Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства экологии и природных
ресурсов Республики Татарстан
от 26 июля 2017 г. N 861-п
Отраслевая стратегия
экологической безопасности и развития природно-ресурсного комплекса Республики Татарстан на 2017-2021 годы и на перспективу до 2030 года
Паспорт
Отраслевой стратегии экологической безопасности и развития природно-ресурсного комплекса Республики Татарстан на 2017-2021 годы и на перспективу до 2030 года
Разработчик, координатор, ответственный исполнитель |
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан |
Соисполнители и подрядчики |
Академия наук Республики Татарстан; Комитет по экологии, природным ресурсам и землепользованию Государственного Совета Республики Татарстан; Министерство экономики Республики Татарстан; Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан; Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан; Министерство образования и науки Республики Татарстан; Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан; Министерство внутренних дел по Республике Татарстан; Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан; Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан; Управление по охране животного мира Кабинета Министров Республики Татарстан; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Татарстан; Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан; Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан; Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; Отдел водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления; Отдел геологии и лицензирования по Республике Татарстан Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу; Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан; исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан; отраслевые институты, вузы Республики Татарстан; предприятия и организации Республики Татарстан; политические партии, общественные объединения и конфессии; средства массовой информации |
Цель Стратегии |
Повышение уровня экологической безопасности граждан, сохранение и рациональное использование природных ресурсов Республики Татарстан, обеспечение устойчивого развития |
Задачи Стратегии |
1. Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики Республики Татарстан и эффективности мер государственного регулирования. 2. Снижение или предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. 3. Ликвидация накопленного экологического ущерба, восстановление деградированных природных экосистем. 4. Обеспечение информацией о состоянии окружающей среды и ее загрязнении. 5. Снижение уровня загрязнения окружающей среды Республики Татарстан выбросами и сбросами загрязняющих веществ, отходами производства и потребления. 6. Рациональное использование природных ресурсов Республики Татарстан. 7. Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод. 8. Сохранение и восстановление биологического разнообразия Республики Татарстан. 9. Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания Республики Татарстан. 10. Повышение геологической изученности территории Республики Татарстан и воспроизводство минерально-сырьевой базы Республики Татарстан. 11. Популяризация экологического воспитания и просвещения |
Целевые показатели (индикаторы) Стратегии |
- Доля муниципальных районов (городских округов) Республики Татарстан, охваченных территориальной системой наблюдения за состоянием окружающей среды, %; - доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферный воздух веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников, %; - доля загрязненных (без очистки) сточных вод в общем объеме водоотведения, %; - доля рекультивируемых земель в общем объеме загрязненных земель, %; - количество крупных городов Республики Татарстан, охваченных сводными расчетами загрязнения атмосферного воздуха, ед.; - количество разработанных и введенных в действие региональных нормативов качества почв, ед.; - доля автотранспортных средств с повышенным содержанием загрязняющих веществ в отработавших газах к общему количеству проверенных автомобилей, %; - доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, %; - доля утилизированных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления, %; - доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, %; - доля новых реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления, %; - доля гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, %; - доля площади территории, охваченной новыми данными геологических, гидрогеологических, и геоэкологических исследований к общей площади территории Республики Татарстан, %; - ежегодный утвержденный баланс запасов нерудных полезных ископаемых Республики Татарстан, шт. |
Сроки реализации Стратегии |
Реализация Стратегии осуществляется в период 2017-2030 годы |
Ресурсное обеспечение реализации Стратегии |
Государственная программа "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан на 2014-2020 годы"; Средства муниципальных бюджетов; Средства предприятий. Объемы ресурсного обеспечения определяются за счет бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ, предусматриваемых в бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период, привлекаемых средств федерального бюджета. Объемы финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета |
Ожидаемые результаты реализации Стратегии к 2030 году |
Достижение снижения негативного воздействия факторов загрязнения на окружающую среду и здоровье населения, создание условий для экологически безопасного устойчивого развития Республики Татарстан. Устойчивое и эффективное функционирование и развитие системы управления экологической безопасностью позволит достигнуть интегрированных показателей экологической безопасности в Республике Татарстан и противостоять экологическим угрозам для окружающей среды, угрозам здоровью проживающего в республике населения, а также здоровью будущих поколений. Достижение результатов в области развития природно-ресурсного комплекса позволят сформировать основу для обеспечения геополитических интересов республики, нужд хозяйственной деятельности. Минерально-сырьевая база республики должна обеспечить потребности устойчивого развития добывающих мощностей и базовых отраслей промышленности Республики Татарстан на долгосрочный период. Реализация мероприятий Отраслевой стратегии позволит достичь к 2030 году: Увеличение доли уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ к общему количеству загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников до 61%; Снижение доли загрязненных (без очистки) сточных вод в общем объеме водоотведения до 12,25%; Увеличение доли рекультивируемых земель до 50%; Увеличение доли площади территории, охваченной новыми данными геологических, гидрогеологических, и геоэкологических исследований к общей площади территории Республики Татарстан до 26% |
1. Общие положения
Стратегия экологической безопасности Республики Татарстан и развития природно-ресурсного комплекса Республики Татарстан на 2017-2021 годы и на перспективу до 2030 года (далее - Отраслевая стратегия) является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности республики и определяет цели, задачи, основные направления и инструменты реализации государственной политики по обеспечению экологической безопасности.
Экологическая безопасность - одна из составляющих национальной безопасности, совокупность природных, социальных, технических и других условий, обеспечивающих качество жизни и безопасность жизни и деятельности населения и обеспечение устойчивого состояния биоценоза биотопа естественной экосистемы.
Экологическая безопасность достигается проведением единой государственной политики, представляющей собой совокупность скоординированных мер политического, правового, социально-экономического, организационного, информационного и иного характера, направленных на предотвращение внутренних и внешних угроз экологического характера.
Приближается новая эра в системе государственного регулирования воздействия на окружающую среду, переход на принципы наилучших доступных технологий.
Согласно нововведениям, принятым Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" условием функционирования крупного предприятия является внедрение наилучших доступных технологий, получение комплексного экологического разрешения, наличие которого возможно только при минимизации воздействия на окружающую среду. В случае невыполнения упомянутых требований направления, обозначенные Стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2030 года (далее - Стратегия 2030), могут оказаться нереализованными.
Кроме того, Стратегией 2030 подчеркивается, что человеческий капитал - основной ресурс современной экономики, именно конкуренция за человеческий капитал в настоящее время выходит на первый план в развитии стран и отдельных регионов. Для создания комфортных условий для человеческого капитала стратегическим приоритетом является обеспечение экологической безопасности, как основы устойчивого развития территорий.
В Республике Татарстан работа по обеспечению экологической безопасности, формированию комфортной среды планомерно ведется: 2013 год был проведен под знаком Года экологической культуры и охраны окружающей среды, 2015 год прошел под знаком Года парков и скверов; 2016 год обозначен Годом водоохранных зон Волги и Камы; предстоящий 2017 год пройдет по знаком Года экологии и общественных пространств.
Правовой основой обеспечения экологической безопасности являются Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 28 июля 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности", Стратегия 2030, утвержденная Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ, Закон Республики Татарстан от 16 марта 2015 года N 12-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республики Татарстан", с учетом Плана мероприятий по реализации Стратегии 2030, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 сентября 2015 года N 707, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в природоохранной сфере, законы и иные нормативные правовые акты Республики Татарстан, регулирующие отношения в сфере обеспечения экологической безопасности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ
Отраслевая стратегия подлежит корректировке в соответствии с корректировкой Стратегии 2030, ежегодным Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, поручениями Президента Республики Татарстан и Премьер-министра Республики Татарстан, а также с учетом реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований и изменений общей социально-экономической ситуации в республике и стране.
