Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика сферы реализации Муниципальной программы Моргаушского района Чувашской Республики "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства на 2014-2020 годы"
С 2004 года начался современный этап государственной жилищной политики, направленной на повышение доступности жилья для населения. Был принят ряд федеральных законов, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации, которые сформировали законодательную базу для проведения институциональных изменений в жилищной сфере.
Данные направления государственной жилищной политики нашли отражение в приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее также - приоритетный национальный проект), реализация которого началась в 2006 году.
Основным инструментом указанного приоритетного национального проекта стала федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, и Республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 февраля 2011 г. N 28.
Были определены приоритетные направления реализации приоритетного национального проекта: повышение доступности жилья; увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.
Строительство жилья в Чувашской Республике является одним из главных приоритетов государственной политики. С 2004 по 2013 годы в Моргаушском районе Чувашской Республики за счет всех источников введено в эксплуатацию более 271,306 тыс. кв. метров жилья. В 2013 году за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 29,383 тыс. кв. метров жилья.
Реализуются социальные программы, дающие возможность улучшить свои жилищные условия молодым семьям, детям-сиротам, многодетным семьям, ветеранам Великой Отечественной войны.
В рамках социальных программ, действующих на территории Моргаушского района Чувашской Республики в период 2008-2013 г. улучшили жилищные условия 135 семей, в период 2011-2013 - 121 семей, из них:
Наименование мероприятия |
Всего 2008-2013 |
в том числе |
Всего 2011-2013 |
|||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|||
Число семей |
135 |
6 |
6 |
2 |
21 |
42 |
58 |
121 |
Поддержка молодых семей в вопросах улучшения жилищных условий является важным направлением жилищной политики.
В рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, средний размер социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на семью из трех человек составляет 481,950 тыс. рублей.
Молодым семьям в период 2008-2013 г. выдано свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на сумму 34461,6329 тыс. рублей, получили государственную поддержку 61 молодых семей, в период 2011-2013 г. соответственно 25983,6589 тыс. рублей и 47 молодых семей: из них:
Наименование мероприятия |
Всего 2008-2013 |
в том числе |
Всего 2011-2013 |
|||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|||
Выдано свидетельств, тыс. рублей. |
34461,6329 |
4925,3 |
2652,1 |
900,574 |
8486,437 |
5979,923 |
11517,2989 |
25983,6589 |
Число молодых семей |
61 |
6 |
6 |
2 |
17 |
12 |
18 |
47 |
В рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. N 51 "О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике" и республиканской программы "Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002-2015 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 октября 2002 г. N 274, молодым семьям оказывается поддержка из республиканского бюджета Чувашской Республики в виде возмещения части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам, привлекаемым молодыми семьями на приобретение или строительство жилья.
В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 3 октября 2011 г. N 87 "О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий", указами Главы Чувашской Республики от 13 февраля 2012 г. N 24 "О мерах по обеспечению медицинскими кадрами учреждений здравоохранения Чувашской Республики на селе", от 21 июня 2012 г. N 69 "О мерах государственной поддержки молодых учителей общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике в улучшении жилищных условий" осуществляется возмещение за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным молодыми семьями для приобретения или строительства жилья, в течение до 10 лет с даты заключения кредитного договора (договора займа) в размере 4 процентов годовых.
Так, начиная с 2011 года изъявили желание получить вышеуказанную поддержку 103 молодых семей, из них 74 семей воспользовались данной поддержкой.
Наименование мероприятия |
Всего 2008-2013 |
в том числе |
Всего 2011-2013 |
|||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|||
Число молодых семей |
74 |
0 |
0 |
0 |
4 |
30 |
40 |
74 |
Поддержка молодых семей (семей, в которых возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет) будет продолжена, путем софинансирования из федерального бюджета республиканских и муниципальных программ по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе на оплату первоначального взноса, части основной суммы долга и процентных выплат по ипотечным кредитам, полученным до 1 января 2011 г. за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам
По состоянию на 1 января 2014 г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях приняты после 1 марта 2005 г. всего 270 ветеранов Великой Отечественной войны, улучшили жилищные условия 245 человек (90 процентов от общего количества ветеранов, принятых на учет).
Наименование мероприятия |
Всего 2008-2013 |
в том числе |
Всего 2011-2013 |
|||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|||
Ветераны, чел. |
245 |
0 |
3 |
144 |
44 |
36 |
18 |
98 |
тыс. рублей |
226949,02232 |
0 |
1710,5 |
131155,2 |
40312,8 |
35323,2 |
18447,32232 |
94083,32232 |
Ветераны улучшают жилищные условия путем участия в долевом строительстве жилья (45 человек - 18 процентов), самостоятельного приобретения жилья (200 человек - 82 процента): на первичном (35 человек) и вторичном рынках (165 человек).
