Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 29 декабря 2017 г. N 1116
"Об утверждении Стратегии сохранения культурного наследия Республики Татарстан на 2017-2030 годы"
В целях эффективного решения вопросов сохранения историко-культурного наследия на территории Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию сохранения культурного наследия Республики Татарстан на 2017-2030 годы (далее - Стратегия).
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан при разработке и реализации государственных программ Республики Татарстан в вопросах сохранения культурного наследия руководствоваться Стратегией.
3. Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, организациям при решении вопросов сохранения культурного наследия руководствоваться положениями Стратегии.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство культуры Республики Татарстан.
Премьер-министр |
А.В. Песошин |
Стратегия
сохранения культурного наследия Республики Татарстан на 2017-2030 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 29 декабря 2017 г. N 1116)
I. Общие положения
1.1. Культурное наследие является духовным, культурным, экономическим и социальным капиталом невозместимой ценности, фактором гуманитарной безопасности государства. Постиндустриальная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся во всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом.
На основе передачи из поколения в поколение традиционных знаний, умений и навыков не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений (семейных, общинных, трудовых, половозрастных), принимают упорядоченный характер отношения и связи человека с окружающим миром.
1.2. В настоящих кардинально изменившихся условиях сохранение и возрождение культурного наследия не утрачивает своей способности активно воздействовать и влиять на все сферы общественной жизни, решать самые насущные проблемы современности. Культурное наследие является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности, толерантности, воспитания духовности и нравственности, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений. С его помощью решаются такие серьезные проблемы, как восстановление и развитие социального и экономического потенциала сельских территорий, организация занятости населения, адаптация людей с ограниченными возможностями.
1.3. Настоящая Стратегия сохранения культурного наследия Республики Татарстан на 2017-2030 годы (далее - Стратегия) определяет основные приоритеты, критерии и направления охраны культурного наследия Республики Татарстан.
1.4. Реализация Стратегии призвана обеспечить организацию единого этнокультурного пространства, равных возможностей и доступа к культурному наследию для всех жителей республики, учитывая социокультурные потребности всех коренных народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
1.5. Комплексный подход к решению стратегических задач предусматривает:
реализацию системы экстренных и защитных мер, направленных на преодоление негативных факторов и неблагоприятных последствий процессов глобализации, влияющих на материальные и духовные культурные ценности;
реализацию системы перспективных мер, закладывающих основы долговременного устойчивого культурного развития в современных неблагоприятных для традиционной культуры социально-экономических условиях.
1.6. Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Татарстан, федеральных законов и законов Республики Татарстан, нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Татарстан, а также на общепризнанных принципах и нормах международного права.
II. Оценка историко-культурного потенциала территории Республики Татарстан
2.1. Под историко-культурным потенциалом Республики Татарстан понимается совокупность богатого материального культурного и нематериального духовного наследия, которое необходимо максимально использовать для устойчивого территориального развития. Сейчас оказывается уже недостаточным эпизодическое и узколокальное включение государственных структур в бурно развивающиеся процессы этнокультурного возрождения республики. Работа по сохранению и восстановлению традиций народной духовной и материальной культуры требует применения программных средств и методов, действенной организационной и финансовой поддержки. Лишь объединение в специально организованном и целенаправленном процессе усилий общества и государства позволит нейтрализовать опасную зону культурной деградации, восстановить целостность социокультурного пространства, на основе традиционных этнических ценностей выработать действительно продуктивные виды и формы государственного и общественного устройства.
2.2. Культурное наследие народов Республики Татарстан является частью наследия народов Российской Федерации и общего наследия человечества, средством сближения народов России и этнических групп, а также утверждения их культурной самобытности. Сохранение, возрождение и популяризация культурного наследия играет важную роль в социальном, экономическом, культурном и политическом развитии республики, в формировании толерантных межэтнических отношений. Культурное наследие Республики Татарстан создает мировой имидж республики. Наследие народов Республики Татарстан включено во многие социальные процессы и является источником духовного обогащения. Уникальность культурного наследия региона не только в поликультурности и поликонфессиональности, но и в их мирном сосуществовании и взаимодействии.
2.3. Мобилизация экономического ресурса культурного наследия - основа устойчивого развития исторических поселений и исторических территорий в республике. Это должно выражаться не только в немедленной экономической отдаче и росте занятости населения в различных областях деятельности, но и в широком круге непрямых выгод, которые станут достоянием всего сообщества (доходы от управления наследием, реставрации, туризма и его инфраструктуры).
2.4. Место культуры Республики Татарстан в культуре мира, Евразии, России и региона обусловлено выгодным физико-географическим положением ее территории в центре Евразии в Среднем Поволжье. Здесь соединяются черты Запада и Востока в культурном, историческом, экономическом смыслах. Будучи самым северным форпостом мусульманства, Татарстан выступает как часть исламского мира и великой цивилизации Востока. Многие торговые пути из Европы в Азию проходили через территорию Республики Татарстан. Татарстан является также и одним из центров православия в Поволжье.
2.5. Республика Татарстан - один из крупных субъектов Российской Федерации. Здесь проживает вторая по численности в России этническая группа. При достаточно небольших размерах территории (67,0 тыс. кв. км) она отличается значительной насыщенностью объектов культурного наследия, около семи тысяч выявленных памятников - объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, из которых 1516 состоят на государственной охране. Памятники письменности включают в себя множество важнейших пластов, являются объектом целенаправленной работы целого ряда организаций науки и культуры (Научная библиотека им. Н.И. Лобачевского, Центр письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, Национальная библиотека Республики Татарстан, Государственный архив Республики Татарстан, Национальный музей Республики Татарстан).
2.6. В республике живут народы с разным историческим прошлым, богатым письменным наследием и культурными традициями. Сочетание по крайней мере трех типов культурного взаимовлияния - тюркского, финно-угорского и славяно-русского, а также основных конфессий - ислама, христианства и иудаизма определяет своеобразие культуры Республики Татарстан. Татарстанская модель сохранения и развития многообразия культур и конфессий представляет огромный интерес для всего мира.
2.7. Историко-градостроительный анализ развития территории Республики Татарстан показал, что в результате социально-экономических и геополитических процессов сложилась уникальная по своему региональному своеобразию территория, на которой каждая эпоха оставляла свои следы, образовавшие историко-культурный каркас, имеющий высокий потенциал.
2.8. Накоплен масштабный материал по нематериальному наследию, который хранится в аудио-, видео-, фотофондах научно-методических организаций, организаций культуры и образовательных организаций Республики Татарстан.
