Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика транспортной системы Ядринского района Чувашской Республики
Дорожная сеть
Ядринский район на западе граничит с Нижегородской областью, на севере - с Республикой Марий Эл, через Ядринский район проходит автомобильная дорога федерального значения, межмуниципальные автомобильные дороги, местные автодороги.
Протяженность дорожной сети по Ядринскому району по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 489,745 км, в том числе 28,4 км - федеральная автомобильная автодорога "М-7 Волга", 101,360 км - автодороги республиканского значения, 359,985 км - местные автодороги (из них 228,871 км - местные автодороги районного значения, 34,817 км - городского поселения, 96,297 км - автодороги сельских поселений). Из 359,985 км автодорог местного значения 297,37 км (82,6%) имеют твердое покрытие, 275,003 (76,4%) усовершенствованное (асфальтобетонное) покрытие. На дорожной сети эксплуатируется 22 моста/3030,72.м. (2 шт./1671,9 м - на федеральной автодороге (в том числе новый мост - 1242 м), 9 шт./ 892,02 м - на республиканской сети, 11 шт./466,8 м на местной сети автодорог). По территории Ядринского района проходят 4 автомобильные дороги республиканского значения: автодорога "Сура" протяженностью 28,89 км, автодорога "Никольское - Ядрин - Калинино" протяженностью 40,868 км, автодорога "Ядрин - Канаш" протяженностью 12,002 км, автодорога "Ядрин - Николаевское - Новые Атаи" протяженностью 19,6 км.
С 2006 по 2011 год в районе проведена большая работа по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 21 августа 2006 г. N 68 "О мерах по ускоренному завершению строительства сети автомобильных дорог Чувашской Республики", а также по развитию опорной сети автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации республиканской целевой программы "Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006-2010 годы с прогнозом до 2025 года". За этот период по Ядринскому району соединены с дорогами с твердым покрытием 25 населенных пунктов, общая протяженность построенных и отреконструированных автомобильных дорог составляет 57,965 км. В настоящее время 123 сельских населенных пунктов из 125 (или 98,4 процентов от их общего количества) по Ядринскому району, имеют подъезды с твердым покрытием и обеспечены автотранспортным сообщением. Это позволило улучшить доступ жителей сельских населенных пунктов к учреждениям здравоохранения, образования, культуры, связи, торговли, общественного питания, бытового обслуживания. В результате реализации вышеназванного Указа Президента Чувашской Республики в районе создана достаточно разветвленная и плотная сеть автомобильных дорог.
После завершения строительства основной сети автомобильных дорог местного значения приоритетными направлениями станут реконструкция и строительство особо важных объектов дорожной инфраструктуры, обеспечивающих функционирование опорных связей. В 2010 г. проведена реконструкция автодороги республиканского значения "Сура" протяженностью 8,1 км, в 2013 г. выполнен ремонт участков автодорог республиканского значения "Никольское - Ядрин - Калинино" протяженностью 12,1 км и "Сура" протяженностью 8,5 км.
Несмотря на благоприятные тенденции в развитии дорожной инфраструктуры, дорожная сеть Ядринского района Чувашской Республики не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам ее развития.
По состоянию на 1 января 2013 г.:
доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог по Ядринскому району составляет 51 процентов. Данная сеть автомобильных дорог полностью выработала свой эксплуатационный ресурс и работает с большим процентом износа. Ежегодно проводимое комплексное комиссионное обследование автомобильных дорог с участием представителей Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ОГИБДД ОМВД России по Ядринскому району, обслуживающих организаций подтверждает значительный износ автомобильных дорог и показывает ухудшение их качественного состояния (многочисленные повреждения в виде выбоин, ямочности, просадок, выкрашивания асфальтобетона, сплошной сетки трещин, пучин).
Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог влияет на рост аварийности на дорогах, в том числе из-за дорожных условий. Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог не позволяет соблюдать требования безопасного и удобного движения и требует незамедлительного проведения капитального и текущего ремонта по установленным межремонтным срокам с учетом накопившегося недоремонта. Основной причиной неудовлетворительного состояния автомобильных дорог и мостов является накопленный годами недоремонт по причине недостаточного финансирования этих работ. Эта ситуация особенно обострилась в 2009-2012 годах. Несвоевременно произведенный ремонт приводит к увеличению бюджетных затрат на последующий капитальный ремонт и реконструкцию в 2-3 раза. Решение этой проблемы зависит также от эффективности инновационной деятельности в дорожном хозяйстве, так как применение прогрессивных технологий ремонта и содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений способствует улучшению транспортно-эксплуатационных показателей дорожной сети, повышению безопасности дорожного движения и снижению негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду. По данным Федерального дорожного агентства (далее - Росавтодор), новые технологии и техника применяются в объемах, далеких от ожидаемых, что негативно отражается на состоянии дорожной сети. Так, на автомобильных дорогах федерального значения новые технологии нашли применение только на 18 процентах их протяженности. На сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения из-за отсутствия достаточных объемов финансирования новые технологии используются незначительно, на автодорогах местного значения в минимальных объемах. Применение прогрессивных технологий позволяет на практике улучшить состояние дорожной сети. Наибольший эффект от применения прогрессивных технологий достигается, если этот процесс распространяется на все стадии жизненного цикла автомобильной дороги - от ее проектирования до строительства и последующей эксплуатации. Необходимо предусмотреть при ремонте автомобильных дорог шире использовать новые виды геосинтетических материалов для армирования асфальтобетонного покрытия (разнообразные геосетки и нетканые синтетические материалы), георешетки и габионы (для укрепления откосов при устройстве подпорных стенок, для укрепления основания дорожной одежды, для предотвращения размывов насыпи и берегоукрепления), различные виды ресайклинга (регенерации асфальтобетонного покрытия) и фрезерования, новые технологии шероховатой поверхностной обработки, различные добавки для улучшения характеристик асфальтобетона (в том числе придающие покрытию противогололедные свойства), новые виды асфальтобетона с улучшенными характеристиками. Необходимо применять также новые технологии при ремонте и содержании мостов: разработанные прогрессивные материалы и технологии гидроизоляции, прогрессивные конструкции деформационных швов и т.д., специальные составы для обеспечения коррозионной стойкости, ремонта разрушений и сколов бетона, а также его защиты.
Сдерживающими факторами внедрения инноваций остаются:
- отсутствие необходимого уровня финансового обеспечения;
- отсутствие целенаправленной налоговой политики, которая бы отвечала интересам инновационного развития дорожного хозяйства и дорожного машиностроения;
- отсутствие законодательных механизмов, формирующих материальную заинтересованность подрядчика и заказчика во внедрении инноваций;
- недостаточность бюджетных средств на финансирование научных разработок.
С увеличением интенсивности движения и количества автотранспортных средств возникли серьезные проблемы с пропуском автомобильного транспорта по улично-дорожной сети г. Ядрин и других населенных пунктов, обостряются проблемы обеспечения безопасности дорожного движения. Федеральная и межмуниципальные трассы не имеют соответствующих объездов населенных пунктов и в, особенности, города Ядрин, д. Стрелецкая, пропуск транзитного тяжеловесного транспорта осуществляется по населенным пунктам, не приспособленным для такого движения, что создает дополнительную транспортную и экологическую нагрузку на улично-дорожную сеть. Значительная протяженность улично-дорожной сети г. Ядрин не имеет усовершенствованного покрытия. Из-за недостаточного финансирования дорожных работ не обеспечивается восстановление изношенного дорожного покрытия. Из-за большого отставания уровня развития магистральной и улично-дорожной сети, недостаточного технического уровня организации дорожного движения обостряются экологические и социальные проблемы в городе. На отдельных участках магистралей, исчерпавших свою пропускную способность, создаются пробки, сопровождающиеся чрезмерным загрязнением городской среды выхлопными газами и шумами. На фоне роста автомобилизации транспортные проблемы в сегменте городской улично-дорожной сети усиливаются.
