Решение Санкт-Петербургского городского суда
от 20 мая 2014 г. N 3-89/14
Санкт-Петербургский городской суд в составе
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
с участием прокурора Соловьевой В.В.
при секретаре Даньковой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.Н.А., Л.Н.В., М.Е.Г, Ч.А.Г. об оспаривании отдельных положений Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга",
установил:
Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 24.12.2008 года принят и 19.01.2009 года Губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга).
Закон официально опубликован в издании "Информационный бюллетень администрации Санкт-Петербурга", N 7/1 от 04.03.2009 года.
В Санкт-Петербургский городской суд обратились Б.Н.А., Л.Н.В., М.Е.Г, Ч.А.Г. с заявлением, после уточнения которого (т. 1 л.д. 90) просят признать недействующими с момента принятия отдельные положения указанного Закона Санкт-Петербурга:
- границу зоны охраняемого природного ландшафта (ЗОЛ 1-2) в Курортном районе Санкт-Петербурга, установленную на листе 11 Приложения N 1 в части, совпадающей с границей участка дома 8 по Зеленогорскому шоссе в п. Репино;
- границу зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ 7-1) Петродворцового района Санкт-Петербурга, установленную на листах 98 и 101 Приложения N 1 в части: с запада - от северной точки пересечения границы ЗОЛ 2-1 с берегом ручья северо-западнее Михайловской дачи, далее 25 м на юг по берегу ручья, с юга - по границе зоны охраняемого природного ландшафта 2-1 (вдоль Санкт-Петербургского шоссе - 25 м от проезжей части);
Описание границ ЗРЗ 7-1 (текстовая часть Приложения N 1, раздел "Петродворцовый район Санкт-Петербурга") в части слов "(вдоль Санкт-Петербургского шоссе - 25 м от проезжей части)";
- абзац второй пункта 1.7 главы 1 раздела 1 Приложения N 2;
- пп. "ж" пункта 1.2 главы 1 раздела 2 Приложения N 2 в части установления форматов рекламных полей "3,6/2,6 м";
- пп. "з" пункта 1.2 главы 1 раздела 2 Приложения N 2;
- пп. "в" пункта 1.3 главы 1 раздела 2 Приложения N 2;
- пп. "д" пункта 3.2 главы 1 раздела 2 Приложения N 2 в части установления форматов рекламных полей "6/3 м";
- пп. "е" пункта 3.2 главы 1 раздела 2 Приложения N 2;
- пп. "в" пункта 3.3 главы 1 раздела 2 Приложения N 2;
- пп. "г" пункта 4.2 главы 1 раздела 2 Приложения N 2 в части слов "размещение рекламных и информационных конструкций с площадью более 10 кв. м. на фасадах зданий, рекламных и информационных конструкций на крышах зданий";
- абз.5 пп. "б" пункта 1.1 главы 2 раздела 2 Приложения N 2;
- абз.3 пп. "б" пункта 1.2 главы 2 раздела 2 Приложения N 2;
- абз.5 пп. "б" пункта 1.3 главы 2 раздела 2 Приложения N 2;
- абз.7 пп. "б" пункта 1.3 главы 2 раздела 2 Приложения N 2 в части установления форматов рекламных полей "6/3 м";
- пп. "г" пункта 2.1.3.1.1 главы 2 раздела 2 Приложения N 2
- п. 2.3.1.2.2 главы 2 раздела 2 приложения N 2 в части слов "не более 45 м";
- пп. "а" пункта 2.3.2.1.1 главы 2 раздела 2 приложения N 2 в части слов "не более 75 м; доминанта - не более 80 м";
- пп. "е" п. 2.11.2.5 главы 2 раздела 2 Приложения N 2.
Оспаривая названные нормы, заявители сослались на их противоречие статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, преамбуле и статьям 6, 7, 34 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ", статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 73-ФЗ "Об охране окружающей среды", указывая, что содержание норм отличается от содержания Проекта зон охраны объектов культурного наследия Санкт-Петербурга, согласованного 22.10.2008 года Росохранкультурой (далее - Проект); при этом заявители полагают нарушенными свои права на сохранность объектов культурного наследия, являющегося частью конституционного права на доступ к культурным ценностям.
Заявители и их представитель Ч.В.А., действующий на основании доверенности, явились в судебное заседание, поддержали заявленные требования.