2. Основные приоритеты, цели и задачи
Цель государственной политики Республики Татарстан в сфере обеспечения экологической безопасности состоит в предотвращении негативных изменений окружающей среды, обусловленных хозяйственной и иной деятельностью, а также природными явлениями. В условиях интенсивного социально-экономического развития, высокой роли человеческого капитала обеспечение экологической безопасности должно являться приоритетным направлением.
Цель отраслевой стратегии
Повышение уровня экологической безопасности граждан, сохранение и рациональное использование природных ресурсов Республики Татарстан, обеспечение устойчивого развития.
Задачи
В соответствии с целью должны быть решены следующие основные задачи:
Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики Республики Татарстан и эффективности мер государственного регулирования;
Снижение или предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
Ликвидация накопленного экологического ущерба, восстановление деградированных природных экосистем;
Обеспечение информацией о состоянии окружающей среды и ее загрязнении;
Снижение уровня загрязнения окружающей среды Республики Татарстан выбросами и сбросами загрязняющих веществ, отходами производства и потребления;
Рациональное использование природных ресурсов Республики Татарстан;
Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;
Сохранение и восстановление биологического разнообразия Республики Татарстан;
Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания Республики Татарстан;
Повышение геологической изученности территории Республики Татарстан и воспроизводства минерально-сырьевой базы Республики Татарстан;
Популяризация экологического воспитания и просвещения.
Основными инструментами реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются:
стратегическая экологическая оценка стратегии социально-экономического и пространственного развития Республики Татарстан, муниципальных образований, включающих инвестиционные проекты хозяйственной и иной деятельности в различных секторах экономики;
оценка воздействия на окружающую среду, позволяющая выявлять виды негативного воздействия на окружающую среду на всех этапах подготовки к осуществлению хозяйственной и иной деятельности;
эффективное государственное регулирование хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения либо минимизации негативного воздействия на окружающую среду;
экологический надзор (контроль), обеспечивающий предупреждение, выявление и прекращение видов деятельности, наносящих вред окружающей среде;
экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды), осуществляемый для получения информации, необходимой для принятия управленческих решений при планировании и ведении хозяйственной и иной деятельности.
Основные мероприятия
Реализация Государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан на 2021-2020 годы", в том числе подпрограмм:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Государственная программа "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан на 2014-2020 годы"
"Регулирование качества окружающей среды Республики Татарстан на 2014-2020 годы";
"Государственное управление в сфере недропользования Республики Татарстан на 2014-2020 годы";
"Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2014-2020 годы";
реализация Государственной программы "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013-2023 годы";
реализация Федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах";
реализация проектов по ликвидации накопленного экологического ущерба;
реализация национальных проектов "Дикая Россия: сохранить и увидеть", "Вода России", "Чистая страна";
реализация Программы "Развитие сети автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций в Республике Татарстан";
реализация мероприятий по очистке акваторий Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ от затонувших и брошенных плавсредств;
реализация Плана мероприятий года экологии и общественных пространств Республики Татарстан;
реализация проектов в сфере экологии территориально обособленного инновационно-производственного центра "ИнноКам".
3. Характеристика сферы реализации, основные проблемы, ключевые направления
Общая характеристика и основные проблемы
Республика Татарстан является одним из наиболее экономически и промышленно развитых регионов России. На территории Татарстана располагаются крупнейшие в России центры нефтедобычи, нефтехимии, машиностроения. Динамичное развитие реального сектора экономики республики, интенсивное индустриальное и аграрное освоение природных ресурсов, рост валового регионального продукта создают напряженную ситуацию в сфере экологии. Уровень техногенного воздействия на окружающую среду на территории республики достаточно высок и, в первую очередь, определяется влиянием промышленного производства.
Высокая антропогенная нагрузка на значительной территории Республики Татарстан обусловлена загрязнением вредными химическими веществами атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв.
Напряженность в экологическую обстановку республики вносят реализуемые в настоящее время крупные проекты развития комплекса производств на территории Нижнекамского промышленного узла, в особой экономической зоне промышленно-производственного типа "Алабуга", Камского инновационного территориально-производственного кластера, строительство электрометаллургического завода "ТатСталь" в Лениногорском муниципальном районе, строительство комплекса по производству аммиака, метанола и карбамида ОАО "Аммоний" на территории промзоны г. Менделеевска, строительство Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра. Несмотря на реализацию большого количества природоохранных мероприятий, заложенных в проектной документации на указанные объекты, масштабность проектов предполагает возникновение экологических проблем, решение которых возможно лишь при комплексном межведомственном подходе.
Принятый Стратегией 2030 курс на увеличение промышленного производства с учетом обеспечения устойчивого развития территории республики требует усиления консолидированных действий и принятия решительных мер в области экологической безопасности.
Республика Татарстан относится к числу важнейших минерально-сырьевых регионов Российской Федерации. На ее территории разведаны промышленные запасы различных видов горючих и нерудных полезных ископаемых. Многие из них разрабатываются, освоение других может осуществиться в ближайшей и более отдаленной перспективе по мере востребованности российской и региональной экономикой.
Основным полезным ископаемым РТ является нефть, на базе разведанных запасов которой созданы и функционируют мощные нефтедобывающий, нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплексы. Первый является основным бюджетообразующим сектором экономики республики, на его долю приходится более четверти валового внутреннего продукта, с ним связаны основные денежные и валютные потоки, оказывающие важное влияние на социально-экономическое развитие республики.
Недра республики содержат довольно широкий спектр твердых нерудных полезных ископаемых, большинство из которых относится к виду общераспространенных. На их основе организовано производство и обеспечены, полностью или частично, потребности экономики РТ в песке строительном и силикатном, обогащенной песчано-гравийной смеси, керамическом кирпиче, керамзитовом гравии, строительной извести, строительном щебне, известняковой муке.
Основными потребителями ОПИ являются промышленность строительных материалов и дорожно-строительный комплекс. Перед промышленностью строительных материалов поставлена задача расширения ассортимента продукции, выпускаемой из местного минерального сырья.
В этих условиях обеспечение экологической безопасности, устойчивого развития и высокого качества жизни населения республики требует применения системных государственных мер регулирования по планомерному снижению негативного влияния всех субъектов хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды в целях его общего улучшения. Решение данной задачи может быть достигнуто только за счет сбалансированности реальных интересов социально-экономического развития Республики Татарстан с требованиями экологической безопасности, обеспечения всесторонней модернизации производства, широкого внедрения наилучших инновационных природоохранных технологий.
Экологическое направление в развитии производственного потенциала как Республики Татарстан, так и Российской Федерации является в настоящее время одной из приоритетных государственных задач.
Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 165-р, Стратегия 2030 рассматривают экологизацию экономики Республики Татарстан как одну из основных задач обеспечения качества жизни населения Республики Татарстан на основе устойчивого, динамичного развития экономики, создания благоприятной окружающей среды и эффективного использования природных ресурсов.
Территориальная система наблюдения за состоянием окружающей среды
Территориальная система наблюдений за состоянием окружающей среды Республики Татарстан в настоящее время состоит из 8 современных стационарных экоаналитических лабораторий, 16 автоматических станций контроля загрязнения атмосферного воздуха, 6 передвижных экологических лабораторий, патрульного эколого-аналитического судна "Фламинго" и 3 катеров (КС-701 - 2 ед. и КС-110 - 1 ед.).
Территориальная система наблюдения республики включает в себя наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, почв, водных объектов.
Автоматические станции контроля загрязнения атмосферного воздуха оснащены современными приборами по определению основных загрязняющих веществ (пыль, оксид углерода, сероводород, диоксид серы, оксиды азота, аммиак) и специфических загрязняющих веществ (бензол, ксилолы, толуол, этилбензол, окись этилена, формальдегид, фенол, гексан, гептан, октан, нонан, декан, метан, этан, этен, пропан, пропен, изобутан, бутан, изобутен, бутен-1, бутен-2, изопентан, пентан), а также по определению метеопараметров (всего 35 контролируемых ингредиентов).