В существующем жилищном фонде на территории г. Ядрин, д. Стрелецкая, п. Совхозный, с. Советское Ядринского района Чувашской Республики проезжая часть дворовых территорий и проезды к ним за многолетний период эксплуатации пришли в неудовлетворительное состояние и не отвечают в полной мере современным требованиям. Пришло в негодность асфальтобетонное покрытие внутриквартальных проездов и тротуаров в связи с тем, что много лет из-за недостаточного финансирования отрасли практически не производился его ремонт. На данный момент требуют ремонта 46 дворовых территорий площадью 28750 кв.м. и 38 проездов к ним площадью 7553 кв.м. Дворовые территории являются важнейшей составной частью транспортной системы. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям во многом зависит качество жизни населения.
В целом транспортная система Ядринского района Чувашской Республики представляет собой сложный комплексный объект, играющий важную роль в экономической и социальной сферах. В настоящее время требуется принятие неотложных мер, направленных на модернизацию и развитие транспортной системы в рамках Программы.
В 2014-2016 годах Программой предусматривается:
- построить 2,98 км автомобильных дорог местного значения;
- привести в нормативное состояние 8,25 км автомобильных дорог местного значения за счет выполнения комплекса работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог;
- отремонтировать 4,0 тыс.кв.м. дворовых территорий и подъездов к ним по г. Ядрин.
Транспортное обслуживание пассажиров
Наиболее значимой транспортной организацией, обеспечивающей транспортное обслуживание населения по Ядринскому району, является Ядринское АТП - филиал ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Минтранса Чувашии. Транспортное обслуживание населения на территории Ядринского района осуществляется по 16 пригородным (муниципальным) регулярным автобусным маршрутам, из них 14 маршрутов обслуживает Ядринское АТП - филиал ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Минтранса Чувашии, 2 маршрута - индивидуальный предприниматель. Кроме этого с Ядринской автостанции осуществляется перевозка пассажиров по межмуниципальным маршрутам (Аликово, Моргауши, Шумерля, Чебоксары, Канаш, Алатырь, Н. Новгород, Москва) - 8 маршрутов.
Техническое перевооружение транспорта в сложившихся условиях является важной задачей. Без этого нельзя добиться существенного улучшения использования транспортного потенциала и эффективного обслуживания экономики и населения, а также обеспечить в полной мере безопасность перевозок и охрану окружающей среды.
При обновлении и пополнении парков транспортных средств перевозчиками должны приобретаться новые перспективные типы транспортных средств, имеющие более высокий коэффициент полезного действия, потребляющие меньше энергоресурсов, более полно удовлетворяющие требованиям по безопасности перевозок и охране окружающей среды. По состоянию на 31.12.2013 г. в Ядринском АТП имеется 25 автобусов, из них в 2013 г. обновлено 2 автобуса.
Автобусным сообщением охвачено 120 сельских населенных пунктов (расстояние от остановки до населенного пункта менее 3,0 км).
С 1 декабря 2011 г. в Чувашской Республике (в том числе и по Ядринскому району) официально начала действовать система безналичной оплаты проезда на общественном пассажирском транспорте. В настоящее время безналично оплатить проезд можно во всех автобусах ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Минтранса Чувашии, весь подвижной состав которого оснащен мобильными терминалами кондуктора. Безналичная оплата проезда возможна при помощи общегражданской карты типа "электронный кошелек", временного социального проездного билета для отдельных категорий граждан или транспортного приложения универсальной электронной карты.
Внедрение систем спутниковой навигации
В Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 г. N 638 "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" идет активное внедрение российской глобальной системы позиционирования.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" в число требований, предъявляемых к соискателям лицензии, входит использование ими транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Оснащение автотранспорта аппаратурой спутниковой навигации осуществляется в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 января 2012 г. N 20 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 февраля 2012 г., регистрационный N 23281).
