Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
(приложение)
Долгосрочная целевая программа
"Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений
в Ленинградской области на 2012-2014 годы"
(утв. постановлением Правительства Ленинградской области
от 12 марта 2012 г. N 71)
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Гармонизация межнациональных
и межконфессиональных отношений в Ленинградской области
на 2012-2014 годы"
Полное наименование |
Долгосрочная целевая программа "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области на 2012-2014 годы" (далее - Программа) |
Цели Программы |
Сохранение атмосферы взаимного уважения к национальным и конфессиональным традициям и обычаям народов, проживающих на территории Ленинградской области; формирование позитивного имиджа Ленинградской области как территории, комфортной для проживания представителей различных национальностей, а также как политически и социально-экономически стабильного региона для вложения инвестиций и ведения бизнеса |
Основные задачи Программы |
Создание научно-исследовательской базы в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, в том числе обеспечение проведения тематических научных, аналитических, социологических исследований; укрепление межэтнического и межконфессионального сотрудничества, в том числе посредством реализации совместных проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений; профилактика межнациональных и межконфессиональных конфликтов посредством информирования и просвещения жителей Ленинградской области о существующих национальных обычаях, традициях, культурах и религиях |
Входящие в состав Программы разделы |
Раздел 1. Организационно-правовое обеспечение сферы межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области 1.1. Мониторинг законодательства в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. 1.2. Разработка региональной правовой базы, регулирующей основные направления межнационального и межконфессионального взаимодействия в Ленинградской области. 1.3. Организация деятельности межнациональных, межконфессиональных, экспертных советов и иных коллегиальных органов. Раздел 2. Развитие национально-культурного взаимодействия представителей различных национальностей и конфессий, представленных на территории Ленинградской области 2.1. Организация проведения мероприятий, направленных на укрепление межнациональной и межконфессиональной солидарности среди жителей Ленинградской области. 2.2. Организация проведения конкурсов проектов по сохранению национальных традиций и религиозных обычаев среди национально-культурных, религиозных и иных общественных объединений. Раздел 3. Мероприятия, способствующие установлению гармоничных отношений мигрантов и постоянного населения Ленинградской области 3.1. Организация проведения мероприятий, направленных на социально-культурную адаптацию мигрантов в Ленинградской области. 3.2. Организация создания мобильной школы для просвещения населения и установления взаимного уважения мигрантов и постоянного населения Ленинградской области. 3.3. Организация функционирования мобильной школы для просвещения населения и установления взаимного уважения мигрантов и постоянного населения Ленинградской области (включая организацию выездов в муниципальные образования Ленинградской области). 3.4. Организация проведения проектно-изыскательских работ для создания Дома дружбы народов Ленинградской области. Раздел 4. Информационное сопровождение, научное и методическое обеспечение сферы межнациональных и межконфессиональных отношений 4.1. Формирование пресс-клуба для освещения этноконфессиональной тематики в средствах массовой информации Ленинградской области. 4.2. Организация создания и размещения в средствах массовой информации информационных материалов о многообразии национальных культур и религий на территории Ленинградской области. 4.3. Организация создания, изготовления и распространения тематического периодического издания, посвященного межнациональным и межконфессиональным отношениям в Ленинградской области. 4.4. Организация создания, изготовления и распространения социальной рекламы по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области. 4.5. Организация создания, издания и распространения полиграфической продукции, электронных презентаций по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области. 4.6. Организация осуществления научно-исследовательских, аналитических разработок по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области. 4.7. Организация проведения социологических исследований по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области. 4.8. Организация проведения конференций, круглых столов, семинаров по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений. 4.9. Организация проведения исследования объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе, с указанием источников финансирования |
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета Ленинградской области - 59 050,0 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 22 200,0 тыс. рублей, 2013 год - 18 000,0 тыс. рублей, 2014 год - 18 850,0 тыс. рублей |
Показатели эффективности Программы |
Программа имеет преимущественно социально ориентированный характер, поэтому показатели экономической и бюджетной эффективности определены как труднопрогнозируемые. Вместе с тем обеспечение гармоничной социально-политической обстановки на территории муниципальных образований будет способствовать укреплению позитивного имиджа Ленинградской области как инвестиционно привлекательного центра Северо-Западного региона, совмещение традиционного планирования мероприятий Программы с конкурсной системой отбора проектов позволит внедрить в сферу национальной политики новые социальные практики, расширить и совершенствовать этнокультурную и конфессиональную инфраструктуру в Ленинградской области. Показатели социальной эффективности: количество реализованных социально значимых мероприятий и проектов по вопросам развития национальных культур, духовного единства и межэтнического согласия, разработанных общественными объединениями Ленинградской области: 2012 год - 4 ед., 2013 год - 5 ед., 2014 год - 6 ед.; количество постоянного населения Ленинградской области и мигрантов, принявших участие в мероприятиях Программы: 2012 год - 2000 чел., 2013 год - 3000 чел., 2014 год - 3500 чел.; количество размещенных в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет, информационных сообщений (публикаций, аудио-, видеороликов, аудио-, телепередач), а также продукции социальной рекламы о традициях, культуре, истории, обычаях национальностей и религий, представители которых проживают на территории Ленинградской области: 2012 год - 12 ед., 2013 год - 15 ед., 2014 год - 17 ед. |