Для оперативного реагирования на факты повышенного загрязнения атмосферного воздуха и определения возможного источника загрязнения используются 6 передвижных экологических лабораторий, оснащенных комплексом приборов аналогичным комплексу приборов на автоматических станциях.
Регулярные наблюдения за загрязнением поверхностных вод проводятся в 71 пункте наблюдения по гидрохимическим показателям на 37 водных объектах республики. Также осуществляются наблюдения за состоянием водных объектов в надзорных целях (т.е. в зоне прямого влияния выпусков сточных вод) в 132 точках контроля на 60 водных объектах. В течение года выполняется свыше 39 тыс. анализов отобранных проб воды.
Для оперативного контроля загрязнения поверхностных вод республикой используется патрульное судно эколого-аналитического контроля "Фламинго". Установленное на судне оборудование позволяет проводить контроль качества поверхностных вод по гидрохимическим и гидрофизическим показателям; проводить зондирование дна и толщи воды с использованием эхолокации для обнаружения несанкционированных источников сбросов; определять точное местоположение выпусков сточных вод; осуществлять отбор проб воды и донных отложений для дальнейшего анализа в условиях стационарных лабораторий.
Мониторинг загрязнения почв республики осуществляется в 300 точках. За год проводятся свыше 1,5 тыс. анализов проб почв. Проводимые работы позволили в том числе, обеспечить эффективное выполнение программы предоставления земельных участков многодетным семьям.
Информация в рамках мониторинга различных сред окружающей среды интегрирована в геоинформационную систему "Экологическая карта Республики Татарстан", что позволяет комплексно оценивать и выявлять факторы, сдерживающие улучшение экологической ситуации.
Ключевые направления
Дальнейшее развитие территориальной сети мониторинга по всем средам и обеспечение визуализации данных о качестве окружающей среды.
Обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия с ФГБУ "Управление гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Республики Татарстан" с целью создания и развитие единой системы государственного мониторинга на территории Республики Татарстан как составной части государственного экологического мониторинга.
Атмосферный воздух
Одной из основных проблем территорий Российской Федерации (включая Республику Татарстан) является качество атмосферного воздуха.
Факты неудовлетворительного качества атмосферного воздуха систематически выявляются также с помощью автоматических станций контроля загрязнения атмосферного воздуха (АСКЗА) Министерства, фиксирующих в режиме реального времени уровень загрязненности атмосферного воздуха.
Основную долю в загрязнение атмосферного воздуха Республики Татарстан вносят предприятия топливной и нефтехимической промышленности. В настоящее время фиксируется увеличение выбросов, которое обусловлено ростом объемов промышленного производства на предприятиях республики топливной, строительной и машиностроительной отраслей.
На современном этапе в целом для Российской Федерации сложилась ситуация, когда морально устаревшая технологическая база предприятий определяет низкую конкурентоспособность секторов российской экономики по уровню затрат энергоресурсов и экологического воздействия относительно мировых лидеров. Нововведения, определенные Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", нацелены на внедрение наилучших доступных технологий. В Республике Татарстан примером перехода на новые стандарты по всем направлениям охраны окружающей среды является АО "ТАНЕКО". Предприятие демонстрирует ситуацию, когда при наличии у предприятия высоких производственных показателей, обеспечивается минимизация негативного воздействия на окружающую среду.
С учетом существующей ситуации с качеством атмосферного воздуха особое внимание уделяется работам, направленным на повышение эффективности регулирования воздействия на атмосферный воздух. По данному направлению исключительную значимость имеет проведение работ по обоснованному установлению нормативов предельно допустимых выбросов, а в случае недостижения указанных нормативов - установлению лимитов временно согласованных выбросов с условием эффективной реализации мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. К настоящему времени в Республике Татарстан обеспечена разработка систем сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха для крупнейших городов республики: Казань, Набережные Челны и Нижнекамск. Выполнены первые этапы работ для городов Альметьевска и Зеленодольска в части создания баз данных по стационарным источникам загрязнения атмосферы, в дальнейший период необходимо обеспечить по этим городам выполнение этапов работ по учету выбросов от автотранспортных потоков.
Автотранспорт является одним из основных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух Республики Татарстан. В разрезе задач Программы "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013-2023 годы" решаются проблемы модернизации материально-технической базы автомобильного транспорта и создания условий для приоритетного использования автотранспортными средствами далее - компримированного природного газа в качестве моторного топлива. Кроме того, начата работа с муниципальными образованиями республики по использованию предприятиями, осуществляющими внутригородские пассажирские перевозки и обслуживающими жилищно-коммунальное хозяйство, транспортных средств, работающих на природном газе. Наряду с этим происходит замена морально и технически устаревших пассажирских автобусов на современные, отвечающие современным экологическим требованиям.
Большое влияние на выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами автомобилей оказывает качество моторного топлива. В 2015 году в Республике Татарстан были выявлены многочисленные случаи реализации на АЗС судового маловязкого топлива. По итогам надзорных мероприятий деятельность прекращена.
В 2013-2015 гг. начато оснащение субъектами нефтепродуктообеспечения АЗС системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива. В период 2016-2020 гг. совместно с компаниями, осуществляющими реализацию моторного топлива, и муниципальными образованиями республики в рамках 2 этапа будут продолжены работы по оснащению оставшихся АЗС, расположенных в Республике Татарстан.
Ключевые направления
Реализация требований Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части внедрения наилучших доступных технологий.
Регулирование выбросов в атмосферный воздух через систему сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха. Переход к квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Разработка Региональной программы охраны атмосферного воздуха Республики Татарстан.
Реализация мер по модернизации материально-технической базы автотранспорта, в том числе общественного транспорта.
Модернизация транспортных потоков для крупных населенных пунктов Республики Татарстан.
Оснащение АЗС системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива.
Выпуск высококачественного моторного топлива.
Водные ресурсы
Охрана водных объектов. Общая площадь водной поверхности Республики Татарстан составляет 4,4 тыс. км2, или 6,4% всей территории, характеризуется хорошо развитой речной сетью.
Общее количество водных объектов, полностью или частично расположенных на территории республики и отображенных на цифровых топографических картах масштаба 1:25000, составляет 36381. При этом наибольшая их доля (почти 40%) приходится на водотоки - реки, ручьи и каналы - 13640 единиц.
Суммарная протяженность речной сети в Татарстане достигает 30224,7 км, средняя густота составляет 0,47 км/км2, а средняя протяженность одного водотока - 2,2 км.
На территории РТ насчитывается 11 974 озер (чуть более 30% от общего числа водных объектов). Суммарная площадь озерных акваторий составляет 10962,03 га, средняя площадь зеркала одного озера - 0,92 га. Но при этом озерность Республики Татарстан (без учета площади акваторий Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ) не превышает 0,2%.
На долю искусственных водоемов - прудов, водохранилищ и рыбопитомников - приходится около 16% всех водных объектов (5 927 единиц). С учетом акваторий Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ (в пределах РТ) они занимают 3683,23 км2, а без их учета - 15183,07 га.
В республике функционируют четыре водохранилища - Куйбышевское, Нижнекамское, Заинское, Карабашское, построенные на рр. Волга, Кама, Степной Зай, Бугульминский Зай, используемые в т.ч. в целях питьевого и хозяйственно-бытового назначения.
На территории республики более 7000 болот. Около 2000 из них представляют единичные болота, остальные объединены в 980 болотных массивов, состоящих из двух и более болот. Большинство из них имеет площадь менее 20 га, 16 - свыше 100 га. Земли под болотами присутствуют почти во всех категориях земель.
