Решение Верховного Суда Чувашской Республики
от 2 декабря 2013 г. по делу N 3-17/2013
(извлечение)
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 февраля 2014 г. N 31-АПГ14-1 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи, с участием прокурора, при секретаре судебного заседания
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению М.А.В., О.В.Н. о признании не действующими положений статьи 32.1 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 N 36); абзаца 20 статьи 1 в части понятия "карточка разрешения"; частей 3 и 3.1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" (в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 N 35),
при участии в судебном заседании представителя заявителей М.А.В. и О.В.Н. - Б.С.В., действующего на основании доверенностей от 10 июля 2013 г. и от 28 января 2013 г.; представителей Государственного Совета Чувашской Республики - С.И.В., действующей на основании доверенности от 6 мая 2013 г., И.Н.Н. - на основании доверенности от 28 января 2013 г.; представителей Главы Чувашской Республики - С.Н.Н., действующей на основании распоряжения от 27 ноября 2013 г. N 289-рг, доверенности от 28 ноября 2013 г., Е.Т.М. - на основании распоряжения от 27 ноября 2013 г. N 289-рг, доверенности от 27 ноября 2013 г.,
установил:
М.А.В., О.В.Н. обратились в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействующими статьи 32.1 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 36); абзаца 20 статьи 1 в части понятия "карточка разрешения"; частей 3 и 3.1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" (в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 35).
В частях 3 и 3.1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" (в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 N 35) закреплено, что перевозчик осуществляет регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальном (пригородном и междугородном) маршруте на основании договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом; обязан обеспечить водителя, осуществляющего регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом кроме документов, указанных в Правилах дорожного движения, копией договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и карточкой разрешения. Соответственно, закреплен запрет на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном (пригородном и междугородном) маршруте без договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и карточки разрешения. Понятие "карточка разрешения" закреплено в абзаце 20 статьи 1 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" (в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 N 35).
Статьей 32.1 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 36) предусмотрен состав административного правонарушения за осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом без заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом с уполномоченными органом исполнительной власти Чувашской Республики или органом местного самоуправления и карточки разрешения, предусмотренных Законом Чувашской Республики "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Указанные правовые нормы, по мнению заявителей, приняты законодательным органом Чувашской Республики в превышение полномочий субъекта РФ по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; по своему содержанию противоречат федеральному законодательству. Оспариваемые нормы противоречат принципам разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, закрепленных в статьях 26.1, 26.3, 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
По мнению заявителей, оспариваемые нормы Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" (в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 35) противоречат Федеральному закону от 10 декабря 2005 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации", Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Федеральному закону от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлению Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", Постановлению Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", Постановлению Правительства РФ от 09 июня 2010 г. N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций", Правилам дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112; приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15; приказу Минтранса России от 22 июня 1998 г. N 75 "Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом", которые на федеральном уровне регулируют вопросы организации транспортных перевозок, транспортного обслуживания и дорожной безопасности.
Так, в соответствии с положениями статей 1, 2, 3, 6, 19, 36.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим федеральным законом, регулируются нормативными правовыми актами РФ, а не субъектов РФ. Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112, предусмотрено в качестве документа, служащего для учета и контроля работы транспортного средства, водителя - признается путевой лист. В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" рассматриваемый вид перевозки относится к лицензируемым видам деятельности, к которым федеральным законодательством установлены обязательные лицензионные требования. Установленные условия осуществления данного вида лицензируемой деятельности на уровне субъекта РФ не могут включать дополнительные ограничения предпринимательской деятельности, а могут носить только конкретизирующий федеральное законодательство характер. Заявители полагают, что оспариваемыми нормами Закона Чувашской Республики введены дополнительные ограничения лицензируемого вида предпринимательской деятельности на территории субъекта РФ.