Основные индикаторы реализации Программы |
Раздел 1. Организационно-правовое обеспечение сферы межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области 1.1. Количество мониторингов законодательства в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений: 2012 год - 2 ед., 2013 год - 2 ед., 2014 год - 2 ед. 1.2. Количество разработанных нормативно-правовых и нормативных актов, регулирующих основные направления межнационального и межконфессионального взаимодействия в Ленинградской области: 2012 год - по мере необходимости, 2013 год - по мере необходимости, 2014 год - по мере необходимости. 1.3. Количество заседаний межнациональных, межконфессиональных, экспертных советов и иных коллегиальных органов: 2012 год - 2 ед., 2013 год - 2 ед., 2014 год - 2 ед. Раздел 2. Развитие национально-культурного взаимодействия представителей различных национальностей и конфессий, представленных на территории Ленинградской области 2.1. Количество мероприятий, направленных на укрепление межнациональной и межконфессиональной солидарности среди жителей Ленинградской области: 2012 год - 3 ед., 2013 год - 3 ед., 2014 год - 4 ед. 2.2. Количество конкурсов проектов по сохранению национальных традиций и религиозных обычаев среди национально-культурных, религиозных и иных общественных объединений: 2012 год - 1 ед., 2013 год - 1 ед., 2014 год - 1 ед. Раздел 3. Мероприятия, способствующие установлению гармоничных отношений мигрантов и постоянного населения Ленинградской области 3.1. Количество мероприятий, направленных на социально-культурную адаптацию мигрантов в Ленинградской области: 2012 год - 3 ед., 2013 год - 3 ед., 2014 год - 4 ед. 3.2. Количество созданных мобильных школ для просвещения населения и установления взаимного уважения мигрантов и постоянного населения Ленинградской области: 2012 год - 1 школа. 3.3. Количество экспозиций для обеспечения функционирования мобильной школы, созданной для просвещения населения и установления взаимного уважения мигрантов и постоянного населения Ленинградской области (выездов в муниципальные образования Ленинградской области): 2012 год - 1 экспозиция (18 выездов), 2013 год - 2 экспозиции (18 выездов), 2014 год - 18 выездов. 3.4. Количество проектно-изыскательских работ для создания Дома дружбы народов Ленинградской области: 2012 год - 1 ед. Раздел 4. Информационное сопровождение, научное и методическое обеспечение сферы межнациональных и межконфессиональных отношений 4.1. Количество сформированных пресс-клубов для освещения этноконфессиональной тематики в средствах массовой информации Ленинградской области: 2012 год - 1 пресс-клуб. 4.2. Количество созданных и размещенных в средствах массовой информации информационных материалов о многообразии национальных культур и религий на территории Ленинградской области: 2012 год - 25 ед., 2013 год - 30 ед., 2014 год - 35 ед. 4.3. Количество созданных, изготовленных и распространенных выпусков тематического периодического издания, посвященного межнациональным и межконфессиональным отношениям в Ленинградской области: 2012 год - 2 ед., 2013 год - 3 ед., 2014 год - 3 ед. 4.4. Количество тем, освещенных посредством создания, изготовления и распространения социальной рекламы по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области: 2012 год - 2 ед., 2013 год - 2 ед., 2014 год - 2 ед. 4.5. Количество созданной, изданной и распространенной полиграфической продукции, электронных презентаций по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области: 2012 год - 4 ед., 2013 год - 3 ед., 2014 год - 2 ед. 4.6. Количество научно-исследовательских, аналитических разработок по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области: 2012 год - 4 ед., 2013 год - 3 ед., 2014 год - 2 ед. 4.7. Количество тем социологических исследований по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области: 2012 год - 2 ед., 2013 год - 2 ед., 2014 год - 2 ед. 4.8. Количество конференций, круглых столов, конгрессов, семинаров по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений: 2012 год - 2 ед., 2013 год - 2 ед., 2014 год - 2 ед. 4.9. Количество исследований объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений: 2012 год - 1 исследование |
Основания для разработки Программы |
Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"; Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"; Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; Федеральный закон от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии"; Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"; Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"; Федеральный закон от 30 ноября 2010 года N 327-Ф3 "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"; Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года N 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года N 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"; постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 года N 217 "О мерах по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации"; Перечень поручений Президента Российской Федерации от 23 марта 2009 года N Пр-695ГС по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации; Перечень поручений Президента Российской Федерации от 27 февраля 2011 года N Пр-488 по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 11 февраля 2011 года (г. Уфа); приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 57 "Об организации работы по проведению мониторинга в сфере межнациональных отношений"; План мероприятий по проведению Второго международного десятилетия коренных народов мира в Ленинградской области в 2011-2014 годах, утвержденный Губернатором Ленинградской области 6 июня 2011 года. Кроме того, при разработке Программы учитывались Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, Декларация и Программа действий в области культуры мира, принятые резолюцией 53/243 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 1999 года |