Изменение природных условий, в том числе климатических, чрезмерная эксплуатация и загрязнение водных объектов приводит к ускорению естественных процессов переформирования, частичному пересыханию и даже полному их исчезновению. В связи с этим требуется выполнение комплекса мер по сохранению водных объектов, а также по рациональному использованию и охране поверхностных водных объектов.
Работы по актуализации данных о наименованиях географических объектов (природных объектов), их регистрации и внесению сведений в Реестр зарегистрированных наименований географических объектов на территории Республики Татарстан Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в 2015 году не проводились.
В связи с отсутствием установленных границ водных объектов, прибрежных защитных полос и водоохранных зон возникают проблемы, связанные с застройкой и освоением данных охранных зон. Работа по установлению упомянутых границ в 2013-2015 гг. за счет субвенций из федерального бюджета, выделенных Федеральным агентством водных ресурсов, проведена на 82 водных объектах общей протяженностью 7612 км.
Одной из основных причин загрязнения поверхностных вод Республики Татарстан является неудовлетворительное состояние очистных сооружений. В Республике Татарстан эксплуатируется более 120 сооружений по очистке сточных вод (116 из которых эксплуатируются для очистки хозяйственно-бытовых стоков) общей мощностью около 800 млн. м3/год и около 40 объектов производительностью до 90 млн. м3/год находятся в стадии проектирования и строительства.
По информации Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, около 50% очистных сооружений канализации эксплуатируются более 25 лет, морально устарели, работают с низкой эффективностью, с перегрузкой, требуют реконструкции и модернизации.
Для кардинального улучшения состояния биологических очистных сооружений необходимы серьезное внимание и финансовые вложения с привлечением федеральных средств. Считаем важным при разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса предусматривать внедрение мероприятий по энергоресурсосбережению, современных технологий очистки сточных вод.
Негативное воздействие вод. По данным мониторинга экзогенных процессов, абразионные и оползневые процессы широко распространены в правобережной части Куйбышевского водохранилища. Протяженность береговой линии Куйбышевского водохранилища в пределах Республики Татарстан составляет 1392 км, из них 210 км подвержено активным абразионным и оползневым процессам. В результате указанных процессов экономике республики ежегодно наносится ущерб в размере более 2 млрд. рублей. Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения республики предопределяет комплекс работ по строительству, совершенствованию и реконструкции сетей инженерной защиты населенных пунктов от воздействия вод.
Ежегодно в период весеннего половодья происходит затопление территории населенных пунктов. Согласно данным Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан в зону возможного затопления (подтопления) в паводковый период попадают более 200 населенных пунктов республики (РКМ РТ от 29.08.2013 N 1625-р).
В настоящее время по данным Приволжского управления Ростехнадзора по РТ в республике более 170 гидротехнических сооружений (далее - ГГС) находятся в неудовлетворительном состоянии и имеют "опасный" уровень безопасности. При этом отсутствие единой базы данных по ГТС, расположенных на территории Республики Татарстан, обусловливает сложность оценки современной ситуации и разработки соответствующих предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций.
Подземные воды. Важным стратегическим ресурсом Республики Татарстан являются пресные подземные воды, имеющие целый ряд преимуществ, обусловленных защищенностью их от загрязнения, стабильностью качества во времени, возможностью расположения водозаборов вблизи потребителей и получения воды при меньших затратах. При этом возможность использования пресных подземных вод может быть определена только после проведения соответствующих поисково-оценочных и разведочных работ, оценки их эксплуатационных запасов.
Подземные воды, исходя из их качества, делят на питьевые и технические пресные, минеральные лечебные и промышленные (гидроминеральные).
Под влиянием интенсивной хозяйственной деятельности на территории Республики Татарстан активно формируются очаги загрязнения подземных вод, возросло количество водозаборов, на которых установлено ухудшение качества пресных подземных вод. Такая тревожная тенденция обусловливает необходимость организации мониторинга и охраны подземных вод от истощения и загрязнения.
В пределах РТ по состоянию на 01.01.2016 разведано 428 месторождений (включая участки месторождений) пресных подземных вод, запасы по которым прошли государственную экспертизу. Общая величина утвержденных запасов составляет 2292,231 тыс. м3/сут. (836,66 млн. м3/год), из которых 405,8 тыс. м3/сут. (148,1 млн. м3/год) подготовлены к промышленному освоению и 269,38 тыс. м3/сут. (98,32 млн. м3/год) подготовлены к опытно-промышленной эксплуатации. Из общей величины запасов пресных подземных вод 2054,547 тыс. м3/сут. относятся к балансовым, а 249,8 тыс. м3/сут. предназначено для водоснабжения г. Казани.
Значительная величина используемых для хозяйственно-питьевых нужд подземных вод в республике требует как увеличения темпов освоения разведанных месторождений подземных вод, так и проведения оценки эксплуатационных запасов на действующих водозаборах, качество воды которых отвечает целевому назначению. Потенциальные возможности обеспечения запасами минеральных вод лечебно-питьевого и бальнеологического назначения новых лечебно-оздоровительных учреждений имеются практически на всей территории РТ.
Ключевые направления
Реализация комплекса работ по установлению береговой линии, прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны водных объектов.
Внесение сведений о водных объектах в государственный водный реестр.
Установление зон затопления и подтопления.
Реализация мероприятий по обеспечению защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод.
Увеличение темпов освоения разведанных месторождений подземных вод и проведения оценки эксплуатационных запасов на действующих водозаборах, качество воды которых отвечает целевому назначению.
Земельные ресурсы и сфера обращения с отходами
Анализ результатов государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием окружающей среды показывает, что в Республике Татарстан сохраняется тенденция ухудшения состояния земель. Общая площадь земель Республики Татарстан составляет 6783,7 тыс. гектаров, из них 2263,2 тыс. гектаров земель сельхозназначения деградированы (эрозионно опасны), из которых переувлажнено 76,9 тыс. гектаров, заболочено 55,7 тыс. гектаров, засолено 15,6 тыс. гектаров, солонцовые участки земель составляют 1,7 тыс. гектаров, каменистые - 232,3 тыс. гектаров, с легким механическим составом (пески) - 254,2 тыс. гектаров. Площадь земель, нарушенных в результате добычи общераспространенных полезных ископаемых, составляет 3,0 тыс. гектаров.
Добыча, транспортировка и переработка в республике нефти и нефтепродуктов сопровождаются аварийными и технологическими разливами нефти и нефтепродуктов, что иногда приводит к существенному загрязнению почв.
Даже после удаления нефти с поверхности земли почва может содержать высокие концентрации нефтепродуктов, что требует проведения длительных и многоплановых рекультивационных работ, направленных на восстановление плодородия почв.
Отсутствие в большинстве регионов Российской Федерации утвержденных нормативов допустимого остаточного содержания нефти и продуктов ее трансформации после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ (ДОСНП) делает неопределенным момент завершения рекультивации почв, при этом попытка снизить в процессе рекультивации концентрацию нефти в почве до фоновых значений, как того часто требуют природоохранные органы, может привести к полной гибели почвенного биоценоза. Разработка нормативов ДОСНП для почв является актуальной не только с экологической, но и экономической позиций.
Научно-исследовательские работы по изучению воздействия нефтепродуктов на свойства почвы и почвенные биоценозы проводятся в Республике Татарстан на протяжении более 40 лет. Однако первый норматив определяющий качество почвы по остаточному содержанию нефти, был разработан специалистами ТатНИПИнефть для выщелоченных черноземов сельскохозяйственного назначения в Республике Татарстан и введен в действие только в 2010 году.
