Решение Ленинградского областного суда
от 27 сентября 2013 г. N 3-46/13
Санкт-Петербург 27 сентября 2013 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
с участием прокурора Кичаевой О.А.,
при секретаре Поспеловой М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Торшина В.Ю. и Веденеева Л.А. о признании недействующим в части постановления правительства Ленинградской области от 30 декабря 2010 года N 383 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области",
установил:
постановлением правительства Ленинградской области от 30 декабря 2010 года N 383 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области согласно приложениям 1 и 2.
Постановлением правительства Ленинградской области от 17.09.2012 N 292 внесены изменения в таблицу 1 приложения 2 названного выше постановления.
В приложении N 1 в действующей редакции содержится таблица с результатами государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области с указанием удельных показателей кадастровой стоимости земель по муниципальным районам и по Ленинградской области. Согласно названной таблице не установлены удельные показатели кадастровой стоимости земель дачных объединений (в минимальном, среднем и максимальном значении) для Бокситогорского, Волховского, Гатчинского, Киришского, Кировского, Лужского, Подпорожского, Сланцевского и Тихвинского муниципальных районов. В строке 18 таблицы определены, в том числе, удельные показатели кадастровой стоимости земель дачных объединений по Ленинградской области в минимальном, среднем и максимальном значении соответственно: 104,31; 672,93; 753,60.
В сноске в приложении 1 под значком <*> указано, что в соответствии с пунктом 2.1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2008 года N 222 (с изменениями), в случае образования нового или выявления ранее учтенного садоводческого, огороднического или дачного объединения кадастровая стоимость земельного участка в составе объединения определяется путем умножения среднего для муниципального района (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего объединения на площадь земельного участка.
В приложении 2 (в действующей редакции) содержатся средние значения показателей кадастровой стоимости садоводческих, огороднических объединений.
Названное постановление правительства Ленинградской области (с последующими изменениями) опубликовано в официальном издании Ленинградской области - "Вестник Правительства Ленинградской области" и является действующим.
Торшин В.Ю. и Веденеев Л.А. обратились в Ленинградский областной суд с заявлением, в котором просят признать недействующим постановление правительства Ленинградской области от 30 декабря 2010 года N 383 "Об утверждении результатов государственной оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области в части утверждения среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м. земельного участка дачных объединений по Ленинградской области в размере 672 руб.93 коп.
В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> Постановлением администрации муниципального образования Подпорожского городского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области от 05.04.2011 вид разрешенного использования земельных участков изменен: вместо вида: "для сельскохозяйственного производства" установлен вид "для дачного строительства". Как следует из представленных выписок из государственного кадастра недвижимости, среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земли за 1 кв. м (далее СЗУПКСЗ) названных земельных участков составило - 672,93 руб. за 1 кв. м. При этом, СЗУПКСЗ превышает среднюю рыночную стоимость 1 кв. м земельных участков в 33,66 раза (средняя рыночная стоимость - 19,99 руб.). Оспариваемым постановлением в нарушение ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации не установлены СЗУПКСЗ по каждому муниципальному району; неясен порядок и принцип расчета СУПКСЗ по Ленинградской области. Согласно позиции заявителей, СЗУПКСЗ по Ленинградской области мог быть определен только при условии установления СЗУПКСЗ по каждому муниципальному району, что оспариваемым постановлением не сделано. В результате неправомерно увеличилось СЗУПКСЗ над средним значением рыночной стоимости земли (в 33,66 раза).
Согласно абзацу 2 Приложения 1 постановления правительства Ленинградской области от 30.12.2010 N 383 СЗУПКСЗ применим только в отношении вновь образованных новых или выявленных ранее учтенных земельных участков. Постановление правительства Ленинградской области от 30.12.2010 N 383 не предусматривает применение СЗУПКСЗ к земельным участкам с измененным видом разрешенного использования. Основания, предусмотренные пунктом 2.1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утверждены приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222), которыми в оспариваемом постановлении правительством Ленинградской области обосновано утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель, не применимо в отношении земельных участков с измененным видом разрешенного использования, к которым и относятся земельные участки заявителей. Определение кадастровой стоимости земельных участков заявителей должно производиться в соответствии с п. 2.3.1 названных Методических указаний, а не на основании СЗУПКСЗ по Ленинградской области, установленного приложением 1 оспариваемого постановления.