Представитель Губернатора Санкт-Петербурга П.Е.Ю. явилась в судебное заседание, против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т.3 л.д.7-11, 22-24, 261-265), указав, что проект Закона Санкт-Петербурга, который был одобрен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2008 N 1397, был основан на проекте зон охраны объектов культурного наследия Санкт-Петербурга, разработанном в 2008 году ООО "<...>" по заказу Комитета по государственному контролю, использованию и охране объектов культурного наследия; проект имеет положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы ООО "<...>", положительное заключение рабочей группы секции "Исторические поселения" Федерального научно-методического совета по охране и сохранению культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; согласование Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры), положительное заключение научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук от 28.08.2006 года; согласование Росохранкультуры (письма от 27.06.2005 N 62/1/4/5285, от 15.12.2006 N 4/12116, от 22.10.2008 N 05-4-274).
При этом представитель Губернатора Санкт-Петербурга полагал необходимым учесть то обстоятельство, что оспариваемый акт применялся, на его основании были реализованы права граждан и юридических лиц.
Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга К.Т.А. в судебное заседание явилась, представила возражения на заявление, согласно которым в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга совместно с проектом Закона Санкт-Петербурга были представлены историко-градостроительное и историко-культурное обоснование проекта и заключение государственной историко-культурной экспертизы по проекту зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Санкт-Петербурга; поскольку в компетенцию Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не входит проведение оценки и проверка представленных документов, Закон Санкт-Петербурга был принят в редакции, представленной Правительством Санкт-Петербурга (т.1 л.д. 96-98). В судебном заседании представитель пояснила, что в проект Закона Санкт-Петербурга были внесены также поправки во втором и третьем чтении в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга.
Представитель Министерства культуры Российской Федерации М.А.Ю.. в суд явился, пояснил, что правовой позиции по делу не имеет, поскольку до настоящего момента из архива не получен ранее согласованный Росохранкультурой Проект.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, исследовав доказательства, содержащиеся в гражданских делах N 3-209/10 и 3-311/10, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что заявление подлежит частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.
Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", который гарантирует в Российской Федерации сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации и устанавливает государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно статье 33 указанного Федерального закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (пункт 1).
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в частности, разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и согласование таких проектов в случаях и порядке, установленных данным Федеральным законом (подпункты 5 и 7 пункта 2).
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ зоны охраны объекта культурного наследия устанавливаются в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории. Зоны охраны включают в себя охранную зону, зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зону охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
При этом в силу пункта 2 той же статьи охранная зона представляет собой территорию, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Для зоны же регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия (пункт 3 статьи 34 Федерального закона).
Порядок подготовки и утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия установлен Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года N 315, предусматривающим, что проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде (пункт 3 Положения).
Указанное Положение предусматривает определенную последовательность действий по разработке и утверждению зон охраны объектов культурного наследия, включающую в себя разработку проекта зон охраны, организуемую соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, прохождение проектом зон охраны государственной историко-культурной экспертизы и утверждение его соответствующим органом государственной власти.
Так, в силу пункта 6 данного Положения разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Согласно пунктам 13, 14 Положения проект зон охраны объекта культурного наследия в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе, положительное заключение которой является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
Проект зон охраны объекта культурного наследия представляется в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления вместе с материалами по его обоснованию и положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы.
В соответствии с пунктом 16 Положения на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон. В ранее действующей редакции указанного пункта обязанности по согласованию были возложены на Росохранкультуры.
Таким образом, федеральное законодательство определяет, что границы зон охраны объекта культурного наследия федерального значения могут быть утверждены соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы и предварительного согласования компетентного органа (в спорный период - Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура).
Статья 9.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусматривает передачу Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации ряда полномочий в отношении объектов культурного наследия, в том числе передается государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. К одному из исключений отнесено согласование проектов зон охраны объектов культурного наследия и градостроительных регламентов, устанавливаемых в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в исторических поселениях, и границах зон их охраны.
При этом, статья 9.2 названного закона, определяющая полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не содержит такое полномочие как согласование проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения.
Статья 9.1 указанного закона не распространяется на отдельные объекты культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 N 527 утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в Санкт-Петербурге, содержащий в себе значительное количество объектов культурного наследия.
Оспариваемым Законом Санкт-Петербурга утверждены Границы зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга, являющиеся Приложением N 1 к этому Закону, и Режимы использования земель в границах данных зон, которые являются Приложением N 2 к Закону; в Разделе 2 Приложения N 2 к Закону Санкт-Петербурга установлены режимы зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга, глава 2 Раздела 2 Приложения N 2 к Закону Санкт-Петербурга определяет режимы зон охраны объектов культурного наследия, расположенных за пределами зон охраны объектов культурного наследия исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга.