В органах местного самоуправления на 1 января 2014 года на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит 47 детей-сирот, из них 15 человек подлежат обеспечению жильем в 2014 году.
За период с 2008 по 2013 годы обеспечены жильем 5 детей-сирот, на эти цели было использовано 3909,5 тыс. рублей, в период 2011-2013 г. соответственно 1 ребенок-сирота и 768,9 тыс. рублей, из них:
Наименование мероприятия |
Всего 2008-2013 |
в том числе |
Всего 2011-2013 |
|||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|||
Дети-сироты, чел. |
5 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
тыс. руб. |
3909,5 |
899,8 |
1498,8 |
742,0 |
0 |
768,9 |
0 |
768,9 |
Для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот средства, предусмотренные в республиканском бюджете Чувашской Республики на указанные цели перечисляются в бюджет Моргаушского района после заключения муниципального контракта на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот.
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. N 42 "О регулировании жилищных отношений" обеспечиваются жильем по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики и муниципальных жилищных фондов многодетные семьи, имеющие пять и более несовершеннолетних детей.
С 2008 по 2013 годы обеспечены жильем 2 многодетные семьи, за счет средств республиканского бюджета 2916,17 тыс. рублей.
Наименование мероприятия |
Всего 2008-2013 |
В том числе |
Всего 2011-2013 |
|||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|||
Многодетных семей |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
тыс. рублей |
2916,17 |
0 |
0 |
0 |
1520,0 |
1396,17 |
0 |
2916,17 |
В 2013 году выделено 1147,5 тыс. руб. на обеспечение жильем 1 многодетной семьи, для этой семьи в 2014 году ведется строительство жилья.
По состоянию на 1 июня 2013 г. на учете состоят 11 многодетных семей, из которых 1 многодетная семья будет обеспечена жильем в текущем году. На указанные цели в бюджете предусмотрено 1147,5 тыс. рублей.
Аукционы на строительство жилых помещений для многодетных семей осуществляют сельские поселения Моргаушского района. После заключения муниципальных контрактов на строительство (приобретение) жилья для этой категории граждан, Минстрой Чувашской Республики перечисляет в местный бюджет Моргаушского района, далее идет перечисление сельскому поселению Моргаушского района, заключившему муниципальный контракт.
Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами.
На рынке жилья по-прежнему отмечается как общий, так и структурный дисбаланс спроса и предложения. Прослеживается несоответствие структуры спроса на жилье семей со средними и умеренными доходами (то есть доходами ниже средних, но не позволяющих гражданам быть отнесенными к категории малоимущих) и предложения жилья в среднем и нижнем ценовых сегментах, что не дает возможности обеспечить доступность приобретения жилья для основной части граждан.
В 2012 году новым импульсом для развития жилищного строительства и реформы жилищно-коммунального хозяйства стал Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", определивший чёткие задачи и конкретный алгоритм действий для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Указу Главы Чувашской Республики от 15 октября 2012 г. N 114 "О дополнительных мерах по стимулированию развития жилищного строительства в Чувашской Республике" обеспечение доступным и комфортным жильем является одной из основной задач, стоящей перед органами местного самоуправления.
В рамках реализации Муниципальной программы планируется и осуществляется комплексный подход при строительстве жилья, в том числе экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.
Улучшению жилищных условий граждан будут способствовать предоставление в установленном порядке администрацией Моргаушского района по желанию граждан земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, а также развитие новых форм жилищно-строительной кооперации и иных жилищных некоммерческих объединений граждан с обеспечением мер дополнительной поддержки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и других льготных категорий граждан.
В Моргаушском районе реализуется комплекс мероприятий по заблаговременному формированию новых площадок под комплексное освоение в целях жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса.
В настоящее время на территории района реализуется 4 проекта комплексной застройки территорий в целях жилищного строительства в Моргаушском районе на площади 147,46 га с планируемым жилым фондом на период до 2025 года 65 тысяч кв. метров.
За период с 2010-2013 гг. сданы в эксплуатацию 403 жилых дома общей площадью введенного жилья - 106,842 тыс. кв. метров.
Для развития жилищно-строительных кооперативов в Моргаушском районе Чувашской Республики будут разрабатываться ряд нормативных актов, регулирующих вопросы предоставления земельных участков жилищно-строительным кооперативам, в том числе определяющих перечень категорий граждан, принимаемых в члены жилищно-строительных кооперативов, порядок формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов.