Содержание изложенного в постановлении правительства Ленинградской области от 30.12.2010 N 383 пункта 2.1.2 названных Методических указаний искажено, так как названный пункт Методических указаний не содержит слов "... или выявления ранее учтенного...". Государственная кадастровая оценка земель проведена с нарушением положений и норм Федерального закона от N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ). При проведении государственной кадастровой оценки земель дачных объединений должны быть соблюдены пункты 5, 8, 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316. С учетом того, что постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 356 утверждено среднее значение удельного показателя стоимости 1 кв. м земельного участка - для дачных объединений в дер. Мятусово Подпорожского муниципального района Ленинградской области в размере 28, 76 руб., то в соответствии с п. 8 указанных выше Правил СЗУПКСЗ 1 кв. м. земельных участков заявителей должен быть таким же. Такой расчет согласуется и с требованиями п.п. 1.3, 1.4 указанной Методики. Утвержденные оспариваемым постановлением СЗУПКСЗ дачных объединений по Ленинградской области противоречит пунктам 2 и 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", в части определения того, что включает в себя понятие "кадастровая стоимость недвижимости". Оспариваемое постановление правительства Ленинградской области принято с нарушением статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации в части вступления его в законную силу. Принятие оспариваемого постановления привело к увеличению налоговой базы и размера земельного налога в 241,19 раза. Существенное увеличение кадастровой стоимости земельных участков в течение одного налогового периода при неизменности их характеристик является экономически неоправданным и нарушает права заявителей.
В дальнейшем, в ходе судебного разбирательства по делу заявители неоднократно изменяли заявленные требования (в судебном заседании от 22.08.2013, в заявлении, поступившем в суд 03.09.2013, в судебном заседании 12.09.2013).
В письменных объяснениях суду представитель заявителей Кручинин А.В. дополнительно отмечает, что, несмотря на то, что техническим заданием на исполнителя работ была возложена обязанность произвести расчет рыночной стоимости земельных участков, данный расчет в отчете не представлен. Из приложения 1 к оспариваемому постановлению следует, что Ленинградская область включена в перечень муниципальных районов. Оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям ст.ст. 8, 9, 71 Конституции РФ, ст.ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 3, 389, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, п.п. 5, 8, 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, п.п.2.3 ФСО N 4, п. 10 ФСО N 2, п. 2.3.1 Приказа Минэкономразвития России) от 12.08.2006 N 222.
В судебном заседании 25.09.2013 заявители и их представитель Кручинин А.В. просят признать недействующим постановление правительства Ленинградской области от 30 декабря 2010 года N 383 "Об утверждении результатов государственной оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области" в части утверждения среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м. земельного участка дачных объединений по Ленинградской области в размере 672 руб.93 коп.
В судебном заседании представитель заявителей Кручинин А.В. просит признать недействующим постановление правительства Ленинградской области от 30.12.2010 N 383 по всем изложенным в заявлении и в письменных объяснениях основаниям. Дополнительно отмечает, что суд должен в полном объеме проверить оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, независимо от заявленных доводов. Полагает, что по своему содержанию оспариваемые положения постановления правительства Ленинградской области носят неопределенный характер и вызывают неоднозначное толкование (неоднозначно определены объекты регулируемых им правоотношений). СЗУПКСЗ по Ленинградской области не соответствует по своему содержанию значению среднего показателя, так как при его определении не учтены значения более половины средних удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков дачных объединений по муниципальным районам. Не представлено доказательств однозначности, обоснованности и определенности СЗУПКСЗ в размере 672 руб. 93 коп. за 1 кв. м. Представитель полагает, что несоответствие действий по оценке земельных участков законодательству, установлено. Правительство Ленинградской области не имело право утверждать средний удельный показатель по субъекту Российской Федерации.
В судебном заседании Веденеев Л.А. просит признать недействующим постановление правительства Ленинградской области от 30.12.2010 N 383 по всем изложенным в заявлении и в письменных объяснениях основаниям. Отмечает, что показатель в размере 672 руб. 93 коп. (с учетом показателей, утвержденных постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 356) противоречит ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Полагает, что оспариваемое постановление вводит дополнительный налог на землевладельцев девяти районов Ленинградской области. По мнению заявителя, отчет о проведении кадастровой оценки выполнен с грубыми нарушениями.
В судебном заседании Торшин В.Ю. поддерживает заявление, а также все доводы, приведенные представителем и Веденеевым Л.А.