При этом указанным нормативным правовым актом определены зоны охраны и режимы использования земель в их границах также и для указанных объектов культурного наследия федерального значения.
Таким образом, поскольку в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга, утвержденных оспариваемым Законом Санкт-Петербурга, расположены объекты культурного наследия, в том числе федерального значения, эти границы, а также режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон, согласно п. 3 ст. 34 Федерального закона N 73-ФЗ подлежали утверждению органом государственной власти Санкт-Петербурга на основании проекта зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия - Росохранкультуры.
В производстве Санкт-Петербургского городского суда находилось гражданское дело N 3-209/10 по заявлению К.А.А., М.Е.Г, М.В.Я., П.О.Л., Р.Н.В. об оспаривании отдельных положений этого же Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 и Закона Санкт-Петербурга от 16.02.09 N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" и гражданское дело N 3-311/10 по заявлениям М.Е.Г, Ч.А.Г., В.Б.Л., Р.М.Л., Р.Н.И. об оспаривании отдельных норм этих же нормативных правовых актов.
Из материалов названных гражданских дел, решениями по которым оспариваемые нормы признаны недействующими, следует, что в 2008 году ООО "<...>" по заказу КГИОП Санкт-Петербурга был разработан проект зон охраны объектов культурного наследия Санкт-Петербурга в составе границ и режимов. В отношении этого проекта ООО "<...>" проведена историко-культурная экспертиза, заключение которой 20.05.2008 утверждено заместителем председателя КГИОП Санкт-Петербурга.
Данный проект письмом от 23.09.2008 согласован Санкт-Петербургским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, 09.10.2008 направлен КГИОП Санкт-Петербурга для согласования в Росохранкультуры.
Письмом от 22.10.2008 за подписью начальника Управления государственной охраны памятников истории и культуры Росохранкультуры данный проект, в составе границ и режимов, согласован.
В ходе рассмотрения Санкт-Петербургским городским судом вышеуказанных гражданских дел было установлено, что утвержденный Росохранкультуры проект претерпел значительные изменения при принятии оспариваемого Закона Санкт-Петербурга.
В рамках настоящего гражданского дела при сравнении оспариваемого Закона Санкт-Петербурга и согласованного Росохранкультурой Проекта, выявлено следующее:
- не совпадает обозначение границы зон охраняемого природного ландшафта (ЗОЛ 1-2) на листе 11 приложения N 1 Закона Санкт-Петербурга и соответствующем ему листе 11 приложения N 1 к Проекту, из указанной зоны исключен земельный участок с кадастровым N N...;
- на листах 98 и 101 приложения N 1 к Закону Санкт-Петербурга отображена зона ЗРЗ 7-1, тогда как на соответствующих им листах 98 и 101 приложения 1 к Проекту на этой же местности отображена зона ЗОЛ 2-1, запрещающая строительство объектов, влекущее за собой изменение основных характеристик ландшафта; текстовое описание указанных зон также отличается в Законе Санкт-Петербурга и Проекте;
- абзац 2 пункта 1.7 главы 1 раздела 1 приложения N 2 к Закону Санкт-Петербурга, предусматривающий возможность строительства объектов, имеющих особое значение для развития Санкт-Петербурга, в Проекте отсутствует;
- установленная подпунктом "ж" п. 1.2 главы 1 раздела 2 приложения N 2 к Закону Санкт-Петербурга возможность установки на территории ОЗ 1 и ОЗ 2 исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга в качестве благоустройства территории отдельно стоящих рекламных конструкций с форматами рекламных полей (ширина/высота) 3,6/2,6 м в аналогичном пункте Проекта не предусмотрена (допускается установка конструкций с меньшими параметрами);
- норма п.п."з" п. 1.2 главы 1 раздела 2 приложения N 2 к Закону Санкт-Петербурга, допускающая на территории ОЗ1 и ОЗ2 исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга "установку рекламных и информационных конструкций на крышах зданий при условии согласования с органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном федеральным законодательством" в Проекте отсутствует;
- норма п.п."в" п. 1.3 главы 1 раздела 2 приложения N 2 к Закону Санкт-Петербурга, устанавливающая возможность отдельных высотных акцентов в соответствии с заключением государственного органа охраны объектов культурного наследия на территории ОЗ 1 и ОЗ 2, в Проекте отсутствует;