2.9. В рамках единой государственной политики в сфере сохранения книжного культурного наследия страны необходимо обеспечение учета и унифицированного научного описания книжных изданий, их комплектование, хранение и использование.
2.10. Музеи являются основой государственной системы сохранения культурного достояния нации и его передачи будущим поколениям. В республике сформирован уникальный музейный фонд, являющийся неотъемлемой частью культурного наследия Татарстана.
2.11. К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества, в том числе объекты археологического наследия и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
2.12. Историко-культурный потенциал территории Республики Татарстан обусловлен материальным и нематериальным наследием.
Материальное культурное наследие |
Нематериальное культурное наследие |
|
недвижимое |
движимое |
|
недвижимое культурное наследие, расположенное в границах исторических поселений; объекты культурного наследия, в том числе достопримечательные места, ансамбли, памятники |
Музейный фонд Российской Федерации; Архивный фонд Российской Федерации; национальный библиотечный фонд, состоящий из фонда обязательных экземпляров документов и фонда книжных памятников |
устное народное творчество; исполнительское искусство; празднично-обрядовая культура; техники и технологии, связанные с ремеслами и промыслами, хозяйственной и бытовой культурой, традиционным костюмом, святыми местами и т.д. |
2.13. Материальное культурное наследие.
2.13.1. Недвижимое материальное культурное наследие.
2.13.1.1. Недвижимое культурное наследие, расположенное в границах исторических поселений.
Территория Республики Татарстан характеризуется как место исторического заселения (концентрации историко-культурного ресурса), сохранившее высокий процент исторических поселений. "Страна городов" - так называли современники территорию Волжской Булгарии, одного из первых государств в Восточной Европе. Основные ее памятники расположены на территории современной Республики Татарстан: города Биляр, Болгар, Джукетау, Сувар, Ошель, Хулаш и другие, остатки многочисленных укрепленных пунктов, крепостей, феодальных замков. В 2005 и 2007 годах города Казань и Елабуга отпраздновали тысячелетие своего основания. На празднование этой даты могут претендовать еще более ста населенных пунктов на территории Республики Татарстан. Историческим поселением является включенный в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которого расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения (ст.59 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
На территории Республики Татарстан расположены 13 городов и населенных пунктов, имеющих статус исторического поселения. Города Чистополь и Елабуга входят в перечень исторических поселений России, утвержденный совместным приказом Министерства культуры Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июля 2010 г. N 418/339 "Об утверждении перечня исторических поселений" в качестве исторических поселений федерального значения. Казань, Билярск, Болгар, Бугульма, Буинск, Лаишево, Мамадыш, Менделеевск, Мензелинск, Свияжск, Тетюши входят в перечень исторических поселений регионального (республиканского) значения (в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.03.2015 N 188).
Именно историческое поселение (город) как целостный объект, являющийся ярчайшим примером устойчивого эволюционного развития, требует выработки особых приемов и решений по сохранению свидетельств эпох, цивилизаций и подлинных источников информации о зарождении и развитии культуры.
Исторические поселения представляют огромный интерес с точки зрения познавательного туризма не только на республиканском уровне, но и на всероссийском и международном.
2.13.1.2. Объекты культурного наследия подразделяются на:
памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения), мемориальные квартиры, мавзолеи, отдельные захоронения, произведения монументального искусства, объекты науки и техники, включая военные, объекты археологического наследия;
ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи, объекты археологического наследия;
достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов, центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки, памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей, объекты археологического наследия, места совершения религиозных обрядов, места захоронений жертв массовых репрессий, религиозно-исторические места.
В Республике Татарстан на этапе разработки настоящей Стратегии на государственной охране состоит более 1,5 тысячи объектов культурного наследия и около 4 тысяч выявленных объектов культурного наследия. Ежегодно выявляется порядка 15-20 новых объектов.
Решением 24-й сессии Комитета Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО от 2 декабря 2000 года Казанский Кремль включен в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Решением 38-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО от 23 июня 2014 года Болгарский историко-археологический комплекс "Древний город Болгар" включен в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Решением 41-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО от 9 июля 2017 года объект "Успенский собор и монастырь острова-града Свияжска" включен в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 года N 1112 "О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации" объект культурного наследия федерального значения "Казанский (Приволжский) федеральный университет" включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В настоящее время в Республике Татарстан статус достопримечательного места имеют остров-град Свияжск (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.07.2009 N 497 "Об отнесении к объектам культурного наследия регионального (республиканского) значения достопримечательного места "Остров-град Свияжск"), исторический центр Чистополя (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.11.2013 N 869 "Об отнесении к объектам культурного наследия регионального (республиканского) значения достопримечательного места "Исторический центр Чистополя" и включении его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации").
Наиболее крупным объектом охраны является территория распространения археологического культурного слоя в историческом центре г. Казани (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.02.2010 N 79 "Об отнесении к объектам культурного наследия регионального (республиканского) значения в виде достопримечательного места культурного слоя города Казани":
"Культурный слой исторического центра города Казани XI-XVIII веков";
"Культурный слой слобод Заречья города Казани XV-XVIII веков";
"Культурный слой Кизической слободы города Казани XVII-XVIII веков";
"Культурный слой Ново-Татарской слободы города Казани XVII-XVIII веков".
2.13.2. Движимое материальное культурное наследие.
Музейный фонд. Музеи Республики Татарстан хранят более 1840 тыс. единиц хранения, 49,4 процента всего музейного фонда республики хранится в Национальном музее Республики Татарстан. В Приволжском федеральном округе по объему фондов Республика Татарстан занимает первое место.
Музейная сеть Республики Татарстан - одна из самых крупных в России. На дату принятия настоящей Стратегии музейная сеть Республики Татарстан насчитывает 149 сетевых единиц, в том числе 14 государственных музеев и музеев-заповедников с 43 филиалами и 49 муниципальных музеев с 43 филиалами. Это составляет 21 процент от общего числа музеев в Приволжском федеральном округе (665) и около 5 процентов от общего числа музеев в Российской Федерации.
В Республике Татарстан находятся семь музеев-заповедников: Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей заповедник, Билярский государственный историко-археологический и природный музей-заповедник, государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Казанский Кремль", Государственный историко-культурный музей-заповедник "Ленино-Кокушкино", Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник, государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Остров-град Свияжск".
