Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 17 июня 2015 г. N 443
"Об утверждении Стратегии развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы"
В целях совершенствования системы воспитания обучающихся, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственной, ответственной, творческой инициативной, компетентной личности Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы (далее - Стратегия).
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан при решении вопросов воспитания, разработки и реализации государственных программ Республики Татарстан руководствоваться Стратегией.
3. Установить, что реализация Стратегии осуществляется заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период.
4. Предложить территориальным органам федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, организациям при решении вопросов развития воспитания детей и молодежи учитывать в своей деятельности положения Стратегии.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.
И.о. Премьер-министра |
А.В. Песошин |
Стратегия
развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 17 июня 2015 г. N 443)
I. Общие положения
1. Стратегия развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы (далее - Стратегия) является программным документом в области региональной воспитательной политики, определяющим общий социокультурный вектор и приоритетные направления развития системы воспитания детей и молодежи в республике на 2015-2025 годы. Она исходит из основополагающих федеральных и республиканских нормативных правовых актов и программ в данной сфере.
2. Стратегия содержит совокупность управленческих и педагогических идей и положений, определяемых целью, задачами и основными принципами воспитания и сочетающих интересы и требования общества, государства и личности.
3. В Стратегии заложена идея приоритетности достижения эффективности воспитания на всех уровнях образования в современных условиях общественного развития с учетом новых вызовов времени.
Стратегия разработана с учетом анализа состояния воспитания в Российской Федерации, Республике Татарстан, с опорой на лучшие отечественные и зарубежные воспитательные практики и определяет:
основания, цель и задачи развития системы воспитания обучающихся;
методологические основы развития системы воспитания обучающихся;
направления и содержание развития системы воспитания обучающихся;
ресурсы и механизмы реализации положений Стратегии;
характер и направленность ожидаемых результатов.
4. Предлагаемые положения и рекомендации, изложенные в Стратегии, служат базовым основанием для разработки программ и планов воспитательной деятельности в системе общего, профессионального, дополнительного образования Республики Татарстан, решения задач формирования у молодежи высоких гражданских качеств и повышения уровня ее готовности к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни российского общества.
5. В стратегии используются следующие отдельные понятия:
аксиологический подход - ценностное, духовно-практическое освоение действительности, определенное отношение к реалиям, предусматривающее их оценку на основе учета специфики мотивирующих поведение человека и организующих взаимоотношения между людьми потребностей, интересов, ценностных ориентаций. Аксиологический подход позволяет осмыслить значение полученных знаний, компетенций для человека и общества, раскрыть связь ценностных и практических аспектов познания и деятельности;
общенациональные ценности - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
возрастной подход - учет и использование физиологических, психических, социальных закономерностей развития личности, а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастом. Возрастные особенности образуют комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств человека, характерных для большинства людей одного возраста. В различных регионах, этносах также существует возрастная специфика воспитания, обусловленная особенностями социализации и возрастной субкультурой. Возрастной подход призван создавать условия для эффективного решения задач, от которых зависит личностное развитие человека;
воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения;
духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
качество воспитания - интегральная характеристика результата воспитательного процесса, направленного на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
личностно ориентированный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Личностный подход оказывает помощь ребенку в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых форм самоопределения, самореализации и самоутверждения. Осуществить такой подход может педагог, осознающий себя личностью, умеющий видеть личностные качества в воспитаннике, понимать его и строить с ним диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями;
национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;
патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, "малую Родину", т.е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался, активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;
системно-деятельностный подход - подход, составляющий основу федеральных государственных образовательных стандартов. Согласно ему, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих современным требованиям, осуществляется в деятельности, посредством деятельности, различных форм общения и дает ожидаемый эффект при наличии системы воспитательной работы. С точки зрения системно-деятельностного подхода, процесс воспитания компонента должен быть насыщен разнообразными видами и формами конструктивной деятельности и практик;
социализация - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.
II. Нормативно-правовые основы Стратегии
6. Правовой основой и нормативными источниками, концептуальными основаниями разработки Стратегии являются:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы";
постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. N 795 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы";
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р;
Конституция Республики Татарстан;
Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года N 68-ЗРТ "Об образовании";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1174 "Об утверждении Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы "Килэчэк" - "Будущее";
Указ Президента Республики Татарстан от 9 октября 2012 года N УП-862 "О Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан "Перспектива";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.02.2013 N 90 "О Республиканской стратегии действий в интересах детей на 2013-2017 годы";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2013 N 1006 "Об утверждении государственной программы "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2020 годы";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 N 110 "Об утверждении государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2020 годы" и иные правовые акты Российской Федерации, Республики Татарстан в части, касающейся вопросов развития воспитания, дополнительного образования детей;
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.09.2014 N 666 "Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и молодежи Республики Татарстан";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.12.2014 N 943 "Об утверждении государственной программы "Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы".
III. Характеристика проблемы
7. В современных условиях воспитание играет решающую роль в формировании творческой, интеллектуально, духовно, нравственно и физически развитой, свободной и ответственной за результаты своей деятельности личности. "Школа является критически важным элементом в этом процессе, - подчеркивается в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2010 года N Пр-271. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире".