Разработчик Программы |
Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области |
Срок разработки Программы |
2011 год |
Стоимость разработки Программы |
Программа разработана за счет текущего финансирования |
Представитель заказчика (координатор) Программы |
Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области |
Участники Программы |
Управление делами Правительства Ленинградской области, комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области. Исполнители работ по реализации мероприятий Программы определяются в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы |
Скоробогатов Владимир Александрович - председатель комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области, тел. 274-10-50 |
Система управления и контроль за выполнением Программы |
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - полномочный представитель Губернатора Ленинградской области в Законодательном собрании Ленинградской области. Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области осуществляет оперативный контроль за выполнением мероприятий Программы, обеспечивает информирование и организационное взаимодействие органов местного самоуправления муниципальных образований с органами исполнительной власти Ленинградской области в ходе реализации мероприятий Программы. Контроль за финансированием Программы осуществляет комитет финансов Ленинградской области. В соответствии с Порядком разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209, комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области представляет отчет о ходе реализации Программы ежеквартально в Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и комитет финансов Ленинградской области, ежегодно в Правительство Ленинградской области |
По-видимому, в тексте паспорта Программы допущена опечатка. Имеется в виду "Декларация принципов терпимости"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом
Разработка Программы обусловлена необходимостью поддержания стабильной общественно-политической обстановки в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на территории Ленинградской области.
Сфера этноконфессиональных отношений остается наиболее вероятным центром притяжения конфликтных настроений населения. При формировании региональной модели государственной национальной политики Ленинградской области учитывается, что в этническом многообразии заключается значительный потенциал для дальнейшего развития и продвижения региона. Признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям различных народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества будут способствовать созданию атмосферы взаимного уважения на территории Ленинградской области.
При существенном преобладании славянских народов население Ленинградской области этнически неоднородно. Вследствие различных темпов воспроизводства этнических групп и национального состава мигрантов для региона характерно изменение соотношения численности основных этносов. Специфика миграционных процессов, необходимость социально-культурной адаптации мигрантов свидетельствуют о наличии объективных предпосылок межэтнической напряженности.
По официальным данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Ленинградской области проживают представители более 80 национальностей. Большую часть населения составляют русские - 92,7 процента, в регионе проживают: украинцы - 2,0 процента, белорусы - 1,0 процента, татары - 0,5 процента, армяне - 0,4 процента, а также цыгане, евреи, карелы, чуваши, эстонцы, поляки, азербайджанцы, узбеки и другие. Наиболее крупными диаспорами Ленинградской области считаются узбекская, украинская, татарская, таджикская, китайская, молдавская, киргизская, азербайджанская, армянская, казахская, белорусская, башкирская, еврейская. Основной проблемой, возникающей при организации работы с диаспорами, является их многочисленность и разрозненность, а также низкий уровень образования и владения русским языком в отдельных сообществах. Низкий уровень этноконфессиональной культуры в обществе, отсутствие централизованных информационных ресурсов, предоставляющих объективную и актуальную информацию о действующих в Ленинградской области религиозных организациях и межнациональных группах, могут привести к активизации национализма и религиозного фундаментализма. Тем более, что в последнее время наблюдается рост количества и разнообразия религиозных и национальных организаций.
На территории Ленинградской области действуют 332 зарегистрированные религиозные организации, относящиеся к 18 конфессиям. Большинство религиозных организаций относятся к Русской Православной Церкви. Вместе с тем в регионе широко представлены современные религиозные организации, действующие на территории Российской Федерации. Так, в Ленинградской области действуют Римско-католическая и Армянская апостольская церкви и др. Активно осуществляют деятельность различные протестантские деноминации: лютеране, евангельские христиане-баптисты, христиане веры евангельской (пятидесятники), адвентисты седьмого дня и многие другие. Осуществляют деятельность мусульманские и иудейские религиозные организации. Вместе с тем на территории Ленинградской области официально зарегистрировано 54 общественные организации, в интересы которых входят этноконфессиональные отношения, значительная часть из них не осуществляет свою деятельность. В настоящее время развивается взаимодействие между общественными организациями, в интересы которых входят межнациональные и межконфессиональные отношения, формируются базы общественных и религиозных организаций, устанавливается сотрудничество, выявляются наиболее активные представители гражданского сообщества Ленинградской области, заинтересованные в исследовании этноконфессиональной проблематики в Ленинградской области. Интересы общественных организаций и национальных диаспор не ограничиваются культурной сферой. Они оказывают содействие соотечественникам в решении проблем, связанных с жилищной, социальной и языковой адаптацией на территории субъектов Российской Федерации, все активнее выступают в защиту их прав и интересов. В сложившихся условиях тесное взаимодействие с представителями национальных диаспор и религиозных организаций и объединений является одним из важнейших факторов поддержания стабильной, контролируемой миграционной обстановки.
