Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 28 декабря 2015 г. N 991
"Об утверждении государственной программы "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Республике Татарстан на 2016-2020 годы"
4 июля, 21 декабря 2016 г., 27 декабря 2017 г.
Действие настоящего постановления приостановлено:
Постановлением КМ РТ от 27 декабря 2017 г. N 1061 с 1 января по 31 декабря 2018 года
Постановлением КМ РТ от 21 декабря 2016 г. N 963 с 1 января по 31 декабря 2017 года
Постановлением КМ РТ от 21 декабря 2015 г. N 962 (в ред. постановления КМ РТ от 4 июля 2016 г. N 458) с 1 января по 31 декабря 2016 года
В целях реализации Федерального закона от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 314, приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 января 2015 г. N 10 "Об утверждении отраслевой программы "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Российской Федерации на 2015-2020 годы" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Республике Татарстан на 2016-2020 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.
3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы с учетом возможностей и в пределах средств, направляемых на эти цели из бюджета Республики Татарстан.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
Государственная программа
"Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Республике Татарстан на 2016-2020 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 28 декабря 2015 г. N 991)
Паспорт государственной программы
Наименование программы |
Государственная программа "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Республике Татарстан на 2016-2020 годы" (далее - Программа) |
||||
Государственный заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан |
||||
Основные разработчики Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Ассоциация "Татрыбхоз" |
||||
Цель Программы |
Создание условий для комплексного развития товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Республике Татарстан |
||||
Задача Программы |
Увеличение объема производства товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Республике Татарстан |
||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2016-2020 годы. Этапы реализации не предусматриваются |
||||
Объем финансирования Программы с распределением по годам и источникам |
Общий объем финансирования Программы составляет 549000,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств бюджета Республики Татарстан - 111000,0 тыс. рублей, за счет планируемых к привлечению средств внебюджетных источников - 438000,0 тыс. рублей, за счет выделяемых в установленном порядке средств федерального бюджета - * тыс. рублей. |
||||
Год |
Всего средств по Программе |
Объем средств, тыс. рублей |
|||
бюджет Республики Татарстан |
федеральный бюджет |
внебюджетные источники |
|||
2016 |
102200 |
22200 |
* |
80000 |
|
2017 |
109700 |
22200 |
* |
87500 |
|
2018 |
106700 |
22200 |
* |
84500 |
|
2019 |
112700 |
22200 |
* |
90500 |
|
2020 |
117700 |
22200 |
* |
95500 |
|
Всего |
549000 |
111000 |
* |
438000 |
|
Суммы средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан, будут ежегодно уточняться в соответствии с законом Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год и на плановый период. * Объем ресурсного обеспечения за счет средств федерального бюджета будет определен в соответствии с ежегодно заключаемыми Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Республикой Татарстан соглашениями на условиях софинансирования расходов из бюджета Республики Татарстан | |||||
Ожидаемые конечные результаты реализации цели и задачи Программы (индикаторы оценки результатов) с распределением по годам и показатели бюджетной эффективности Программы |
Реализация программных мероприятий в полном объеме позволит достичь к 2020 году: роста объема произведенной товарной аквакультуры до 1865 тонн в год; роста объема производства рыбопосадочного материала до 630 тонн в год; увеличения рыбопродуктивности рыбоводных хозяйств до 15 ц/гектар; увеличения количества выпускаемой молоди осетровых видов и растительноядных рыб в водохранилища республики до 3,5 млн. штук в год; увеличения количества введенных в эксплуатацию новых рыбоводных объектов до 19 единиц; увеличения количества мелиоративных прудов комплексного назначения до 64 единиц |
I. Общая характеристика сферы реализации Программы, проблемы и пути их решения
Программа разработана в целях реализации Федерального закона от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120, Государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 314, приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 января 2015 г. N 10 "Об утверждении отраслевой программы "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Российской Федерации на 2015-2020 годы".
Программа направлена на создание условий для комплексного развития товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Республике Татарстан, обеспечения продовольственной безопасности, увеличения производства продукции животноводства, стимулирования занятости населения, поддержки среднего и малого бизнеса, искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, импортозамещения и социально-экономического развития Республики Татарстан.
Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) осуществляется с учетом мировой практики, достижений науки и передового опыта. Важный фактор, обуславливающий индустриализацию отрасли, - быстрая окупаемость вложений. Совокупность мер, осуществляемых государством, и использование достижений науки выдвинули отрасль в число важных источников пополнения ресурсов продовольствия.
Одной из перспективных отраслей рыбного хозяйства является аквакультурное производство - от пастбищного до индустриального. Значимость аквакультурного производства возрастает в связи с тем, что уловы промысловых видов рыб в традиционных местах их обитания (Куйбышевское и Нижнекамское водохранилища) в последние годы не увеличиваются.
Товарная аквакультура (товарное рыбоводство) является видом предпринимательской деятельности, относящейся к сельскохозяйственному производству, которая является частью сельскохозяйственного сектора экономики республики.
Рыбохозяйственный фонд Республики Татарстан в настоящее время составляют: акватории Куйбышевского водохранилища - 280 тыс. гектаров; Нижнекамского водохранилища - 90 тыс. гектаров; Заинского водохранилища - 2 тыс. гектаров; озера - 700 гектаров; реки - 250 гектаров; 550 гектаров нагульных и 210 гектаров выростных рыбоводных прудов.
Куйбышевское водохранилище, образованное в 1955 году, является одним из крупнейших водохранилищ России. При создании этого водоема предусматривалась перспектива развития в нем рыбоводства, и само водохранилище в плане его рыбохозяйственного освоения представлялось значимым нагульным водоемом, вокруг которого должны были быть построены рыбопитомники, снабжающие его рыбопосадочным материалом и обеспечивающие направленное формирование его ихтиофауны в пользу наиболее ценных продуктивных видов, способных полностью осваивать кормовые ресурсы и обеспечивать максимально высокую рыбопродуктивность.
Нижнекамское водохранилище образовано в 1978 году. Площадь водного зеркала водохранилища в пределах Республики Татарстан составляет 0,88 тыс. километров. Ихтиофауна Нижнекамского водохранилища включает 39 видов рыб.
Заинское водохранилище образовано в 1963 году близ г. Заинска в связи с созданием гидроэлектростанции и пруда-охладителя, является одним из крупных термальных водохранилищ.
В настоящее время в Республике Татарстан более 8000 озер. Наибольшее количество озер сосредоточено в Мензелинском (756), Мамадышском (694), Актанышском (579), Чистопольском (493), Муслюмовском (439) муниципальных районах. Наибольшее число озер в пересчете на единицу площади территории района отмечается в Ютазинском, Мензелинском, Муслюмовском муниципальных районах Республики Татарстан. Небольшой плотностью озер отмечены районы Приволжской возвышенности (Тетюшский, Камско-Устьинский и Дрожжановский муниципальные районы), Бугульминско-Белебеевской возвышенности юго-востока Закамья (Бугульминский, Лениногорский, Альметьевский, Заинский, Сармановский муниципальные районы) и северные районы Предкамья (Сабинский, Кукморский, Балтасинский муниципальные районы).
Исследования ученых Казанского (Приволжского) федерального университета и Института проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан выявили тенденцию заиления озер и их осушения в результате интенсивного техногенного воздействия.
К наиболее крупным (площадью от 20 до 100 и более гектаров), а таких около 30, относятся озера Средний Кабан (112,0 гектара), Нижний Кабан (56,0 гектара) и Верхний Кабан (25,0 гектара), система озер Лебяжье, состоящая из трех озер, соединенных протоками, с зеркалом площадью 34,4 гектара в г. Казани, Ковалинское (88,2 гектара) и Тарлашинское (60,1 гектара) в Лаишевском муниципальном районе, Раифское (32,3 гектара) и Ильинское (27,5 гектара) в Зеленодольском муниципальном районе, Подборное (33,0 гектара) в Елабужском муниципальном районе и др.
По водному балансу преобладают бессточные замкнутые озера. По термальному режиму большинство озер республики относится к умеренно холодным и теплым (в силу высокой летней прогреваемости вод), но имеются и холодноводные озера, образованные на напорных восходящих источниках (Голубые озера Высокогорского муниципального района).