В Чувашской Республике приняты нормативные правовые акты, определяющие порядок внедрения технологий ГЛОНАСС, принята подпрограмма "Развитие геоинформационного обеспечения и навигационной инфраструктуры с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Чувашской Республики" республиканской целевой программы "Информационное общество Чувашии (2011-2020 годы)".
В целях дальнейшего внедрения технологий ГЛОНАСС в соответствии с Правилами в Чувашской Республике создается региональная навигационно-информационная система, включающая в свой состав единый навигационно-информационный центр и подсистемы мониторинга. Региональная навигационно-информационная система будет консолидировать мониторинговую информацию об автотранспортных средствах, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, и направлять указанную информацию в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Аппаратура спутниковой навигации позволит вести наблюдение за местоположением транспортных средств, направлением движения, осуществлять контроль скоростного режима, соблюдения графика, обеспечивать экстренную связь с аварийными службами. По состоянию на 31.12.2013 г. все автобусы Ядринского АТП оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Внедрение газомоторного топлива на пассажирском автомобильном транспорте
На территории Ядринского района Чувашской Республики имеется 2 действующие автогазозаправочные станции.
В рамках Программы по переводу автомобильного транспорта Чувашской Республики на газомоторное топливо в 1996-2005 годах для работы на сжиженном нефтяном газе (далее - СНГ) большая часть подвижного состава общественного транспорта. Данная мера позволила улучшить экологическую обстановку на территории региона, снизить объем вредных выбросов в атмосферу.
Из 247,5 тыс. зарегистрированных в Чувашской Республике транспортных средств 4,9 тыс. единиц оснащены газобаллонным оборудованием. В Ядринском АТП из 25 автобусов 24 автобуса работают на газомоторном топливе, 1 автобус - на дизельном топливе.
Безопасность дорожного движения
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети.
Текущая ситуация с аварийностью в Ядринском районе Чувашской Республики характеризуется следующими параметрами: на территории Ядринского района ЧР за двенадцать месяцев 2013 года зарегистрировано 62 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 13, получили телесные повреждения различной степени тяжести 78 человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество дорожно-транспортных происшествий увеличилось на 29,2%, количество погибших увеличилось на 62,5%, количество получивших телесные повреждения увеличилось на 18,2%. Тяжесть последствий составила 14,3 (10,8 - АППГ). Зарегистрировано 243 ДТП с материальным ущербом.
В общей структуре аварийности наибольшее количество ДТП происходит на автодороге федерального значения "Волга" М-7 (28 ДТП, при которых погибло 6 и ранено 38 человек), на автодорогах республиканского значения (24 ДТП, при которых погибло 5 и ранено 29 человек). В населенных пунктах районах произошло 2 ДТП, на автодорогах районного значения - 8 ДТП. Основной объем ДТП происходит по причине нарушения водителями транспортных средств Правил дорожного движения (42 ДТП), 7 ДТП совершено водителями в нетрезвом состоянии, в 10 случаях ДТП способствовали неудовлетворительное состояние дорожных условий и недостаточное освещение, в 13 случаях ДТП произошли из-за нарушений правил дорожного движения пешеходами. Основными видами ДТП продолжают оставаться происшествия с высокой тяжестью последствий: столкновение (26 ДТП) и наезд на пешехода (15 ДТП).
В Ядринском районе создана комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, раз в квартал проводятся заседания комиссии, на которых рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения на территории Ядринского района.
Главный результат реализации Программы будет заключаться в создании условий, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья людей, участвующих в дорожно-транспортном процессе.
Проблема аварийности на транспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Международная федерация общества Красного креста и Красного Полумесяца в Докладе о мировых катастрофах, определяет дорожно-транспортное происшествие как одну из важнейших и обостряющих проблем. В настоящее время во всем мире ДТП - основная причина смертности и инвалидности людей в возрасте от 3 до 35 лет.