Оспариваемая норма ст. 32.1 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", действующая в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 36, не соответствует статьям 1.3, 1.3.1, 1.4, 1.6, 1.7 КоАП РФ и принята с превышением полномочий, поскольку федеральным законодательством уже установлены легитимные ограничения в указанной сфере и административная ответственность за нарушение предписаний в области организации транспортных перевозок и транспортного обслуживания уже предусмотрена федеральным законодательством (Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях). В связи с чем санкция ст. 32.1 Закона Чувашской Республики носит формально неопределенный характер, порождает коллизию и несогласованность региональных и федеральных норм в системе законодательства об административной ответственности, не исключая возможность назначения двойного административного наказания за одно правонарушение. Более того, даже наличие Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" и муниципальных актов в указанной сфере, носящих организационный, но не правоустанавливающий характер, не свидетельствует о правомерности установления административной ответственности оспариваемой статьей 32.1 регионального закона.
Заинтересованность в оспаривании указанных правовых норм заявители М.А.В., О.В.Н. обосновывают тем, что являются индивидуальными предпринимателями, одним из видом их предпринимательской деятельности являются автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки. Оба заявителя имеют лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек; вид оказываемых услуг в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" - регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении. Постановлением заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 08 июля 2013 г. ИП О.В.Н. привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 32.1 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", которое им обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики. Постановлением административной комиссии при администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 10 октября 2012 г. ИП М.А.В. привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 32.1 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", которое им также обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики.
Соответствующие письменные документы, свидетельствующие о том, что заявители являются участниками правоотношений, урегулированных указанными оспариваемыми нормами Законов Чувашской Республики, ими суду представлены.
Заявители М.А.В. и О.В.Н. в судебное заседание Верховного Суда Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, не явились. В письменном заявлении заявители просят рассмотреть дело без их участия.
В судебном заседании представитель заявителей М.А.В. и О.В.Н. - Б.С.В. заявление о признании недействующими оспариваемых нормативных положений вышеуказанных Законов Чувашской Республики поддержал по изложенным основаниям.
Представители Государственного Совета Чувашской Республики С.И.В. и И.Н.Н. сообщили о непризнании государственным органом Чувашской Республики заявления, пояснив, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты Государственным Советом Чувашской Республики в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, с соблюдением процедуры принятия и обнародования, по содержанию не противоречат федеральному законодательству, в связи с чем просят отказать в удовлетворении заявления М.А.В. и О.В.Н. Представители второго заинтересованного лица Главы Чувашской Республики - С.Н.Н. и Е.Т.М. также полагают, что оспариваемые нормы абзаца 20 статьи 1 в части понятия "карточка разрешения"; частей 3 и 3.1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" (в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 35); статьи 32.1 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 36) соответствуют требованиям федерального законодательства, в удовлетворении заявления М.А.В. и О.В.Н. просят отказать.
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Чувашской Республики А.Ю.М. дала заключение о том, что оспариваемые заявителями нормы Законов Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года N 48 и от 23 июля 2003 г. N 22 не противоречат требованиям федерального законодательства; приняты Государственным Советом Чувашской Республики в пределах своих полномочий по вопросам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Суд, выслушав пояснения представителя заявителей Б.С.В., представителей заинтересованных лиц Государственного Совета Чувашской Республики и Главы Чувашской Республики, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, приходит к следующему.
Закон Чувашской Республики "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" принят Государственным Советом Чувашской Республики 29 декабря 2003 года N 48, подписан Президентом 'Чувашской Республики 29 декабря 2003 г., официально опубликован в печатных изданиях "Республика", N 52, 31.12.2003, "Ведомости Государственного Совета ЧР", N 58, 19.01.2004). Процедура принятия и порядок официального опубликования Закона Чувашской Республики соблюдены, заявителями не оспариваются.
Указанный Закон Чувашской Республики регулирует правоотношения, связанные с организацией регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах и перевозок легковым такси в целях создания безопасных условий перевозок пассажиров.
Заявителями оспариваются абзац 20 статьи 1 в части понятия "карточка разрешения", части 3, 3.1. статьи 4 указанного Закона Чувашской Республики. При этом оспариваемые нормы действуют в редакции Закона Чувашской Республики "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" от 30 июля 2013 г. N 35. Указанный Закон о внесении изменений от 30 июля 2013 г. N 35 принят Государственным Советом Чувашской Республики 23 июля 2013 года, подписан 30 июля 2013 года N 35 Главой Чувашской Республики; официально опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет http://www.cap.ru, 31.07.2013, изданиях "Республика", N 33, 01.08.2013, "Собрание законодательства ЧР", 05.09.2013, N 7, ст. 660.