Анализ разнообразия озер позволяет считать, что преобладающим типом для Республики Татарстан является тип долинных (пойменных) малых и неглубоких озер, умеренного температурного режима, со средней и малой минерализацией, с типичными пресноводными видами гидробионтов, находящихся в эвтрофном и гипертрофном состоянии. Кроме этого типа имеются и другие, в том числе азональные уникальные, обусловленные иным генезисом, источниками питания и сочетаниями разных признаков.
Государственная политика в области рационального использования водных биоресурсов заключается в сохранении и пополнении сырьевой базы естественных и искусственных водоемов видами ценных промысловых рыб.
В контексте современных негативных явлений, а также влияния на среду обитания различных направлений хозяйственной деятельности искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов является эффективным, а во многих случаях основным источником пополнения водных биологических ресурсов.
Результаты деятельности таких рыбоводных заводов поглощаются природой без непосредственного вознаграждения. Впоследствии затраты на создание и эксплуатацию объектов рыборазведения возмещаются рыбопромысловыми и рыбообрабатывающими предприятиями за счет промыслового возврата от выпуска молоди ценных видов рыб.
Промысловый возврат является основным критерием эффективности деятельности рыбоводных предприятий, учитывающим качество выпускаемой молоди, способность ее выживаемости в нагульных водоемах, а также является источником дохода, который формируется в сфере производства товарной продукции.
Запасы осетровых видов рыб в Республике Татарстан находятся на очень низком уровне, не обеспечивающем промысловое изъятие. Воспроизводство осетровых видов рыб имеет важнейшее значение.
Добыча частиковых рыб традиционно ведется в Волжско-Каспийском бассейне (порядка 60-70 процентов общих уловов по бассейну).
За счет зарыбления водоемов формируются промысловые запасы растительноядных видов рыб.
В рамках Программы запланирован выпуск в водохранилища республики каждый год от 0,5 млн. штук до 3,5 млн. штук растительноядных и осетровых видов рыб. Выращивание молоди рыб будет осуществляться в рыбоводных хозяйствах республики.
Значение рыбоводства особенно велико для формирования и поддержания видов рыб, обеспечивающих сохранение биоразнообразия.
Все рыбоводные предприятия воспроизводственного назначения Республики Татарстан требуют капитальных затрат на модернизацию своих производств. Вместе с тем для насыщения потребительской корзины населения рыбной продукцией необходимо строительство новых и реконструкция существующих рыбоводных заводов.
Поэтому особое внимание сегодня следует уделять вопросам искусственного воспроизводства. Ежегодный выпуск 1,5 млн. штук двухлетков растительноядных рыб и сазана в Куйбышевское водохранилище дает возможность вылавливать в водохранилищах Республики Татарстан до 1 тыс. тонн товарной рыбы дополнительно. Ежегодное зарыбление Куйбышевского водохранилища в пределах акватории Республики Татарстан 1 млн. штук сеголетков стерляди обеспечит промысловый возврат до 60 тонн.
В рамках реализации Программы планируется выпуск в водохранилища до 3,5 млн. штук молоди осетровых.
В настоящее время рыбохозяйственный фонд республики насчитывает 550 гектаров нагульных и 210 гектаров выростных площадей. Годовая мощность - около 700 тонн товарной прудовой рыбы.
Производством и реализацией товарной рыбы в Республике Татарстан занимаются прудовые хозяйства ООО "Арский рыбхоз", ОАО "Кайбицкий рыбхоз", ОАО "Рыбхоз "Ушня", ОАО "Рыбхоз "Дымка" и садковое хозяйство на тепловодном водоеме Заинской гидроэлектростанции - ООО "Заинский рыбхоз".
Арский рыбхоз начал функционировать с 1968 года. Это типовое полносистемное рыбоводное хозяйство, пруды которого расположены в левобережной пойме р. Казанки и обеспечиваются самотечной водоподачей из ее левобережного притока - р. Кисьмесь за счет образования (путем зарегулирования ее стока шлюзовой плотиной) на ней головного пруда площадью 195 гектаров. Все пруды имеют независимое самотечное водоснабжение (исключение составляют зимовальные, расположенные на самом высоком участке поймы и имеющие принудительное водообеспечение из стационарной насосной станции с 3 электронасосами мощностью 22 кВт, или 50 куб. метров/час, каждый).
Хозяйство до 1998 года работало главным образом в режиме монокультуры - товарное выращивание карпа, сегодня действует в режиме поликультуры (карп, растительноядные рыбы).
Рыбхоз "Кайбицкий" построен в 1961 году и принят в эксплуатацию как рыбопитомник для зарыбления Куйбышевского водохранилища. С 1961 по 1974 год в Куйбышевское водохранилище выпущено 13,1 млн. молоди сазана, выращенного в Кайбицком нерестово-выростном хозяйстве. Масса выпускаемой молоди варьировала от 3,0 до 6,0 грамма в 1965, 1967 годах, до 33,0 грамма в 1962 году, однако промыслового возврата они не дали. В связи с этим в 1974 году по приказу Министерства рыбного хозяйства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики Кайбицкое нерестово-выростное хозяйство было переведено в разряд полносистемного рыбоводного хозяйства и стало дополнительно заниматься выращиванием товарной рыбы. Одновременно оно продолжало выпускать в водохранилище двухлеток сазана навеской не менее 150 граммов.
Водоснабжение рыбхоза - самотечное, из р. Берли. Инкубационного цеха не имеет. Нерест производится в нерестовых прудах общей площадью 14,8 гектара.
Для кормления рыбы в рыбхозе используются в основном отечественные корма, изготовленные на комбикормовых заводах Республики Татарстан.
Рыбхоз "Ушня", расположенный в Пестречинском районе, является одним из старейших рыбхозов Татарстана. Построен в 1934 году как рыбопитомник площадью около 30 гектаров, в дальнейшем реконструировался в полносистемное хозяйство с площадью прудов: нагульных - 80 гектаров, выростных - 40 гектаров, зимовальных - 5 гектаров, нерестовых - 0,5 гектара, маточных - 0,5 гектара. Водоснабжение самотечное из р. Ушни.
Садковое хозяйство на тепловодном водоеме Заинской гидроэлектростанции - ООО "Заинский рыбхоз" с использованием садковой линии площадью 3500 кв. метров выращивает в год 280-300 тонн карпа, а также 8-10 тонн американских канальных сомов. Площадь садковой линии для выращивания рыбопосадочного материала составляет 10 тыс. кв. метров. На указанных садках выращивается 50-80 тонн малька карпа, сазана, белого амура и толстолобика.
В 2014 году производство товарной рыбы специализированными рыбоводными хозяйствами составило 456 тонн, прогноз на текущий год - 500 тонн. Возможности республики, учитывая объемы имеющихся водных ресурсов, составляют в 3-4 раза больше указанного показателя.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 315, товарной аквакультурой занимаются, кроме специализированных хозяйств, 25 хозяйствующих субъектов различной организационно-правовой формы, в том числе индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства (по данным муниципальных районов Республики Татарстан).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Государственная программа "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 314
Одним из направлений Программы является максимальное использование имеющихся водных биологических ресурсов для увеличения производства товарной аквакультуры в республике и доведение его показателей к 2020 году до 1865 тонн.
Увеличение объемов производства продукции аквакультуры в крестьянских (фермерских) хозяйствах повысит в сельской экономике роль аквакультуры (рыбоводства) по обеспечению населения продуктами питания животного происхождения, увеличению трудовой занятости и доходности сельских жителей.
В настоящее время для целей рыбоводства в республике используются небольшие пруды, обводненные карьеры размером от 5 до 10 гектаров, а также мелиоративные пруды комплексного назначения, находящиеся на балансе органов местного самоуправления муниципальных образований республики. Водные объекты, находящиеся в собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование предпринимателям на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).
Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для осуществления аквакультуры (рыбоводства), в том числе искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов и акклиматизации водных биологических ресурсов.
В основном объекты товарной аквакультуры выращиваются на естественных кормовых ресурсах, без применения дополнительных кормовых добавок, поэтому рыбопродуктивность прудов на сегодняшний день находится в пределах 7 ц/гектара, что ниже среднероссийского показателя на 3 центнера.
