Постановление Конституционного суда Республики Татарстан
от 16 октября 2015 г. N 64-П
"По делу о проверке конституционности абзацев первого, второго и пятого пункта 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Казани" на 2014-2015 годы, утвержденных постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 9 июня 2014 года N 3094, а также абзацев первого, второго и пятого пункта 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан на 2014-2015 годы" государственной программы "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы", утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 апреля 2014 года N 289, в связи с жалобой гражданина А.Ф. Шигапова"
Именем Республики Татарстан
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г. Хуснутдинова, судей Р.Ф. Гафиятуллина, Л.В. Кузьминой, Р.А. Сахиевой, А.А. Хамматовой, А.Р. Шакараева,
руководствуясь статьей 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности абзацев первого, второго и пятого пункта 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Казани" на 2014-2015 годы, утвержденных постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 9 июня 2014 года N 3094, а также абзацев первого, второго и пятого пункта 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан на 2014-2015 годы" государственной программы "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы", утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 апреля 2014 года N 289.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина А.Ф. Шигапова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителем правовые положения Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Р. Шакараева, объяснения сторон - гражданина А.Ф. Шигапова, представителей органов, издавших оспариваемые нормативные правовые акты, - главного специалиста отдела по вопросам жилищного законодательства Правового управления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани М.М. Каримова, ведущего советника юридического отдела Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Ф.М. Мухамадиевой, заведующего сектором юридической работы Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан О.Б. Вощакиной, выступления приглашенных в судебное заседание: представителя Президента Республики Татарстан - главного советника отдела по законопроектной работе Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан Л.К. Валиуллиной, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан А.А. Ощепкова, полномочного представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан - заместителя начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Ю.Н. Олоновой, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан Э.С. Каминского, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан P.P. Шкаликова, представителя Прокурора Республики Татарстан - заместителя Прокурора Республики Татарстан Г.С. Галимова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан поступила жалоба гражданина А.Ф. Шигапова и дополнение к ней на нарушение его конституционных прав и свобод абзацами первым, вторым и пятым пункта 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Казани" на 2014-2015 годы, утвержденных постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 9 июня 2014 года N 3094 (далее также - муниципальные Правила), а также абзацами первым, вторым и пятым пункта 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан на 2014-2015 годы" государственной программы "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы", утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 апреля 2014 года N 289 (далее также - республиканские Правила).
Оспариваемыми положениями пункта 22 муниципальных Правил установлено, что:
- администрация района(-ов) Исполнительного комитета г. Казани ежегодно в период с 1 августа до 1 сентября проводит проверку нуждаемости в улучшении жилищных условий и платежеспособности молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в г. Казани" на 2014-2015 годы (далее - муниципальная Программа) (абзац первый);
- для подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий и платежеспособности молодая семья до 1 августа представляет в администрацию района(-ов) Исполнительного комитета г. Казани документы, указанные в подпунктах "г" и "ж" пункта 14 муниципальных Правил, а также в пунктах 3, 4, 11, 13-17 приложения N 5 к муниципальным Правилам (абзац второй);
- если в ходе ежегодной проверки или повторного определения нуждаемости в улучшении жилищных условий и платежеспособности молодая семья не подтвердит нуждаемость в улучшении жилищных условий и платежеспособность для участия в муниципальной Программе и (или) выявится одно из оснований для снятия молодой семьи с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной Программе, администрация района(-ов) Исполнительного комитета г. Казани в 30-дневный срок со дня окончания такой проверки или выявления соответствующих оснований принимает решение о снятии молодой семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной Программе. Решение о снятии с учета молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной Программе должно содержать основания снятия с такого учета. Решение о снятии с учета молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной Программе выдается или направляется молодой семье, в отношении которой принято такое решение, в трехдневный срок, исчисляемый в рабочих днях, со дня его принятия (абзац пятый).
Указанные нормы по своему правовому смыслу тождественны оспариваемым положениям пункта 21 республиканских Правил, действие которых распространяется на все муниципальные образования в Республике Татарстан, участвующие в реализации мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан на 2014-2015 годы" (далее - республиканская Подпрограмма).
Как следует из содержания жалобы и приложенных к ней материалов, семья заявителя в 2009 году подала документы для получения субсидии по целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в г. Казани" на 2008-2010 годы, утвержденной постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 июля 2007 года N 1788. На заседании комиссии администрации Кировского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани по реализации жилищных программ для молодых семей 23 декабря 2009 года были приняты решения о признании семьи заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, для приобретения жилья в соответствии с данной подпрограммой. Распоряжением главы администрации Кировского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 11 января 2010 года N 1р семья А.Ф. Шигапова в составе трех человек была включена в список молодых семей - участников целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Казани" на 2008-2010 годы.