Специалистами Института проблем экологии и недропользования Академии наук Татарстана был разработан и успешно апробирован новый комплексный подход, основанный на результатах физико-химического анализа почв, токсикологическом тестировании почв и водных вытяжек из почв в остром опыте на высших растениях и гидробионтах, микробиологических исследованиях численности основных физиологических групп почвенных микроорганизмов и их активности, определении фитопродуктивности высших растений в вегетационных опытах, а также лимитирующих показателей вредности. На его основе в республике установлены региональные нормативы ДОСНП для различных типов земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, особо охраняемых территорий и объектов.
К настоящему времени разработаны и утверждены нормативы ДОСНП для 8 подтипов почв земель сельскохозяйственного назначения, для 7 подтипов почв земель лесного фонда, для 2 подтипов почв земель особо охраняемых территорий.
В настоящее время утвержденные нормативы ДОСНП активно используются в Республике Татарстан при проведении рекультивационных работ.
В 2015 году за счет финансирования из средств республиканского бюджета выполнена разработка региональных нормативов ДОСНП для ряда типов и подтипов почв земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и особо охраняемых территорий Татарстана. В текущем году указанные региональные нормативы качества окружающей среды будут введены в действие для применения на территории Республики Татарстан.
В развитие проводимых в республике работ по разработке и принятию региональных нормативов качества окружающей среды организовано выполнение работ по разработке региональных нормативов фонового содержания тяжелых металлов (Cd, Pb, Co, Cu, Ni, Zn, Cr, Mn, Fe) в основных типах почв Республики Татарстан. Указанные региональные нормативы качества окружающей среды введены в действие.
Отходы. Ежегодно в Республике Татарстан образуется более 10 млн. тонн отходов производства и потребления. В качестве вторичных ресурсов используется лишь 10 процентов от общего объема собранных промышленных и бытовых отходов. В хозяйственный оборот вовлекаются лишь высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом, лом и отходы черных и цветных металлов.
Интенсивное социально-экономическое развитие республики, процессы интенсивной индустриализации и экстенсивной добычи природных ресурсов, плотность промышленного производства стали основными причинами возникновения прошлого экологического ущерба.
К одному из широко распространенных типов накопленного экологического ущерба принадлежат загрязненные земли промышленных площадок и сопредельные территории действовавших в прошлом химических, металлургических, деревоперерабатывающих и других производств. В целом для данного вида ущерба характерно наличие в высокой степени загрязненных земель и поверхностных водных объектов с широким спектром химических веществ с большими превышениями предельно допустимой концентрации. Также одним широко распространенным проявлением накопленного экологического ущерба являются большие площади загрязнения нефтью и нефтепродуктами, возникшие в результате функционирования нефтехимических предприятий или размещения складов нефтепродуктов. Образующиеся нефтесодержащие отходы относятся в основном к опасным отходам III-IV класса опасности.
Негативное воздействие объектов прошлого экологического ущерба на окружающую среду имеет тенденцию к росту и без принятия мер по ликвидации источников загрязнения и реабилитации территорий может достигнуть катастрофических масштабов. Уже сейчас накопленный экологический ущерб приводит к росту заболеваемости населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию от прошлой хозяйственной деятельности.
Республика Татарстан уже начала работу по ликвидации накопленного экологического ущерба. Первыми проектами, включенными в Федеральную программу, стали "Комплекс мероприятий по рекультивации Самосыровской свалки ТБО в г. Казани", "Рекультивация объектов накопленного экологического ущерба с нефтесодержащими загрязнениями в г. Буинске" и "Мероприятия по подготовке к закрытию городской свалки ТБО в районе с. Тогаево г. Набережные Челны к закрытию с последующей рекультивацией".
Ключевые направления
Разработка и введение в действие региональных нормативов качества почв, реализация мер, направленных на увеличение доли рекультивируемых земель, продолжение работ по ликвидации накопленного экологического ущерба.
Ресурсная база и использование минерально-сырьевой базы нерудных полезных ископаемых Республики Татарстан. Воспроизводство запасов твердых нерудных ОПИ
Республика Татарстан обладает значительным минерально-сырьевым потенциалом, который слагается из нефти, природных битумов, углей, твердых полезных ископаемых, пресных и минеральных подземных вод. Республика занимает первые места по добыче полезных ископаемых в Приволжском федеральном округе и по валовому региональному продукту. Развитая МСБ выдвигает РТ в ряд наиболее экономически развитых регионов России, что дает большие перспективы для дальнейшего ее прогресса. В последние годы экономика РТ демонстрировала стабильные показатели роста, значительно превышающие российские.
Состояние минерально-сырьевой базы (МСБ) нефтедобывающего комплекса в целом характеризуется стабильностью. Обеспеченность нефтяных компаний промышленными запасами нефти при современном уровне добычи составляет в среднем 28 лет. В то же время нельзя оставлять без внимания негативные проблемы объективного ухудшения состояния МСБ: переход в режим падающей добычи крупных месторождений нефти, ухудшение качественной структуры разрабатываемых запасов нефти, снижение дебитов нефтяных скважин и увеличение обводненности продукции.
Прогнозный объем годовой добычи нефти в республике в 2013-2015 гг. составлял 30,8 - 30,0 млн. т, прогнозный объем в период 2016-2020 гг. составляет 29,9 - 29,6 млн. т. Поддержание уровней нефтедобычи возможно только при подготовке новых запасов, требующей интенсивного проведения геологоразведочных работ на перспективных структурах как в районах нефтедобычи, так и в малоизученных западных и центральных регионах республики, внедрения инновационных технологий и повышения нефтеотдачи пластов.
Татарстан располагает значительным ресурсным потенциалом сверхвязких нефтей, освоение которого сдерживается из-за отсутствия инвестиций в разработку месторождений и эффективных технологий, позволяющих вести рентабельное извлечение углеводородов и получать высококачественные и конкурентоспособные продукты. В настоящее время важнейшей задачей развития нефтебитумной отрасли является привлечение средств из Инвестиционного фонда РФ для промышленного освоения месторождений со сверхвязкой нефтью и проведения научно-исследовательских и опытно-промышленных работ по добыче и переработке.
На территории республики выявлено и разведано 1100 месторождений и проявлений твердых нерудных полезных ископаемых, основная часть которых относится к общераспространенным полезным ископаемым (ОПИ). Республиканским балансом учитываются месторождения 12 видов полезных ископаемых. Всего балансом учтено 416 месторождений твердых полезных ископаемых и 164 месторождения торфа.
Балансовые запасы ОПИ РТ на 01.01.2016
Вид минерального сырья |
Единица измерения |
Количество месторождений |
Балансовые запасы |
|
А+В+С1 |
С2 |
|||
Мергель цеолитсодержащий |
тыс. т |
1 |
88336 |
|
Строительный камень |
тыс. м3 |
87 |
64097,77 |
15805,9 |
Пильный камень |
тыс. м3 |
1 |
2601,31 |
|
Цветной камень |
т |
1 |
|
823,5 |
Карбонатные породы для химической мелиорации кислых почв |
тыс. т |
40 |
89849,52 |
2591,5 |
Песчано-гравийные материалы |
тыс. м3 |
102 |
341392,4 |
111246,9 |
Пески общестроительного назначения |
тыс. м3 |
53 |
90190,8 |
3312,1 |
Пески для бетона и силикатных изделий |
тыс. м3 |
25 |
72165,2 |
6110,6 |
Кирпично-черепичное сырье |
тыс. м3 |
92 |
158835 |
9161,4 |
Керамзитовое сырье |
тыс. м3 |
11 |
21470,14 |
1229,3 |
Торф |
тыс. м3 |
164 |
26828 |
88 |
Сапропель |
тыс. т |
3 |
3156,35 |
203 |
Анализ конкурентных преимуществ и факторов внешней среды минерально-сырьевого базы нерудных полезных ископаемых Республики Татарстан свидетельствует о его высоком инвестиционном потенциале. Положительный инвестиционный климат региона, а также сформированная нормативно-правовая основа в сфере инвестиционной деятельности обеспечивают уверенность инвесторов в эффективности инвестирования в регион. Имеющиеся социально-экономические предпосылки (наличие квалифицированных кадров, техническая готовность месторождений, близость к конечному потребителю) являются дополнительным стимулом для вложения средств в минерально-сырьевой комплекс НПИ региона.