Письменный памятник: рукописные, печатные книги и периодические издания (газеты и журналы), политические и административно-правовые документы, шамаили, тексты надгробий, шеджере (родословные), театральные афиши, плакаты, дневники, письма, путевые заметки, листовки, прокламации и т.д.;
книжные коллекции, архивные, библиотечные и музейные фонды, обладающие выдающимися духовными, эстетическими, полиграфическими или документирующими свойствами, представляющие общественно значимую научную, историческую или культурную ценность, которые составляют неотъемлемую часть многовековой духовной жизни народов Республики Татарстан и охраняются федеральным и республиканским законодательством.
2.14. Нематериальное культурное наследие.
На сегодняшний день невозможно указать точное количество сохранившихся и бытующих, исчезающих, а также исчезнувших объектов нематериального культурного наследия, так как отсутствует единая информационная база. С одной стороны, при отсутствии единого реестра за рамками работы остаются аудио-, видео-, фотофонды научных и образовательных организаций Республики Татарстан. С другой стороны, традиционная культура коренных народов Республики Татарстан на сегодняшний день бытует и процветает в своем многообразии. Однако все это многообразие форм нематериального культурного наследия еще не выявлено, не описано и не систематизировано, поэтому требуется планомерная работа по сбору материалов.
В Республике Татарстан работы по созданию реестра объектов нематериального культурного наследия начаты государственным бюджетным учреждением "Республиканский центр развития традиционной культуры". Без создания единого реестра объектов нематериального культурного наследия коренных народов Республики Татарстан невозможна организация деятельности по охране и возрождению нематериального культурного наследия с целью обеспечения его жизнеспособности, включая его идентификацию, документирование, исследование, защиту, популяризацию, его передачу с помощью формального или неформального образования, а также возрождение различных аспектов такого наследия.
2.14.1. Устное народное творчество включает:
эпические жанры (сказки, риваяты, легенды, былички, бывальщины, героические эпосы, дастаны, анекдоты, былины, исторические песни, предания, сказы, пословицы, поговорки и т.д.);
лирические жанры (обрядовые, колыбельные, семейные, любовные, игровые и плясовые песни, такмаки, причитания, частушки, заговоры и т.д.);
лиро-эпические жанры (байты, исторические песни, любовные или бытовые дастаны, поэмы, романы в стихах, баллады и т.д.);
драматические жанры (обрядовая поэзия, народные игры, игровые, плясовые и хороводные песни и т.д.).
2.14.2. Исполнительское искусство включает:
песенное искусство;
песенно-танцевальное;
инструментальное (народные музыкальные инструменты);
народный театр.
2.14.3. Празднично-обрядовая культура включает:
календарный обрядовый цикл (весенне-летний и осенне-зимний);
семейно-бытовой обрядовый цикл (родильно-нарекательный, свадебный, похоронно-поминальный);
окказиональные обряды.
2.14.4. Техники и технологии подразделяются:
техники и технологии, связанные с традиционными ремеслами;
традиции, связанные с сакральными и святыми территориями;
техники и технологии, связанные с традиционным народным костюмом;
техники и технологии, связанные с народными музыкальными инструментами;
техники и технологии, связанные с традиционной хозяйственной и бытовой культурой.
III. Основные тенденции, ограничения и возможности сохранения культурного наследия (SWOT-анализ)
S |
W |
Достоинства. Сильные стороны 1. Историко-культурный потенциал территории Республики Татарстан (его материальная и нематериальная составляющие) оценивается экспертами как высокий, но недостаточно изученный. По количеству объектов культурного наследия, состоящих на государственной охране, и особенно по количеству музеев-заповедников и выявленных объектов культурного наследия Республика Татарстан занимает ключевые позиции в России. 2. По инициативе регионов вносятся поправки в федеральное законодательство с целью снятия юридических коллизий в интересах сохранения культурного наследия. 3. Архитектурное наследие представлено как уникальными памятниками архитектуры, ансамблями и комплексами, так и рядовыми постройками, формирующими историческую среду. Среди них ансамбли городской застройки исторических поселений, историко-архитектурные ансамбли и комплексы Казанского Кремля и Казанского университета, Болгарского городища в Спасском районе, Раифского, Успенского и Иоанно-Предтеченского монастырей в Зеленодольском районе. 4. Реализация Комплексного проекта "Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар". Обеспечение сохранности и эффективное использование уникальных достопримечательностей Болгара и Свияжска, их духовное, социально-экономическое и культурное возрождение решается при паритетном финансировании из федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан. 5. Объектами Всемирного культурного и природного наследия являются историко-культурный комплекс Казанского Кремля, Болгарский историко-архитектурный комплекс, объект "Успенский собор и монастырь острова-града Свияжска". 6. Сотрудничество Республики Татарстан с ЮНЕСКО в вопросах сохранения культурного наследия. Осуществляются значительные работы по изучению, реставрации и популяризации культурного наследия. Работы на памятниках выполняются с учетом требований Конвенции ЮНЕСКО об охране Всемирного культурного и природного наследия 1972 года. 7. По согласованию с ЮНЕСКО осуществляется работа по двум новым значимым для республики объектам - создание Болгарской исламской академии и воссоздание Собора Казанской иконы Божьей Матери. 8. Утверждены проекты зон охраны объектов культурного наследия Свияжска и ансамбля Казанского Кремля. 9. Разработаны проекты зон охраны объектов культурного наследия древнего города Болгар, исторических поселений гг. Чистополя, Елабуги, Лаишево, Тетюши, Казани. 10. Опыт разработки и реализации федеральной целевой программы "Сохранение и развитие исторического центра Казани". 11. Формирование системы историко-культурной территории - Старо-Татарской слободы. 12. Наличие крупных образовательных и исследовательских центров в Республике Татарстан, национально-культурных организаций, общественных объединений и движений. 13. Наличие в республике экспертов, аттестованных государственным федеральным органом охраны памятников. 14. Взаимодействие с консультативными органами ЮНЕСКО по проведению международных семинаров для специалистов, преподавателей, аспирантов, студентов образовательных организаций высшего образования Казани, занимающихся вопросами сохранения культурного наследия, в целях подготовки кадров. 15. Внедрение новых организационно-правовых форм (государственно-частное партнерство, фонды и т.д.). 16. Организация и предоставление услуг историко-культурного туризма. 17. Республиканским центром развития традиционной культуры разработана методика первичного мониторинга объектов нематериального культурного наследия, которая апробирована на примере нескольких муниципальных районов Республики Татарстан, систематически проводятся семинары для руководителей и специалистов культурно-досуговых организаций муниципальных районов Республики Татарстан. 18. Сохранение таких народных праздников, как Сабантуй, Каравон, Уяв, Гырон-быдтон, Балтай, Семык, Навруз, Питрау, Ивана Купалы и других праздников. 