В соответствии с новыми общественными тенденциями сегодня под воспитанием все больше понимается создание условий для развития личности обучающегося, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, взаимодействия педагогов, родителей, других субъектов социализации обучающихся. Такое понимание закреплено в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", в котором говорится: "Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства".
Формирование соответствующих условий (ресурсов) составляет содержание идеи (процесса) социально-педагогической поддержки воспитания (социализации) обучающихся. Оптимальным способом решения проблемы представляется создание системы использования ресурсов на межведомственной основе, сетевого взаимодействия, которая в завершенном виде будет иметь инновационный характер.
Для движения в проектируемом направлении в Республике Татарстан сформирована определенная совокупность предпосылок. Важно, однако, иметь в виду, что для их эффективного использования и наращивания нужны не отдельные действия или мероприятия. Необходима целостная система мер, направленная на решение вопросов развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан.
8. Актуальность Стратегии обусловлена наличием ряда ценностно-мотивационных и социальных факторов, определяющих результативность современной системы воспитания и перспектив ее развития:
возрастающими требованиями к воспитанию как к важному социальному институту, который должен становиться все более эффективным;
сложностью и противоречивостью динамично изменяющейся социокультурной молодежной среды в современных условиях, особенностей ее функционирования и тенденций развития;
объективной потребностью в формировании целостной системы эффективного социально-педагогического сопровождения воспитания обучающихся, адекватно отражающей новые вызовы времени, условия, тенденции и особенности социокультурного развития;
новыми возможностями развития системы воспитания, открывающимися в результате оптимального использования имеющегося потенциала педагогических и управленческих кадров республики, уровня их компетенций, а также возможностями интеграции различных субъектов экономической, социокультурной жизни республики, принимающих на себя ответственность за решение практических проблем воспитания подрастающего поколения;
необходимостью усиления участия образовательных организаций, общественных институтов в решении задач воспитания, формирования у обучающихся социальных компетенций и гражданских установок.
9. С учетом состояния современной системы образования SWOT-анализ существующей в Республике Татарстан системы воспитания можно представить в следующем виде.
SWOT-анализ
S |
W |
Сильные стороны системы воспитания в Республике Татарстан Высокий уровень внимания Правительства Республики Татарстан к проблеме формирования человеческого потенциала. Объединение усилий государства, бизнес-сообщества вокруг вопросов образования. Значительный объем финансовых ресурсов, направляемых в систему образования и социализации обучающихся. Опыт разработки и реализации уникальных образовательных проектов в области воспитания ("Школа после уроков", "Основы лидерства", "Самостоятельные дети" проекты в рамках приоритетный национальный проект образование и т.д.). Наличие у населения "кредита доверия" к системе воспитания средствами образования. Наличие образовательных и исследовательских центров, способных разрабатывать и внедрять современные проекты в сфере образования. Наличие в республике разработанной и реализуемой программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе. Опыт разработки федеральных проектов в области воспитания и социализации (в т.ч. Федеральная целевая программа развития образования, Федеральный государственный образовательный стандарт всех уровней образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории). Развитая национальная и этнокультурная составляющая системы воспитания |
Слабые стороны системы воспитания в Республике Татарстан Предметоцентризм в системе образования привел к снижению внимания к вопросам воспитания в Российской Федерации. Невысокий уровень психолого-педагогических исследований и психолого-педагогического сопровождения процесса воспитания. Несбалансированная инфраструктура системы дополнительного образования (большое число малокомплектных школ, отдаленность услуг дополнительного образования в ряде общеобразовательных организаций и т.д.). Отсутствие эффективной системы подготовки педагогических и руководящих кадров в области воспитания и дополнительного образования. Недостаточно разработанная система диагностических и мониторинговых исследований в сфере воспитания. Неразвитость стимулирующих форм оплаты труда руководителей образовательных организаций с учетом результатов воспитания, педагогов дополнительного образования, классных руководителей, преподавателей, кураторов студенческих групп в образовательных организациях общего образования, среднего профессионального и высшего образования. Отсутствие эффективной системы административного и финансового поощрения обучающихся, принимающих активное участие в общественной, волонтерской работе. Слабое взаимодействие органов местного самоуправления, образовательных организаций и общественных организаций по вопросам воспитания обучающихся |
О |
Т |
Возможности системы воспитания Республики Татарстан Высокий уровень внимания Правительства Республики Татарстан к вопросам развития системы образования. Развитие новых форм обучения и воспитания, позволяющих оптимизировать затраты, повысив при этом качество и конкурентоспособность выпускников. Значительный потенциал реструктуризации системы образования (финансовой, инфраструктурной, кадровой и т.д.). Внедрение новых форм и методов контроля качества воспитания. Интеграция с глобальным образовательным пространством на всех его уровнях. Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов определило духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности главной задачей школьного образования. Переход в фазу практического внедрения информационно-коммуникативных технологий в воспитательный процесс. Готовность бизнес-сообщества к активному взаимодействию в вопросах повышения качества образования |
Угрозы системы воспитания Республики Татарстан Несовершенство нормативно-правового сопровождения системы воспитания. Невысокий уровень стимулирования воспитательной деятельности на уровне образовательных организаций среднего профессионального образования. Отток кадров из образовательных организаций дополнительного образования детей в связи со значительной разницей в заработной плате по сравнению с учительским корпусом. Недостаточное количество классных руководителей новой формации (профессиональных воспитателей) и низкий уровень стимулирования ориентации на результат среди действующих заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей. Неготовность системы высшего профессионального, в т.ч. педагогического образования, к подготовке современных кадров воспитания. Старение педагогических кадров, кадровый дисбаланс по возрастным группам на всех уровнях образования. Оптимизация штатной численности образовательных организаций за счет сокращения кадров сферы воспитания |
IV. Цель, задачи Стратегии
10. Цель Стратегии - создание и реализация инновационной системы воспитания обучающихся "Будущее Татарстана", обеспечивающей успешную социализацию детей и молодежи на основе базовых ценностей, духовных традиций и приоритетов развития Республики Татарстан и интеграцию их в общество.