В письменных возражениях представитель правительства Ленинградской области Яковлева Н.Н. просит в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят правительством Ленинградской области в пределах предоставленных полномочий в соответствии с требованиями законодательства. Оспариваемый нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации не является нормативным правовым актом о налогах и сборах, так как не регулирует вопросы установления, взимания налогов и сборов. Положения Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ в данном случае неприменимы в силу ст. 5 названного Федерального закона Утверждение заявителя о несоответствии оспариваемого постановления положениям приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 необоснованно, так как данный приказ не регулирует спорные правоотношения. Указание в оспариваемом постановлении на приказ Минэкономразвития является примечанием, справочной информацией, но не нормой, устанавливающей порядок определения кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель правительства Ленинградской области Яковлева Н.Н. просит в удовлетворении заявления отказать по изложенным в нем доводам. Отмечает, что оспариваемое постановление принято в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307, ссылка в пояснительной записке на применение Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222, ошибочна. В части вступления в законную силу оспариваемое постановление соответствует областному законодательству. Правила проведения государственной кадастровой оценки Росреестром соблюдены. В ходе подготовки был выбран исполнитель, по окончанию работ представлен отчет, имеется акт проверки отчета Росреестром. Запрета на установление данных по субъекту Российской Федерации в законодательстве не имеется. Форма отчета в части обобщения результатов оценки применяется по всем видам оценки, утвержденным приказом Роснедвижимости от 18.04.2008 N П/0114. Оценке подлежат только те объекты, которые включены в перечень объектов кадастровой оценки. По существу, заявители оспаривают применение оспариваемого постановления.
В заключении участвующий в деле прокурор Кичаева О.А. считает, что в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать, так как оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением требований, предъявляемых федеральным законодательством к принятию таких актов и с соблюдением установленной процедуры. Отмечает, что кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителям, оспариваемым постановлением не утверждалась. Земельные участки, принадлежащие заявителям, не входят ни в одно из дачных объединений и имеют вид разрешенного использования "для дачного строительства". Оспариваемым нормативным правовым актом регулируются вопросы определения кадастровой стоимости исключительно тех земельных участков, которые входят в состав соответствующих объединений граждан. Поэтому, к земельным участкам, не входящим в состав таких объединений положения оспариваемого постановления не должны применяться. Следовательно, права заявителей оспариваемым постановлением не нарушаются.
Изучив материалы дела, заслушав Торшина В.Ю. и Веденеева Л.А. и их представителя Кручинина А.В., представителя правительства Ленинградской области Яковлеву Н.Н., заключение участвующего в деле прокурора Кичаевой О.А., исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, заслушав заключение специалистов - представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области ФИО 15. и ФИО 17 допросив свидетеля ФИО 18., обозрев Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений Ленинградской области по состоянию на 01.01.2008 (том 1 "Основная книга", том 2 "Приложение", книгу 42 "Подпорожский район" тома 3 "Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений Ленинградской области"), суд приходит к следующему.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
На уровне Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, о которых возник спор, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ (с последующими изменениями) и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого постановления) для установления кадастровой стоимости участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району.
В соответствии с ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса российской Федерации (в действующей редакции, вступившими в силу с 01.09.2013) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 для проведения работ по государственной оценке земель привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством (пункт 1). Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет (пункт 3) и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, ввиду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Приказом Федеральной службы земельного кадастра России (Росземкадастр) от 26 августа 2002 г. N П/307 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, приказом от 28 июня 2007 г. N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно пункту 4 Регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовку документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков Российской Федерации; выбор исполнителя работ по кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Пунктами 9.1, 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации. Проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков на соответствие методическим указаниям осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр).
После получения указанных сведений и акта проверки территориальный орган исполнительной власти Росреестра по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 3, статьи 39 Устава Ленинградской области Правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом исполнительной власти Ленинградской области, входит в систему органов исполнительной власти Ленинградской области и принимает нормативные правовые акты в виде постановлений.
Судом установлено, что согласно 2 июня 2000 г. губернатором Ленинградской области вынесено распоряжение N 250-рг "Об организации проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Ленинградской области", которым предписано уполномоченному комитету организовать в 2000-2001 проведение государственной кадастровой оценки земель на территории Ленинградской области с подготовкой необходимых нормативных правовых актов и разработкой порядка и программы проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Ленинградской области.
22 декабря 2006 года постановлением правительства Ленинградской области N 330 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области.