19. Осуществляется поддержка народного творчества и промыслов. Большое внимание уделяется сохранению, возрождению и популяризации нематериального культурного наследия. Развиваются этнографический туризм, музеи, этнокультурные центры. 20. Республика обладает богатейшими книжными и архивными фондами, которые являются бесценным достоянием и имеют первостепенное значение для познания и развития отечественной науки, истории и культуры. Сегодня письменное наследие, включающее в себя множество важнейших пластов, является объектом целенаправленной работы ряда организаций науки и культуры (Научная библиотека им. Н.И. Лобачевского, Центр письменного и музыкального наследия Института языка и литературы им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, Национальная библиотека Республики Татарстан, Государственный архив Республики Татарстан, Национальный музей Республики Татарстан). 21. Создан и развивается портал "Национальная электронная библиотека Республики Татарстан" (http://kitap.tatar.ru/ru). 22. Музеи, сохраняя, интерпретируя и транслируя культурное наследие народов Российской Федерации, участвуют в решении следующих задач: повышение качества человеческого капитала, предоставление возможностей для развития человека через индивидуализированное непрерывное образование; улучшение качества социальной среды, обеспечение доступа к национальным и мировым культурным ценностям; формирование национальной, региональной и локальной идентичности человека на основе исторического сознания и социальной ответственности; формирование и внедрение ценностей и стандартов здорового образа жизни, социального доверия, толерантности, экологически ответственного поведения; развитие туризма, создание на основе ресурсов культурного наследия дополнительных источников для обеспечения устойчивого развития регионов; культурная адаптация мигрантов и развитие межкультурного диалога; развитие межрегионального и международного сотрудничества, поддержание положительного образа России в мире. 23. Решение проблем, препятствующих развитию музейной деятельности, дает возможность музеям активнее участвовать в решении актуальных социальных проблем и сохранить культурное наследие народов России и Республики Татарстан для будущих поколений. Налажено общественно-государственное партнерство в сохранении наследия (Татарстанское республиканское отделение Всероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, региональные отделения, некоммерческая организация "Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан"). 24. Активное участие молодежи в сохранении наследия (межвузовские молодежные организации "Красный щит", "Чистый город", "Город без преград" и др.), возрастающий интерес населения к проблемам охраны памятников |
Недостатки. Слабые стороны 1. В практике сохранения объектов культурного наследия существует неэффективная концепция использования объектов культурного наследия, предполагающая, с одной стороны, имущественно-правовые ограничения, а с другой - большие затраты на воссоздание и сохранение объектов культурного наследия. 2. Наличие противоречий в действующем законодательстве в сфере охраны объектов культурного наследия повышает риски успешной реализации инвестиционных проектов, в состав которых входят памятники истории и культуры. 3. Отсутствие мотивации у инвесторов из-за несовершенства правовой базы, рассмотрение наследия в качестве "обременения", а не материального ресурса, растущего в цене. 4. Недостаточный объем финансовых ресурсов, направляемых на сохранение наследия из всех источников финансирования. 5. Нерешенность проблем учета, систематического проведения историко-культурных исследований, установления границ объектов культурного наследия и их зон охраны. Утвержденные зоны охраны объектов культурного наследия учтены при разработке правил землепользования и застройки только в гг. Елабуге, Казани, Болгар и Свияжске. 6. Культурное наследие Республики Татарстан как туристско-рекреационный потенциал используется в гг. Казани, Елабуге, Чистополе, Болгар, Бугульме, Лаишево, Тетюши, с. Свияжск, с. Билярск. 7. Недостаточная изученность приграничных муниципальных районов; в некоторых районах не состоит на государственной охране ни один объект культурного наследия, что не отражает объективной картины наличия объектов. 8. Большинство объектов культурного наследия недоступны для маломобильных групп населения. 9. Недостаточно эффективна система управления культурным наследием. 10. Необходимость определения перечня неотложных мер, направленных на создание сводного каталога письменных памятников, хранящихся в фондах соответствующих организаций республики (атрибуция, описание, классификация документов). 11. Ограниченное использование новейших технологий сохранения и восстановления рукописного и печатного наследия с использованием электронного ресурса для сохранности памятников письменного наследия и онлайн-доступа к фондам. 12. Необходимость срочной реставрации и консервации документов, имеющихся в архивах и библиотеках Республики Татарстан в значительном количестве и представляющих большую научную или культурную ценность. 13. Отсутствие специализированных хранилищ, позволяющих обеспечить должную сохранность и доступность письменных памятников. 14. Отсутствие комплексных научных исследований по систематизации и изучению объектов нематериального культурного наследия, бытующих сегодня, а также утраченных за последние годы, недостаточно аналитических публикаций в данной области. 15. Отсутствие мониторинга объектов нематериального культурного наследия. В существующих условиях количество экспедиционных выездов в районы Республики Татарстан по выявлению утраченных и существующих объектов нематериального культурного наследия, а также носителей локальных традиций недостаточно, так как влечет за собой утрату способов передачи и бытования традиционной культуры. 16. Отсутствие специальной структуры, курирующей и организующей процесс сохранения нематериального наследия, а также интегрирующей всех участников охранной деятельности. Для успешной реализации Программы потребуется привлечение специалистов по традиционной нематериальной культуре народов Татарстана из-за пределов республики. 17. Отсутствие единого реестра объектов нематериального культурного наследия народов республики. 18. Нецеленаправленное использование нематериального культурного наследия в системе образования, отсутствие учебно-методической базы. 19. Отсутствие информационной политики по популяризации нематериального культурного наследия народов в Республике Татарстан и за ее пределами: организация выставок носит разрозненный характер, является лишь сопутствующим фактором на различных фестивалях. 20. Практически отсутствует информационно-справочная литература об объектах нематериального культурного наследия. 21. Неотрегулированность финансового обеспечения музеев в условиях рыночной экономики. 22. Отставание в освоении и внедрении музеями новых технологий и практик. 23. Бедность материально-технической базы музеев, препятствующая эффективному решению задач по сохранению и популяризации культурных ценностей. 24. Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей музейную деятельность, которая не охватывает всего спектра существующих отношений и практик, связанных со спецификой функционирования музеев. 25. Кризис кадрового обеспечения отрасли, связанный с несовершенством действующей системы подготовки и переподготовки кадров, низким статусом и низкой оплатой труда специалистов |