Среди основных проблем сферы этноконфессиональных отношений в Ленинградской области следует отметить недостаточное взаимодействие национально-культурных автономий и религиозных организаций между собой, с органами исполнительной власти Ленинградской области, органами местного самоуправления. Реализация Программы будет способствовать развитию диалога религий и межнациональному миру на территории Ленинградской области. В связи с усилением миграционных потоков требуется выработка стратегии и создание механизмов адаптации к традиционным ценностям постоянного населения Ленинградской области. На фоне позитивных социально-экономических изменений миграционная обстановка в Ленинградской области оценивается как стабильная и контролируемая. Тем не менее пребывание на территории региона большого количества иностранных граждан оказывает существенное влияние на экономику, криминогенную обстановку и уровень социальной напряженности в обществе. В целях сохранения национальной и культурной идентичности представители различных национальностей зачастую объединяются в формальные и неформальные группы. Излишнее проявление национальной замкнутости, в первую очередь, в социально-производственной и общественно-политической сферах может негативно отразиться на межнациональной ситуации в Ленинградской области.
Разработка Программы обусловлена в том числе недостаточным использованием потенциала средств массовой информации для содействия свободному и открытому диалогу, обсуждения имеющихся проблем, преодоления безразличного отношения к группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость. Мероприятия Программы направлены на создание единого информационного пространства для пропаганды ценностей мира и согласия в Ленинградской области.
В целях комплексного решения проблем в межэтнической и межконфессиональной сферах необходимо использование программно-целевых методов, позволяющих заложить долгосрочную основу гармоничным межконфессиональным отношениям и позитивному развитию всех этносов, проживающих в регионе, в рамках единого российского социокультурного пространства.
Программа направлена на укрепление в Ленинградской области ценностей многонационального российского общества, соблюдение прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и межконфессионального согласия, включение российских и зарубежных мигрантов в новую для них культурную среду и систему социальных отношений, создание условий для профилактики межэтнических и межкультурных конфликтов, а также искоренения проявлений ксенофобии и мигрантофобии.
Реализация Программы позволит повысить уровень этноконфессиональной культуры жителей Ленинградской области, обеспечить толерантную среду в регионе посредством информирования и распространения знаний о традициях, истории национальностей и религий, укрепить взаимодействие между органами исполнительной власти Ленинградской области, органами местного самоуправления и общественностью Ленинградской области, сформировать позитивный имидж Ленинградской области как территории, комфортной для проживания представителей любой национальности и конфессии, стабильного и инвестиционно привлекательного региона.
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
сохранение атмосферы взаимного уважения к национальным и конфессиональным традициям и обычаям народов, проживающих на территории Ленинградской области;
формирование позитивного имиджа Ленинградской области как территории, комфортной для проживания представителей различных национальностей, а также как политически и социально-экономически стабильного региона для вложения инвестиций и ведения бизнеса.
Основными задачами Программы являются:
создание научно-исследовательской базы в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, в том числе обеспечение проведения тематических научных, аналитических, социологических исследований;
укрепление межэтнического и межконфессионального сотрудничества, в том числе посредством реализации совместных проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
профилактика межнациональных и межконфессиональных конфликтов посредством информирования и просвещения жителей Ленинградской области о существующих национальных обычаях, традициях, культурах и религиях.
3. Мероприятия Программы
В целях реализации целей и задач Программы разработан План мероприятий долгосрочной целевой программы "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области на 2012-2014 годы" (приложение 1 к Программе), который включает следующие разделы и подразделы:
Раздел 1. Организационно-правовое обеспечение сферы межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области
1.1. Мониторинг законодательства в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.
1.2. Разработка региональной правовой базы, регулирующей основные направления межнационального и межконфессионального взаимодействия в Ленинградской области.
1.3. Организация деятельности межнациональных, межконфессиональных, экспертных советов и иных коллегиальных органов.
Раздел 2. Развитие национально-культурного взаимодействия представителей различных национальностей и конфессий, представленных на территории Ленинградской области
2.1. Организация проведения мероприятий, направленных на укрепление межнациональной и межконфессиональной солидарности среди жителей Ленинградской области.
2.2. Организация проведения конкурсов проектов по сохранению национальных традиций и религиозных обычаев среди национально-культурных, религиозных и иных общественных объединений.