В то же время специфика отрасли (длительный срок окупаемости и значительные первоначальные затраты) требует от государственной и региональной властей постоянной поддержки отрасли и стимулирования инвесторов для реализации региональных интересов.
Ключевые направления
Повышение геологической изученности территории Республики Татарстан и воспроизводства минерально-сырьевой базы Республики Татарстан.
Регулирование рационального использования природных ресурсов.
Регулирование воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Стратегическая экологическая оценка
В условиях развития промышленного производства, инфраструктурных коммуникаций, строительного рынка, быстрого возведения объектов капитального строительства, благоприятного инвестиционного пространства на территории Республики Татарстан, выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности имеет особую значимость.
Регулирование в данной области возможно посредством развития работ, касающихся проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и стратегической экологической оценки (ЭО).
В настоящее время в связи с отсутствием законодательного закрепления обязательности проведения государственной экологической экспертизы по проектной документации эффективным инструментом учета экологических требований является выполнение оценки воздействия на окружающую среду как на стадии выбора земельного участка, так и на последующих стадиях реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Оценка воздействия на окружающую среду должна осуществляется заказчиком (инициатором) экологически "вредной" деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования, к примеру при разработке технико-экономического обоснования проектирования и строительства того или другого объекта - предприятия, инфраструктурного объекта и т.д.
Выявление, а точнее выработка, и принятие необходимых мер по предотвращению неприемлемых для окружающей среды и общества последствий реализации планируемой деятельности - одно из наиболее важных положений в механизме ОВОС.
Основной целью стратегической ЭО является обеспечение высокого уровня охраны окружающей среды и содействие устойчивому развитию путем нормативного обеспечения обязательного проведения ЭО планам и стратегиям развития, которые могут иметь значимые воздействия на окружающую среду.
Стратегическая ЭО призвана обеспечить решение следующих главных задач. Установление экологических ограничений для будущего развития проектов.
Стратегическая ЭО позволяет проводить оценку рамочных решений перед их принятием, а не параллельно с оценкой деталей конкретного проекта. Ее процедура способна обеспечить учет экологических факторов на всех уровнях принятия решений, а не только на проектном уровне.
Учет воздействий, выходящих за рамки отдельного проекта, - это, прежде всего, учет суммарных и накапливающихся воздействий, например оценка общего загрязнения, создаваемого несколькими проектами, осуществляемыми в рамках плана или стратегии развития.
В ходе такой оценки, в частности, могут быть рассмотрены альтернативные способы достижения поставленных целей, в том числе варианты осуществления конкретных проектов для достижения этих целей. Однако роль стратегической ЭО не ограничивается обеспечением своевременного рассмотрения альтернатив и связанного с ними воздействия на окружающую среду. Осуществление конкретного проекта может в той или иной мере предопределять направление развития территории. Направления должны определяться не стихийно, в результате осуществления ряда отдельных проектов, а осознанно, на основании приоритетов, установленных систематическим образом. Стратегическая ЭО может сыграть важную роль в этом процессе, обеспечивая учет экологических факторов при выработке приоритетов развития.
Таким образом, стратегическая ЭО не только устраняет некоторые ограничения экологической оценки проектов, но и является ключевым элементом устойчивого развития.
Ключевые направления
Подготовка предложений по совершенствованию механизма проведения стратегической экологической оценки;
Внедрение обязательности проведения оценки воздействия на окружающую среду при принятии решения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Биологическое разнообразие
Экономическое и социальное значение сохранения объектов растительного и животного мира для человечества нельзя переоценить. Специалисты прогнозируют, что при современных темпах потерь отдельных видов животных и растений к 2020 году исчезнет почти 15 процентов всех видов на Земле.
Интенсивное индустриальное и аграрное освоение природных ресурсов региона повлекло за собой значительную трансформацию ландшафтов и ухудшение состояния окружающей среды. Антропогенно обусловленные преобразования природных комплексов вызвали изменение состава и структурно-функциональной организации наземных и водных экосистем ландшафтов. Просматривается тенденция катастрофического обеднения биоразнообразия. В современных условиях природоохранной практики ведение списка редких и исчезающих видов растений, животных и грибов, занесенных в Красные книги, - единственный путь систематизации и упорядочения всей работы в области сохранения редких и исчезающих видов растений и животных.
Одним из эффективных инструментов охраны объектов растительного и животного мира и среды их обитания является система ООПТ, которая внедряется в качестве противовеса нерациональному хозяйствованию, является гарантом сохранения качества окружающей природной среды и рассматривается как важная составляющая часть национальной безопасности.
ООПТ сохраняют экологические системы в целом, предотвращая, таким образом, негативные последствия воздействия человека на отдельные его компоненты, повышая уровень обеспечения экологической безопасности территорий. На 2,44 процента площади Республики Татарстан обеспечены оптимальные условия для сохранения и восстановления природных комплексов, ландшафтов и биологического разнообразия. Несмотря на развитую систему ООПТ в Республике Татарстан, экосистемное и видовое разнообразие на этих территориях не отражает всего разнообразия растительного покрова и объектов животного мира республики; требуется проведение инвентаризации биоразнообразия в системе ООПТ, оценки состояния природных экосистем, стоимости биоресурсов.
Кроме того, необходимо обеспечить внедрение и развитие экологического туризма на ООПТ регионального значения, создание условий для интеграции ООПТ в сферу социально-экономического развития республики.
Ключевые направления
Обеспечение поддержания и развития системы ООПТ Республики Татарстан.
Информационное обеспечение
В настоящее время интеграция в информационное пространство развитие новых прикладных информационных технологий важный аспект в целом для Татарстана.
В отрасли вопросов экологической безопасности также внедряются и применяются новые системы технологических наработок. Требуется дальнейшее развитие в ритме современного развития геоинформационных технологий.
На текущий период разработана и введена в опытную эксплуатацию геоинформационная система "Экологическая карта Республики Татарстан" (далее - ГИС "Экокарта"). ГИС "Экокарта" содержит информацию о состоянии окружающей среды и природопользовании на территории Республики Татарстан. В состав ГИС "Экокарта" входят следующие подсистемы: "Государственный экологический надзор", "Мониторинг мест несанкционированного размещения отходов", "Природоохранные мероприятия", "Мониторинг состояния окружающей среды", "ООПТ", "Недропользование (месторождения)", "Лицензии и согласования на пользование недрами", "Незаконные карьеры", "Рыболовство", "АЗС", "Нефтебазы", "Объекты размещения отходов", "Водоохранные зоны", "Водопользование", "Зеленые стандарты и технологии", "Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха", "Социологический мониторинг", "Мониторинг транспортных средств, предназначенных для перевозки отходов", "Мобильное АРМ инспектора". ГИС "Экокарта" интегрирована с единой межведомственной системой электронного документооборота, единой государственной информационной системой "ГЛОНАСС +112", государственной информационной системой "Народный контроль", информационной системой "Школьный эко-патруль". Доступ к ГИС имеют все природоохранные службы Республики Татарстан и заинтересованные организации. Гражданам в ГИС "Экокарта" доступна информация о выявленных и ликвидированных местах несанкционированного размещения отходов за текущий год с подтверждающими фотографиями, информация о реализуемых в текущем году природоохранных мероприятиях, информация о месторождениях полезных ископаемых, информация о действующих лицензиях и согласованиях на пользование недрами, информация об особо охраняемых природных территориях.