О Возможности 1. Позиционирование объектов культурного наследия как источника получения новых знаний, сохранения и развития культурной среды, обеспечения культурных благ для различных слоев населения. 2. Стратегический подход к сохранению культурного наследия в исторических поселениях и населенных пунктах на основе системного подхода в контексте развития исторического центра исходя из принципа баланса сохранения и развития. 3. Реорганизация структуры государственного и муниципального управления наследием, создание системы эффективных органов охраны объектов культурного наследия. 4. На базе К(П)ФУ 7 февраля 2017 г. открыт Информационно-образовательный центр "Всемирное культурное наследие", который объединяет научно-образовательные и академические структуры Казани и городов России и создает возможность проведения образовательной, научной и методической деятельности в соответствии с мировыми стандартами ЮНЕСКО. 5. Сочетание пообъектной, средовой и градостроительной охранных практик. 6. Выявление достопримечательных мест, в том числе культурных ландшафтов. 7. Инвентаризация, картографирование территорий объектов культурного наследия и составление историко-культурных опорных планов и банка данных по объектам культурного наследия. Применение IT-технологий, компьютеризация процесса документооборота по вопросам охраны памятников. Сокращение сроков проведения согласовательных процедур. 8. Включение объектов археологического наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. 9. Обеспечение безопасности и сохранности библиотечного фонда как части национального культурного наследия, для чего необходимо проведение работ по созданию национального страхового фонда, переводу печатных документов на другие виды носителей информации. 10. Разработка и внедрение комплексной системы безопасности ценных письменных (или книжных) фондов. 11. Поддержание нормативного технического и санитарного состояния зданий, оснащение современными комплексами технических средств безопасности, приобретение приборов для обеспечения контроля климата в книгохранилищах. 12. Осуществление государственной поддержки, которая должна создавать благоприятные условия для развития более полного потенциала нематериального культурного наследия. 13. Обеспечение научного анализа и обобщение накопленного опыта, определение наиболее оптимальных форм и методов освоения и внедрения культурных традиций в работу организаций культуры и образования, применение современных технологий работы с собранной информацией. 14. Создание новых этнокультурных центров, фольклорных лабораторий, домов творчества, ремесел и мастерских по изготовлению народных музыкальных инструментов и предметов декоративно-прикладного творчества, студии цифровой аудио-, видеозаписи для фиксации объектов нематериального культурного наследия. 15. Создание системы общего, профессионального, дополнительного образования и профессионального обучения, ориентированного на изучение нематериального культурного наследия народов Республики Татарстан с использованием новых технологий. 16. Инвентаризация, картографирование территорий и составление Реестра объектов нематериального культурного наследия коренных народов Республики Татарстан в установленном порядке. 17. Разработка регламента взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, научно-исследовательских организаций, образовательных организаций и средств массовой информации по сохранению, возрождению и изучению объектов нематериального культурного наследия Республики Татарстан в целях скоординированной работы указанных структур. 18. Воссоздание историко-культурной самобытности сельских территорий посредством возобновления утраченных традиционных народных празднеств и исконных народных обрядов и обычаев. 19. Создание базы данных по нематериальному культурному наследию коренных народов Республики Татарстан |
Т Угрозы 1. На сегодняшний день на территории республики в результате проведения хозяйственной и иной деятельности подвергаются разрушению и физической утрате объекты культурного наследия. 2. Неправильный режим эксплуатации зданий, отсутствие должной защиты зданий и сооружений от погодных условий, техногенной нагрузки на грунты и конструкции, загазованность и кислотные дожди создают кумулятивный эффект и выводят состояние зданий за пределы безопасности эксплуатации конструкций. 3. Отсутствие целостной и эффективной системы управления отраслью сохранения культурного наследия. 4. Отсутствие комплексности в реконструкции исторических поселений, неконтролируемая урбанизация и движение автотранспорта, неадаптированное новое строительство в исторической среде. 5. Отсутствие правовых механизмов сохранения памятников истории и культуры, относящихся к жилищному фонду и включенных в программу аварийного жилья. 6. Процессы естественного старения, ускоряющие неблагоприятные климатические условия (высокая влажность, грунтовые воды, длительность залегания снега и льда), геологические и гидрологические особенности грунтов (структурно неустойчивые грунты), атмосферные загрязнения. 7. Угроза стихийных бедствий (наводнения, паводки, подтопления, оползни, ураганы, ветры, штормы, пожары), вандализм и другие агрессивные действия. 8. "Тотальные" реставрации, наносящие ущерб подлинности памятника. 9. Возрастание диспропорции между опасностями, которые надо предотвратить, и средствами, используемыми для этих целей. 10. Утрата способов передачи и бытования традиционной культуры. В существующих условиях количество экспедиционных выездов в районы Республики Татарстан по выявлению утраченных и существующих объектов нематериального культурного наследия, а также носителей локальных традиций недостаточно. 11. Усиление процесса утраты межпоколенных связей, а также уход из жизни носителей нематериального наследия - сказителей, знатоков обрядов, мастеров. 12. Постепенное угасание наиболее значимых и наиболее древних традиций. 13. Угроза физического исчезновения письменных памятников. Многие материалы, привезенные из экспедиций, находятся в ветхом состоянии и требуют срочной реставрации. Остро стоит вопрос о необходимости создания центра консервации документов с квалифицированными специалистами, также об улучшении условий температурно-влажностного и светового режимов хранения письменного памятника. 14. Глобальная информатизация всех сфер деятельности, в том числе и культуры, все острее ставит вопрос об обеспечении музеев современными средствами коммуникации, интеграции музейных ресурсов с аналогичными ресурсами библиотек, архивов, а также организации доступа к этой информации |
IV. Цели, принципы, приоритетные направления и задачи Стратегии
4.1. Целью Стратегии является достижение сбалансированного решения вопросов сохранения культурного наследия и устойчивого развития территории Республики Татарстан для обеспечения гуманитарной безопасности общества. Заявленный сбалансированный подход направлен на удовлетворение запросов и потребностей всех категорий населения: специалистов и широких слоев населения различных возрастных категорий.
4.2. Стратегия базируется на следующих принципах:
комплексного сохранения культурного наследия;
единства и целостности;
поэтапности;
внутренней сбалансированности;
интегрированного сохранения;
результативности и эффективности функционирования;
самостоятельности выбора путей решения задач;
ответственности, взаимодействия и координации участников процесса стратегического планирования;
прозрачности (открытости);
достоверности и реалистичности;
финансовой обеспеченности;
оптимизации межнациональных отношений;
гражданской инициативы и ответственности.