Раздел 3. Мероприятия, способствующие установлению гармоничных отношений мигрантов и постоянного населения Ленинградской области
3.1. Организация проведения мероприятий, направленных на социально-культурную адаптацию мигрантов в Ленинградской области.
3.2. Организация создания мобильной школы для просвещения населения и установления взаимного уважения мигрантов и постоянного населения Ленинградской области.
3.3. Организация функционирования мобильной школы для просвещения населения и установления взаимного уважения мигрантов и постоянного населения Ленинградской области (включая организацию выездов в муниципальные образования Ленинградской области).
3.4. Организация проведения проектно-изыскательских работ для создания Дома дружбы народов Ленинградской области.
Раздел 4. Информационное сопровождение, научное и методическое обеспечение сферы межнациональных и межконфессиональных отношений
4.1. Формирование пресс-клуба для освещения этноконфессиональной тематики в средствах массовой информации Ленинградской области.
4.2. Организация создания и размещения в средствах массовой информации информационных материалов о многообразии национальных культур и религий на территории Ленинградской области.
4.3. Организация создания, изготовления и распространения тематического периодического издания, посвященного межнациональным и межконфессиональным отношениям в Ленинградской области.
4.4. Организация создания, изготовления и распространения социальной рекламы по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области.
4.5. Организация создания, издания и распространения полиграфической продукции, электронных презентаций по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области.
4.6. Организация осуществления научно-исследовательских, аналитических разработок по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области.
4.7. Организация проведения социологических исследований по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области.
4.8. Организация проведения конференций, круглых столов, семинаров по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений.
4.9. Организация проведения исследования объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений.
Описание мероприятий и расчеты затрат на финансирование мероприятий долгосрочной целевой программы "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области на 2012-2014 годы" приведены в приложении 2 к Программе.
4. Обоснование мероприятий Программы
Анализ состояния и тенденций развития общественно-политической ситуации, особенности межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области определяют необходимость разработки долгосрочной целевой программы, предусматривающей систему мер и механизм реализации мероприятий, в целях повышения этноконфессиональной культуры населения Ленинградской области и формирования среды взаимного уважения в регионе. Стабильная этноконфессиональная обстановка в Ленинградской области позволяет предотвратить возможные проявления этнополитических и религиозных противоречий. Органы исполнительной власти Ленинградской области в рамках своих функциональных обязанностей реализуют мероприятия в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в целях недопущения проявлений этноконфессиональной конфликтности среди жителей Ленинградской области: комитет по культуре Ленинградской области регулирует вопросы поддержки народного творчества и национальных культур народов, проживающих на территории Ленинградской области, комитет общего и профессионального образования Ленинградской области - вопросы просвещения, повышения уровня знаний о различных народностях, представленных на территории Ленинградской области, преимущественно в образовательных учреждениях, а также вопросы формирования толерантного сознания, комитет по молодежной политике Ленинградской области - вопросы межкультурной коммуникации в молодежной среде, комитет по труду и занятости населения Ленинградской области - вопросы трудовой миграции на территории Ленинградской области, комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области - вопросы профилактики правонарушений, в том числе среди мигрантов, комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области - вопросы информационного противодействия терроризму, экстремизму и предупреждения межнациональных и межконфессиональных противоречий.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области осуществляют поддержку наиболее крупных мероприятий национально-культурной направленности.
Вместе с тем реализация органами исполнительной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления отдельных мероприятий в сфере этноконфессиональных отношений не обеспечивает проведения комплексной национальной политики в регионе. Реализация мероприятий Программы позволит создать научно-исследовательскую базу в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области и систематизировать имеющиеся данные, провести научно-исследовательские работы, проанализировать сведения, полученные в ходе социологических исследований, составить комплексную картину, на основании которой будет разрабатываться Концепция региональной национальной политики Ленинградской области.
Основаниями для разработки Программы являются: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", федеральные законы от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года N 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации", положения Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года N 909, положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 года N 217 "О мерах по реализации Концепции государственной национальной политики в Российской Федерации", Перечень поручений Президента Российской Федерации от 23 марта 2009 года N Пр-695ГС по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, Перечень поручений Президента Российской Федерации от 27 февраля 2011 года N Пр-488 по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 11 февраля 2011 года (г. Уфа), приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 57 "Об организации работы по проведению мониторинга в сфере межнациональных отношений", План мероприятий по проведению Второго международного десятилетия коренных народов мира в Ленинградской области в 2011-2014 годах, утвержденный Губернатором Ленинградской области 6 июня 2011 года, решение, принятое 8 сентября 2011 года на заседании Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации с участием представителей органов исполнительной власти Ленинградской области и религиозных организаций Ленинградской области о разработке в Ленинградской области пилотного проекта Концепции межнациональных и межконфессиональных отношений для использования субъектами Российской Федерации.