10 июня 2008 года по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области заключен государственный контракт N 9/08 на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Ленинградской области с ОАО "Земельные ресурсы". Приложением к указанному контракту являлось техническое задание, в котором целью проведения работ указано определение кадастровой стоимости 350000 земельных участков в составе садоводческих, огороднических и дачных объединений. Пунктом 4.4 названного Технического задания, в том числе предусмотрено, что в содержание указанных работ входит расчет средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе садоводческих, огороднических и дачных объединений для муниципальных образований. Из пункта 4.7 Технического задания следует, что в результате выполнения работ надлежит составить отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в субъекте Российской Федерации. Результаты работ надлежало оформить в виде отчета в соответствии с типовой структурой отчета, утвержденной Роснедвижимостью (п. 5.2 Технического задания).
26.10.2009 ОАО "<данные изъяты>" составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений Ленинградской области. Как следует из п. 1.2 тома 1 отчета правовой основой проведения государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений явились, в том числе: Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Приказ Минэкономразвития от 20.07.2007 N 255 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", Приказ Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений". В оглавлении тома 1 указано, что приложением 7 к отчету являются средние значения УПКСЗ приказ МРЭТ 222, а приложением 8 - обобщенные показатели ГКОЗ СОД. В п. 3.4 Отчета (том 1, стр.64) оговорено, что в целях реализации п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации и приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений представлены в таблице 1 приложения 7 Отчета. В целях анализа результатов определения кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений на территории субъекта Российской Федерации сформирована таблица 1 приложения 8 отчета: "обобщенные результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений".
В томе 2 данного отчета (приложения) имеются таблицы:
- средние значения показателей кадастровой стоимости садоводческих, огороднических и дачных объединений (с удельными показателями кадастровой стоимости земель с разбивкой по каждому садоводческому, огородническому и дачному объединению);
- обобщенные результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, содержащей УПКСЗ садоводческих и огороднических объединений и УПКСЗ дачных объединений (в минимальном, среднем и максимальном значении) по муниципальным районам Ленинградской области и по Ленинградской области. В данной таблице отсутствуют УПКСЗ дачных объединений по Волосовскому, Волховскому, Гатчинскому, Киришскому, Кировскому, Лужскому, Подпорожскому, Сланцевскому и Тихвинскому муниципальным районам.
В томе 3 отчета содержатся результаты государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений по Ленинградской области".
Согласно акту проверки N 5, проведенной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии с 20 ноября 2009 года по 1 декабря 2009 года, отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений на территории Ленинградской области соответствует Методике государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307. Перечень выявленных нарушений отсутствует.
04.12.2009 названный акт проверки с обобщенными результатами государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений направлен из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Управление Роснедвижимости по Ленинградской области.
19 ноября 2010 года Управлением Росреестра по Ленинградской области в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил государственной кадастровой оценки земель" правительству Ленинградской области направлено представление N 10721 с результатами государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области по состоянию на 01.01.2008 для их утверждения в установленном порядке правительством Ленинградской области. Приложением к данному представлению являлись: пояснительная записка на 3 листах; результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области на 98 листах.
Представленные результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области состояли из:
- обобщенных результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в виде таблицы, содержащей УПКСЗ садоводческих и огороднических объединений, УПКСЗ дачных объединений с разбивкой по муниципальным районам Ленинградской области и в целом по субъекту Российской Федерации - Ленинградская область в минимальных, средних и максимальных значениях, в таблице отсутствуют УПКСЗ дачных объединений по Бокситогорскому, Волховскому, Гатчинскому, Киришскому, Кировскому, Лужскому, Подпорожскому, Сланцевскому и Тихвинскому муниципальным районам;
- средних значений показателей кадастровой стоимости садоводческих, огороднических объединений;
- текста под значком: <*> следующего содержания: "в соответствии с пунктом 2.1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222 (с изменениями), в случае образования нового, выявления ранее учтенного земельного участка в составе объединения определяется путем умножения среднего для муниципального района (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего объединения на площадь земельного участка".
В пояснительной записке к проекту постановления правительства Ленинградской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений на территории Ленинградской области" отражено, что государственная кадастровая оценка земель садоводческих, огороднических и дачных объединений выполнена в соответствии с "Методикой государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений", утвержденной приказом Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307 и согласно Техническим указаниям по государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденных Росземкадастром 05.06.2002 с использованием специального программного обеспечения на основании государственного контракта N 9/08 от 10.06.2008. Результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений представлены в таблицах 1-2 приложения 2 к проекту. Обобщенные результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений рассчитаны в соответствии с "Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", утвержденных приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222. Результаты представлены в разрезе муниципальных районов Ленинградской области в приложении 1 к проекту постановления.