4.3. Базовый принцип - комплексное сохранение наследия, согласно которому эта деятельность эффективна только в рамках политики экономического и социального развития Республики Татарстан, в составе проектов перспективного планирования, а не по остаточному принципу, как практикуется в последние годы. Необходимо провести конкретные мероприятия по включению культурного наследия в социально-экономическую жизнь Республики Татарстан, муниципальных районов и городов, населенных пунктов.
Принцип комплексного сохранения включает инициирующую, контролирующую и координирующую функции органов государственного управления в развитии партнерских отношений с общественностью и негосударственным сектором.
Следует стимулировать междисциплинарный, межведомственный подход к сохранению культурного наследия. Задача сохранения культурного наследия должна решаться не только органами государственной охраны памятников, но также теми структурами, которые ведают вопросами градостроительства и архитектуры, экономики и промышленного развития, экологии, транспорта, благоустройства, имущественного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, юридических служб и т.д. Недостаточность защитных мер требует проведения междисциплинарных исследований исторических строений, воздействий и взаимодействия физического, химического и биологического разрушений на основе постоянного мониторинга и прогноза развития.
При наличии многих хозяйствующих субъектов требования охраны памятников порождают конфликтные ситуации в ходе социального, культурного и экономического развития городских территорий. В этом случае охрана культурного наследия отчуждается от местного сообщества. При такой политике управления она должна быть выгодна населению. Некоторые связанные с охранными ограничениями неудобства проживания на особой территории должны компенсироваться определенными льготами. Целостность культурной и природной среды становится качеством, которое может обеспечить развитие городского сообщества жителей исторического поселения (через доходы от туризма, реставрационно-восстановительные работы, повышение социального статуса и т.д.).
4.4. Приоритетами деятельности по реализации Стратегии являются:
изучение культурного наследия;
градостроительное регулирование интегрированного сохранения;
обеспечение безопасности и доступности объектов культурного наследия, в первую очередь памятников деревянного зодчества;
реставрация, консервация и мониторинг культурного наследия;
спасательные археологические полевые работы;
формирование "туристских коридоров", где наследие - основной элемент туристической инфраструктуры;
организация эффективного управления наследием - долгосрочные меры и ежедневные действия по сохранению;
внедрение новых информационных технологий в популяризацию культурного наследия республики;
системное изучение археологического наследия Татарстана;
мониторинг состояния сохранности объектов, входящих в состав Всемирного наследия, включая составление ежегодных отчетов об объектах Всемирного наследия;
обеспечение разработки и реализации планов управления объектами Всемирного наследия;
усовершенствование правовых основ по выполнению международных обязательств в соответствии с Конвенцией об охране Всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 года в отношении особо ценных объектов истории и культуры, расположенных на территории Республики Татарстан;
привлечение экспертов ЮНЕСКО при подготовке кадров, владеющих всеми аспектами сохранения культурного наследия с учетом строгих требований ЮНЕСКО;
подготовка кадров для разных видов деятельности по сохранению культурного наследия;
социальное партнерство - привлечение широких слоев населения к сохранению культурного наследия;
создание условий, обеспечивающих сохранение и восстановление разнообразных видов и форм нематериального культурного наследия, определяющих самобытность культуры народов Республики Татарстан;
повышение доступности и эффективности, расширение спектра услуг в сфере нематериального культурного наследия, повышение его социальной востребованности;
вовлечение населения в активную социокультурную деятельность;
обеспечение широкого доступа различных слоев сельского населения к нематериальному культурному наследию своей этнической группы;
создание эффективной инфраструктуры сферы культуры, укрепление материально-технической базы организаций, занимающихся сохранением и восстановлением нематериального культурного наследия, организацией досуга населения;
создание квалифицированного кадрового потенциала в сфере сохранения нематериального культурного наследия.
4.5. Задачи Стратегии:
расширение изучения культурного наследия Республики Татарстан;
совершенствование градостроительного регулирования, интегрированного сохранения;
обеспечение доступности и безопасности объектов культурного наследия, в первую очередь объектов деревянного зодчества;
реставрация, консервация и мониторинг объектов культурного наследия;
формирование "туристских коридоров", где наследие - основной элемент туристической инфраструктуры;
организация эффективного управления наследием - долгосрочные меры и ежедневные действия по его сохранению;
подготовка кадров для разных видов деятельности по сохранению культурного наследия;
развитие социального партнерства, привлечение широких слоев населения к вопросам охраны памятников истории и культуры;
охрана и восстановление разнообразных видов и форм культурного наследия, определяющих самобытность культуры народов Республики Татарстан;
сохранение и популяризация лучших образцов нематериального культурного наследия, распространение достижений традиционной народной культуры на культурное пространство Российской Федерации;
развитие культуры, музыкально-художественного образования и поддержка творчества на селе, поддержка и развитие организаций культуры;
поддержка мастеров - носителей материальных и духовных традиций, технологий народной культуры;
развитие инфраструктуры, новых форм работы, модернизация организационных, правовых и финансовых механизмов сохранения и возрождения нематериального культурного наследия;
сбор и сохранение информации об особо ценных объектах книжной культуры;
научно-методическое и информационное обеспечение работы по выявлению и изучению письменных памятников;
сохранение и изучение письменных памятников, а также обеспечение восстановления памятников, находящихся в критическом состоянии;
обеспечение сохранности музейного фонда, активизация работы по внесению сведений в электронный каталог, увеличение совместных выставочных проектов, развитие сотрудничества с зарубежными музеями, организация обучения и повышения квалификации сотрудников музеев, использование интернет-ресурсов в целях популяризации Музейного фонда Республики Татарстан.
