переоформления субсидии на новый срок 4 марта 2013 года на основании утвержденного графика. Поскольку гражданин Д.А. Иванов подал документы после 16 апреля 2013 года, в отношении него были применены положения, предусмотренные пунктом 44 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", согласно которым при представлении документов с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.
Однако, как отмечает гражданин Д.А. Иванов, в обжалуемом им абзаце пятом пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 августа 2012 года N 738 установлено, что переоформление права получения целевой субсидии на новый срок осуществляется в течение 3 последующих месяцев 2013 года (март, апрель, май) без приостановления выплаты целевой субсидии до месяца обращения. О наличии графика приема граждан для переоформления права получения целевой субсидии заявитель не знал, и ему неизвестно, был ли опубликован этот график.
Гражданин Д.А. Иванов также считает, что Кабинет Министров Республики Татарстан, принимая обжалуемое постановление, превысил свои полномочия, установив собственный, отличный от федерального, порядок предоставления субсидий. Заявитель, исходя из содержания частей 1 и 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, отмечает, что к полномочиям субъекта Российской Федерации отнесено только установление размеров региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи; порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По мнению заявителя, установление специального графика приема граждан для переоформления права на получение целевой субсидии является введением Республикой Татарстан собственного порядка предоставления субсидии, что противоречит нормам федерального законодательства, в частности части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, и положениям статьи 29 (часть первая) Конституции Республики Татарстан. В связи с этим он полагает, что в Республике Татарстан существуют два порядка исчисления даты начала выплаты целевой субсидии: один, который установлен постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 августа 2012 года N 738, и другой, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761. Подобная неопределенность в установлении даты начала выплаты указанной субсидии, по мнению заявителя, является основанием для ее произвольного определения правоприменителем и нарушает положения статьи 28 (часть первая) Конституции Республики Татарстан.
На основании изложенного гражданин Д.А. Иванов просит Конституционный суд Республики Татарстан признать положения абзацев четвертого и пятого пункта 2, абзаца третьего пункта 5 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 августа 2012 года N 738 не соответствующими статьям 13, 28 (части первая и вторая), 29 (часть первая), 54 (часть первая) и 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан, согласно которым Республика Татарстан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от социального и имущественного положения, места жительства и иных обстоятельств; любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам запрещаются; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
1.1. Согласно части второй статьи 46 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" в случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным судом Республики Татарстан производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. На момент рассмотрения жалобы гражданина Д.А. Иванова срок действия абзацев четвертого и пятого пункта 2 оспариваемого постановления истек. Заявителем не представлено каких-либо доказательств о нарушении его конституционных прав в период действия абзаца четвертого пункта 2 данного постановления, в связи с чем производство в этой части подлежит прекращению.
Кроме этого, содержащиеся в абзаце третьем пункта 5 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 августа 2012 года N 738 положения являются рекомендацией органам местного самоуправления и не носят нормативного характера. На этом основании в силу части пятой статьи 3 и пункта 1 части первой статьи 46 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" разрешение вопроса, поставленного в жалобе заявителя, неподведомственно Конституционному суду Республики Татарстан. В связи с этим производство в этой части также подлежит прекращению.
Разрешение же вопроса о том, был ли заявитель надлежащим образом уведомлен о графике приема граждан для переоформления права получения целевой субсидии, связано с исследованием фактических обстоятельств и не входит в компетенцию Конституционного суда Республики Татарстан, как она определена статьей 109 Конституции Республики Татарстан и статьей 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан". При этом Конституционный суд Республики Татарстан отмечает, что упоминание о наличии такого графика, а также прямое указание на орган, его утверждающий (территориальный орган социальной защиты), имелись как в первоначальной редакции оспариваемого постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 августа 2012 года (абзац четвертый пункта 2), так и в его последующей редакции от 19 ноября 2012 года (абзацы четвертый и пятый пункта 2). Обе редакции были официально опубликованы в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" (от 4 сентября 2012 года N 65, статья 2209, и от 14 декабря 2012 года N 92, статья 3010).
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу является абзац пятый пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 августа 2012 года N 738 "О предоставлении целевой субсидии на сглаживание роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги гражданам, проживающим в жилых помещениях, теплоснабжение которых осуществляется ОАО "Таттеплосбыт", поставляющим тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки на территории Республики Татарстан" (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 ноября 2012 года N 1013), согласно которому переоформление права получения целевой субсидии на новый срок осуществляется в течение 3 последующих месяцев 2013 года (март, апрель, май) по графику без приостановления выплаты целевой субсидии до месяца обращения.