11. Задачи Стратегии:
создание условий для консолидации усилий общества, государства и семьи по воспитанию обучающихся;
создание единой системы воспитания, интегрирующей в себе всю инфраструктуру организаций общего, профессионального и дополнительного образования;
повышение эффективности воспитательной деятельности в системе дошкольного, общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования;
создание системы социально-педагогической поддержки успешной социализации детей и молодежи, их нравственного самоопределения и конструктивного саморазвития, в том числе детей из малообеспеченных, неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
развитие взаимодействия образовательной организации с семьей, формирование целостного образовательного процесса, полноправным субъектом которого являются родители;
формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации обучающихся и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных и других организаций;
формирование у граждан готовности к совместному решению социально значимых проблем как на региональном, так и на федеральном уровне;
повышение качества образования путем модернизации содержания образования, укрепления у обучающихся мотивации к общему и профессиональному обучению, к саморазвитию в обществе и в профессии;
существенное снижение негативных проявлений в детской и молодежной среде.
V. Методологические основы Стратегии
12. Методологической основой Стратегии является ряд подходов, среди них ключевые - системно-деятельностный, аксиологический, личностно-ориентированный, возрастно-психологический, компетентностный.
13. Согласно системно-деятельностному подходу воспитание и развитие качеств личности, отвечающих современным требованиям, осуществляется в деятельности, посредством деятельности, различных форм общения и дает ожидаемый эффект при наличии системы воспитательной работы. С точки зрения такого подхода система воспитания должна быть насыщена разнообразными видами и формами конструктивной деятельности и практик и дает человеку опыт жизни в поликультурном обществе.
14. Аксиологический подход - ценностное, духовно-практическое освоение действительности, определенное отношение к реалиям, предусматривающее их оценку на основе учета специфики мотивирующих поведение человека и организующих взаимоотношения между людьми потребностей, интересов, ценностных ориентаций. Аксиологический подход позволяет осмыслить значение полученных знаний, компетенций для человека и общества, раскрыть связь ценностных и практических аспектов познания и деятельности.
15. Личностно-ориентированный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым обучающимся и коллективом. Личностно-ориентированный подход оказывает помощь ребенку в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых форм самоопределения, самореализации и самоутверждения. Осуществить такой подход может педагог, который осознает себя личностью, умеет видеть личностные качества в воспитаннике, понять его и строить с ним диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями.
16. Возрастно-психологический подход предполагает учет и использование физиологических, психических, социальных закономерностей развития личности, а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастными параметрами. Возрастные особенности образуют комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств человека, которые характерны для большинства людей одного возраста. В различных регионах, этносах также существует возрастная специфика воспитания, обусловленная особенностями социализации и возрастной субкультурой. Возрастно-психологический подход призван создавать условия для эффективного решения задач, от которых зависит личностное развитие человека.
17. Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у обучающихся компетенций, обеспечивающих возможность успешной социализации. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать типичную проблему, когда учащиеся могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
18. Ориентация на данные подходы предполагает развитие воспитания обучающихся на основе реализации следующих основных принципов:
1) принцип системности. Он ориентирует на целостное, комплексное развитие воспитания, касающееся как его субъектов, субъектов социализации, так и содержания, условий воспитательного процесса, их взаимодействия и взаимозависимости. Процессы развития и воспитания обучающихся должны быть интегрированы в основные виды их деятельности - урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность программ воспитания и повышение роли и ответственности педагога и родителей за результаты воспитания;
2) принцип гуманистической направленности воспитания. Он предполагает неизменное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъектных отношений. Последовательная реализация этого принципа эффективно влияет на развитие у воспитуемых рефлексии и саморегуляции, на формирование их отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, на все аспекты их социализации;
3) принцип педагогической поддержки индивидуального и личностного развития и саморазвития обучающихся. Индивидуально-личностное развитие является приоритетом отечественной педагогики. В пространстве действия воспитания оно приобретает полноту своей реализации через проектирование и реализацию каждым учащимся индивидуального образовательного маршрута. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть все то, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность;
4) принцип природосообразности воспитания. В соответствии с ним воспитательный процесс должен согласовываться с общими законами развития природы и человека, осуществляться сообразно его полу и возрасту, сопровождаться формированием определенных этических установок по отношению к природе, к планете и биосфере в целом. Применительно к воспитанию это означает, что его содержание формируется с учетом возрастных особенностей обучающихся, представляющих собой комплекс присущих данному возрасту физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств человека, отражает опыт и особенности природоохранной деятельности, ценностного отношения к природе данного региона, сложившихся на его территории этнических культур;
5) принцип культуросообразности воспитания. Согласно ему воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры, общенациональных и этнокультурных ценностях. Стратегия развития воспитания предусматривает педагогическую помощь учащемуся в освоении социокультурного опыта, включая социокультурный опыт ближайшего социального окружения, регионально-культурного сообщества, своего народа. Воспитание должно помогать адаптироваться к происходящим социокультурным изменениям;
6) принцип коллективности социального воспитания. Он исходит из того, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, дает человеку опыт жизни в обществе, формирует условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе;
7) принцип социально-педагогического взаимодействия, партнерства. Организация социально-педагогического партнерства может осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ образовательных организаций и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, если субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации программ в системе "школа - семья - социум". Программы должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, республики, России. Традиционной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско-юношеские и молодежные движения, организации, сообщества. Они должны иметь исторически и социально значимые цели и программы их достижения;
8) принцип адаптивности. Не существует единых рецептов достижения воспитательного успеха. Развитие воспитания - это процесс адаптации к субъекту воспитания, его потребностям, интересам и запросам. Данный принцип заключается в снятии всех стрессообразующих факторов, создании атмосферы сотрудничества, сотворчества, успешности, ощущения продвижения вперед, достижения поставленной цели;
9) принцип диалогичности социального воспитания. Он предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в жизнедеятельности образовательных организаций. Этот обмен становится эффективным, если воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми;
10) принцип гражданского и нравственного примера педагога. Развитие воспитания не может быть успешным без учителя, его деятельности, в которую он вкладывает свою душу. И в этом смысле учитель представляет собой особую ценность. Он - носитель традиционных ценностей России, гражданского общества, пример образцового поведения в обществе; патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России; личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию. Как воспитатель, он создает условия для приобретения обучающимися жизненного опыта посредством организации продуктивной деятельности, общения, ответственного поведения, саморегуляции, для самостоятельной выработки жизненных ценностей.
19. Совокупность изложенных подходов и принципов определяет характер и направленность деятельности по развитию воспитания на основе:
глубокого осознания миссии и роли воспитания в развитии и социализации личности учащегося;
системного видения процесса и особенностей развития воспитания на различных ступенях социализации;
актуализации потребности в непрерывном совершенствовании;
повышения роли и ответственности педагога за результаты воспитания обучающихся и эффективность воспитательной деятельности в целом.
VI. Основные направления реализации Стратегии
20. Реализация Стратегии осуществляется в рамках следующих основных направлений:
нормативно-правовое направление - разработка нормативной базы, определяющей механизмы реализации Стратегии с учетом региональной специфики и этнокультурного многообразия Республики Татарстан в соответствии с государственной образовательной политикой;
организационно-управленческое направление - организация межведомственного взаимодействия по разработке и реализации моделей социально- педагогической поддержки воспитания (успешной социализации) обучающихся, воспитательных, физкультурно-спортивных, культурно-досуговых и других проектов; создание региональных координационных (опорных) центров по организации, осуществлению и мониторингу воспитательной деятельности, использование ресурсов независимой оценки качества в сфере воспитания и дополнительного образования детей;
кадровое направление - разработка и реализация программ подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров, занятых в сфере воспитания обучающихся, опыта воспитательной деятельности на региональном, муниципальном уровне, пополнение банка лучших инновационных воспитательных практик; освоение позитивного опыта воспитания;
информационно-технологическое направление - организация на современной технологической базе информационной поддержки мероприятий Стратегии с привлечением региональных ресурсов (СМИ, интернет-сайтов или страниц сайтов образовательных организаций, интернет-конференций, вебинаров, форумов и т.п.);
мониторинговое направление - создание системы организации и проведения мониторинга и экспертизы эффективности комплекса мер по реализации Стратегии.