В статье 1 указанного Закона Чувашской Республики закреплены основные термины и понятия. В абзаце 20 статьи 1 дается понятие "карточка разрешения - документ, удостоверяющий право перевозчика выполнять регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршруту регулярных перевозок на основании договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном (пригородном и междугородном) маршруте, заключенного с уполномоченным органом (далее - договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом) по форме, установленной уполномоченным органом. Указанный абзац введен Законом Чувашской Республики "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" от 30 июля 2013 г. N 35.
В статье 4 Закона Чувашской Республики "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" предусмотрено:
часть 3 статьи 4. Перевозчик осуществляет регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальном (пригородном и междугородном) маршруте на основании договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Перевозка пассажиров автомобильным транспортом на регулярном межмуниципальном (пригородном и междугородном) маршруте без договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом запрещается.
При выпуске автомобильного транспорта на маршрут регулярных перевозок перевозчик обязан обеспечить водителя, осуществляющего регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальном (пригородном и междугородном) маршруте (далее - водитель), кроме документов, указанных в Правилах дорожного движения, копией договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и карточкой разрешения (часть 3 статьи 4 в ред. Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 35).
Часть 3.1. статьи 4. При выполнении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном (пригородном и междугородном) маршруте водитель кроме документов, указанных в Правилах дорожного движения, обязан иметь копию договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и карточку разрешения. Осуществление водителем регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном (пригородном и междугородном) маршруте без копии договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и карточки разрешения запрещается (часть 3.1 введена Законом Чувашской Республики от 30 июля 2013 N 35).
Закон Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" устанавливает административную ответственность за отдельные виды правонарушений, совершаемых гражданами, должностными лицами и юридическими лицами в Чувашской Республике. Первоначальный текст закона был принят Государственным Советом Чувашской Республики 8 июля 2003 года, подписан Президентом Чувашской Республики 23 июля 2003 года N 22; официально опубликован в изданиях "Республика", N 30, 30.07.2003, "Ведомости Государственного Совета ЧР" 2003, N 55, "Собрание законодательства ЧР", 2003, N 8, ст. 410.
Статья 32.1 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" действует на момент судебного разбирательства в ред. Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 36 следующего содержания:
"Осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом без заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом с уполномоченными органом исполнительной власти Чувашской Республики или органом местного самоуправления и карточки разрешения (в ред. Закона Чувашской Республики от 30.07.2013 N 36).
1. Осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом без заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом с уполномоченными органом исполнительной власти Чувашской Республики или органом местного самоуправления по организации транспортного обслуживания населения и карточки разрешения, предусмотренных Законом Чувашской Республики "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, - (в ред. Закона Чувашской Республики от 30.07.2013 N 36)
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей: на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на водителя - от двух тысяч до трех тысяч рублей.
2. Те же действия, совершенные повторно, -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на водителя - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
(часть 2 введена Законом Чувашской Республики от 30.07.2013 N 36).
Соответственно наименование, диспозиция статьи 32.1 закона, определяющая состав административного правонарушения, на момент судебного разбирательства действует в редакции Закона Чувашской Республики от 30.07.2013 N 36 "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (принято Государственным Советом Чувашской Республики 23 толя 2013 года; подписано Главой Чувашской Республики 30 июля 2013 года N 36; официально опубликовано: Портал органов власти Чувашской Республики в сети Интернет http://www.cap.ru, 31.07.2013, изданиях "Республика", N 33, 01.08.2013, "Собрание законодательства ЧР", 05.09.2013, N 7, ст. 661).
Указанные заявителями правовые нормы статьи 32.1 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 N 36); абзаца 20 статьи 1 в части понятия "карточка разрешения"; частей 3 и 3.1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" (в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 N 35) в изложенных редакциях не являлись предметом проверки в порядке главы 24 ГПК РФ. Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 15 сентября 2005 г. проверялись на соответствие требованиям федерального законодательства абзац 9 статьи 7 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" о правомочиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства ЧР принимать решения об открытии новых маршрутов в первоначальной редакции закона. Также предметом проверки указанным решением суда от 15 сентября 2005 г. являлась статья 32.1. Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", действовавшая на тот момент в редакции Закона Чувашской Республики от 12 апреля 2005 г. N 13 и предусматривавшая на тот момент в качестве состава административного правонарушения "осуществление автомобильным транспортом маршрутных пассажирских перевозок без утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики паспорта автобусного маршрута, предусмотренного Законом Чувашской Республики "Об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике".