В названной пояснительной записке также содержится вывод о том, что в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов. Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан, не попавших в перечни по состоянию на 01.01.2008, вновь образованных, претерпевших изменения названных объединений граждан будет определяться с использованием указанной нормы.
Постановлением правительства Ленинградской области от 30 декабря 2010 года N 383 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области.
В соответствии с протоколом проверки Управления Росреестра по Ленинградской области от 31.12.2010 N 1 результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области, утвержденные правительством Ленинградской области, признаны соответствующими результатам государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области, представленным на утверждение.
Участвующий в деле в качестве специалиста представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области ФИО 15 пояснила суду, что государственная кадастровая оценка земель садоводческих, огороднических и дачных объединений на территории Ленинградской области проведена в соответствии с приказом Росземкадастра от 26.08.2002 N П\307, Административным регламентом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316. Кадастровая оценка проводилась на основании перечня объектов недвижимости, сформированного на январь 2008 года. Для районов, где отсутствовали дачные объединения, средний удельный показатель кадастровой стоимости земель дачных объединений не мог быть рассчитан. Так как на тот период в Подпорожском районе Ленинградской области вне населенных пунктов отсутствовали дачные объединения, то удельный показатель кадастровой стоимости земель дачных объединений и не рассчитывался. Отчет был составлен в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Роснедвижимости от 18.04.2008 N П/0114. Методические указания, утвержденные приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222, при проведении оценки не учитывались. Пунктами 2.1.2, 2.3.5, 2.3.3 названных Методических указаний предусмотрена возможность применения среднего значения удельного показателя по субъекту Российской Федерации при отсутствии соответствующих показателей по району. По аналогии с п. 2.3.3 названного указания среднее значение удельного показателя по субъекту применяется и в случаях, предусмотренных п. 2.3.1 названных Методических указаний.
В данном случае, при расчете кадастровой стоимости земельных участков заявителей надлежит руководствоваться п. 2.3.1 Методических указаний (утвержденных приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222) с применением по аналогии среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений по Ленинградской области.
Участвующий в деле в качестве специалиста представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Александрова О.С. данные пояснения полностью поддержала.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО 18 показала, что до 2010 года работала в управлении по Ленинградской области и сопровождала кадастровую оценку земель садоводческих, огороднических и дачных объединений на территории Ленинградской области. Расчет производился на основании Методики, утвержденной приказом Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307. Если не рассчитан показатель по району, значит не было объектов оценки на момент проведения работ. В случае отсутствия показателя по району применяется показатель по области. Как видно из отчета кластеризация проводилась в тех районах, где это было возможно. Среднее значение удельного показателя - это среднее медианное значение, которое рассчитывается с помощью специального программного обеспечения при соблюдении методики. Никаких расхождений в использовании нормативных правовых актов оценщиками и правительством Ленинградской области не было.
Из материалов дела следует, что Торшин В.Ю. является собственником земельных участков N, Веденеев Л.А. является собственником земельных участков N, расположенных по адресу: <адрес>. Данные земельные участки относятся к категории земель: для сельскохозяйственного назначения.
Перечисленные земельные участки были приобретены заявителями в собственность в 2010 году с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Постановлением администрации муниципального образования Подпорожского городского поселения Подпорожского муниципального района от 05.04.2011 N 67 вид разрешенного использования указанных земельных участков изменен, вместо вида: "для сельскохозяйственного производства" установлен вид: для дачного строительства.
Таким образом, указанные земельные участки относятся к земельным участкам с измененным видом использования.
Изучив и исследовав представленные по делу доказательства, в частности, отчет, акт проверки, представление, пояснительную записку, текст оспариваемого нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, протокол проверки, заключения специалистов, показания свидетеля, суд считает, что государственная кадастровая оценка земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан, утвержденная названным актом субъекта российской Федерации проведена в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 136, приказом Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307, утвердившим Методику государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений и приказом Роснедвижимости от 18.04.2008 N П/0114.
Как следует из технического задания, приведенных выше положений Отчета, представления и пояснительной записки, в целях реализации положений п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области была составлена таблица, содержащая удельные показатели кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических объединений и удельные показатели кадастровой стоимости земель дачных объединений с разбивкой по муниципальным районам и по Ленинградской области в минимальном, среднем и максимальном значении. При этом, удельные показатели кадастровой стоимости земель дачных объединений по Бокситогорскому, Волховскому Гатчинскому, Киришскому, Кировскому, Лужскому, Подпорожскому, Сланцевскому и Тихвинскому муниципальным районам не установлены.