21. Реализация данных направлений направлена на обеспечение следующих ключевых воспитательных направлений в системе образования:
1) формирование духовно-нравственных качеств:
духовное и нравственное развитие обучающихся на основе выработки адекватной самооценки, понимания смысла своей жизни, индивидуально ответственного поведения;
развитие нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку собственным поступкам и поступкам других;
2) формирование патриотического сознания:
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями, социальной солидарности;
осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, утверждение нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, выработка умения им противодействовать;
3) формирование личности с активной жизненной позицией:
формирование активной гражданской позиции, готовности критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
утверждение ценности самостоятельности поступков и действий на основе морального выбора, принятия ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
утверждение ценности трудолюбия, бережливости, жизненного оптимизма, способности к преодолению трудностей, готовности к здоровой конкуренции;
4) формирование творческой личности:
формирование творческого потенциала в сфере духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки "становиться лучше";
5) формирование поликультурной личности на основе усвоения базовых национальных и общечеловеческих ценностей:
принятие личностью базовых национальных ценностей, ценностей культурно-регионального сообщества, культуры своего народа, понимание их роли и места в системе общероссийских и общемировых ценностей;
принятие личностью общечеловеческих ценностей, ценности культурного многообразия;
6) трудовое воспитание, профориентация, профессиональное самоопределение: воспитание уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям, формирование предпринимательских навыков и развитие экономического мышления, содействие профессиональному самоопределению, вовлечение в социально значимую, профориентационную деятельность;
7) формирование личности с высоким уровнем экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
формирование ценностного отношения к жизни во всех ее проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
создание здоровьеформирующего образовательного пространства, способствующего обучению и воспитанию личности специалиста, обладающего потребностью в здоровом образе жизни, существующего в гармонии с самим собой, обществом, природным окружением, а также способного научить других людей сохранять, укреплять и восстанавливать здоровье;
создание научно обоснованных санитарно-гигиенических условий и соответствующей материально-технической базы функционирования образовательной организации, способствующих сохранению, восстановлению и укреплению здоровья;
формирование осознанного отношения каждого субъекта образовательного процесса к приоритету здоровья в жизни человека;
предупреждение и преодоление синдрома "эмоционального выгорания" у преподавательского состава;
утверждение негативного отношения к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ.
VII. Развитие системы воспитания в образовательных организациях всех типов
Развитие воспитания в дошкольных образовательных организациях
22. Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного воспитания состоит в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.
23. Для развития воспитанников в дошкольных образовательных организациях предполагается:
1) совершенствование системы подготовки воспитателей с ориентацией на профессиональную реализацию сочетания социально-нормативного и индивидуального подходов к воспитанию детей, овладение современными программами и технологиями, которые задают новое содержание воспитания и обучения детей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
2) разработка и внедрение в практику деятельности дошкольных образовательных организаций современных образовательных программ и технологий по развитию социальной и культурной компетентности ребенка, предусматривающих формирование у него коммуникативных навыков, поведенческих структур, соответствующих целям дошкольного воспитания, способствующих адаптации и социализации в обществе;
3) обеспечение усвоения детьми следующих знаний и навыков:
в области физического воспитания: охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, воспитание положительных нравственно-волевых качеств;
в области интеллектуального развития: сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы; развитие устной речи, в том числе овладение неродными языками;
в области духовно-нравственного воспитания: развитие гуманных чувств и формирование этических представлений; навыков культурного поведения, социально-общественных качеств; формирование толерантности; чувства собственного достоинства; первоначальных основ патриотизма и гражданственности, уважения к традициям своего народа и других народов; культурного и экологически грамотного поведения; усвоение понятий "Отечество", "малая родина", "родная земля", "родной язык", "моя семья и род", "мой дом";
в области трудового воспитания: постепенное развитие интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитание элементарных навыков трудовой деятельности, трудолюбия;
в области художественно-эстетического воспитания: развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, средства формирования и развития личности ребенка.
Развитие воспитания в общеобразовательных организациях
24. Общеобразовательные организации являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования являются механизмом обновления содержания общего образования и определяют образование в качестве важнейшей социальной деятельности, направленной на социокультурную модернизацию Российской Федерации, формирование российской идентичности как неотъемлемого условия становления гражданского общества, укрепления российской государственности, повышения человеческого потенциала. Изменился смысл самого понятия "образовательные результаты". Приоритетной становится задача по формированию личности обучающихся, их воспитанию и социализации, а также по формированию интегративных образовательных результатов. Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают разработку и реализацию каждой организацией каждой ступени общего образования комплексных программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
Обновление процесса воспитания в общеобразовательной организации должно осуществляться с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта и на основе установления и поддержания баланса государственного, семейного и общественного воспитания, то есть качественно нового представления о статусе воспитания, связанного с повышением эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов.
25. Развитие воспитания в общеобразовательных организациях предполагается через:
определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей обучающихся с учетом конкретных возможностей и специфики общеобразовательных организаций разных видов, в разных регионах и типах поселений;
формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс (путем обеспечения интегрированности его важнейших составляющих - воспитания и обучения); повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;
формирование базовых национальных ценностей: патриотизма, социальной солидарности, гражданственности, семьи, труда и творчества:
формирование нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, самоотверженность, служение, любовь и принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации;
системную поддержку программ и проектов, направленных на формирование активной гражданской позиции обучающихся, укрепление нравственных ценностей, профилактику экстремизма;
развитие родительских общественных объединений, привлечение родителей к участию в управлении общеобразовательной организацией;
создание условий в системе образования для развития экономического и трудового воспитания молодежи;
включение в штатное расписание общеобразовательных организаций должностей педагогических работников, функционалом которых являлась бы собственно воспитательная деятельность, координация программ воспитания, педагогическое сопровождение детских социальных проектов (педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, классных воспитателей); активизация деятельности классных руководителей и воспитателей;
развитие сети психолого-педагогических служб для детей "группы риска" и детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
совершенствование системы обучения в школах по сохранению и развитию культур и языков народов России, приобщению к мировым культурным ценностям;
поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание подрастающего поколения;
создание в образовательных организациях структур школьного самоуправления (клубов, советов и других) на интернациональной основе, а также условий для координации их деятельности;
трудовое, физическое и гигиеническое воспитание, воспитание в молодежной среде позитивного отношения к семье и браку;
формирование установок толерантного поведения, профилактика молодежного экстремизма; развитие межнациональных отношений.