По расчетам специалистов, социально-экономический ущерб от последствий ДТП в России в 2010 году составил 369 млрд. рублей, в том числе от гибели людей - 186,2 млрд. рублей. В среднем по стране тяжесть последствий ДТП составила 12 погибших на каждые 100 пострадавших.
Происшествия на дорогах являются одной из серьезнейших социально-экономических проблем и в Ядринском районе. Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества ДТП, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся причинением тяжкого вреда здоровью.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. Ежегодно на высоком уровне остается количество ДТП с участием пешеходов.
Следствием такого положения дел является ухудшение условий дорожного движения, нарушение экологической обстановки, увеличение количества заторов, расхода топлива, также рост количества ДТП.
Сложившаяся в области обеспечения безопасности дорожного движения критическая ситуация в условиях отсутствия программно-целевого метода имеет тенденцию к дальнейшему ухудшению, что определяется следующими факторами:
высокий уровень аварийности и тяжести последствий ДТП (в том числе детский травматизм);
значительная доля людей наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет) среди лиц, погибших в результате ДТП;
продолжающееся ухудшение условий дорожного движения;
низкий уровень безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Применение программно-целевого метода позволит реализовать комплекс мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и количество лиц, погибших в результате ДТП. Вместе с тем применение такого метода для решения проблемы повышения безопасности дорожного движения сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации Программы возможно выявление отклонений в достижении промежуточных результатов из-за несоответствия влияния отдельных мероприятий Программы на ситуацию в сфере аварийности их ожидаемой эффективности, обусловленного использованием новых подходов к решению задачи в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Количество ДТП происшествий и их последствия на территории Ядринского района
К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в районе относятся:
низкая дорожно-транспортная дисциплина участников дорожного движения;
отсутствие эффективных механизмов реализации государственной политики, механизмов финансирования и стимулирования деятельности по повышению безопасности дорожного движения на республиканском и местном уровнях;
низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в управлении транспортными средствами и оценке дорожной обстановки, неудовлетворительная дисциплина, невнимательность водителей при управлении транспортными средствами;
увеличивающаяся диспропорция между приростом числа автомобилей и приростом протяженности и состоянием улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.
Приведенные данные в таблицах показывают, что практически по всем абсолютным и относительным показателям наблюдается рост аварийности и тяжести последствий, особенно за последние годы.
Показатели аварийности по Ядринскому району
годы |
количество |
||
ДТП (единиц) |
погибших (чел.) |
Раненых (чел.) |
|
2008 |
54 |
8 |
78 |
2009 |
47 |
13 |
66 |
2010 |
50 |
10 |
71 |
2011 |
63 |
14 |
73 |
2012 |
48 |
8 |
66 |
2013 |
62 |
13 |
78 |
Основные причины совершения дорожно-транспортных происшествий
Одним из главных факторов, влияющих на состояние аварийности, является пренебрежение и, более того, игнорирование участниками дорожного движения требований безопасности. Сегодня практически отсутствует поддержка общественных организаций в области обеспечения безопасности дорожного движения со стороны государства.
Массовость нарушений правил дорожного движения свидетельствует о низкой дорожной культуре участников движения, а также о том, что нынешняя система государственного и общественного воздействия на сознание участников дорожного движения малоэффективна.
Кроме того, на безопасность дорожного движения оказывает влияние ряд других факторов:
низкий уровень подготовки водителей в образовательных учреждениях;
низкая дисциплина водителей;
неудовлетворительное состояние автомобильных дорог;
несоответствие состояния и пропускной способности автомобильных дорог федерального и республиканского значения существующей интенсивности движения.
Укоренившиеся тенденции и характер проблемы требуют выработки и реализации долгосрочной государственной стратегии, координации усилий государства и общества, формирования эффективных механизмов взаимодействия органов местного самоуправления.
Для снижения риска происшествий необходимы устройство нормального освещения дорог, установка соответствующих технических средств регулирования дорожного движения, поддержания состояния дорожного полотна и разметки в надлежащем состоянии. Благодаря этому дорожное движения становится более безопасным, а последствия происшествий - менее тяжкими.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.