Анализ текста под значком <*> в представлении от 19.11.2010, текста под значком <*> в приложении 1 к постановлению правительства Ленинградской области от 30.12.2010 N 383 свидетельствует о том, что в указанных текстах имеется идентичное цитирование п. 2.1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222.
Именно в ряде пунктов (в том числе и в п. 2.1.2) названных Методических указаний упоминается о допустимости применения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель по субъекту Российской Федерации в случае отсутствия соответствующего показателя по району.
Довод заявителя о том, что приведенный в приложении 1 постановления правительства Ленинградской области от 30.12.2010 N 383 текст названного выше пункта 2.1.2 Методических рекомендаций искажен, является необоснованным, не соответствует содержанию указанного текста.
В этой связи, суд соглашается с позицией представителя правительства Ленинградской области о том, что приведенный под значком <*> в приложении 1 к постановлению правительства Ленинградской области от 30.12.2010 N 383 текст пункта 2.1.2 Методических рекомендаций носит справочный характер и не меняет содержание данного пункта Методических рекомендаций.
Исследовав представленные тома вышеуказанного Отчета, акт проверки от 20.11.2009-01.12.2009 уполномоченного органа, представление от 19.11.2010 уполномоченного органа, оспариваемый нормативный правовой акт, протокол проверки уполномоченного органа от 31.12.2010, заключение специалистов и показания свидетеля, суд считает, что порядок осуществления административных процедур, предусмотренный Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития N 215 от 28 июня 2007 года соблюден, что участниками процесса, по существу, не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.
Отчет же об определении кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений Ленинградской области заявителями в установленном порядке не оспаривался.
С учетом изложенного суд считает, что неустановление удельных показателей кадастровой стоимости земель дачных объединений Ленинградской области по всем муниципальным районам Ленинградской области, равно как и установление удельного показателя кадастровой стоимости дачных объединений по Ленинградской области не нарушает требований приведенного федерального законодательства в совокупности и не является правовым основанием для признания оспариваемой региональной нормы недействующей.
Довод заявителей о том, что государственная кадастровая оценка земель проведена с нарушением требований Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) является необоснованным, так как в силу положений ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ положения настоящего закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона. В данном случае государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки земель был заключен 10.08.2008.
Ссылка заявителей на нарушение положений Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок вступления в законную силу актов о налогах и сборах, является необоснованной, так как оспариваемое постановление правительства Ленинградской области не регулируют вопросы установления и взимания налогов и сборов.
Утверждения заявителей о том, что положения постановления правительства Ленинградской области от 30.12.2010 N 383 в оспариваемой части носят неопределенный характер, допускающий неоднозначное толкование не соответствует содержанию названных областных норм.
Наличие в оспариваемом региональном нормативном правовом акте ссылки на п. 2.1.2 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, и отсутствие ссылки на п. 2.3.1 названных указаний не является правовым основанием для признания оспариваемого положения недействующим в рамках проверки, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.
При рассмотрении настоящего дела суд учитывает, что постановлением правительства Ленинградской области от 30.12.2010 N 383 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области. Земельные участки, принадлежащие заявителям, не входят ни в одно из дачных объединений Ленинградской области и кадастровая стоимость их земельных участков названным постановлением не утверждалась.
Вопросы, связанные с применением названного постановления при расчете уполномоченным органом кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителям, не входят в предмет проверки по настоящему делу.
В остальной части доводы заявителей сводятся к неверному пониманию и толкованию приведенных выше федеральных актов.
С учетом изложенного, утверждение заявителей о том, что оспариваемая норма постановления правительства Ленинградской области от 30.12.2010 N 383 нарушает их права, является необоснованным.
Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания для признания недействующим в оспариваемой части постановления правительства Ленинградской области от 30.12.2010 N 383 и в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления Торшина В.Ю. и Веденеева Л.А. о признании недействующим постановления правительства Ленинградской области от 30 декабря 2010 года N 383 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области" в части утверждения среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м. земельного участка дачных объединений по Ленинградской области в размере 672 руб. 93 коп., отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
Е.Е. Морозкова |
Решение в окончательной форме изготовлено 11 октября 2013 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 27 сентября 2013 г. N 3-46/13
Текст решения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда (http://oblsud.lo.sudrf.ru)