V. Правовые нормы, направленные на сохранение культурного наследия
Основой сохранения культурного наследия является соответствующая нормативная правовая база. Правовой каркас сферы охраны памятников формируют:
Конвенция ЮНЕСКО об охране Всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 года;
Европейская конвенция об охране археологического наследия (пересмотренная) (ратифицирована в Российской Федерации Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 163-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции об охране археологического наследия");
Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
Федеральный закон от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
Федеральный закон от 6 января 1999 года N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах";
Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
См. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
Федеральный закон от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 504 "Об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов. Архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда";
постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 646 "Об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии";
постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 740 "О федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия";
постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации";
приказ Министерства культуры Российской Федерации от 3 мая 2011 г. N 429 "Об утверждении порядков отнесения документов к книжным памятникам, регистрации книжных памятников, ведения реестра книжных памятников";
отдельные нормы, направленные на урегулирование правоотношений по охране культурного наследия, содержащиеся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, Земельном кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации, федеральных законах от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", законодательстве, регулирующем бюджетные отношения;
Закон Республики Татарстан от 3 июля 1998 года N 1705 "О культуре";
Закон Республики Татарстан от 21 октября 1998 года N 1818 "О библиотеках и библиотечном деле";
Закон Республики Татарстан от 12 января 2005 года N 3-ЗРТ "О народных художественных промыслах и ремеслах";
Закон Республики Татарстан от 1 апреля 2005 года N 60-ЗРТ "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан";
Закон Республики Татарстан от 14 октября 2010 года N 69-ЗРТ "О музеях и музейном деле в Республике Татарстан";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.10.1999 N 652 "О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства, производство сувенирной и подарочной продукции Республики Татарстан";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.12.2010 N 1018 "Об утверждении Комплексного проекта "Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.08.2013 N 566 "Об утверждении Порядка определения размера оплаты историко-культурной экспертизы, касающейся объектов культурного наследия регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.03.2015 N 188 "Об утверждении перечня исторических поселений регионального (республиканского) значения Республики Татарстан";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.11.2015 N 832 "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Татарстан";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.06.2016 N 393 "Об утверждении Положения о порядке принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации";
приказ Министерства культуры Республики Татарстан от 16.03.2015 N 264од "О включении объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, в перечень выявленных объектов (памятников истории и культуры)";
приказ Министерства культуры Республики Татарстан от 19.07.2016 N 589од "Об утверждении Порядка выдачи задания и его формы на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Татарстан".
VI. Порядок утверждения Стратегии
6.1. Кабинет Министров Республики Татарстан:
утверждает Стратегию, планы и программы по ее реализации;
определяет приоритеты в реализации Стратегии;
осуществляет ресурсное обеспечение реализации Стратегии.
6.2. Министерство культуры Республики Татарстан:
разрабатывает план мероприятий по реализации Стратегии;
организует взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления и организациями, участвующими в реализации Стратегии;
обеспечивает интеграцию Стратегии с федеральными программами и проектами в области образования.
6.3. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан:
при определении стратегии и основных направлений развития градостроительных, строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Татарстан учитывает положения настоящей Стратегии;
при осуществлении межотраслевой координации в установленной сфере деятельности министерства, управлении градостроительством в пределах предоставленных полномочий особое внимание уделяет обеспечению сохранения объектов культурного наследия.
VII. Механизмы реализации и исполнители Стратегии
7.1. Механизмами реализации Стратегии являются:
1) включение сохранения культурного наследия в число приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Татарстан;
2) применение международных норм в области сохранения культурного наследия, переход к комплексному подходу в сохранении; законодательное обеспечение сохранности, целостности и подлинности объектов всемирного культурного наследия, а также популяризации в мировом культурном пространстве;
3) создание единой научно-информационной системы пространственных данных об объектах культурного наследия;
4) привлечение частных инвестиций, пожертвований крупного бизнеса для восстановления и более эффективного использования объектов культурного наследия, содействие созданию и деятельности эффективных государственно-частных партнерств, внедрение стимулов, направленных на привлечение средств частных инвесторов для содержания и реставрации памятников (таких, как зачет расходов на мероприятия по капремонту в счет арендных платежей с ежегодным определением лимита в бюджете аналогично льготам по арендной плате для социально значимых видов деятельности);
5) расширение форм и практики передачи памятников из государственной и муниципальной собственности с режимом благоприятствования при наличии механизмов строгой ответственности инвесторов за выполнение взятых обязательств;
6) рассмотрение возможности предоставления субсидий для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия;
7) реорганизация структуры государственного и муниципального управления наследием, создание системы эффективных органов охраны объектов культурного наследия. Разработка механизмов взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, научно-исследовательских, образовательных организаций и средств массовой информации по сохранению, возрождению и изучению объектов материального и нематериального культурного наследия Республики Татарстан;
8) разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия исторических поселений. Внесение изменений в Правила землепользования и застройки исторических поселений, где будут установлены дифференцированные режимы использования территорий;
9) обеспечение процесса оценки объектов культурного наследия как объектов недвижимости для оценки стоимости до и после реставрации, для оценки рисков и страхования;
10) применение IT-технологий, компьютеризация процесса документооборота по вопросам охраны памятников;
11) разработка и внедрение специальных мер по обеспечению доступности объектов культурного наследия для инвалидов с учетом требований действующего законодательства, а также мнения общественных организаций инвалидов;
12) внедрение комплексной системы безопасности ценных письменных (или книжных) фондов;
13) координация деятельности образовательных организаций в подготовке кадров в области сохранения наследия, налаживания системы общего, профессионального, дополнительного образования и профессионального обучения, ориентированного на изучение материального и нематериального культурного наследия народов Республики Татарстан с использованием новых технологий;
14) укрепление общественно-государственного партнерства в области сохранения культурного наследия, содействие общественным организациям с уставной деятельностью по сохранению культурного наследия, выделение средств на систему государственных грантов на разработку программ и проектов по сохранению комплексов культурного наследия; общественная экспертиза наиболее социально значимых проектов в области сохранения наследия;
15) привлечение муниципальных органов, районных музеев, библиотек, краеведческих организаций, школьников, средств массовой информации к сбору материалов по каждому поселению Республики Татарстан;
16) разработка специального медиапроекта по привлечению средств массовой информации к отражению деятельности в области сохранения наследия, в частности к разворачиванию исследовательской программы "Каждое поселение для нас ценно, каждый дом для нас дорог";
17) организация и проведение международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций и семинаров по актуальным проблемам сохранения материального и нематериального культурного наследия.
7.2. Субъектами реализации Стратегии являются:
Министерство культуры Республики Татарстан;
Государственный комитет по туризму Республики Татарстан;
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;
Министерство образования и науки Республики Татарстан;
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан;
Министерство экономики Республики Татарстан;
Министерство финансов Республики Татарстан;
Министерство информатизации и связи Республики Татарстан;
Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан;
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан;
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан;
органы местного самоуправления;
государственное бюджетное учреждение "Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан";
государственное бюджетное учреждение "Институт археологии им. А.Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан";
государственное бюджетное учреждение "Республиканский центр развития традиционной культуры";
государственное бюджетное учреждение "Центр культурного наследия Татарстана";
государственное бюджетное учреждение культуры "Национальный музей Республики Татарстан";
государственное бюджетное учреждение культуры "Национальная библиотека Республики Татарстан";
государственные музеи-заповедники Республики Татарстан;
некоммерческие организации;
средства массовой информации;
иные организации.