Соответственно, указанное решение суда не является препятствием для рассмотрения настоящего заявления по существу. Подлежащая проверке в рамках настоящего судопроизводства статья 32.1 Закона Чувашской Республики (наименование, диспозиция) действует в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 N 36 "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" и устанавливает иной состав административного правонарушения, нежели в редакции от 12 апреля 2005 г. N 13.
Судом проверено, что заявители М.А.В., О.В.Н. являются участниками правоотношений, урегулированных указанными оспариваемыми нормами Законов Чувашской Республики: являются индивидуальными предпринимателями, имеют лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек; вид оказываемых услуг - регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении; в отношении них имеются постановления о привлечении к административной ответственности в соответствии со ст. 32.1 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", обжалованные ими в настоящее время в судебном порядке.
При проверке оспариваемых нормативных положений регионального законодательства, суд исходит из следующего.
Согласно пункту "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон (пункт "б" статьи 72), административное, административно-процессуальное законодательство (пункт "к" статьи 72).
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения.
При этом согласно пункту 1 этой же статьи данные полномочия осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из приведенных положений федерального законодательства следует, что организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Составляя предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, вопросы организации транспортных перевозок, транспортного обслуживания и дорожной безопасности регулируются Федеральными законами от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112, Приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 года N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года N 15.
В соответствии с пунктом 24 ч. 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемому виду деятельности относится деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Согласно данному положению в состав лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы:
а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;
б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.
Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" в качестве самостоятельного вида перевозок пассажиров и багажа предусматривает регулярные перевозки (статья 5). Правоотношениям из регулярных перевозок пассажиров и багажа посвящена глава 3 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования с соблюдением графиков, общедоступного расписания по маршруту регулярных перевозок.
Также пунктом 9 ст. 2 указанного федерального закона введено понятие "маршрут регулярных перевозок" как предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
При этом нормы федерального законодательства не содержат положения, допускающие к регулярным перевозкам пассажиров, как в междугородном сообщении, так и в городском и пригородном сообщениях, "безорганизационно" всех субъектов предпринимательской деятельности, имеющих соответствующие лицензии на перевозку пассажиров. В противном случае не будет обеспечиваться ни режим, ни маршрут регулярных пассажирских перевозок, ни безопасные условия перевозки пассажиров. Соответственно федеральным законодательством предусмотрено, что осуществление регулярных перевозок требует организации транспортного обслуживания.
Исходя из подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении - это полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 13 июля 2010 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности положений статей 6 и 7 Закона Краснодарского края "Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае" в связи с жалобой граждан В.А. Береснева, В.А. Дудко и других" указывал, что по предметам совместного ведения применительно к сфере транспортного обслуживания населения субъекты Российской Федерации принимают соответствующие нормативные акты административно-правового характера, а также осуществляют исполнительно-распорядительные и контрольные функции. Наряду с Российской Федерацией субъекты Российской Федерации вправе принимать законы, направленные на обеспечение общественной безопасности в сфере перевозок населения, однако, защищая права одних лиц, а именно пассажиров, они не вправе вводить ограничения прав и свобод других лиц, а именно предпринимателей. В силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации регулирование, предусматривающее такие условия допуска к предпринимательской деятельности в сфере транспортного обслуживания населения, которые, по существу, представляют собой ограничение прав и свобод, включая право, гарантированное статьей 34 Конституции Российской Федерации, на уровне субъекта Российской Федерации недопустимо, поскольку ограничения конституционных прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом.
Согласно преамбуле Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" регулирует правоотношения, связанные с организацией регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах и перевозок легковым такси в целях создания безопасных условий перевозок пассажиров. Соответственно указанный закон принят законодательным органом Чувашской Республики в порядке реализации подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ.