Специфика учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам
26. Специфика учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в оздоровительных образовательных организациях санаторного типа, в образовательных организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, предполагает:
осуществление комплексных динамических коррекционно-развивающих мер;
разработку и реализацию программ с учетом интеллектуальных и физических возможностей ребенка; рекомендаций психологов и врачей; целенаправленное вовлечение семьи в этот процесс; содействие преодолению затруднений в социальной адаптации таких детей, формированию у них коммуникативных навыков; создание условий для их трудового, эстетического, физического воспитания;
обеспечение социальной реабилитации детей, подготовку их к семейной жизни, жизни в обществе, предупреждение их эмоциональной подавленности, создание условий, компенсирующих длительный отрыв от семьи.
Развитие воспитания в образовательных организациях дополнительного образования детей
27. Дополнительное образование способствует развитию мотивации детей к познанию и творчеству, содействию личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщению к здоровому образу жизни. Путем взаимодействия организаций дополнительного образования с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер создается открытая система образовательной политики в регионе.
28. Дальнейшее развитие воспитательных функций системы дополнительного образования детей предполагается через:
комплексное решение задач воспитания в системе дополнительного образования в сопряжении с задачами воспитания в системе общего образования в целом, в том числе в рамках разработки федеральных государственных требований к дополнительным программам общего и предпрофессионального образования;
интеграцию дополнительного и общего образования, организацию сетевого взаимодействия в целях повышения качества воспитания обучающихся, расширения возможностей реализации программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровнях общего образования;
развитие социально значимых направлений деятельности: военно-патриотическое, спортивно-техническое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, физкультурно-оздоровительное направления, формирование ценностей здорового образа жизни, повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи;
реализация образовательных программ, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в подростково-молодежной среде;
вовлечение обучающихся в творческую деятельность, в активную проектную, научно-исследовательскую, поисковую работу, в реализацию программ по сохранению национальной культуры, исторического наследия;
обновление программно-методического содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;
развитие информационных и коммуникационных технологий в системе дополнительного образования;
эффективное использование потенциала системы дополнительного образования детей для профориентационной работы и предпрофессиональной подготовки обучающихся с учетом социально значимых направлений деятельности;
включение в образовательные программы компонентов, обеспечивающих раннее включение обучающихся в систему профессиональных отношений, погружение в профессиональную деятельность с принятием на себя ответственности за решаемые задачи с осознанием ценности результатов труда, их социального значения;
развитие внебюджетной деятельности, установление партнерских отношений с бизнес-сообществом, совершенствование межведомственного взаимодействия в целях дальнейшего развития системы дополнительного образования детей;
поддержку активного участия родителей в реализации воспитательных программ образовательной организации.
Развитие воспитания обучающихся в системах профессионального образования
29. Образовательные организации среднего профессионального и высшего образования не только обеспечивают общественное производство квалифицированными кадрами, но и создают условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования.
Рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что стремление молодого поколения к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, приобретении социального опыта.
30. Основными направлениями развития и воспитания обучающихся в системах профессионального образования являются:
развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации (общественных организаций и объединений студентов);
разработка и реализация программ и проектов, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде; вовлечение молодежи в реализацию программ по сохранению исторического наследия народов страны;
системная поддержка программ и проектов, направленных на формирование активной гражданской позиции молодых граждан, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма, взаимодействие с молодежными субкультурами и неформальными движениями;
вовлечение молодежи в активную работу поисковых, военно-исторических, краеведческих, студенческих отрядов и молодежных объединений социально значимой направленности;
использование возможностей дополнительного образования, факультетов общественных профессий для преодоления расхождений между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка труда; между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности; для реализации профессионального потенциала будущего специалиста; для повышения его ответственности за свою карьеру и социальные последствия профессиональной деятельности;
развитие республиканских, молодежных научно-технических производственных центров, центров информации, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости;
развитие трудовой и проектной активности; создание условий для построения эффективной траектории профессионального развития;
развитие и совершенствование работы сети служб социально-психологической помощи учащейся молодежи в организациях профессионального образования;
изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и организациях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал, возможности социально-культурных и исторических традиций региона;
создание единой концепции института кураторства в профессиональных образовательных организациях.