Кроме прудового рыбоводства в республике развивается индустриальная аквакультура, которая является на сегодняшний день самым эффективным методом выращивания особо ценных видов рыб, таких, как осетровые и лососевые. Это направление позволяет уменьшить сезонность в производстве и потреблении рыбы, повысить степень механизации и автоматизации производственных процессов, расширить границы географического размещения объектов рыбоводства.
Индустриальная аквакультура осуществляется без использования рыбоводных участков в бассейнах, на установках с замкнутой системой водоснабжения, а также на рыбоводных участках с использованием садков и (или) других технических средств, предназначенных для выращивания объектов аквакультуры в искусственно созданной среде обитания. Этим методом объекты аквакультуры выращивают при высоких плотностях посадки с использованием различных методов интенсификации (садковые линии, установки закрытого водоснабжения).
В ОАО "Ушня" Пестречинского муниципального района, крестьянском (фермерском) хозяйстве "Батыршин И.И." Лаишевского муниципального района, ООО "Био-Продукт" Агрызского муниципального района выращиваются осетровые виды рыб и форели с использованием установок замкнутого водоснабжения годовой мощностью от 10 до 20 тонн.
Аквакультура является самым быстрорастущим продовольственным сектором, на который сегодня приходится почти 50 процентов рыбы, потребляемой в пищу в мире.
На сегодняшний день из общего объема импортируемой в Россию рыбы 22 процента приходится на свежую и охлажденную аквакультуру, это составляет примерно 220 тыс. тонн, что указывает на значительный потенциал этого сектора рынка для импортозамещения.
Россия пока не входит в список лидеров в области аквакультуры. Для сравнения: пищевая продукция отечественного рыбоводства в 2014 году составила, по экспертным оценкам, более 160 тыс. тонн, т.е. 3,5 процента от отечественной рыбопродукции в России. В то же время отмечается ежегодно увеличивающийся импорт продукции аквакультуры, что ставит страну в зависимость от зарубежных товаропроизводителей. Лидерами по производству аквакультуры являются Китай, Индонезия, Индия, Вьетнам.
Развитие аквакультуры (рыбоводства) направлено на максимальное обеспечение населения республики товарной рыбной продукцией собственного производства. В Республике Татарстан потребление рыбы и рыбных продуктов ежегодно составляет 39,9 тыс. тонн, из них 36,3 тыс. тонн ввезено в республику через систему торговли из субъектов Российской Федерации и из государств в составе СНГ. Потребление рыбы на душу населения республики составляет около 10,5 кг вместо 22 кг утвержденной нормы здорового питания.
Наибольший объем среди выращенной рыбы в республике занимают карп и растительноядные виды рыб (толстолобик, белый амур). Они реализуются в основном в живом виде. Самой высокой пищевой ценностью обладает живая и охлажденная рыба, поэтому карп и растительноядные рыбы в живом и охлажденном виде пользуются повышенным спросом у населения. Растительноядные рыбы (белый и пестрый толстолобики, белый амур), ткани которых содержат в достаточном количестве полноценные белки, хорошо сбалансированы по аминокислотному составу, способствуют снижению артериального давления, уменьшают содержание холестерина в крови и являются прекрасным продуктом для поддержания состояния здоровья различных групп населения, особенно пожилых людей и детей.
При реализации Программы будут предприняты меры, направленные на снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.
К рискам при реализации Программы относятся внешние и внутренние риски. К внешним рискам, которые могут оказать влияние на достижение запланированных результатов, относятся:
недостаточный уровень финансирования из внебюджетных источников;
неблагоприятная рыночная конъюнктура, затрудняющая реализацию дополнительных объемов продукции аквакультуры.
К числу внутренних рисков относятся, прежде всего, организационный риск, демографический риск, а также производственные риски (кормообеспечение, ветеринарная защита). Технологические риски, обычно связываемые с освоением новых образцов техники и оборудования, в товарной аквакультуре (товарном рыбоводстве) минимальны, к тому же они полностью устраняются мероприятиями по подготовке и переподготовке кадров.
Управление внешними рисками в рамках реализации Программы должно сводиться к точному и своевременному обеспечению финансирования ее мероприятий из всех источников, при этом особое внимание предполагается уделять обеспечению плановых пропорций финансирования из внебюджетных источников с финансированием по линии бюджета действующих обязательств.
Эффективное управление внутренними рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы в рамках имеющихся полномочий.
Развитие рыбоводства в республике невозможно без поддержки его основополагающих направлений, таких, как развитие собственного кормопроизводства для рыбной отрасли, развитие переработки рыбной продукции и логистических центров, обеспечение рыбоводных хозяйств качественным высокопродуктивным племенным материалом, оптимизация технологических режимов выращивания объектов аквакультуры, совершенствование технологических приемов защиты объектов аквакультуры от болезней.
II. Основные приоритеты, цель, задача, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроки ее реализации, описание программных мероприятий
Достижение поставленной цели и задачи Программы предусматривает инновационный тип развития на основе более рационального использования ресурсов, обеспечения конкурентоспособности продукции аквакультуры, полного удовлетворения внутреннего спроса и выхода на экспорт по отдельным видам продукции аквакультуры.
Необходимость развития товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Республике Татарстан обусловлена:
наличием большого объема водных объектов, пригодных для разведения рыбы;
повышением спроса на недорогую продукцию аквакультуры внутри республики;
рациональным и комплексным использованием сельскохозяйственных земель, покрытых водой (прудов), в интеграции рыбоводства с другими видами сельскохозяйственного производства;
созданием рабочих мест для сельского населения, решением социально- экономических проблем сельских поселений.
Основными факторами, сдерживающими развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Республике Татарстан, являются:
слабо развитая рыночная инфраструктура;
высокая степень износа основных производственных фондов;
дефицит инвестиционных ресурсов.
Основополагающими приоритетами Республики Татарстан в области товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) являются:
модернизация устаревших производственных мощностей существующих рыбоводных хозяйств;
строительство рыбопитомников, оснащенных высокотехнологичным оборудованием отечественного и иностранного производства;
налаживание производства племенного рыбопосадочного материала. Существующие рыбоводные хозяйства Республики Татарстан не в состоянии обеспечить потребность рыбопосадочным материалом на 100 процентов, поэтому рыбопосадочный материал в основном завозится из Республики Башкортостан, Чувашской Республики и Удмуртской Республики;
создание условий для производства и выпуска специализированных кормов для товарной аквакультуры, в том числе для ценных пород рыб;
предоставление государственной гарантии на получение долгосрочных и краткосрочных кредитов, так как рыбоводные хозяйства Республики Татарстан не могут получить кредитные ресурсы для реализации инвестиционных проектов из-за отсутствия у них залогового имущества;
проведение капитального ремонта гидротехнических сооружений (прудов), используемых для выращивания объектов товарной аквакультуры;
решение вопроса кадрового обеспечения рыбоводных хозяйств. Необходима государственная поддержка специалистов в области рыбоводства (жилье, стипендия, заработная плата и др.). Для повышения квалификации кадров необходимо проводить регулярные учебные курсы;
усиление внимания со стороны руководителей органов местного самоуправления к развитию рыбоводных хозяйств, их инфраструктуры;
интенсивное развитие рыбоводных хозяйств с использованием отечественных и зарубежных технологий разведения и выращивания наиболее адаптированных к условиям республики пород рыб;
перевод рыбоводных хозяйств на индустриальное выращивание аквакультуры на базе установок замкнутого водоснабжения и широкое применение садковых линий в водных объектах;
внедрение в производственные процессы современных технологий в части глубокой переработки водных биоресурсов и, как следствие, более динамичной интеграции рыбной промышленности в региональную экономику;
развитие рыбохозяйственного комплекса на основе внедрения новых технологий, создание условий перехода развития рыбохозяйственного комплекса от сырьевого типа к инновационному типу развития;
формирование сырьевой базы на основе сохранения, воспроизводства, рационального использования водных биоресурсов, развития аквакультуры;
обеспечение конкурентоспособности и расширение ассортимента вырабатываемых региональным рыбохозяйственным комплексом товаров;
создание условий и предоставление государственной гарантии на реализацию выращенной товарной аквакультуры рыбоводными хозяйствами.
Настоящая Программа направлена на повышение конкурентоспособности отечественной рыбопродукции, импортозамещение на основе интенсивного метода выращивания аквакультуры, модернизацию рыбоводной инфраструктуры, применение племенного материала и пород для ускоренного развития рыбоводства.