2. Оспариваемые заявителем нормы относятся к сфере социальной защиты, которая в соответствии со статьей 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в силу чего Республика Татарстан вправе осуществлять правовое регулирование данной сферы в соответствии с федеральными законами и при условии, что ее законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам (статья 76, части 2 и 5, Конституции Российской Федерации). Указанное конституционное требование в полной мере распространяется и на нормативные правовые акты Кабинета Министров Республики Татарстан.
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, в том числе граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, малоимущих граждан, а также организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 24 пункта 2). По данным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (подпункт 3.1 пункта 3).
Таким образом, принимая оспариваемое постановление, Кабинет Министров Республики Татарстан правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального законодательства и основанное на взаимосвязанных положениях статей 102 (пункт 4) и 103 Конституции Республики Татарстан, согласно которым Кабинет Министров Республики Татарстан участвует в проведении единой государственной политики в области социального обеспечения, а также обеспечивает исполнение на территории Республики Татарстан Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение.
3. Согласно статье 13 во взаимосвязи с частью первой статьи 54 Конституции Республики Татарстан в Республике Татарстан - социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Социальное обеспечение включает в себя в том числе и меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.
В связи с ликвидацией перекрестного субсидирования платежей населения за тепловую энергию постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 августа 2012 года N 5-15/э с 1 сентября 2012 года был утвержден новый тариф на тепловую энергию, поставляемую населению ОАО "Таттеплосбыт", в размере 1271 рубль за Гкал. Ранее его размер составлял 600 рублей 38 копеек. По причине резкого роста данного тарифа, в целях обеспечения эффективных мер адресной социальной защиты граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг и ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги оспариваемым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан утверждено Положение о целевой субсидии на сглаживание роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги.
По своей правовой природе мера социальной поддержки в виде предоставления целевой субсидии на сглаживание роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги не относится к обязательным видам социального обеспечения, является дополнительной мерой социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в жилых помещениях, теплоснабжение которых осуществляется ОАО "Таттеплосбыт", поставляющим тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки на территории Республики Татарстан. Финансирование расходов на выплату данной целевой субсидии осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете Республики Татарстан на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 4 указанного Положения). Из этого следует, что рассматриваемая целевая субсидия не заменяет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, и подлежит выплате дополнительно к указанным федеральным субсидиям.
Предоставление республиканской целевой субсидии основано на положениях Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 371-ФЗ), согласно которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное данной статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (части третья и четвертая статьи 26.3-1).
Согласно Положению о целевой субсидии на сглаживание роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 августа 2012 года N 738, данная целевая субсидия предоставляется на заявительной основе гражданам, проживающим в жилых помещениях на территориях отдельных муниципальных образований Республики Татарстан, перечисленных в указанном постановлении, теплоснабжение которых осуществляется ОАО "Таттеплосбыт" (пункт 1.2).
Тем самым реализация права на получение целевой субсидии носит заявительный характер и требует от граждан, имеющих право на ее получение, совершения определенных действий. Решение о предоставлении субсидии возможно только после подачи гражданином соответствующего заявления с приложением всех необходимых документов.
Пунктом 1.3 Положения о целевой субсидии на сглаживание роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 августа 2012 года N 738, предусмотрено, что целевая субсидия предоставляется аналогично порядку, установленному Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
В соответствии с пунктом 44 указанных Правил при представлении заявления и других необходимых документов с 1-го по 15-е число субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (пункт 41 Правил).
Переоформление права получения целевой субсидии на новый срок осуществлялось, как это было предусмотрено оспариваемой нормой, в течение 3 месяцев 2013 года (март, апрель, май) по графику без приостановления выплаты целевой субсидии до месяца обращения. При этом порядок приема граждан для переоформления субсидии по графику был введен оспариваемой нормой в целях исключения образования очередей в территориальных органах социальной защиты и направлен на упорядочение работы с населением, для удобства граждан. Само по себе введение такого графика является организационной мерой, возможность установления которой предусмотрена Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В соответствии с данным Законом к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3).
Вводя дополнительную меру социальной поддержки - целевую субсидию на сглаживание роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги, Республика Татарстан вправе самостоятельно определить условия и порядок предоставления данной субсидии, категорию граждан, которым она предоставляется, методику ее расчета.