В целях налаживания системной работы в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области разработка Программы осуществлялась с учетом необходимости комплексного подхода, направленного на поддержание межнационального согласия и религиозного мира на территории Ленинградской области (в Ленинградской области проживают представители более 80 национальностей). При разработке Программы учитывались:
мероприятия, проводимые комитетом по культуре Ленинградской области, направленные на поддержку народного творчества и национальных культур народов, проживающих на территории Ленинградской области;
мероприятия долгосрочной целевой программы "Поддержка этнокультурной самобытности коренных народов, проживающих на территории Ленинградской области, на 2012-2014 годы" (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 14 февраля 2012 года N 47), ориентированные исключительно на коренные малочисленные народы - водь, ижору, вепсов, ингерманландских финнов, тихвинских карелов.
Кроме того, при разработке мероприятий Программы учитывались результаты выполнения планов мероприятий региональной целевой программы "Общество и власть" на 2008-2010 годы и долгосрочной целевой программы "Общество и власть" на 2010-2011 годы, принципы, изложенные в Концепции содействия развитию институтов гражданского общества и защиты прав человека в Ленинградской области на 2009-2011 годы, одобренной постановлением Правительства Ленинградской области от 16 апреля 2009 года N 105, и анализ состояния и тенденций развития общественно-политической ситуации в Ленинградской области.
Анализ результатов мероприятий по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений региональной целевой программы "Общество и власть" на 2008-2010 годы позволил определить степень эффективности мероприятий, способствующих гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области. Выявлена необходимость выделения в самостоятельный комплекс мероприятий, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального взаимопонимания, мероприятий по популяризации культурно-исторических традиций народов, проживающих на территории Ленинградской области. В качестве мер по распространению культуры согласия, национальной и конфессиональной терпимости в Ленинградской области предусмотрены разработка научной базы, совершенствование просветительской деятельности, пропаганда социально значимых ценностей, создание условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога посредством успешного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, бизнеса, научных, национальных, религиозных организаций и иных общественных объединений.
Программно-целевое планирование в сфере государственной национальной политики предусматривает включение в Программу принципиально новых проектов и комплексов мероприятий, направленных:
на проведение мониторингов и иных социологических исследований по ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, в том числе мониторинга формирующейся напряженности и предконфликтных ситуаций на местах;
на проведение тематических семинаров по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений с участием государственных и муниципальных служащих, в чьи служебные обязанности входят вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений, а также коммуникация и взаимодействие с гражданами из числа мигрантов и иммигрантов;
на разработку информационно-аналитических, справочных материалов и учебно-методических комплектов, содействующих укреплению мира и согласия на территории Ленинградской области;
на содействие созданию теле- и радиопрограмм, материалов в печатных средствах массовой информации, посвященных культуре и традициям этнических общностей и конфессий, опыту социально значимой деятельности религиозных и национальных объединений, представленных на территории Ленинградской области.
Выбор мероприятий и определение объемов финансирования обусловлены оценкой вклада мероприятий в решение задач и достижение целей Программы. Объемы финансирования Программы определены на основе средних цен на различные виды работ, услуг, существующих в Ленинградской области в период разработки Программы.
Поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, необходимых для реализации Программы, осуществляются на основании Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
5. Финансирование Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета Ленинградской области.
Общий объем финансирования Программы - 59 050,0 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 22 200,0 тыс. рублей, 2013 год - 18 000,0 тыс. рублей, 2014 год - 18 850,0 тыс. рублей.
По разделам Программы средства распределяются следующим образом:
Раздел 1. Организационно-правовое обеспечение сферы межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области - 1200,0 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 400,0 тыс. рублей, 2013 год - 400,0 тыс. рублей, 2014 год - 400,0 тыс. рублей;
Раздел 2. Развитие национально-культурного взаимодействия представителей различных национальностей и конфессий, представленных на территории Ленинградской области, - 7550,0 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 1850,0 тыс. рублей, 2013 год - 2450,0 тыс. рублей, 2014 год - 3250,0 тыс. рублей;
Раздел 3. Мероприятия, способствующие установлению гармоничных отношений мигрантов и постоянного населения Ленинградской области, - 11 650,0 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 4600,0 тыс. рублей, 2013 год - 3450,0 тыс. рублей, 2014 год - 3600,0 тыс. рублей;
Раздел 4. Информационное сопровождение, научное и методическое обеспечение сферы межнациональных и межконфессиональных отношений - 38 650,0 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 15 350,0 тыс. рублей, 2013 год - 11 700,0 тыс. рублей, 2034 год - 11 600,0 тыс. рублей.
Расчет потребности в бюджетных средствах произведен с учетом сложившегося объема финансовых затрат на реализацию мероприятий по межнациональным и межконфессиональным отношениям региональной целевой программы "Общество и власть" на 2008-2010 годы и долгосрочной целевой программы "Общество и власть" на 2010-2031 годы, бюджетных проектировок, показателя индекса-дефлятора, определенного Министерством экономического развития Российской Федерации для расчета показателей по долгосрочным целевым программам, обоснованных предложений, поступивших от участников торгов, и запросов котировок.