Цель Программы - создание условий для комплексного развития товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Республике Татарстан.
Задача Программы - увеличение объема производства продукции товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Республике Татарстан.
В рамках Программы решается одна из важнейших задач агропромышленного комплекса Республики Татарстан - развитие животноводства, которое окажет в наибольшей степени положительное влияние на динамику такого показателя, как доля регионального производства в формировании ресурсов аквакультуры (рыбоводства).
Для решения задачи Программы планируется выполнение следующих основных целевых показателей (индикаторов) Программы:
объем произведенной товарной аквакультуры увеличится с 500 тонн в 2015 году до 1865 тонн в 2020 году;
объем производства рыбопосадочного материала увеличится с 286 тонн в 2015 году до 630 тонн в 2020 году;
рыбопродуктивность рыбоводных хозяйств возрастет с 7 ц/гектара в 2015 году до 15 ц/гектара в 2020 году;
количество выпускаемой молоди осетровых видов и растительноядных рыб в водохранилища республики увеличится к 2020 году до 3,5 млн. штук в год;
количество введенных в эксплуатацию новых рыбоводных объектов в 2020 году составит 19 единиц, а мелиоративных прудов комплексного назначения - до 64 единиц.
Сроки реализации Программы: 2016-2020 годы.
Для достижения поставленных целей и задач Программой предусматривается выполнение следующих мероприятий:
1. Повышение продуктивности рыбоводных хозяйств, восстановление и сохранение ресурсно-сырьевой базы водных объектов республики путем стимулирования развития аквакультуры.
Повышение продуктивности действующих рыбоводных хозяйств будет осуществляться путем:
создания условий для развития в водоемах кормовых ресурсов для естественного питания прудового рыбоводства с использованием органических и минеральных удобрений;
применения в выращивании объектов товарной аквакультуры специализированных высококачественных комбикормов;
зарыбления прудов крупным рыбопосадочным материалом со средней навеской не менее 35 граммов, использования высококачественного рыбопосадочного материала, увеличения племенного поголовья ремонтно-маточных стад;
сочетания аквакультуры (рыбоводства), птицеводства, скотоводства, звероводства и растениеводства, что позволит в течение года получать стабильный доход, используя природный потенциал прудов: воду и землю при летовании;
регулярного проведения лабораторно-диагностических исследований на разные болезни, зарыбления прудов по заключениям водно-биологического анализа;
проведения ежегодно противоэпизоотических мероприятий в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства;
проведения рыбохозяйственной мелиорации в рыбоводных хозяйствах;
осуществления постоянного контроля водоемов на уровень содержания органических и химических веществ, физико-химических свойств водоемов;
соблюдения технологии содержания и кормления объектов аквакультуры;
субсидирования приобретения кормов и рыбопосадочного материала.
К 2020 году ожидается вовлечение в отрасль рыбоводства около 96 индивидуальных предпринимателей и мелких фермеров с общей прудовой площадью до 800 гектаров и производством продукции аквакультуры до 1000 тонн в год.
В рамках реализации мероприятий Программы будет увеличен объем произведенной товарной продукции до 1865 тонн в год.
Значительное увеличение производства продукции аквакультуры в такой же степени предопределяет потребление кормов. Пока производимые в республике осетровые, форель выращиваются с использованием импортных дорогих кормов. Это приводит к существенному удорожанию стоимости рыбы. Интерес производителей к выпуску комбикормов отсутствует из-за низкого спроса и неплатежеспособности предприятий аквакультуры. Для достижения целевых индикаторов Программы необходимо производить 1000-1500 тонн комбикормов в год. В Республике Татарстан планируется организовать централизованное производство высококачественных специализированных комбикормов для рыб на базе новых и модернизированных имеющихся комбикормовых заводов. За счет увеличения кормовой базы водоемов и налаживания выпуска комбикормов ожидается повышение рыбопродуктивности водоемов до 15 ц/гектара. Потребление рыбной продукции на душу населения Республики Татарстан составит 11 килограммов. Ежегодный выпуск молоди (личинок) осетровых видов рыб, а также растительноядных в 2020 году составит 3,5 млн. штук.
Одним из главных направлений в обеспечении прироста производства продукции аквакультуры с учетом максимально используемых внутренних резервов развития отрасли будут реконструкция и модернизация хозяйств, а также создание новых.
2. Техническая и технологическая модернизация производственных объектов и инфраструктуры рыбоводных хозяйств.
Основным фактором, сдерживающим рост рыбопродукции в республике, является низкий уровень механизации рыбоводства. В настоящее время рыбоводные организации не обеспечены в полном объеме техникой, транспортными средствами, оборудованием для разведения и выращивания рыбы, камышекосилками, живорыбными машинами и другими механизмами. Состояние механизации и автоматизации производственных процессов в отрасли находится на низком уровне. Наибольшие удельные трудозатраты имеют место при проведении рыбохозяйственной мелиорации, кормлении рыбы, внесении минеральных удобрений, извести, подготовке прудов к зарыблению. Практически не механизировано удаление жесткой растительности из прудов. Несмотря на создание и внедрение новой техники, доля ручного труда в производственных процессах составляет около 70 процентов. Недостаточное количество необходимого оборудования не позволяет своевременно выполнять технологические процессы. Поэтому в рамках предусмотренных Программой мероприятий предусматривается модернизация существующих производственных мощностей рыбоводных хозяйств на основе современного российского и зарубежного оборудования. Одним из новых направлений в рыбоводстве является использование установок замкнутого водоснабжения для выращивания рыбопосадочного материала, которые будут поставляться в рыбоводные хозяйства в ранние сроки с целью увеличения периода выращивания рыбопосадочного материала.
Для более широкого продвижения выращенной продукции аквакультуры на внутренний рынок на рыбоводных хозяйствах планируется создание технологических участков по предпродажной подготовке объектов аквакультуры для осуществления таких операций, как мойка рыбы, снятие чешуи, потрошение, разделка на тушку, филе, стейки. Подготовленная таким образом к продаже рыба в охлажденном виде, пересыпанная льдом, может быть доставлена на прилавки потребителю.
В целях организации круглогодичной торговли объектами аквакультуры в живом виде в муниципальных образованиях необходимо создание районных баз по передержке живых объектов аквакультуры.
Объекты аквакультуры при осуществлении индустриальной аквакультуры - лососевые, осетровые и другие виды рыб частично будут в охлажденном виде обеспечивать потребности ресторанов и торговых сетей для домашнего приготовления. Основная масса выращенных объектов аквакультуры будет подвергаться переработке в виде слабосоленых или подкопченных изделий, балыков, тушек горячего или холодного копчения, деликатесных пресервов.
При этом потребуется модернизация и замена морально и физически устаревшего оборудования и строительство новых цехов по производству копчено-вяленой, провесной продукции и балычных изделий. Одновременно будет увеличен выпуск солено-пряной продукции в мелкой полимерной таре.
Учитывая возрастающий спрос населения на рыбную и иную продукцию из водных биологических ресурсов и объектов аквакультуры, планируется увеличение производства кулинарных изделий. Из кулинарии одинаково востребованы как фарш, так и вторые замороженные блюда (рыбные котлеты, фрикадельки, зразы, колбасы, пельмени, пастообразная продукция).
Значительный рост выращивания объектов аквакультуры, объемов их переработки требует увеличения перерабатывающей базы путем модернизации существующих предприятий и строительства новых. Предусматривается полная замена устаревшего оборудования на большинстве работающих предприятий на новое, как отечественное, так и импортное: разделочные машины, куттеры, скороморозильные аппараты, коптильные печи, консервное, кулинарное, упаковочное оборудование.
Рост производства растительноядных видов рыб потребует расширения ассортимента производимой продукции аквакультуры с использованием толстолобика мелкой навески. В связи с этим особое место в приготовлении новых видов продукции займет технология приготовления фарша, открывающая возможности рационального использования рыбной продукции. Для этого необходимо на рыбоводных хозяйствах строительство цехов по производству фарша с использованием блочной заморозки.
Развитие этой технологии позволит расширить ассортимент кулинарных изделий, консервов и использовать в переработке все выращенные объекты аквакультуры, удовлетворив максимальный спрос населения в кулинарных изделиях.