Следовательно, оспариваемая норма в период своего действия, вопреки утверждению заявителя, не устанавливала дублирующий федеральное правовое регулирование порядок исчисления даты начала выплаты целевой субсидии, а также не нарушала права и законные интересы граждан - получателей целевой субсидии, поскольку Кабинет Министров Республики Татарстан был вправе в развитие положений федерального законодательства предусмотреть дополнительные гарантии, процедуры, направленные на совершенствование условий и порядка предоставления указанной субсидии.
Данное правовое регулирование согласуется также и с нормами международного права, в частности Рекомендацией Комитета Министров Совета Европы N R (2005) 1 от 19 января 2005 года "О финансовых средствах местных и региональных властей", согласно которой, если орган власти считает необходимым оказать помощь какой-либо категории граждан в получении доступа к каким-либо коммунальным услугам, он должен оказать финансовую поддержку данным получателям услуг адресно и максимально индивидуализированно (пункт 7 части 1 приложения к Рекомендации).
Таким образом, оспариваемые правовые положения абзаца пятого пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 августа 2012 года N 738 "О предоставлении целевой субсидии на сглаживание роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги гражданам, проживающим в жилых помещениях, теплоснабжение которых осуществляется ОАО "Таттеплосбыт", поставляющим тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки на территории Республики Татарстан" (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 ноября 2012 года N 1013) в период своего действия не отменяли, не умаляли и иным образом не нарушали конституционное право заявителя на социальное обеспечение и тем самым не противоречили статьям 13, 28 (части первая и вторая), 29 (часть первая), 54 (часть первая) и 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 6, частью второй статьи 46, статьей 63, частями первой и второй статьи 66, частями первой, второй и шестой статьи 67, статьями 68, 69, 71 и 73, пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан постановил:
1. Признать абзац пятый пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 августа 2012 года N 738 "О предоставлении целевой субсидии на сглаживание роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги гражданам, проживающим в жилых помещениях, теплоснабжение которых осуществляется ОАО "Таттеплосбыт", поставляющим тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки на территории Республики Татарстан" (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 ноября 2012 года N 1013) в период его действия соответствовавшим Конституции Республики Татарстан.
2. Прекратить производство по настоящему делу в части, касающейся проверки конституционности абзаца четвертого пункта 2 и абзаца третьего пункта 5 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 августа 2012 года N 738 (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 ноября 2012 года N 1013), по основаниям, указанным в подпункте 1.1 пункта 1 описательно-мотивировочной части настоящего постановления.
3. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предметом рассмотрения стала норма, согласно которой переоформление права получения целевой субсидии на сглаживание роста платы граждан за услуги теплоснабжения, оказываемые ОАО "Таттеплосбыт", на новый срок осуществлялось в течение 3 последующих месяцев 2013 г. (март, апрель, май) по графику без приостановления выплаты целевой субсидии до месяца обращения.
По своей правовой природе данная мера соцподдержки не относилась к обязательным видам социального обеспечения, являясь дополнительной мерой соцподдержки.
Субсидия предоставлялась аналогично порядку, установленному Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Правительством РФ.
Так, при представлении заявления и других необходимых документов с 1-го по 15-е число субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
Переоформление права получения целевой субсидии на новый срок осуществлялось в течение 3 указанных месяцев по графику без приостановления выплаты. Введение такого графика является организационной мерой, возможность установления которой предусмотрена на федеральном уровне.
Следовательно, оспариваемая норма в период своего действия не устанавливала дублирующий порядок исчисления даты начала ее выплаты, а также не нарушала права и законные интересы ее получателей, поскольку Кабинет Министров был вправе предусмотреть дополнительные гарантии, процедуры, направленные на совершенствование условий и порядка предоставления субсидии.
Таким образом, оспариваемое положение в период своего действия не противоречило Конституции РТ.
Постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Постановление Конституционного суда РТ от 28 января 2014 г. N 57-П "По делу о проверке конституционности абзацев четвертого и пятого пункта 2 и абзаца третьего пункта 5 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 августа 2012 года N 738 "О предоставлении целевой субсидии на сглаживание роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги гражданам, проживающим в жилых помещениях, теплоснабжение которых осуществляется ОАО "Таттеплосбыт", поставляющим тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки на территории Республики Татарстан" (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 ноября 2012 года N 1013) в связи с жалобой гражданина Д.А. Иванова
Текст постановления опубликован в газете "Республика Татарстан" от 7 февраля 2014 г. N 18, газете "Ватаным Татарстан" от 8 февраля 2014 г. N 19