Финансирование из областного бюджета Ленинградской области мероприятий Программы позволит решить приоритетные задачи развития межнациональных и межконфессиональных отношений, в том числе повысить уровень этноконфессиональной культуры жителей Ленинградской области.
Динамика финансирования долгосрочной целевой программы "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области на 2012-2014 годы" приведена в приложении 3 к Программе.
6. Оценка социально-экономической эффективности мероприятий Программы.
Целевые задания и ожидаемые конечные результаты
Программа имеет преимущественно социально ориентированный характер, поэтому показатели экономической и бюджетной эффективности определены как труднопрогнозируемые. Вместе с тем обеспечение гармоничной социально-политической обстановки на территории муниципальных образований будет способствовать укреплению позитивного имиджа Ленинградской области как инвестиционно привлекательного центра Северо-Западного региона, совмещение традиционного планирования мероприятий Программы с конкурсной системой отбора проектов позволит внедрить в сферу национальной политики новые социальные практики, расширить и совершенствовать этнокультурную и конфессиональную инфраструктуру в Ленинградской области.
Таким образом, бюджетная эффективность Программы достигается за счет комплексного подхода к решению задач Программы, предусматривающего реализацию сбалансированной государственной национальной политики на региональном уровне.
Экономическая эффективность Программы достигается путем укрепления позитивного имиджа Ленинградской области в Российской Федерации и мировом сообществе, что способствует привлечению новых инвесторов, увеличению количества реализуемых на территории Ленинградской области бизнес-проектов, повышению привлекательности региона для туристов.
Социальная эффективность Программы заключается в воздействии мероприятий Программы на жителей Ленинградской области, включая представителей национальных общин и традиционных религиозных организаций, и оценивается с использованием косвенных показателей, характеризующих охват мероприятиями Программы жителей Ленинградской области, представителей средств массовой информации, национальных и религиозных организаций, прочих заинтересованных лиц и организаций.
Реализация Программы будет способствовать совершенствованию системы методических, правовых, идеологических, организационных механизмов противодействия межнациональной и религиозной нетерпимости, усилению координации деятельности органов исполнительной власти и общественных институтов в проведении единой политики в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на территории Ленинградской области, а также позволит:
реализовать социально значимые мероприятия и проекты по вопросам развития национальных культур, духовного единства и межэтнического согласия, разработанные общественными объединениями Ленинградской области: 2012 год - 4 ед., 2013 год - 5 ед., 2014 год - 6 ед.;
обеспечить количество постоянного населения Ленинградской области и мигрантов, принимающих участие в мероприятиях Программы: 2012 год - 2000 чел., 2013 год - 3000 чел., 2014 год - 3500 чел.;
разместить в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет, информационные сообщения (публикации, аудио-, видеоролики, аудио-, телепередачи), а также продукцию социальной рекламы о традициях, культуре, истории, обычаях национальностей и религий, представители которых проживают на территории Ленинградской области: 2012 год - 12 ед., 2013 год - 15 ед., 2014 год - 17 ед.
При определении содержания мероприятий Программы учтена необходимость создания условий для удовлетворения этнокультурных и конфессиональных потребностей проживающих на территории Ленинградской области народов, что является исполнением государственных обязательств, установленных федеральным законодательством в сфере обеспечения прав человека и гражданина на национальное и конфессиональное самоопределение и развитие.
Оценка эффективности Программы будет производиться на основе использования системы целевых индикаторов, включающей комплексные индикаторы, индикаторы по приоритетным направлениям, которая обеспечит мониторинг динамики изменений в сфере национальных и конфессиональных отношений за отчетный период с целью уточнения мероприятий Программы на следующий год.
Достижение положительных результатов на всех этапах реализации Программы обеспечивается системным анализом, комплексным подходом к планированию и реализации мероприятий Программы, мониторингом текущих, промежуточных и итоговых результатов. Механизм оценки эффективности результатов предполагает реализацию мероприятий, способствующих соблюдению этноконфессиональных гарантий и прав проживающих на территории Ленинградской области народов, а также принятие своевременных мер, обеспечивающих наличие условий поддержания национального и конфессионального мира на территории Ленинградской области.
Методика расчета показателей эффективности по индикаторам долгосрочной целевой программы "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области на 2012-2014 годы" приведена в приложении 4 к Программе.