7.3. Стратегия предназначена для следующих сегментов потенциальных соисполнителей:
специалисты в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
государственные и муниципальные органы, ответственные за сохранение объектов культурного наследия;
музеи и библиотеки;
студенты и профессорско-преподавательский состав Казанского государственного архитектурно-строительного университета, Казанского (Приволжского) федерального университета и других учебных заведений;
широкие слои населения, в том числе ветераны, студенты и школьники.
VIII. Индикаторы эффективности реализации Стратегии
8.1. Индикаторы эффективности реализации Стратегии относительно Музейного фонда Республики Татарстан:
увеличение доли отреставрированных предметов основного фонда;
увеличение числа предметов основного фонда музеев, поставленных на государственный учет;
увеличение числа посещений музеев, в том числе лицами социально не защищенных групп граждан и с ограниченными возможностями;
увеличение числа выставок;
увеличение числа музейных предметов, внесенных в электронный каталог.
8.2. Индикатор эффективности реализации Стратегии относительно библиотечного фонда Республики Татарстан:
увеличение охвата населения библиотечным обслуживанием;
увеличение доли общедоступных библиотек, подключенных к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
увеличение доли поступления новых изданий;
увеличение количества оцифрованных изданий;
увеличение количества электронных изданий в виртуальном доступе;
увеличение доли библиотек, обеспеченных современным библиотечным оборудованием;
увеличение количества ежегодно проводимых республиканских библиотечных мероприятий;
увеличение доли квалифицированных специалистов библиотечного обслуживания.
8.3. Индикаторы эффективности реализации Стратегии относительно Архивного фонда Республики Татарстан:
обеспечение соответствия помещений государственных архивов нормативным условиям, обеспечивающим постоянное хранение архивных документов;
увеличение количества уникальных и особо ценных документов, имеющих страховые копии, в общем объеме уникальных и особо ценных документов;
увеличение количества запросов, исполненных архивами в установленные сроки.
8.4. Индикаторы эффективности реализации Стратегии относительно нематериального культурного наследия Республики Татарстан:
увеличение количества разработанных нормативных правовых документов по охране нематериального культурного наследия коренных народов Республики Татарстан;
увеличение доли исследовательских, научно-методических и культурно-массовых мероприятий в области традиционной культуры;
увеличение количества проведенных фольклорно-этнографических экспедиций;
увеличение количества объектов, внесенных в Единый электронный реестр объектов нематериального культурного наследия народов Поволжья в Республике Татарстан;
увеличение количества выявленных объектов нематериального культурного наследия;
формирование информационной базы по традиционной культуре коренных народов Республики Татарстан;
создание виртуального музея нематериального культурного наследия;
увеличение количества участников и зрителей народных праздников;
увеличение объемов реализации изделий народных художественных промыслов Республики Татарстан.
8.5. Индикаторы эффективности реализации Стратегии относительно объектов культурного наследия:
увеличение количества объектов культурного наследия, зарегистрированных в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
увеличение количества объектов культурного наследия, для которых разработаны проекты зон охраны и требования к режиму использования земель в границах данных зон;
увеличение количества объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии (не требуется проведение капитального ремонта);
увеличение количества проведенных мероприятий, направленных на популяризацию культурного наследия;
увеличение количества объектов культурного наследия, на которые подготовлена документация для регистрации в реестре;
увеличение количества выявленных объектов культурного наследия, на которые подготовлена документация для их постановки на государственную охрану;
увеличение доли площади изученных объектов археологического наследия;
увеличение количества отреставрированных объектов культурного наследия;
увеличение количества информационных сервисов и баз данных по объектам культурного наследия;
совершенствование системы навигации для туристических маршрутов, проходящих по историческим территориям и достопримечательным местам;
увеличение количества объектов культурного наследия, в отношении которых проведена работа по определению предмета охраны;
увеличение количества обследованных объектов культурного наследия;
увеличение количества проведенных государственных историко-культурных экспертиз проектной документации по сохранению объектов культурного наследия.
IX. Ожидаемые результаты Стратегии
Ожидаются следующие результаты реализации Стратегии:
9.1. Сохранение историко-культурного наследия - основы культурного потенциала Республики Татарстан и обеспечение доступа населения к объектам культурного наследия.
9.2. Развитие культуры как важного ресурса социально-экономического развития Республики Татарстан, социальной стабильности и духовного развития народов Республики Татарстан.
9.3. Развитие системы органов охраны культурного наследия на государственном и муниципальном уровне.
9.4. Создание благоприятных условий для инвесторов при реставрации объектов культурного наследия.
9.5. Увеличение объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения.
9.6. Увеличение объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия.
9.7. Увеличение объектов, доступных для маломобильных групп населения.
9.8. Увеличение объектов культурного наследия, обследованных неразрушающими геофизическими методами.
9.9. Развитие реставрационной школы, налаживание непрерывного образования специалистов, повышение качества реставрации объектов культурного наследия.
9.10. Ориентированная на инновационное развитие республики система кадрового обеспечения охраны и сохранения объектов культурного наследия.
9.11. Пилотный проект по оценке объектов культурного наследия.
9.12. Создание условий, обеспечивающих сохранение и восстановление разнообразных видов и форм нематериального культурного наследия, определяющих самобытность культуры народов Республики Татарстан.
9.13. Повышение доступности и эффективности, расширение спектра услуг в сфере нематериального культурного наследия, повышение его социальной востребованности.
9.14. Вовлечение населения в активную социокультурную деятельность. Обеспечение широкого доступа различных слоев сельского населения к нематериальному культурному наследию своей этнической группы.
9.15. Создание эффективной инфраструктуры культуры, укрепление материально-технической базы организаций, занимающихся сохранением и восстановлением нематериального культурного наследия, организацией досуга населения.
9.16. Создание квалифицированного кадрового потенциала в сфере нематериального культурного наследия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2017 г. N 1116 "Об утверждении Стратегии сохранения культурного наследия Республики Татарстан на 2017-2030 годы"
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 10 января 2018 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 6, 23 января 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 сентября 2024 г. N 722
Изменения вступают в силу с 4 сентября 2024 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 декабря 2023 г. N 1545
Изменения вступают в силу с 4 декабря 2023 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июля 2022 г. N 653
Изменения вступают в силу с 8 июля 2022 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 октября 2021 г. N 1015
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2021 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 ноября 2019 г. N 1011
Изменения вступают в силу с 7 ноября 2019 г.