Предусмотренные указанным Законом Чувашской Республики нормативные положения (абзац 20 статьи 1, части 3, 3.1. статьи 4) о том, что перевозчик осуществляет регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальном (пригородном и междугородном) маршруте на основании договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, заключаемого с уполномоченным государственным органом, и карточки разрешения, выдаваемой уполномоченным органом, сами по себе не предусматривают дополнительных по сравнению с федеральным законодательством ограничений прав и свобод лиц, занимающихся соответствующей предпринимательской деятельностью, а потому не могут рассматриваться как нарушающие права заявителей в указанном ими аспекте.
Так, в силу указанного Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 г. N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" организация регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных пригородных и междугородных маршрутах осуществляется уполномоченным органом (органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным Кабинетом Министров Чувашской Республики по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом). При этом в силу части 4 статьи 4 указанного закона договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом заключается с уполномоченным органом по результатам конкурса, за исключением случаев, прямо перечисленных в законе.
В реализации Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 г. N 48 Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 г. утверждены Правила организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах Чувашской Республики, а также Положение о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа.
При этом в соответствии с Законом Чувашской Республики от 29 декабря 2003 г. N 48 и указанным Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 г. организация регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в Чувашской Республике осуществляется посредством формирования и размещения заказа, в том числе государственного, на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по утвержденным уполномоченным органом регулярным автобусным маршрутам и расписанию движения автобусов. Регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах осуществляются перевозчиком на основании договора, заключенного с уполномоченным органом, утвержденных паспорта маршрута и расписания движения автобусов. Вместе с указанным договором уполномоченный орган выдает перевозчику карточку разрешения на право работы автобуса на маршруте установленного образца на каждый автобус с расписанием движения автобусов.
Соответственно, договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом заключается с уполномоченным государственным органом Чувашской Республики посредством конкурсного отбора по итогам открытого конкурса, проводимого с условиями создания равных условий участия в конкурсе и равного доступа для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальных предпринимателей. Соответственно, любой предприниматель, отвечающий необходимым критериям, имеющий соответствующую лицензию, вправе принимать участие в конкурсе на право заключения договоров на выполнение пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам.
Установление оспариваемыми нормами Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 г. N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" необходимости заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок и выдачи уполномоченным госорганом Чувашии к договору карточки разрешения по результатам проведенного конкурса не является дополнительным ограничением права на осуществление предпринимательской деятельности, поскольку такое регулирование предусмотрено федеральным законодательством, указавшим на правомочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации организовывать регулярные пассажирские перевозки в субъекте по маршрутам межмуниципального сообщения, что включает в себя и необходимость осуществления отбора перевозчиков для заключения договоров на осуществление регулярных перевозок по таким маршрутам. При таких условиях участие в конкурсе не может рассматриваться как ограничение прав на осуществление предпринимательской деятельности, а наоборот, является гарантией равного доступа к ее осуществлению на равных условиях с другими перевозчиками, поскольку условие о заключении договора об осуществлении пассажирских перевозок по итогам конкурса является одинаковым для всех перевозчиков, которые имеют равные возможности участия в нем.
Оспариваемые заявителями нормы Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 г. N 48 согласуются также с положениями статей 1, 2 и 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", предусматривающими правомочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять деятельность по организации городского, пригородного и междугороднего транспорта, а также решать вопросы безопасности дорожного движения, не отнесенные к компетенции Российской Федерации.
Закон Чувашской Республики "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" регулирует сферу публично-правовых административных отношений между органами государственной власти, осуществляющими организацию и контроль за перевозками пассажиров и багажа на территории Чувашии, и юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), выполняющими перевозки пассажиров и багажа; не регулирует гражданско-правовые отношения. Оспариваемый Закон Чувашской Республики определяет комплекс организационных мероприятий и распорядительных действий в сфере транспортного обслуживания населения, т.е. правоотношения, регулируемые указанным законом, носят организационный административно-правовой характер и нормами гражданского законодательства не регламентируются.