Использование ресурсов психолого-педагогических и медико-социальных центров, психолого-педагогических служб образовательных организаций в развитии системы воспитания
31. Основой деятельности психолого-педагогических и медико-социальных центров, психолого-педагогических служб является профилактика, предупреждение психолого-педагогических и медико-социальных проблем, связанных со становлением подрастающего человека. Основными направлениями деятельности центров являются психолого-медико-педагогическое диагностирование и консультирование, экстренная психологическая помощь, социально-трудовая адаптация подростков, работа с семьями "группы риска", психолого-педагогическая коррекция, содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов, защита законных прав и интересов несовершеннолетних. Именно компетенция психологов позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в развитии детей, изучать их индивидуальные особенности и помогать социальным педагогам, родителям, опекунам и попечителям максимально эффективно использовать средства и методы воспитательной работы.
32. Деятельность психолого-педагогических и медико-социальных центров, психолого-педагогических служб должна быть направлена на:
обеспечение доступности психолого-педагогической и медико-социальной помощи участникам образовательного процесса, в том числе обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
удовлетворение потребности в услугах психолого-педагогических и медико-социальных центров, психолого-педагогических служб участников образовательного процесса, образовательных организаций в целом;
повышение качества услуг психолого-педагогических и медико-социальных центров, психолого-педагогических служб, образовательного и профессионального уровня педагогических кадров психолого-педагогических и медико-социальных центров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию;
внедрение в процесс оказания психолого-педагогических, медико-социальных услуг инновационных технологий;
обеспечение психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности участников образовательного процесса;
содействие формированию социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям обучающихся;
организацию психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Развитие воспитания в системе детско-юношеских организаций и общественных движений
33. Детские общественные организации являются определенным инструментом, посредством которого подрастающее поколение заявляет о своих намерениях, потребностях и первоочередных задачах, которые должно решить общество для соединения усилий подростков, молодежи и старшего поколения с целью совершенствования педагогического взаимодействия, выполняя таким образом функцию воспитательного и образовательного института. Детско-юношеские организации - это форма детской самостоятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребенка; педагогически преобразованный социум. Их необходимо рассматривать как звено воспитательной системы образовательной организации, а также как самостоятельную специфическую воспитательную систему, включенную в воспитательное пространство конкретного социума.
34. Воспитательный потенциал детско-юношеских организаций и движений можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т.д. Воспитательный потенциал детско-юношеских организации и движений является открытой педагогической системой и включает в себя совокупность средств, форм и методов социально-культурной деятельности, реализация которых обеспечивает возможность целенаправленного педагогического воздействия на формирование социально значимых качеств личности молодого человека.
35. Создание системы поддержки детско-юношеских организаций и движений предполагает соответствующую деятельность органов власти и общественности в правовой, организационной, экономической, кадровой, методической и информационной сферах и должно быть направлено на:
развитие правовой базы функционирования детско-юношеских общественных организаций;
взаимодействие органов власти и детско-юношеских общественных организаций;
обеспечение финансовой и материальной поддержки детско-юношеских общественных организаций;
осуществление мониторинга состояния и тенденций развития детско- юношеского общественного движения республики;
содействие формированию кадровой политики в области детского движения;
обеспечение методической и информационной поддержки детско-юношеских общественных организаций;
разработку подходов к построению индивидуальных траекторий развития и жизненного самоопределения детей и молодежи, качественно нового уровня взаимодействия субъектов воспитательного процесса в образовательных организациях;
использование в содержании деятельности детско-юношеских общественных организаций вариативно-программного подхода, направленного на всестороннее раскрытие лидерского и творческого потенциала ребенка в общественно значимой деятельности;
увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;
развитие форм деятельности детских и юношеских общественных организаций, направленных на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинквентного поведения среди учащейся молодежи.
VIII. Оценка и контроль эффективности реализации Стратегии
36. Оценка и контроль эффективности реализации Стратегии осуществляются на основе следующих индикаторов и показателей:
уровень качества воспитания в республике, достигаемый за счет развития мотивации к получению образования и позитивного отношения к образовательной организации;
доля выпускников школ, сознательно связывающих свою жизненную и профессиональную самореализацию с республикой;
удельный вес внедренных инновационных воспитательных технологий;
уровень распространения в массовой практике системы оценки качества воспитания с помощью технологии количественных измерений, в том числе посредством рейтингования деятельности;
удельный вес использования в системе воспитания обучающихся современных информационно-коммуникационных технологий, форм сетевого взаимодействия;
динамика уровня профессиональных компетенций педагогов в области воспитания;
уровень удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания и развития детей, ранней профилактики асоциального поведения в образовательных организациях;
состояние интеграции общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей при реализации внеурочной деятельности в рамках федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
уровень взаимодействия социальных институтов (социально-педагогического партнерства) в области воспитания обучающихся;
доля детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу;
уровень активного участия родительских, общественных формирований в сфере воспитания;
уровень распространения инновационного воспитательного опыта образовательных организаций республики;
доля детей и подростков с асоциальным поведением;
снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.