В настоящее время встречаются сложности интеграции геоинформационных и информационных систем в сфере охраны окружающей среды и природопользования различного уровня по таким причинам как использование разных платформ; разных систем координат геопривязки объектов; отсутствие у ряда систем API-интерфейса; периодическое обновление версий программного обеспечения системы, влекущее изменение структуры базы данных и, как следствие, необходимость внесения изменений в уже реализованную интеграцию.
В республике также действуют краудсорсинговые информационные проекты в сфере охраны окружающей среды и природопользования, такие как "Народный контроль" и "Школьный эко-патруль".
Важным направлением в развитие информационных баз данных будет являться создание геологических информационных ресурсов. В настоящее время содержание геологической информации, ее полнота, доступность и оперативность предоставления в пользование не полностью соответствуют потребностям геологоразведочного производства, выработки и принятия управленческих решений. В частности, геологическая информация, полученная пользователем недр за счет собственных или привлеченных средств, является его собственностью и фактически выпадает из оборота на неопределенный срок.
Современное состояние информационного обеспечения в области недропользования характеризуется рядом требующих своего разрешения проблем. Необходим учет геологических информационных ресурсов, создаваемых различными организациями на машинных носителях, и оперативный доступ к накопленной геологической и иной информации о недрах. Только на этих условиях возможно вовлечение их в процесс активного использования при выработке и исполнении управленческих решений и подготовке пакетов геологической информации по участкам недр, содержащих месторождения нерудных полезных ископаемых, для аукционов на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи.
Ключевые направления
Развитие ГИС "Экологическая карта Республики Татарстан" до 2030 года в части наращивания функционала системы, создания новых подсистем, подключения новых заинтересованных ведомств к работе в системе, увеличения объема информации о состоянии окружающей среды и природопользовании Республики Татарстан, размещаемой в общем доступе для граждан.
Использование данных дистанционного зондирования земли для автоматизированного выявления мест несанкционированного размещения отходов и мониторинга процесса их ликвидации, выявления мест незаконной добычи полезных ископаемых.
Перевод наиболее востребованных оказываемых государственных услуг в электронный вид.
Обеспечение функционирования и постоянная актуализация современной системы сбора, обработки, анализа, хранения и предоставления в пользование геологической информации по нерудным полезным ископаемым, полное удовлетворение заявок на пользование геологической информацией.
Экологическое образование и просвещение
Экологическое образование становится фактором, обеспечивающим развитие народного хозяйства, и должно рассматриваться в качестве основы для обеспечения нового образа жизни, находящегося в гармонии с окружающей средой. Реализация государственной политики в области экологического образования и воспитания подрастающего поколения в Республике Татарстан осуществляется через непрерывную систему экологического образования.
В республике работа по экологическому просвещению ведется со всеми возрастами населения. Организуя традиционные масштабные акций и мероприятий, такие как "Всероссийский экологический субботник", "Единый экологический урок", Всероссийский молодежный конкурс социальной экологической рекламы "Чистый взгляд", республиканские конкурсы среди промышленных предприятий, СМИ и социально ориентированных некоммерческих организаций "Эколидер" совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами ведется работа по массовому вовлечению населения в процесс обеспечения экологической безопасности.
В части работы с социально ориентированными организациями (СО НКО) необходимо продолжить проведение конкурсов на выделение грантов для экологически ориентированных организаций, выявлять лучшие практики и осуществлять финансовую и административную поддержку.
Помимо этого одной из приоритетных задач остается развитие молодежного экологического движения Республики Татарстан как наиболее эффективной формы знакомства подрастающего поколения с проблематикой защиты окружающей среды и путями их решения.
Ключевые направления
Проведение масштабных акций и мероприятий;
Проведение работ по развитию молодежного экологического движения.
4. Стратегические вызовы и риски развития
К вызовам экологической безопасности глобального характера относятся: изменение климата, истощение озонового слоя Земли, деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, что приводит к снижению способности экосистем к саморегуляции, увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей, рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов.
На фоне усиления глобальной конкуренции не исключены недобросовестное использование иностранными или транснациональными бизнес-структурами национальных природных ресурсов, ведение экологически неоправданной хозяйственной деятельности, попытки размещения на территории Республики Татарстан экологически опасных производств и отходов. Имеется вероятность распространения импорта продукции, представляющей повышенную опасность для окружающей среды и населения, как в товарном виде, так и в виде, потерявшем потребительские свойства.
К внутренним вызовам экологической безопасности Российской Федерации и Республики Татарстан относятся: преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, высокая степень износа основных производственных фондов и низкий уровень технологической модернизации экономики, низкий уровень затрат на охрану окружающей среды, наличие опасных производственных объектов, а также неликвидированных объектов накопленного экологического ущерба.
В условиях экономических санкций против Российской Федерации ограничен доступ к финансово-кредитным инструментам, имеется вероятность формирования различных видов барьеров, направленных на ограничение импорта в Российскую Федерацию экологически чистых инновационных технологий, материалов и оборудования, которые могут быть использованы для повышения уровня экологической безопасности.
Угрозы и риски экологической безопасности Республики Татарстан, обусловленные вызовами, представляют аварии, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, хозяйственная деятельность, осуществляемая с нарушением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, нормативов допустимого изъятия компонентов природной среды, природоохранных требований, требований безопасности, а также незаконная хозяйственная и иная деятельность, включая браконьерство, террористические действия с использованием опасных химических веществ и биологических агентов.
Хозяйственная и иная деятельность на территории иных субъектов, особенно сопредельных, также формируют угрозы экологической безопасности Республики Татарстан, обусловленные трансграничным загрязнением, перераспределением стока трансграничных водотоков и т.д.
5. Ресурсное обеспечение
Реализация комплекса мероприятий Отраслевой стратегии осуществляется за счет бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ, предусматриваемых в бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период, привлекаемых средств федерального бюджета, местных бюджетов, частных инвесторов и граждан.
Подпрограмма/ Источник финансирования |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
||||||||
Всего |
2015 |
2016 |
2017* |
2018* |
2019* |
2020* |
2021* |
2030* |
|
Всего |
15096841,6 |
1097185,3 |
1096714,5 |
837193,4 |
839512,6 |
849675,5 |
859223,0 |
859223,0 |
5447041,0 |
бюджет Российской Федерации |
1676960,2 |
72825,8 |
257532,3 |
89282,5 |
89282,5 |
89282,5 |
89282,5 |
89282,5 |
658268,5 |
бюджет Республики Татарстан |
9717722,8 |
734202,5 |
573211,5 |
514838,8 |
517158,0 |
527320,9 |
536868,4 |
536868,4 |
4346102,0 |
местный бюджет |
5363345,7 |
290707,0 |
265970,7 |
233475,00 |
233475,00 |
233475,00 |
233475,00 |
233475,00 |
2101293,00 |
Подпрограмма 1 "Регулирование качества окружающей среды Республики Татарстан на 2014-2020 годы" |
881605,9 |
90381,5 |
43224,4 |
44000,0 |
44000,0 |
44000,0 |
44000,0 |
44000,0 |
396000,0 |
Мониторинг качества окружающей среды |
121651,5 |
31340,4 |
5311,1 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
45000,0 |
Охрана атмосферного воздуха |
56100,0 |
2000,0 |
3100,0 |
3000,0 |
3000,0 |
3000,0 |
3000,0 |
3000,0 |
27000,0 |
Охрана земельных ресурсов |
20300,0 |
3300,0 |
0,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
9000,0 |
Экологическое образование, просвещение, издательская деятельность |
683554,4 |
53741,1 |
34813,3 |
35000,0 |
35000,0 |
35000,0 |
35000,0 |
35000,0 |
315000,0 |
Подпрограмма 2 "Государственное управление в сфере обращения отходов производства и потребления в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" |
520798,4 |
128940,8 |
22489,4 |
28900,0 |
21000,0 |
21000,0 |
21000,0 |
21000,0 |
189000,0 |
Отходы |
207498,4 |
93540,8 |
7489,4 |
6000,0 |
6000,0 |
6000,0 |
6000,0 |
6000,0 |
54000,0 |
Ликвидация объектов накопленного экологического ущерба |
313300,0 |
35400,0 |
15000,0 |
22900,0 |
15000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
135000,0 |
Подпрограмма 3 "Государственное управление в сфере недропользования на 2014-2020 годы" |
1047483,8 |
47483,8 |
50000,0 |
50000,0 |
50000,0 |
50000,0 |
50000,0 |
50000,0 |
450000,0 |
Подпрограмма 4 "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2014-2020 годы" |
4510340,9 |
153356,8 |
468500,1 |
225000,0 |
225000,0 |
225000,0 |
225000,0 |
225000,0 |
2025000,0 |
Охрана водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод |
4599820,9 |
242836,8 |
468500,1 |
225000,0 |
225000,0 |
225000,0 |
225000,0 |
225000,0 |
2025000,0 |
Подпрограмма 5 "Сохранение биологического разнообразия Республики Татарстан на 2014-2020 годы" |
310392,7 |
23958,4 |
22689,6 |
22311,2 |
23270,5 |
24224,6 |
25120,9 |
25120,9 |
25120,9 |
Подпрограмма 6 "Воспроизводство и использование охотничьих ресурсов Республики Татарстан на 2014-2020 годы" |
572560,6 |
40072,4 |
48324,1 |
49741,7 |
51099,7 |
52450,2 |
53718,8 |
53718,8 |
53718,8 |
Подпрограмма 7 "Координирование деятельности служб Республики Татарстан в сфере охраны окружающей среды и природопользования на 2014-2020 годы", в т.ч. |
2575631,3 |
232804,6 |
175516,2 |
183765,5 |
191667,4 |
199525,7 |
206908,2 |
206908,2 |
206908,2 |
Экологический надзор |
2169668,2 |
170359,9 |
115947,5 |
121397,0 |
126617,1 |
131808,4 |
136685,3 |
136685,3 |
1230167,7 |
* Объемы финансирования указаны ориентировочно, подлежат ежегодной корректировке исходя из возможностей доходной части соответствующих бюджетов на соответствующий финансовый год.
6. Показатели реализации по годам
N п/п |
Индикаторы оценки конечных результатов, ед. измерения |
Факт за 2015 год |
Порог |
||||||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2030 год |
|||
1 |
Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ к общему количеству загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников, процентов |
59,8 |
59,6 |
59,8 |
60,0 |
60,1 |
60,2 |
60,3 |
61,0 |
2 |
Доля автотранспортных средств с повышенным содержанием загрязняющих веществ в отработавших газах к общему количеству проверенных автомобилей, процентов |
14,5 |
14,4 |
14,3 |
14,2 |
14,1 |
14,0 |
13,9 |
13,0 |
3 |
Доля загрязненных (без очистки) сточных вод в общем объеме водоотведения, процентов |
13,0 |
12,95 |
12,90 |
12,85 |
12,80 |
12,75 |
12,70 |
12,25 |
4 |
Доля рекультивируемых земель, процентов |
39 |
42 |
43 |
44 |
44 |
44 |
45 |
50 |
5 |
Доля муниципальных районов (городских округов) Республики Татарстан, охваченных территориальной системой наблюдения за состоянием окружающей среды,% |
66 |
73 |
80 |
86 |
||||
6 |
Количество крупных городов Республики Татарстан, охваченных сводными расчетами загрязнения атмосферного воздуха, единиц |
3 |
3 |
5 |
7 |
||||
7 |
Количество разработанных и введенных в действие региональных нормативов качества почв, единиц |
30 |
33 |
35 |
37 |
||||
8 |
Доля площади территории, охваченной новыми данными геологических, гидрогеологических, и геоэкологических исследований к общей площади территории Республики Татарстан, процентов |
14 |
16 |
18 |
20 |
22 |
24 |
25 |
26 |
9 |
Количество выявленных перспективных участков нерудных полезных ископаемых, ед. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
10 |
Ежегодный утвержденный баланс запасов нерудных полезных ископаемых Республики Татарстан |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 |
Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, процентов |
57,2 |
57,3 |
58,4 |
59,6 |
60,7 |
61,9 |
62,1 |
74,1 |
12 |
Протяженность новых реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления, км |
12,45 |
12,55 |
12,75 |
12,90 |
13,1 |
13,3 |
13,5 |
16,0 |
13 |
Доля гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, процентов |
26 |
- |
31,85 |
35,16 |
38,59 |
42,13 |
45,0 |
72,0 |
* - значение показателя будет уточняться по итогам реализации Государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.12.2013 N 1083.
7. Сроки реализации
Отраслевая стратегия будет реализовываться в 2017-2030 годах.
Реализация мероприятий Отраслевой стратегии позволит достичь к 2030 году:
увеличения доли уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ к общему количеству загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников до 61%;
снижения доли загрязненных (без очистки) сточных вод в общем объеме водоотведения до 12,25%;
увеличения доли рекультивируемых земель до 50%;
увеличения доли площади территории, охваченной новыми данными геологических, гидрогеологических, и геоэкологических исследований, к общей площади территории Республики Татарстан до 26%.
8. Оценка социально-экономической эффективности реализации Стратегии
С учетом внедрения новых механизмов регулирования негативного воздействия на окружающую среду к 2030 году будет достигнуто снижение удельных показателей выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ, размещения отходов. Наметится постепенный переход экономики Республики Татарстан от стадии экстенсивного развития, предусматривающего рост негативного воздействия на окружающую среду в условиях экономического роста, к экологически эффективному устойчивому развитию, предусматривающему снижение показателей выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ, приоритет минимизации образования и использования (утилизации) отходов производства и потребления над их обезвреживанием и захоронением.
Реализация Стратегии обеспечит получение следующих результатов к 2030 году:
улучшение состояния окружающей среды, снижение экологических рисков, обусловленных прошлой и текущей хозяйственной деятельностью;
создание современной системы регулирования в области охраны окружающей среды, создающей условия для модернизации российской экономики в целом;
снижение административных барьеров для предприятий, оказывающих незначительное и умеренное воздействие на окружающую среду;
исключение объектов, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду, из сферы применения мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды;
сокращение заболеваемости населения, вызванной неблагоприятными экологическими условиями проживания (прежде всего, уровнем загрязнения атмосферного воздуха в городах);
создание комфортной среды проживания населения.
Геологоразведочные работы относятся к видам деятельности с отложенным во времени экономическим эффектом. Окончательная и объективная оценка экономической эффективности в виде чистого дисконтированного дохода достигается лишь на стадии технико-экономических обоснований разработки выявленных и разведанных месторождений, а иногда и на стадиях заводских переделов минерального сырья.
Ожидаемые результаты, помимо очевидного экономического эффекта в виде поступлений налогов и платежей в консолидированный бюджет Республики Татарстан, окажут огромное опосредованное влияние на социально-экономическую ситуацию.
Мультипликативный эффект от результатов геологоразведочных работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы НПИ выразится в улучшении показателей всех базовых отраслей экономики Республики Татарстан и, как следствие, будет способствовать созданию новых рабочих мест, улучшению условий труда, адаптации различных слоев населения и социальных групп к новым экономическим отношениям, повышению качества жизни, что отвечает положениям Стратегии долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 26 июля 2017 г. N 861-п "Об утверждении Стратегии... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.