Таким образом, оспариваемый заявителями Закон Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" (в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 35) принят законодательным органом субъекта РФ в пределах своих правомочий по вопросу совместного ведения РФ и ее субъектов с соблюдением процедуры принятия и обнародования. Нормы абзаца 20 статьи 1 в части понятия "карточка разрешения"; частей 3 и 3.1 статьи 4 указанного Закона Чувашской Республики по своему содержанию не противоречит нормам федерального законодательства и иным нормам, имеющим большую юридическую силу. Соответственно заявление М.А.В. и О.В.Н. об оспаривании нормативных положений указанного Закона Чувашской Республики подлежит оставлению без удовлетворения.
Проверяя доводы заявителей о признании недействующей статьи 32.1 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 36), Верховный Суд Чувашской Республики исходит из следующего.
Согласно п. 3 части 1 статьи 1.3. КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (п. 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ).
Соответственно по смыслу статей 1.1, 1.3.1 КоАП РФ субъект РФ вправе устанавливать административную ответственность из правоотношений по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральным законодательством.
В случаях, когда возложенная нормативными правовыми актами субъекта РФ либо муниципальными актами обязанность прямо вытекает из положений федерального законодательства, т.е. фактически является конкретизацией нормы федерального законодательства, либо когда за не исполнение обязанности (несоблюдение запретов) уже предусмотрена административная ответственность федеральным законодателем, субъект РФ не правомочен устанавливать самостоятельную административную ответственность за указанные правонарушения.
Как указывалось выше, вопросы организации автобусных пассажирских перевозок, транспортного обслуживания и дорожной безопасности, в том числе при регулярных пассажирских перевозках автомобильным транспортом на городских, пригородных и междугородных сообщениях, регулируются федеральным законодательством: Федеральными законами от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"; Федеральным законом от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112; Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, и другими нормативными правовыми актами федерального уровня.
Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении в качестве лицензируемого вида деятельности, обязано соблюдать лицензионные требования, определенные федеральным законодательством для такого вида деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280 Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются, в том числе соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (подпункт "з" пункта 4); соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (подпункт "и" пункта 4).
Таким образом, соблюдение перевозчиком требований о правилах регулярных перевозок пассажиров, в том числе пригородном сообщении (допуска к маршруту, соблюдение маршрута, режима, расписания и др. условий), определенных Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112, относится к лицензионным требованиям. Раздел второй указанных Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года N 112, определяет единые обязанности перевозчика, осуществляющего регулярные перевозки, в том числе на муниципальном и межмуниципальных маршрутах.
Согласование перевозчиком графика маршрута движения автобусов и его утверждение с уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления вытекает из Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112.
Принятие субъектами РФ своих нормативных актов об организации регулярных пассажирских перевозок в субъекте по маршрутам межмуниципального сообщения, включающее в себя и необходимость осуществления отбора перевозчиков на осуществление регулярных перевозок по таким маршрутам, не дает право на установление самостоятельной административной ответственности в сфере транспортного обслуживания населения (пассажирских перевозок). Это обусловлено тем, что на федеральном уровне урегулированы в комплексе и взаимосвязи вопросы организации транспортного обслуживания, регулярных перевозок и дорожной безопасности.
Регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом, в том числе в городском и пригородном сообщениях, осуществляются с соблюдением требований федеральных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение безопасности и комфорта пассажиров, в том числе с соблюдением лицензионных требований, ответственность за нарушение которого предусмотрена федеральным законодательством.
Осуществление предпринимательской деятельности - регулярной перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении с нарушением лицензионных условий, в частности без соблюдения требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, влечет наступление административной ответственности по статье 14.1 КоАП РФ (части 3, 4) как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Также полномочные органы вправе в судебном порядке требовать прекращения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) деятельности, осуществляемой в нарушение требований об организации регулярных пассажирских перевозок, а также требовать аннулирования лицензии.