Однако распоряжением главы администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 15 августа 2013 года N 816ра на основании решения комиссии администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани по реализации жилищных программ для молодых семей от 7 августа 2013 года семья заявителя была исключена из списка молодых семей-участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (в редакции, действовавшей до 9 сентября 2015 года) (далее - федеральная Программа), в связи с превышением гражданином А.Ф. Шигаповым возраста 35 лет и обеспеченностью общей площадью жилья более учетной нормы.
Решением Кировского районного суда города Казани от 23 декабря 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда Республики Татарстан от 27 марта 2014 года, распоряжение главы администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 15 августа 2013 года N 816ра было признано незаконным и на главу указанной администрации была возложена обязанность восстановить семью заявителя в списке молодых семей - участников федеральной Программы. В связи с этим семья гражданина А.Ф. Шигапова была восстановлена в списке участников федеральной Программы. При этом с заявителя согласно пункту 22 муниципальных Правил в целях подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий и платежеспособности были истребованы соответствующие документы.
Распоряжением главы администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета города Казани от 28 октября 2014 года N 1511р на основании решения комиссии данной администрации по реализации жилищных программ для молодых семей, принятого по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином А.Ф. Шигаповым, его семья была исключена из списка молодых семей - участников федеральной Программы в связи с превышением обоими супругами возраста 35 лет, а также обеспеченностью общей площадью жилья более учетной нормы.
По мнению заявителя, Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (в редакции, действовавшей до 9 сентября 2015 года) (далее - федеральные Правила), в целях реализации которых приняты оспариваемые нормативные правовые акты, не предусматривают проведения ежегодной проверки нуждаемости молодой семьи в улучшении жилищных условий и ее платежеспособности, не предоставляют субъектам Российской Федерации полномочий по проведению такой проверки с истребованием документов и не устанавливают возможности исключения граждан из числа участников федеральной Программы.
На основании изложенного гражданин А.Ф. Шигапов просит признать абзацы первый, второй и пятый пункта 22 муниципальных Правил, а также абзацы первый, второй и пятый пункта 21 республиканских Правил не соответствующими статьям 2, 13, 38 (части первая и третья), 55, 58 (часть вторая) и 60 Конституции Республики Татарстан, согласно которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Татарстан; Республика Татарстан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; семья находится под защитой государства; государство проявляет заботу о семье; каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; каждый в Республике Татарстан обязан соблюдать Конституцию Республики Татарстан и законы Республики Татарстан, Конституцию Российской Федерации и федеральные законы.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу являются абзацы первый, второй и пятый пункта 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Казани" на 2014-2015 годы, утвержденных постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 9 июня 2014 года N 3094, а также абзацы первый, второй и пятый пункта 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан на 2014-2015 годы" государственной программы "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы", утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 апреля 2014 года N 289.
2. Оспариваемые заявителем положения затрагивают сферы социальной защиты и жилищного законодательства. Согласно статье 72 (пункты "ж" и "к" части 1) Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Статья 76 Конституции Российской Федерации предусматривает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (часть 5).
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления уполномочены обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем использования бюджетных средств на улучшение жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. В развитие указанного предписания Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 (в редакции, действовавшей до 9 сентября 2015 года) утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы, в том числе подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - федеральная Подпрограмма) и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В силу положений раздела V федеральной Программы управление реализацией данной Программы и входящих в ее состав подпрограмм предусматривает участие в этом, в том числе, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления путем осуществления на уровне субъектов Российской Федерации разработки и реализации региональных программ, а на уровне органов местного самоуправления - разработки и реализации муниципальных программ.
Таким образом, принимая оспариваемые нормативные правовые акты, Кабинет Министров Республики Татарстан и Исполнительный комитет муниципального образования города Казани правомерно реализовали полномочия, принадлежащие им в силу федерального законодательства, а также в соответствии со статьями 102, 103 и 118 Конституции Республики Татарстан.
3. Конституция Республики Татарстан гарантирует каждому право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (статья 55). Аналогичные гарантии установлены статьей 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Данные конституционные нормы корреспондируют международным правовым нормам о признании права каждого на достаточный жизненный уровень, одним из условий обеспечения которого является жилище (статья 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года). Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 года также предусматривает, что в целях обеспечения необходимых условий для всестороннего развития семьи как основной ячейки общества стороны обязуются содействовать экономической, правовой и социальной защите семейной жизни, в частности посредством социальных и семейных пособий, налоговых льгот, предоставления жилья семье, помощи молодым семьям и других соответствующих мер (статья 16).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что реализация мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений, требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (постановление от 8 июля 2014 года N 21-П, Определение от 15 января 2015 года N 3-О).
3.1. Положения как самой федеральной Программы, так и являющейся ее составной частью федеральной Подпрограммы не содержат императивных требований об участии в их реализации всех субъектов Российской Федерации. Исходя из содержания абзаца третьего раздела IV федеральной Подпрограммы во взаимосвязи с положениями подпунктов "а" и "е" пункта 3, пунктов 4.1 и 6 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (приложение N 4 к федеральной Подпрограмме) участие субъектов Российской Федерации в рамках данной Подпрограммы предполагает соблюдение ими ряда обязательных условий. К числу таковых относятся: софинансирование предусмотренных в федеральной Подпрограмме мероприятий за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации; принятие органом государственной власти субъекта Российской Федерации региональной программы обеспечения жильем молодых семей, предусматривающей предоставление социальных выплат молодым семьям; наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на финансирование в соответствующем финансовом году и плановом периоде региональной программы обеспечения жильем молодых семей.
В рамках реализации указанных положений, а также в целях расширения форм государственной поддержки в улучшении жилищных условий Кабинетом Министров Республики Татарстан утверждена государственная программа "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы", составной частью которой является республиканская Подпрограмма. Положениями республиканской Подпрограммы в свою очередь предусмотрено принятие муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей в муниципальных образованиях, отобранных для участия в ее реализации.
Между тем само по себе предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья по своей правовой природе не относится к обязательным мерам социальной поддержки и по существу выступает в качестве дополнительного способа повышения уровня жизни указанных семей. Принятие республиканской Подпрограммы, а также основанной на ней муниципальной Программы, отдельные положения которых обжалует заявитель, уже само по себе направлено на обеспечение реализации конституционного права граждан на жилище, установленного статьей 55 Конституции Республики Татарстан, а также отвечает положениям части первой и третьей статьи 38 Конституции Республики Татарстан о том, что семья находится под защитой государства и государство проявляет заботу о семье.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации государственная поддержка семьи имеет особую значимость и, следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации, направленной в том числе на повышение рождаемости как важной составляющей сохранения и развития многонационального народа России и позволяющую создавать условия для реализации гражданами их прав и обязанностей в сфере семейных отношений, включая оказание помощи молодым семьям в решении жилищной проблемы, а семьям, имеющим детей, - предоставление дополнительных мер государственной поддержки. Вместе с тем, относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; он вправе также избирать и изменять формы (способы) их предоставления (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2011 года N 28-П и от 15 октября 2012 года N 21-П, Определение от 9 ноября 2010 года N 1439-О-О).
Необходимость предоставления молодыми семьями документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий и платежеспособность молодых семей, с одновременной их проверкой органами местного самоуправления при постановке молодых семей на учет для участия в федеральной Подпрограмме, а также для получения ими свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома предусмотрена положениями федеральных Правил. Так, согласно пункту 27 данных Правил для получения указанного свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году направляет в орган местного самоуправления в числе прочих и документы, подтверждающие ее нуждаемость в улучшении жилищных условий и платежеспособность. Организация учета молодых семей, участвующих в федеральной Подпрограмме, возлагается на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также органы местного самоуправления и выступает в качестве одного из основных мероприятий по ее реализации. Полномочия по определению порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников федеральной Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и формы этого списка отнесены пунктом 21 федеральных Правил к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Такой порядок обусловлен положениями раздела VI федеральной Подпрограммы, в соответствии с которыми эффективность ее реализации и использования выделенных на нее средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов обеспечивается за счет прозрачности использования бюджетных средств, а также адресного предоставления социальных выплат. Кроме того, в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закрепляющей принцип самостоятельности бюджетов, предусмотрены право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать эффективность использования бюджетных средств. Поскольку данный принцип является общим для всей бюджетной системы Российской Федерации, которая состоит, в частности, из бюджетов субъектов Российской Федерации, он в полной мере распространяется и на расходные обязательства Республики Татарстан по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках республиканской Подпрограммы.
Такой подход предусматривает право Кабинета Министров Республики Татарстан на включение в оспариваемую республиканскую Подпрограмму и утвержденные ею республиканские Правила положений, направленных на обеспечение эффективности реализации федеральной Программы, а также использования бюджетных средств, даже если такие положения напрямую федеральной Подпрограммой не предусмотрены, но не противоречат ей и не ущемляют права молодых семей - участников федеральной Подпрограммы на получение ими социальных выплат. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, Правительство Российской Федерации - соблюдая требования Конституции Российской Федерации, которые обязывают его обеспечивать баланс публичных и частных интересов, не нарушая принципы справедливости и равенства, выступающие конституционным критерием оценки нормативного правового регулирования в данной сфере общественных отношений, и реализуя в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы возложенные на него статьями 40 и 114 (пункты "в" и "ж" части 1) Конституции Российской Федерации дискреционные полномочия с учетом финансовых возможностей государства и иных факторов - вправе устанавливать не только круг получателей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, ее размер, условия предоставления и использования, но и основания для отказа в признании молодой семьи участницей данной подпрограммы (постановление от 8 июля 2014 года N 21-П). Указанная правовая позиция в полной мере применима к правовому регулированию в данной сфере, осуществляемому на республиканском уровне.
Следовательно, установленная Кабинетом Министров Республики Татарстан и Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани процедура проведения ежегодной проверки нуждаемости в улучшении жилищных условий и платежеспособности молодой семьи выступает в качестве дополнительной меры, обеспечивающей эффективность реализации республиканской Подпрограммы, и является необходимым элементом организационных мероприятий, предусмотренных разделом III федеральной Подпрограммы. При этом оспариваемые заявителем положения о проведении органами местного самоуправления данной проверки распространяются на все состоящие на учете молодые семьи и не допускают возможности произвольного их применения и истолкования, поскольку проверка проходит по единому для всех порядку, а основания для снятия с учета молодых семей по результатам такой проверки являются одинаковыми для всех.
С учетом изложенного положения, установленные абзацами первым и вторым пункта 22 муниципальных Правил, а также абзацами первым и вторым пункта 21 республиканских Правил, не вводят каких-либо необоснованных ограничений для молодых семей, не допускают неравенства в правовом регулировании при реализации прав этой категории граждан на государственную поддержку в решении жилищной проблемы и не могут считаться нарушающими их субъективное право на получение социальной выплаты.
3.2. Пунктом 6 федеральных Правил определены требования к молодым семьям-участникам федеральной Подпрограммы, которыми являются: соответствие возрастному критерию (подпункт "а"), нуждаемость в жилых помещениях (подпункт "б"), а также платежеспособность (подпункт "в"). Исходя из целей и задач федеральной Подпрограммы и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление социальной выплаты молодым семьям - участникам федеральной Подпрограммы, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным федеральными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе критериям платежеспособности и нуждаемости в улучшении жилищных условий. При этом сам по себе статус участника федеральной Подпрограммы не предоставляет получившим его молодым семьям никаких дополнительных прав, кроме предусмотренного пунктом 20 федеральных Правил права изъявить желание на получение социальной выплаты в планируемом году. На это указывает и Конституционный Суд Российской Федерации, согласно правовой позиции которого само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (Определение от 15 января 2015 года N 3-О).
Тем самым положения, предусмотренные абзацем пятым пункта 22 муниципальных Правил, а также абзацем пятым пункта 21 республиканских Правил, на основании которых молодые семьи фактически исключаются из числа участников федеральной Подпрограммы, не могут рассматриваться как допускающие произвольное лишение молодой семьи - участника федеральной Подпрограммы права на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения. Это подтверждается тем, что основанием для такого исключения является несоответствие молодых семей тем же самым требованиям, которые согласно федеральным Правилам предъявляются к ним для включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году либо для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Кроме того, снятие молодой семьи с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в федеральной Подпрограмме не лишает такую семью дополнительных мер государственной поддержки в виде права на получение жилого помещения по договорам социального найма или найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в порядке, предусмотренном главами 7 и 8.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также законами Республики Татарстан от 13 июля 2007 года N 31-ЗРТ "Об обеспечении защиты жилищных прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" и от 16 марта 2015 года N 13-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования".
Таким образом, оспариваемые правовые положения абзацев первого, второго и пятого пункта 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Казани" на 2014-2015 годы, утвержденных постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 9 июня 2014 года N 3094, а также абзацев первого, второго и пятого пункта 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан на 2014-2015 годы" государственной программы "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы", утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 апреля 2014 года N 289, не отменяют, не умаляют и иным образом не нарушают конституционные права заявителя и тем самым не противоречат статьям 2, 13, 38 (части первая и третья), 55, 58 (часть вторая) и 60 Конституции Республики Татарстан.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 6, 63, частями первой и второй статьи 66, статьями 68, 69, 71 и 73, пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан постановил:
1. Признать абзацы первый, второй и пятый пункта 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Казани" на 2014-2015 годы, утвержденных постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 9 июня 2014 года N 3094, а также абзацы первый, второй и пятый пункта 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан на 2014-2015 годы" государственной программы "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы", утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 апреля 2014 года N 289, соответствующими Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда РТ от 16 октября 2015 г. N 64-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого, второго и пятого пункта 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Казани" на 2014-2015 годы, утвержденных постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 9 июня 2014 года N 3094, а также абзацев первого, второго и пятого пункта 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан на 2014-2015 годы" государственной программы "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы", утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 апреля 2014 года N 289, в связи с жалобой гражданина А.Ф. Шигапова"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Татарстан" от 10 ноября 2015 г. N 160, газете "Ватаным Татарстан" от 11 ноября 2015 г. N 170