В целях обеспечения сохранности сырья, готовой продукции и продления сроков реализации продукции аквакультуры на рыбоводных хозяйствах в рамках Программы запланирована покупка новых холодильников, передвижных холодильных установок и морозильных камер, а также коптильных установок.
Для увеличения выпуска продукции аквакультуры предусматривается оснащение всей технологической цепи современными машинами и механизмами.
На рынке розничной торговли Республики Татарстан в последнее время основную долю составляет рыбная продукция в переработанном виде - рыбное филе, копченая, соленая, вяленая, маринованная, консервированная рыба. При условии роста благосостояния и потребительской корзины все больше будет возрастать потребление рыбы, но самый значительный рост прогнозируется именно в потреблении рыбы, прошедшей высокотехнологичную переработку. Средний удельный вес в общем объеме розничной реализации рыбы и рыбной продукции таков: рыба горячего и холодного копчения - 10-13 процентов, рыба вяленая - 3 процента, нарезка к пиву (закуска) - 6 процентов, малосоленая рыба - 9 процентов.
Розничный рынок потребления живой и свежемороженой пресноводной рыбы занимает 4 процента, свежемороженой океанической рыбы и морепродуктов - 29 процентов.
На сегодняшний день в Республике Татарстан рыбная продукция реализуется в 8 тысячах предприятий розничной торговли, в том числе действует порядка 35 специализированных рыбных магазинов. Рыбная продукция представлена также на 32 рынках и на 12 постоянно действующих ярмарках.
В рамках реализации мероприятий планируется приобретение 36 единиц специального автотранспорта "Живая рыба", 36 морозильных камер, 25 коптильных камер, 57 генераторов подачи кислорода, а также 4 единиц оборудования для оснащения рыбопитомника.
3. Проведение рыбохозяйственной мелиорации на прудах, не используемых по техническим причинам, и ввод их в эксплуатацию.
Рыбохозяйственной мелиорацией являются мероприятия по улучшению показателей гидрологического, гидрогеохимического, экологического состояния водных объектов в целях создания условий для сохранения и рационального использования водных биологических ресурсов, а также обеспечения производства продукции аквакультуры.
Рыбохозяйственная мелиорация может осуществляться на водных объектах, в том числе в прудах, обводненных карьерах, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем, включая ирригационные системы, путем проведения следующих мероприятий:
проведение дноуглубительных работ и (или) работ по выемке грунта;
удаление водных растений из водного объекта;
создание искусственных рифов, донных ландшафтов в целях улучшения экологического состояния водного объекта;
изъятие хищных видов и малоценных видов водных биоресурсов.
Рыбохозяйственная мелиорация в целях создания условий для сохранения и рационального использования водных биоресурсов осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Федеральному агентству по рыболовству, органами государственной власти Республики Татарстан, юридическими лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
На территории Республики Татарстан на сегодняшний день имеется 783 мелиоративных пруда. Однако многие из них не пригодны для выращивания аквакультуры и не задействованы органами местного самоуправления в рыбохозяйственное производство. В то же время введение в эксплуатацию 30 процентов из имеющихся прудов дало бы возможность увеличить рыбопродукцию в республике в 3-4 раза. Однако из-за ограниченности средств бюджета выполнение такого объема работ не представляется возможным. Реализация Программы предусматривает с 2016 по 2020 год проведение мелиоративных работ в 64 объектах для разведения и выращивания товарной аквакультуры. Включение в Программу указанных объектов даст возможность увеличения объемов производства товарной рыбы до 825 тонн в год, т.е. практически в 1,7 раза больше по отношению к 2015 году.
4. Строительство новых и реконструкция существующих рыбопитомников.
Внедрение в производство высокопродуктивных пород и объектов аквакультуры обеспечит значительный рост производства продукции аквакультуры.
Одним из основных направлений увеличения производства продукции аквакультуры является развитие племенной работы. Для этого намечается создание племенных хозяйств и присвоение им статуса племенных организаций. Развитие селекционно-племенной базы, внедрение племенной продукции обеспечит увеличение продукции аквакультуры при осуществлении прудовой и индустриальной аквакультуры до 10 процентов. В настоящее время на территории Республики Татарстан отсутствуют племенные предприятия по производству рыбопосадочного материала.
Значительное увеличение объемов выращивания товарной рыбы невозможно без повышения эффективности работы рыбопитомников, обеспечивающих рыбоводные предприятия качественным высокопродуктивным племенным материалом. Данная категория хозяйств обладает дорогостоящими основными фондами и сложной технологией производства. Для восстановления проектной продуктивности рыбопитомников требуется несколько лет.
Основная задача рыбопитомников - обеспечение рыбоводных хозяйств рыбопосадочным материалом: личинками, годовиками. Одной из приоритетных задач рыбопитомников является освоение технологии выращивания рыбопосадочного материала с повышенным весовым стандартом. Рыбопитомники несут ответственность за качество рыбопосадочного материала, реализуемого рыбоводным хозяйствам, в том числе за его породную принадлежность. С целью повышения качества рыбопосадочного материала планируется осуществить следующие мероприятия:
обеспечить научное сопровождение, контроль за состоянием селекционно-племенных работ;
осуществить разработку и внедрение (в первую очередь для селекционно-племенных хозяйств) технологии выращивания рыбопосадочного материала с повышенным весовым стандартом.
Результатом реализации этих мероприятий станет:
приведение результатов выращивания объектов аквакультуры в соответствие с утвержденными бионормативами;
увеличение объема реализуемого рыбопосадочного материала (личинка, годовик) на 20 и 10 процентов соответственно.
В настоящее время в республике производство рыбопосадочного материала составляет 286 тонн в год. Для удовлетворения потребности до 2020 года потребуется производить до 720 тонн посадочного материала. Существующие на сегодняшний день рыбоводные хозяйства не смогут удовлетворять все потребности рыбоводных хозяйств. Для этого запланировано строительство и реконструкция рыбопитомников по получению качественного племенного рыбопосадочного материала, оснащенного современным высокотехнологичным оборудованием. Введение в эксплуатацию рыбопитомников приведет к увеличению объема рыбопосадочного материала к 2020 году до 630 тонн в год.
5. Строительство и (или) реконструкция прудов для выращивания товарной рыбы (карповые и растительноядные виды рыб).
В рамках реализации Программы запланировано строительство 19 прудов для выращивания карповых и растительноядных видов рыб (толстолобик, белый амур). Введение в эксплуатацию вышеуказанных объектов, а также проведение реконструкции существующих рыбоводных хозяйств позволит увеличить объемы производства товарной аквакультуры и потребление прудовой товарной рыбы населением в Республике Татарстан.
6. Строительство, реконструкция объектов индустриального товарного рыбоводства осетровых и лососевых (форели).
В рамках реализации Программы запланировано строительство 13 рыбоводных хозяйств на базе установок замкнутого водоснабжения годовой мощностью от 15 до 50 тонн ценных пород рыб и до 5 тонн пищевой икры, а также установление 15 единиц садковых линий на водоемах Республики Татарстан.
7. Проведение ветеринарно-санитарных, противоэпизоотических, лечебно-профилактических мероприятий в рыбоводных хозяйствах.
Успешное развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в значительной степени определяется эпизоотическим благополучием рыбоводных хозяйств. Эффективность работы рыбоводных хозяйств зависит от эпизоотического и экологического благополучия водных объектов. Высокий уровень загрязнения окружающей среды изменяет микробиоценоз водных объектов, способствует росту численности условно-патогенных бактерий, возбудителей инвазионных болезней, снижает резистентность организма рыб и приводит к развитию эпизоотического процесса. Это обстоятельство негативно сказывается на эпизоотической ситуации в рыбоводных хозяйствах, нанося им значительный материальный ущерб.
В настоящее время достаточно полно изучены наиболее опасные болезни объектов аквакультуры, разработаны рекомендации по их профилактике и лечению, поэтому своевременное и оперативное проведение лечебных и профилактических мероприятий является важным фактором эффективности деятельности рыбоводных хозяйств.
Мониторинг эпизоотической обстановки в естественных водных объектах в Российской Федерации свидетельствует о ее нестабильности и напряженности.