Представители Государственного Совета Чувашской Республики и Главы Чувашской Республики, доказывая обоснованность установления субъектом РФ административной ответственности, ссылались на то, что федеральным законодательством не предусмотрено заключение перевозчиком с уполномоченным органом договора об организации регулярных перевозок на пригородных и межмуниципальных маршрутах. Однако нормы Закона Чувашской Республики "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" носят организационный, а не правоустанавливающий характер. Само введение субъектом РФ норм о заключении с уполномоченным государственным органом договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок по результатам конкурса (торгов), выдачи уполномоченным органом перевозчику карточки разрешения является только элементом организации регулярных пассажирских перевозок транспортом общего пользования в целях согласования маршрута регулярных перевозок, расписания, остановок, транспортных средств перевозчика и обеспечения безопасных условий перевозки пассажиров, определенных федеральным законодательством. Поэтому доводы представителей заинтересованных лиц о том, что заключение такого договора с уполномоченным органом с выдачей карточки разрешения является требованием исключительно регионального Закона, являются необоснованными.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 13 июля 2010 г. N 16-П, допуская полномочия органов публичной власти субъектов Российской Федерации осуществлять организационные меры в сфере транспортного обслуживания населения, направленные на обеспечение здоровой конкуренции среди перевозчиков, высказал позицию о недопустимости на уровне субъекта Российской Федерации ограничений прав и свобод, включая право, гарантированное статьей 34 Конституции Российской Федерации. Установление субъектом РФ дополнительной административной ответственности за не соблюдение законодательства в сфере регулярных пассажирских перевозок, являющегося лицензируемым видом деятельности, носит правоограничительный характер.
Поскольку вопросы организации пассажирских перевозок на территории РФ являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и урегулированы федеральным законодательством, а нормы регионального законодательства и нормы муниципальных актов об организации муниципальных и межмуниципальных пассажирских перевозок носят конкретизирующий и организационный характер, вопросы административной ответственности в области организации транспортных перевозок и транспортного обслуживания урегулированы федеральным законодательством, то установление субъектом РФ дополнительной административной ответственности в этом случае порождает коллизии региональных и федеральных норм, ведет к ограничениям гарантированных законом прав. Также организационные нормы муниципальных образований по подбору по результатам конкурса потенциальных перевозчиков для маршрута регулярных перевозок, оформления договоров с уполномоченным органом с согласованием маршрута, графика, карточки разрешения на маршрут не могут являться основанием для установления субъектом РФ самостоятельной административной ответственности, поскольку организационные нормы приняты в развитие и для конкретизации федеральных норм о транспортном обслуживании и регулярных перевозках.
Суд также отмечает, что состав административного правонарушения определен законодателем субъекта РФ в бланкетной форме. При этом представитель заявителей справедливо отмечает на неопределенность правовой нормы в части круга муниципальных актов органов местного самоуправления без указания их уровня. В связи с чем представитель заявителей справедливо отмечает не урегулированность вопросов организации перевозок местного сообщения рядом муниципальных образований республики.
Также административная юрисдикция по ст. 32.1. Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (с изменениями в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 N 36) обеспечивается не только за счет органов государственной власти Чувашской Республики. В частности, статья 33 указанного закона правомочием по составлению протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ст. 32.1 Закона Чувашской Республики, наделяет сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения, наделенной федеральным законодательством полномочиями по федеральному государственному надзору и имеющей специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения. Между тем, полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (части 1 и 4 статьи 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", статья 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации") и не входит в систему органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые положения статьи 32.1 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (с изменениями в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 N 36) противоречат федеральному законодательству в сфере организации транспортного обслуживания населения и приняты субъектом Российской Федерации с превышением полномочий, предоставленных федеральным законодательством.
С учетом того, что статья 32.1 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (с изменениями в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 N 36) до вынесения решения суда применялась, постановления о привлечении заявителей к административной ответственности по ст. 32.1 указанного Закона Чувашской Республики обжалованы в арбитражные суды и находятся на стадии проверки в различных инстанциях (производство по делу приостановлено, по пояснениям представителя заявителей), суд с учетом разъяснений п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", полагает необходимым признать указанную норму недействующей со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 198-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Чувашской Республики решил:
Признать недействующей статью 32.1 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (с изменениями в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 N 36) со дня вступления решения суда в законную силу.
Отказать в удовлетворении заявления М.А.В., О.В.Н. о признании недействующими абзаца 20 статьи 1 в части понятия "карточка разрешения"; частей 3 и 3.1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" (в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 N 35).
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу должно быть опубликовано в печатных изданиях, в которых нормативный правовой акт был официально опубликован, в ближайших планируемых изданиях после получения средствами массовой информации текста сообщения о принятом решении.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.
Председательствующий: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Чувашской Республики от 2 декабря 2013 г. N 3-17/2013 (извлечение)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании