Определение Конституционного суда Республики Татарстан
от 28 декабря 2016 г. N 25-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.Н. Юсиповой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 июня 2013 года N 450 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г. Хуснутдинова, судей Л.В. Кузьминой, Р.А. Сахиевой, А.А. Хамматовой, А.Р. Шакараева,
предварительно изучив на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" жалобу гражданки Г.Н. Юсиповой,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Г.Н. Юсипова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 июня 2013 года N 450 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан".
Оспариваемое заявительницей нормативное положение устанавливает минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан в размере 5 рублей на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц.
Из жалобы и приложенных к ней копий документов следует, что гражданка Г.Н. Юсипова является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, построенном в 1960 году. В 2014 году был проведен капитальный ремонт этого дома.
Заявительница считает, что обжалуемая норма устанавливает одинаковый минимальный размер взноса на капитальный ремонт в отношении всех многоквартирных домов без учета года постройки дома, этажности, муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, а также перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, что приводит к нарушению ее конституционных прав.
Как подчеркивает гражданка Г.Н. Юсипова, федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации право на установление дифференцированного размера минимального взноса на капитальный ремонт. Республиканский законодатель в свою очередь передал полномочия по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме Кабинету Министров Республики Татарстан. Однако Кабинет Министров Республики Татарстан, как полагает заявительница, не учел требований федерального и республиканского законодательства о необходимости установления дифференцированного размера минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и определил единый минимальный размер такого взноса.
Кроме того, заявительница отмечает, что в соответствии с пунктом 8.1 Методических рекомендаций по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 февраля 2014 года N 41/пр, субъекту Российской Федерации рекомендуется публиковать перечисленные в этом же пункте сведения, используемые при установлении минимального размера взноса и при финансировании капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных исходя из установленного минимального размера взноса. При этом согласно пункту 8.2 указанных Методических рекомендаций данные сведения рекомендуется включать в приложение (приложения) к нормативному правовому акту субъекта Российской Федерации, устанавливающему минимальный размер взноса на капитальный ремонт. Однако, как считает заявительница, оспариваемым положением установлен размер минимального взноса на капитальный ремонт без опубликования указанных сведений.
На основании изложенного гражданка Г.Н. Юсипова просит Конституционный суд Республики Татарстан признать абзац второй пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 июня 2013 года N 450 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" не соответствующим статьям 13, 28 (часть первая), 49 и 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан.
2. Согласно пункту 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного данным Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
На момент принятия оспариваемого постановления действовали Методические рекомендации по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 июля 2013 года N 288, которые утратили силу. По смыслу пункта 1.3 данных Методических рекомендаций субъекту Российской Федерации рекомендовалось осуществлять установление минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на основе принципов оценки общей потребности в средствах на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, доступности минимального размера взноса для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах с учетом совокупных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, достаточности финансовых средств, формируемых исходя из устанавливаемого минимального размера взноса.
Аналогичные принципы установления субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в настоящее время определены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 июня 2016 года N 454/пр "Об утверждении методических рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт".
Во исполнение приведенных положений федерального законодательства, а также норм статьи 9 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" Кабинетом Министров Республики Татарстан было принято постановление от 29 июня 2013 года N 450 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан". Предусмотренный в оспариваемой норме минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах обусловлен прежде всего необходимостью финансирования определенного перечня услуг и работ по капитальному ремонту, доступностью для граждан - собственников квартир в многоквартирных домах и по своей правовой природе и целевому назначению направлен на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан.
Кроме того, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 июля 2016 года N 519 "О некоторых вопросах, связанных с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Татарстан" утвержден Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой Республикой Татарстан, который опубликован в законодательно установленном порядке.
Тем самым обжалуемое регулирование не содержит неопределенности в вопросе о его соответствии Конституции Республики Татарстан, в связи с чем согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" жалоба заявительницы не является допустимой.
Разрешение же поставленного ею вопроса об изменении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах Республики Татарстан предполагает внесение изменений в действующее законодательство, что не относится к полномочиям Конституционного суда Республики Татарстан, как они определены статьей 109 Конституции Республики Татарстан и статьей 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
Между тем Конституционный суд Республики Татарстан обращает внимание на то, что действующее регулирование не содержит ограничений в реализации собственниками права на изменение объема финансирования расходов, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, как это предусмотрено частью 8.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 3, пунктом 1 части второй статьи 39, пунктами 1 и 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.Н. Юсиповой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 июня 2013 года N 450 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан", поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, а разрешение поставленного заявительницей вопроса неподведомственно Конституционному суду Республики Татарстан.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке Г.Н. Юсиповой и в Кабинет Министров Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда РТ от 28 декабря 2016 г. N 25-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.Н. Юсиповой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 июня 2013 года N 450 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан"
Текст определения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 27 января 2017 г.