Основные индикаторы (целевые показатели) реализации Программы
и их планируемые значения
Наименование индикатора (целевого показателя) |
Единица измерения |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раздел 1. Организационно-правовое обеспечение сферы межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области | ||||
1.1. Количество мониторингов законодательства в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений |
Ед. |
2 |
2 |
2 |
1.2. Количество разработанных нормативно-правовых и нормативных актов, регулирующих основные направления межнационального и межконфессионального взаимодействия в Ленинградской области |
Ед. |
По мере необходимости |
||
1.3. Количество заседаний межнациональных, межконфессиональных, экспертных советов и иных коллегиальных органов |
Ед. |
2 |
2 |
2 |
Раздел 2. Развитие национально-культурного взаимодействия представителей различных национальностей и конфессий, представленных на территории Ленинградской области | ||||
2.1. Количество мероприятий, направленных на укрепление межнациональной и межконфессиональной солидарности среди жителей Ленинградской области |
Ед. |
3 |
3 |
4 |
2.2. Количество конкурсов проектов по сохранению национальных традиций и религиозных обычаев среди национально-культурных, религиозных и иных общественных объединений |
Ед. |
1 |
1 |
1 |
Раздел 3. Мероприятия, способствующие установлению гармоничных отношений мигрантов и постоянного населения Ленинградской области | ||||
3.1. Количество мероприятий, направленных на социально-культурную адаптацию мигрантов в Ленинградской области |
Ед. |
3 |
3 |
4 |
3.2. Количество созданных мобильных школ для просвещения населения и установления взаимного уважения мигрантов и постоянного населения Ленинградской области |
Ед. |
1 |
0 |
0 |
3.3. Количество экспозиций для обеспечения функционирования мобильной школы, созданной для просвещения населения и установления взаимного уважения мигрантов и постоянного населения Ленинградской области (выездов в муниципальные образования Ленинградской области) |
Эксп. (выезд.) |
1 (18) |
2 (18) |
0 (18) |
3.4. Количество проектно-изыскательских работ для создания Дома дружбы народов Ленинградской области |
Ед. |
1 |
0 |
0 |
Раздел 4. Информационное сопровождение, научное и методическое обеспечение сферы межнациональных и межконфессиональных отношений | ||||
4.1. Количество сформированных пресс-клубов для освещения этноконфессиональной тематики в средствах массовой информации Ленинградской области |
Ед. |
1 |
0 |
0 |
4.2. Количество созданных и размещенных в средствах массовой информации информационных материалов о многообразии национальных культур и религий на территории Ленинградской области |
Ед. |
25 |
30 |
35 |
4.3. Количество созданных, изготовленных и распространенных выпусков тематического периодического издания, посвященного межнациональным и межконфессиональным отношениям в Ленинградской области |
Ед. |
2 |
3 |
3 |
4.4. Количество тем, освещенных посредством создания, изготовления и распространения социальной рекламы по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области |
Ед. |
2 |
2 |
2 |
4.5. Количество созданной, изданной и распространенной полиграфической продукции, электронных презентаций по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области |
Ед. |
2 |
2 |
2 |
4.6. Количество научно-исследовательских, аналитических разработок по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области |
Ед. |
4 |
3 |
2 |
4.7. Количество тем социологических исследований по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области |
Ед. |
2 |
2 |
2 |
4.8. Количество конференций, круглых столов, конгрессов, семинаров по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений |
Ед. |
2 |
2 |
2 |
4.9. Количество исследований объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений |
Ед. |
1 |
0 |
0 |
7. Состав, функции и полномочия участников Программы
Представителем заказчика и координатором Программы является комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области. Главным распорядителем бюджетных средств, предназначенных для реализации мероприятий Программы, является управление делами Правительства Ленинградской области.
Для выполнения функции управления Программой комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области проводит по мере необходимости рабочие совещания с участием представителей заинтересованных органов исполнительной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления, рассматривает предложения органов исполнительной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления о возможной корректировке мероприятий Программы, привлекает экспертов в области научных тематических исследований, представителей общин, национальных, общественных и религиозных организаций Ленинградской области.
Для проведения мероприятий Программы, предусматривающих финансирование из областного бюджета, заключаются договоры (государственные контракты) между получателем бюджетных средств и исполнителем мероприятий, определяющие взаимные права и обязанности, сроки исполнения и объемы финансирования.
Управление делами Правительства Ленинградской области как главный распорядитель бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, осуществляет финансовый контроль за реализацией мероприятий Программы и вправе требовать от исполнителей работ финансовый отчет о ходе выполнения мероприятия.
8. Контроль за реализацией Программы
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - полномочный представитель Губернатора Ленинградской области в Законодательном собрании Ленинградской области.
Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области осуществляет оперативный контроль за выполнением мероприятий Программы, обеспечивает информирование и организационное взаимодействие органов местного самоуправления муниципальных образований с органами исполнительной власти Ленинградской области в ходе реализации мероприятий Программы.
Контроль за финансированием Программы осуществляет комитет финансов Ленинградской области.
В соответствии с Порядком разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209, комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области представляет отчет о ходе реализации Программы ежеквартально в Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и комитет финансов Ленинградской области, ежегодно - в Правительство Ленинградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.