Будет проведена работа по формированию списков граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив из сотрудников образовательных организаций, медицинских организаций и учреждений культуры, а также многодетных семей, прорабатывается вопрос участия работников вышеуказанных организаций в создании жилищно-строительных кооперативов.
Как было отмечено, одним из основных факторов развития жилищного строительства является наличие свободных земельных участков. При этом, 100 процентов вновь сформированных под комплексное освоение земельных участков в настоящее время не обеспечены необходимой транспортной, коммунальной и социальной инфраструктурой, что приводит к замедлению темпов строительства жилья на указанных участках до 50 процентов от ранее запланированного объема строительства. Инженерное и социальное обустройство указанных территорий требует значительных финансовых затрат.
Радикальные изменения прослеживаются в структуре жилищного строительства Моргаушского района. В предыдущие годы основной прирост ввода жилья происходил за счет индивидуального жилищного строительства на селе. В период с 2008 по 2012 годы доля объема ввода индивидуального жилья составляла до 46 процентов в общем объеме ввода жилья. Основным импульсом для развития индивидуального жилищного строительства на селе с 2000-х годов явилась реализация программы газификации сельских населенных пунктов республики, в ходе реализации которой населением осуществлялось массовое строительство пристроек к жилым домам для размещения газовых плит и котлов, либо строительство новых домов взамен ветхих.
Основным направлением дальнейшего развития жилищного строительства в Моргаушском районе является строительство многоквартирных жилых домов, в том числе экономического класса.
Муниципальной программой предусмотрено наращивание темпов ввода жилья по стандартам экономического класса. Данный показатель к 2020 году планируется довести до 86 процентов от общего объема ввода жилья.
Особое внимание уделяется к среде обитания, к комплексному освоению территории застройки. Совместно со строительством жилья формируется социальная жилая среда, чтобы семьи, ежегодно въезжающие в новые, светлые квартиры, имели возможность посещать современные спортивные комплексы, рядом были детские сады, общеобразовательные и медицинские организации, парк и другие объекты социальной инфраструктуры.
Уровень благоустроенности жилищного фонда инженерной инфраструктурой по Моргаушскому району Чувашской Республики составляет: водопроводом - 352,5 тыс. кв. м., водоотведением - 276 тыс. кв. м., отоплением - 734,6 тыс. кв. м., горячим водоснабжением - 129,7 тыс. кв. м., газом - 818,2 тыс. кв. м.
Жилищно-коммунальное хозяйство Моргаушского района Чувашской Республики по состоянию на 1 января 2013 г. имеет износ 3,2 тыс. кв. м. жилищного фонда.
По техническому состоянию к ветхому и аварийному жилищному фонду отнесено 2415,4 кв. м., что составляет 2% от всего имеющегося жилищного фонда.
В основном это здания постройки 1950-1960 годов с истекшим нормативным сроком эксплуатации, имеющие физический износ более 60%, не имеющие потребительскую стоимость на рынке жилья. Физически устаревшие и не соответствующие установленным санитарным и техническим требованиям здания не подлежат капитальному ремонту или реконструкции, однако занимают значительные площади.
Программа позволит определить пути решения проблемы и привлечения необходимого объема финансовых ресурсов. Программный метод решения проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда позволит обеспечить граждан, проживающих в таких домах, доступным жильем за счет консолидации средств бюджетов всех уровней, создания условий для привлечения внебюджетных источников.
Одной из причин неудовлетворительных темпов обновления коммунальной и инженерной инфраструктуры в сфере теплоснабжения является недостаточность средств в местном бюджете Моргаушского района, в собственности которых находятся инфраструктурные объекты, подлежащие реконструкции. При этом приток частных инвестиций в сферу теплоснабжения ограничен в связи с особенностями отрасли, немаловажными из которых являются высокая потребность в капитальных вложениях и длительные сроки окупаемости и, соответственно, возврата инвестиций.
Достигнутые результаты государственной жилищной политики и сложившаяся ситуация обусловливают необходимость определения новых стратегических целей и направлений государственной жилищной политики, направленных на преодоление диспропорций на рынке жилья и жилищного строительства, а также в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг и создания условий для удовлетворения жилищных потребностей и спроса на жилье различных категорий граждан, в том числе нуждающихся в государственной поддержке.
В рамках муниципальной программы необходимо мобилизовать все ресурсы (финансовые, земельные, организационные и др.), имеющиеся в распоряжении органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, а также государственных институтов (АИЖК, Фонд и Фонд РЖС), и обеспечить координацию использования этих ресурсов. Такой подход позволит повысить результативность и эффективность государственной жилищной политики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.