Во многих регионах Российской Федерации по-прежнему регистрируются заразные и иные заболевания рыб: в 17 регионах - ботриоцефалез, в 10 - аэромоноз и псевдомоноз, в 2 - воспаление плавательного пузыря (ВПП), в 4 - филометроидоз, в 1 - вирусная виремия карпа (ВВК).
В 10 субъектах Российской Федерации фиксируется на протяжении последних лет наличие болезнетворного начала в естественных водных объектах и регистрация заболеваний в рыбоводных хозяйствах. Культивируемые в рыбоводных хозяйствах Российской Федерации пресноводные виды рыб являются потенциальными носителями более чем 10 видов гельминтов, опасных для здоровья человека. Все рыбоводные хозяйства имеют гидравлическое соединение с естественными водными объектами, многие из которых являются питьевыми, и увеличение бактериальной обсемененности воды может привести к вспышкам заболеваний у людей.
Ликвидация природных очагов и полное оздоровление рыбоводных хозяйств невозможны, так как в естественных водных объектах обитают водные биологические ресурсы, являющиеся бактерио- и паразитоносителями.
Основными причинами возникновения болезней объектов аквакультуры, кроме природных очагов инфекций и инвазий в водоисточниках, были и остаются нарушения правил перевозки и карантирования рыбопосадочного материала и других возрастных категорий рыб.
В последние годы эта проблема приобрела особую актуальность в связи с завозом икры, рыбопосадочного материала, декоративных видов рыб. В этих условиях особую значимость приобретает организация мониторинга рыбоводных хозяйств с целью получения объективных данных о возникновении и распространении болезней объектов аквакультуры, разработки и внедрения необходимых методов профилактики и ликвидации болезней объектов аквакультуры.
В соответствии с требованиями ветеринарного законодательства в рыбоводных хозяйствах ежегодно проводится комплекс ветеринарно-санитарных и лечебно-профилактических мероприятий по предупреждению заразных и иных болезней рыб. Ежегодное проведение лечебно-профилактических мероприятий с использованием препаратов нового поколения, лечебных кормов, антибиотиков, вспашка и боронование ложа прудов, дезинфекция ложа прудов, садков, бассейнов, внесение негашеной извести по зеркалу водных объектов в течение вегетационного периода сокращают численность болезнетворного начала до порогового для объектов аквакультуры уровня.
В рамках реализации мероприятий во всех прудовых хозяйствах запланировано проведение на водных объектах рыбоводных хозяйств к 2020 году на площади более 12,8 млн. кв. метров противоэпизоотических мероприятий, ежегодные лабораторно-диагностические и мониторинговые исследования увеличатся в 3 раза по сравнению с 2016 годом и составят 700 единиц в 2020 году. Указанные мероприятия приведут к снижению заболеваемости и повышению продуктивности объектов аквакультуры.
8. Проведение научно-исследовательских работ в области аквакультуры (рыбоводства).
Специализированными научно-исследовательскими учреждениями будут обследованы водоемы комплексного назначения на территории республики и даны заключения об их пригодности к использованию в целях аквакультуры с учетом гидрохимических, гидрологических и гидробиологических особенностей, наличия кормовой базы и эпизоотического состояния. Также совместно будут проведены работы по определению наиболее продуктивных пород рыб для выращивания на территории республики. Особое внимание специализированных научно-исследовательских учреждений будет уделено научному и консультативному сопровождению создания новых рыбоводных установок индустриального типа.
В рамках Программы запланировано проведение более 118 научных исследований и оформление заключений по рыбоводным хозяйствам, введение в эксплуатацию водных объектов на основании заключений научных учреждений в количестве 113 единиц.
9. Проведение мероприятий по государственной поддержке кадрового обеспечения.
Целью мероприятий по кадровому обеспечению реализации Программы является создание условий для привлечения молодых специалистов в рыбоводные хозяйства республики, обучение, регулярное повышение квалификации специалистов и обеспечение их участия в различных мероприятиях, посвященных развитию аквакультуры в Республике Татарстан. В рамках Программы ежегодно будут проходить обучение 50 специалистов рыбоводных хозяйств.
10. Развитие системы информационного обеспечения рыбоводных хозяйств.
В настоящее время рыбоводные хозяйства нуждаются в информации об эффективных технологиях выращивания объектов аквакультуры, сбыте своей продукции аквакультуры и конъюнктуре рынка, консалтинговых услугах, прогнозе развития товарных продовольственных рынков.
Информационное обеспечение отрасли возможно осуществлять по следующим направлениям:
проведение маркетинговых исследований по изучению спроса и предложения, рынка сбыта, товарного ассортимента, колебания цен на внутреннем рынке продукции аквакультуры;
издание оперативной, аналитической, обзорной и другой информации о состоянии отрасли и конъюнктуре рынка;
издание информационных материалов и оказание консалтинговых услуг малым формам хозяйствования и сельскохозяйственным потребительским кооперативам;
создание демонстрационных объектов в целях показа и распространения передового опыта рыбоводческой деятельности, апробации и распространения передовых технологий;
проведение выставок, конференций, совещаний и семинаров, заседаний "круглых столов" по проблемам повышения эффективности производства продукции аквакультуры.
В целях повышения конкурентоспособности отечественная продукция аквакультуры должна найти достойное место для рекламы на страницах газет, журналов, на телевидении и в других источниках информации, а также выставках, презентациях.
В рамках Программы будут проведены 43 семинара, совещания с участием представителей научных и хозяйствующих организаций в области аквакультуры, выпущен специальный журнал "Аквакультура" тиражом 4 тыс. экземпляров, организованы выставки, телевизионные передачи, посвященные развитию аквакультуры, запланировано посещение передовых рыбоводных хозяйств.
Цель, задача, индикаторы оценки результатов Программы, а также перечень программных мероприятий приведены в приложении к ней.
III. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Мероприятия Программы планируется осуществлять за счет средств бюджета Республики Татарстан, федерального бюджета, предприятий рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан. Привлечение дополнительных инвестиций для развития производственных мощностей будет стимулироваться экономической заинтересованностью данных предприятий.
Внебюджетные источники (собственные средства предприятий) будут использованы для финансирования капитального строительства, реконструкции, модернизации объектов товарной аквакультуры, ее инфраструктуры, производственных мощностей, приобретения техники и оборудования.
Также планируется привлечение средств федерального бюджета в рамках реализации Государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 314.
Общий объем финансирования Программы составляет 549000,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств бюджета Республики Татарстан - 111000,0 тыс. рублей, за счет планируемых к привлечению средств внебюджетных источников - 438000,0 тыс. рублей, за счет выделяемых в установленном порядке средств федерального бюджета - * тыс. рублей.
Год |
Всего средств по Программе |
Объем средств, тыс. рублей |
||
бюджет Республики Татарстан |
федеральный бюджет |
внебюджетные источники |
||
2016 |
102200 |
22200 |
* |
80000 |
2017 |
109700 |
22200 |
* |
87500 |
2018 |
106700 |
22200 |
* |
84500 |
2019 |
112700 |
22200 |
* |
90500 |
2020 |
117700 |
22200 |
* |
95500 |
Всего |
549000 |
111000 |
* |
438000 |
* Объем ресурсного обеспечения за счет средств федерального бюджета будет определен в соответствии с ежегодно заключаемыми Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Республикой Татарстан соглашениями на условиях софинансирования расходов из бюджета Республики Татарстан.
Объем финансирования Программы носит прогнозный характер и подлежит уточнению в установленном порядке при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период исходя из возможностей с корректировкой программных мероприятий, результатов их реализации и оценки эффективности.
IV. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы включает:
стратегическое планирование и прогнозирование (определение стратегических направлений, темпов и пропорций развития);
экономические и правовые формы воздействия, регулирующие отношения федеральных, региональных органов государственной власти и исполнителей в процессе реализации мероприятий Программы.
Главным условием успешной реализации Программы является привлечение в экономику и социальную сферу товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) и связанных с ней секторов экономики необходимых финансовых ресурсов. Для решения проблем, определенных Программой, предусматривается использование наряду со средствами бюджета Республики Татарстан, федерального бюджета и собственными финансовыми ресурсами рыбоводных хозяйств также и средств инвесторов.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан обеспечивает выполнение мероприятий Программы, целевое и эффективное использование бюджетных средств, а также общий контроль за ее реализацией.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, формирует сводную статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы, а также эффективности использования финансовых средств по форме согласно приложению N 5 к Порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199, и ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, направляет в Министерство экономики Республики Татарстан информацию о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
Для достижения целей и конечных результатов Программы в случае необходимости потребуется ее корректировка с учетом выделяемых на ее реализацию средств и уточнения целевых индикаторов, показателей и затрат по ее мероприятиям.
V. Оценка социально-экологической эффективности реализации Программы
Реализация Программы повлияет на повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства. Произойдет ускоренное развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) и улучшится обеспечение населения живой рыбой и другой продукцией аквакультуры.
На эффективность аграрного производства оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы зависят от проводимой государством экономической политики в отношении сельского хозяйства. К ним относятся вопросы налогообложения, компенсаций и дотаций, выявление приоритетов развития отрасли, аграрное законодательство. Аграрному сектору в силу своей специфики, к которой можно отнести зависимость от природных условий, наличие постоянных рисков, высокую фондоемкость, необходимо постоянное вмешательство государства. Поэтому основным направлением повышения эффективности аграрного производства является усиление государственного регулирования, которое выражается в следующем:
государственная поддержка сектора аквакультуры (рыбоводства), основанная на формировании единой программы по отношению ко всем производителям продукции аквакультуры и поддержке отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя;
устранение диспаритета цен в товарном обмене между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;
реализация социальных программ по поддержке платежеспособного спроса населения в условиях освобождения рыночных цен;
совершенствование законодательства в области регулирования кредитования и налогообложения;
сохранение и развитие научного потенциала, стимулирование инновационной деятельности в аквакультуре (рыбоводстве);
создание условий для развития конкуренции;
повышение квалификации работников;
стимулирование роста конкурентоспособных производств.
Внутренние факторы непосредственно зависят от хозяйственной деятельности рыбоводных хозяйств, их способности оптимально использовать имеющиеся в распоряжении материальные, трудовые, водные и земельные ресурсы. Таким образом, к основным направлениям повышения эффективности производства продукции аквакультуры за счет использования внутренних факторов относятся:
рост рыбопродуктивности и собственной продуктивности объектов аквакультуры за счет использования перспективных пород и породных линий с высоким генетическим потенциалом;
использование интенсивных, ресурсосберегающих технологий, которые способны обеспечить рост объемов производства продукции аквакультуры высокого качества при минимальных удельных затратах ресурсов;
создание устойчивой кормовой базы, способной обеспечить необходимое количество качественных кормов, соответствующих технологическим нормам по содержанию питательных веществ;
совершенствование племенной работы в аквакультуре (рыбоводстве);
повышение уровня механизации и автоматизации производственных процессов;
улучшение качества продукции и соответствие ее международным стандартам;
развитие маркетинговой деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей и, как следствие, оптимизация каналов реализации продукции аквакультуры;
мотивация высокой производительности труда за счет роста материальной заинтересованности работников в результатах труда.
Динамичное и эффективное развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на увеличение валового регионального продукта.
Экологические негативные последствия реализации Программы отсутствуют. Благодаря современным технологиям выращивания объектов аквакультуры практически отсутствует загрязнение водных объектов рыбохозяйственного значения.
VI. Оценка бюджетной эффективности Программы
В 2015 году производство товарной рыбы в специализированных хозяйствах Республики Татарстан по прудовой аквакультуре ожидается в объеме 500 тонн, рыбопосадочного материала - 290 тонн в год. Общий объем дохода примерно составит 137,2 млн. рублей.
В результате реализации предусмотренных Программой мероприятий общий объем продукции товарной аквакультуры в 2020 году ожидается в объеме 1,9 тыс. тонн в год, рыбопосадочного материала - 630 тонн в год, общий доход - 480,0 млн. рублей.
Существенно увеличится спрос на корма, сельскохозяйственную технику, вырастут налоговые платежи.
За период реализации Программы ожидается поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Татарстан в виде дополнительного дохода в сумме 120,0 млн. рублей, в том числе: налог на прибыль организаций - 67,3 млн. рублей, налог на доходы физических лиц - 19,2 млн. рублей, налог на имущество организаций - 16,0 млн. рублей, иные налоговые и неналоговые доходы - 17,5 млн. рублей.
В результате реализации запланированных Программой мероприятий будет внесен вклад в улучшение социально-экономического положения значительного числа сельских населенных пунктов, районов и территорий Республики Татарстан. К 2020 году ожидается увеличение количества рабочих мест на 376, что приведет к увеличению доходов сельского населения, улучшению демографической ситуации.
В рамках реализации Программы запланировано увеличение производства товарной рыбы до 1865 тонн в год, рыбопродуктивности - 15 ц/гектара, рыбопосадочного материала до 630 тонн в год.
Приложение
к государственной программе "Развитие
товарной аквакультуры (товарного
рыбоводства) в Республике Татарстан
на 2016-2020 годы"
Цель, задача, индикаторы оценки результатов государственной программы "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Республике Татарстан на 2016-2020 годы" и финансирование по мероприятиям программы
Наименование мероприятий |
Исполнители |
Индикаторы оценки конечных результатов |
Значения индикаторов |
Источник финансирования |
Финансирование, тыс. рублей |
|||||||||
2015 год (базовый) |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Цель программы - создание условий для комплексного развития товарной аквакультуры (товарного рыбоводства). Задача - увеличение объема производства и реализации продукции аквакультуры в Республике Татарстан | ||||||||||||||
1. Повышение продуктивности рыбоводных участков, восстановление и сохранение ресурсно-сырьевой базы водных объектов республики путем стимулирования развития аквакультуры, в том числе: |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, рыбоводческие хозяйства Республики Татарстан (по согласованию) |
Объем произведенной товарной аквакультуры, тонн |
500 |
730 |
1080 |
1288 |
1532 |
1865 |
федеральный бюджет |
|||||
бюджет Республики Татарстан |
5500 |
5500 |
5500 |
5500 |
5500 |
|||||||||
внебюджетные источники |
10000 |
13000 |
13000 |
14000 |
15000 |
|||||||||
1.1. Предоставление субсидий на возмещение части затрат по приобретению рыбопосадочного материала |
Рыбопродуктивность прудов, ц/гектара |
7,0 |
7,5 |
9,0 |
11,5 |
13,0 |
15,0 |
федеральный бюджет |
||||||
бюджет Республики Татарстан |
5000 |
4500 |
4000 |
4000 |
4000 |
|||||||||
1.2. Предоставление субсидий на возмещение части затрат по приобретению кормов для рыб |
Потребление рыбной продукции на душу населения, кг |
10,5 |
10,6 |
10,7 |
10,8 |
10,9 |
11,0 |
федеральный бюджет |
||||||
бюджет Республики Татарстан |
- |
500 |
1000 |
1000 |
1000 |
|||||||||
1.3. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на приобретение рыбопосадочного материала, кормов для рыб |
Количество выпускаемой молоди (личинок) осетровых видов рыб, растительноядных видов рыб, млн. штук |
- |
- |
1,5 |
2,0 |
3,0 |
3,5 |
федеральный бюджет |
||||||
бюджет Республики Татарстан |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
|||||||||
2. Техническая и технологическая модернизация производственных объектов и инфраструктуры рыбоводных хозяйств, в том числе: |
Количество приобретенной специальной техники для перевозки рыбы "Живая рыба", единиц |
- |
5 |
9 |
8 |
7 |
7 |
федеральный бюджет |
||||||
Количество приобретенных морозильных камер, единиц |
- |
5 |
7 |
8 |
8 |
8 |
бюджет Республики Татарстан |
8500 |
7500 |
7000 |
6500 |
6500 |
||
внебюджетные источники |
17000 |
16500 |
19500 |
20000 |
20500 |
|||||||||
2.1. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования для рыбоводных хозяйств |
Количество приобретенных генераторов для подачи кислорода в пруды, единиц |
- |
10 |
11 |
12 |
12 |
12 |
федеральный бюджет |
||||||
Количество коптильной камеры, единиц |
- |
4 |
5 |
6 |
5 |
5 |
бюджет Республики Татарстан |
6500 |
5500 |
5000 |
4500 |
4500 |
||
Оборудование для выращивания ценных пород рыб и садков, единиц |
- |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
внебюджетные источники |
17000 |
16500 |
19500 |
20000 |
20500 |
||
2.2. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на приобретение техники, транспортных средств и оборудования для рыбоводных хозяйств |
Оборудование для оснащения рыбопитомников, единиц |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
федеральный бюджет |
||||||
|
|
|
|
|
|
бюджет Республики Татарстан |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
|||
3. Проведение рыбохозяйственной мелиорации на прудах, не используемых по техническим причинам, и ввод их в эксплуатацию |
Количество прудов, на которых проведены мелиоративные работы, штук |
- |
- |
14 |
16 |
16 |
18 |
федеральный бюджет |
||||||
бюджет Республики Татарстан |
- |
1000 |
1500 |
2000 |
2000 |
|||||||||
внебюджетные источники |
5000 |
6000 |
7000 |
8000 |
10000 |
|||||||||
4. Строительство новых и реконструкция существующих рыбопитомников, в том числе: |
Количество введенных в эксплуатацию рыбопитомников, единиц |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
федеральный бюджет |
||||||
|
|
|
|
|
|
бюджет Республики Татарстан |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
|||
|
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
19000 |
20000 |
5000 |
5000 |
5000 |
|||
4.1. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию объектов рыбоводной инфраструктуры по разведению, выращиванию объектов товарной аквакультуры |
Объемы производства племенного рыбопосадочного материала, тонн |
286 |
336 |
385 |
440 |
595 |
630 |
федеральный бюджет |
||||||
|
|
|
|
|
|
бюджет Республики Татарстан |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
|||
5. Строительство и (или) реконструкция прудов для выращивания товарной рыбы (карповые и растительноядные виды рыб), в том числе: |
Количество введенных в эксплуатацию прудов, единиц |
- |
2 |
3 |
4 |
4 |
6 |
федеральный бюджет |
||||||
|
|
|
|
|
|
бюджет Республики Татарстан |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
|||
|
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
10000 |
11000 |
12000 |
13000 |
14000 |
|||
5.1. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию объектов рыбоводной инфраструктуры но разведению, выращиванию объектов товарной аквакультуры |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
|||||||
|
|
|
|
|
|
бюджет Республики Татарстан |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
|||
6. Строительство, реконструкция объектов индустриального товарного рыбоводства осетровых и лососевых (форель), в том числе: |
Количество введенных в эксплуатацию объектов индустриальной аквакультуры (УЗВ), единиц |
- |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
федеральный бюджет |
||||||
|
|
|
|
|
|
бюджет Республики Татарстан |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
|||
|
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
15000 |
16000 |
20000 |
22000 |
22000 |
|||
6.1. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию объектов рыбоводной инфраструктуры по разведению, выращиванию объектов товарной аквакультуры |
Количество установленных садковых линий, единиц |
- |
2 |
3 |
4 |
4 |
6 |
федеральный бюджет |
||||||
|
|
|
|
|
|
бюджет Республики Татарстан |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
|||
7. Проведение ветеринарно-санитарных, противоэпизоотических, лечебно-профилактических мероприятий в рыбоводных хозяйствах |
Объемы противоэпизоотических мероприятий, тыс. кв. метров |
- |
11950 |
12250 |
12450 |
12650 |
12800 |
федеральный бюджет |
||||||
Количество лабораторно-диагностических исследований объектов товарной аквакультуры, единиц |
- |
107 |
251 |
273 |
298 |
325 |
бюджет Республики Татарстан |
- |
- |
- |
- |
- |
||
Мониторинг состояния рыбоводных объектов, единиц |
- |
107 |
251 |
273 |
298 |
325 |
внебюджетные источники |
4000 |
5000 |
8000 |
8500 |
9000 |
||
8. Проведение научно-исследовательских работ в области аквакультуры |
Количество проведенных научных исследований и заключений, единиц |
- |
12 |
22 |
26 |
27 |
31 |
федеральный бюджет |
||||||
Количество введенных в эксплуатацию рыбоводных объектов, зарыбление прудов по научно обоснованным нормам, единиц |
- |
7 |
22 |
26 |
27 |
31 |
бюджет Республики Татарстан |
500 |
600 |
700 |
700 |
700 |
||
Количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), единиц |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
||
9. Проведение мероприятий по государственной поддержке кадрового обеспечения рыбоводных хозяйств |
Количество обучаемых специалистов, человек |
- |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
федеральный бюджет |
||||||
|
|
|
|
|
|
бюджет Республики Татарстан |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
|||
10. Развитие системы информационного обеспечения рыбоводных хозяйств |
Количество семинаров, совещаний, заседаний "круглых столов" с участием специалистов, ученых, общественных организаций и средств массовой информации, единиц |
- |
12 |
10 |
8 |
7 |
6 |
федеральный бюджет |
||||||
Выпуск специального журнала "Аквакультура", штук |
- |
1000 |
900 |
800 |
700 |
600 |
бюджет Республики Татарстан |
700 |
600 |
500 |
500 |
500 |
||
Количество выставок, мероприятий, телевизионных передач, посвященных развитию аквакультуры, единиц |
- |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
||
Количество посещенных передовых российских и зарубежных хозяйств по разведению аквакультуры для обмена опытом, единиц |
- |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
|
|
|
|
||
Итого по Программе, в том числе: |
102200 |
109700 |
106700 |
112700 |
117700 |
|||||||||
федеральный бюджет |
||||||||||||||
бюджет Республики Татарстан |
22200 |
22200 |
22200 |
22200 |
22200 |
|||||||||
внебюджетные источники |
80000 |
87500 |
84500 |
90500 |
95500 |
* Объем ресурсного обеспечения за счет средств федерального бюджета будет определен в соответствии с ежегодно заключаемыми Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Республикой Татарстан соглашениями на условиях софинансирования расходов из бюджета Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Принята госпрограмма развития товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Республике Татарстан.
Программа реализуется в 2016-2020 годах.
Мероприятия программы направлены на повышение продуктивности рыбоводных хозяйств, восстановление и сохранение ресурсно-сырьевой базы водных объектов республики путем стимулирования развития аквакультуры. Техническая и технологическая модернизация производственных объектов и инфраструктуры рыбоводных хозяйств. Проведение рыбохозяйственной мелиорации на прудах, не используемых по техническим причинам, и ввод их в эксплуатацию. Строительство новых и реконструкция существующих рыбопитомников и т.д.
Общий объем финансирования программы составляет 549 млн. руб., за счет средств бюджета республики (111 млн. руб.), планируемых к привлечению средств внебюджетных источников (438 млн. руб.), за счет средств федерального бюджета. Объем ресурсного обеспечения их федерального бюджета будет определен в соответствии с ежегодно заключаемыми Минсельхозом РФ и республикой соглашениями на условиях софинансирования расходов из бюджета республики.
Определены ожидаемые конечные результаты реализации программы.
Так, к 2020 году ожидается рост объема произведенной товарной аквакультуры до 1865 т в год, объема производства рыбопосадочного материала - до 630 т в год. Увеличение рыбопродуктивности рыбоводных хозяйств до 15 ц/га, количества выпускаемой молоди осетровых видов и растительноядных рыб в водохранилища республики - до 3,5 млн. штук в год, количества введенных в эксплуатацию новых рыбоводных объектов - до 19 единиц, количества мелиоративных прудов комплексного назначения - до 64 единиц.
Постановление КМ РТ от 28 декабря 2015 г. N 991 "Об утверждении государственной программы "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Республике Татарстан на 2016-2020 годы"
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 12 января 2016 г., в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 5, 15 января 2016 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 декабря 2019 г. N 1141
Действие настоящего постановления приостановлено с 1 января по 31 декабря 2020 года
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 декабря 2018 г. N 1113
Действие настоящего постановления приостановлено с 1 января по 31 декабря 2019 года
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 декабря 2017 г. N 1061
Действие настоящего постановления приостановлено с 1 января по 31 декабря 2018 года
Постановлением КМ РТ от 21 декабря 2016 г. N 963
Действие настоящего постановления приостановлено с 1 января по 31 декабря 2017 года
Постановление КМ РТ от 21 декабря 2015 г. N 962 (в ред. постановления КМ РТ от 4 июля 2016 г. N 458)
Действие настоящего постановления приостановлено с 1 января по 31 декабря 2016 года