IX. Механизм и этапы реализации Стратегии
37. Механизм реализации Стратегии состоит из двух взаимосвязанных линий действий. Первая линия включает в себя тип действий, направленных на системное изменение сложившейся практики воспитания, реализация которого осуществляется в плановом подходе, вторая - на развитие инновационных практик воспитания, реализация которых осуществляется в проектном подходе на основе развертывания сетевых форм взаимодействия.
38. В рамках реализации Стратегии предлагается разработать следующие материалы:
план действий по совершенствованию теории и практики воспитания;
стартовые проекты по развитию инновационной практики воспитания в республике.
39. Реализация Стратегии будет обеспечиваться новыми институциональными формами экспертного сопровождения:
профессионально-общественный аудит;
открытые общественные слушания;
публичные дебаты.
40. Для непосредственного управления Стратегией создается ресурсный центр, который состоит из постоянного "ядра" и временных участников, привлекаемых на отдельные виды работ. Ведущим механизмом подготовки и принятия решений является коллегиальная деятельность. Это предполагает максимальное включение непосредственных исполнителей Стратегии в процессы анализа хода ее реализации, постановки, коррекции целей, прогнозирования ожидаемых результатов, оценки эффективности каждого шага.
41. Стратегия реализуется через следующие этапы:
I этап - проведение социологического исследования ценностных ориентаций и общей направленности интересов основных детских и молодежных социальных групп, их мотиваций и представлений о собственном будущем;
II этап - разработка плана мероприятий по реализации Стратегии;
III этап - разработка проектов нормативно-правовых документов и методических материалов, обеспечивающих реализацию плана мероприятий по реализации Стратегии;
IV этап - создание и апробация в 2-3 городах и муниципальных районах Республики Татарстан, в организациях общего и дополнительного образования, культуры и спорта, обеспечивающих индивидуализацию воспитания и социализацию обучающихся и работающих по согласованным программам, сетевых моделей воспитания;
V этап - оценка эффективности реализации Стратегии, анализ состояния, проблем системы воспитания обучающихся и формирование перспектив дальнейшего развития.
X. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
42. Реализация Стратегии обеспечит к 2025 году следующие результаты:
создание эффективной инновационной воспитательной системы в образовательных организациях республики для обеспечения духовно-нравственного, личностного развития, продуктивного досуга обучающихся, реализации их творческих способностей, формирования патриотизма, гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, профессионального самоопределения;
повышение роли семьи в воспитании и развитии детей;
проектирование нового содержания, методов, технологий и форм реализации системы воспитания, повышение ее эффектности;
распространение и освоение инновационного воспитательного опыта образовательных организаций, организаций дополнительного образования детей республики;
формирование готовности педагогических и руководящих кадров образовательных организаций к работе в современных условиях развития воспитания;
создание и институционализация системы социально-педагогического партнерства субъектов социализации;
усиление межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с государственными и общественными институтами;
рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания и развития детей в образовательных организациях, организациях дополнительного образования;
организация воспитания детей с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, форм сетевого взаимодействия;
увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям;
увеличение количества детей, занятых в системе дополнительного образования;
развитие интереса обучающихся к историческому и культурному наследию народов Татарстана;
сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением.
XI. Условия эффективной реализации Стратегии
43. Реализация Стратегии и ее эффективность определяются рядом условий:
готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания;
повышением воспитательного потенциала образовательного процесса;
развитием системы дополнительного образования обучающихся;
повышением педагогической культуры родителей;
массовым использованием форм сетевого взаимодействия субъектов социализации, участников образовательных отношений;
укреплением партнерских отношений на межведомственной основе с социальными институтами воспитания и социализации обучающихся;
организацией социально значимой и полезной деятельности с включением в этот процесс подрастающего поколения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стратегия является программным документом в области региональной воспитательной политики, определяющим общий социокультурный вектор и приоритетные направления развития системы воспитания детей и молодежи в Республике Татарстан.
Стратегия рассчитана на 2015-2025 годы.
Стратегия содержит совокупность управленческих и педагогических идей и положений, определяемых целью, задачами и основными принципами воспитания и сочетающих интересы и требования общества, государства и личности.
Определены основания, цели, задачи, методологические основы, направления и содержание развития системы воспитания, а также ресурсы и механизмы реализации положений стратегии.
Предлагаемые положения и рекомендации, изложенные в стратегии, служат базовым основанием для разработки программ и планов воспитательной деятельности в системе общего, профессионального, дополнительного образования, решения задач формирования у молодежи высоких гражданских качеств и повышения уровня ее готовности к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни российского общества.
Реализация стратегии осуществляется заинтересованными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете республики на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Определены ожидаемые результаты и условия эффективной реализации стратегии.
Постановление КМ РТ от 17 июня 2015 г. N 443 "Об утверждении Стратегии развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 49, 3 июля 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 апреля 2024 г. N 214
Изменения вступают в силу с 3 апреля 2024 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 октября 2023 г. N 1325
Изменения вступают в силу с 20 октября 2023 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 июня 2023 г. N 736
Изменения вступают в силу с 22 июня 2023 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 июля 2020 г. N 559
Изменения вступают в силу с 7 июля 2020 г.