- установленная п.п."д" п. 3.2 главы 1 раздела 2 приложения N 2 к Закону Санкт-Петербурга возможность установки на территории ЗРЗ 1 отдельно стоящих рекламных конструкций с форматами рекламных полей (ширина/высота) 6/3 м в соответствующем пункте Проекта не предусмотрена (предусмотрена с меньшими параметрами);
- норма п.п."е" п. 3.2 главы 1 раздела 2 приложения N 2 к Закону Санкт-Петербурга, допускающая возможность установки на территории ЗРЗ 1 рекламных и информационных конструкций с площадью более 10 кв. м на фасадах зданий, рекламных и информационных конструкций на крышах зданий при условии согласования с органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном федеральным законодательством, в Проекте отсутствует;
- норма п.п."в" п. 3.3 главы 1 раздела 2 приложения N 2 к Закону Санкт-Петербурга, устанавливающая возможность отдельных высотных акцентов в соответствии с заключением государственного органа охраны объектов культурного наследия, увеличения предельной высоты отдельных частей театрально-концертных зданий в соответствии с технологическими требованиями и при условии сохранения панорам исторического центра Санкт-Петербурга, указанных в приложении N 1 к режимам, в Проекте отсутствует;
- норма п.п."г" п. 4.2 главы 1 раздела 2 приложения N 2 к Закону Санкт-Петербурга, устанавливающая возможность размещения на территории ЗРЗ 2 рекламных и информационных конструкций с площадью более 10 кв. м на фасадах зданий, рекламных и информационных конструкций на крышах зданий, в Проекте отсутствует;
- норма абзаца 5 п.п."б" п. 1.1 главы 2 раздела 2 приложения N 2 к Закону Санкт-Петербурга, в части, допускающей строительство и реконструкцию за счет средств бюджета Российской Федерации и бюджета Санкт-Петербурга зданий общежитий и зданий социально-культурного назначения с отклонением от отдельных параметров режимов, в целях соблюдения требований технических регламентов, санитарных норм и правил, строительных норм и правил, в Проекте отсутствует;
- норма абзаца 3 п.п."б" п. 1.2 главы 2 раздела 2 приложения N 2 к Закону Санкт-Петербурга, в части, допускающей строительство и реконструкцию за счет средств бюджетов Российской Федерации и Санкт-Петербурга зданий общежитий и зданий социально-культурного назначения с отклонением от параметров режимов, при условии соблюдения требований технических регламентов, санитарных норм и правил, строительных норм и правил, в Проекте отсутствует;
- норма абзаца 5 п.п."б" п. 1.3 главы 2 раздела 2 приложения N 2 к Закону Санкт-Петербурга, в части, допускающей строительство и реконструкцию за счет средств бюджетов Российской Федерации и Санкт-Петербурга зданий общежитий и зданий социально-культурного назначения с отклонением от отдельных параметров режимов, в целях соблюдения требований технических регламентов, санитарных норм и правил, строительных норм и правил, в Проекте отсутствует;
- установленная абзацем 7 п.п."б" п. 1.3 главы 2 раздела 2 приложения N 2 к Закону Санкт-Петербурга возможность установки отдельно стоящих рекламных конструкций с форматами рекламных полей (ширина/высота) 6/3 м в аналогичном пункте Проекта не допускается (предусмотрена с меньшими параметрами);
- норма п.п."г" п. 2.1.3.1.1 главы 2 раздела 2 приложения N 2 к Закону Санкт-Петербурга о том, что для земельного участка по адресу: Новороссийская, д. 42 высота здания определяется на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в Проекте отсутствует;
- подпунктом 2.3.1.2.2 главы 2 раздела 2 приложения N 2 к Закону Санкт-Петербурга в ЗРЗ 2 объектов культурного наследия, примыкающих к пр. Стачек высота зданий (строений) установлена не более 45 метров, тогда как аналогичная норма Проекта устанавливает предельную высоту 25 м;
- подпунктом "а" п. 2.3.2.1.1 главы 2 раздела 2 приложения N 2 к Закону Санкт-Петербурга в ЗРЗ 1 усадебных комплексов Петергофской дороги установлены высоты застройки - не более 75 м, доминанты - не более 80 м, тогда как аналогичная норма Проекта устанавливает высоту застройки не более 30 м;
- положения подпункта "е" пункта 2.11.2.5 главы 2 раздела 2 приложения N 2 к Закону Санкт-Петербурга, устанавливающего, что предельные параметры застройки для участка по адресу: Санкт-Петербургское шоссе, д. 43 определяются на основании заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы о соответствии указанных параметров требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, в Проекте отсутствуют, согласно Проекту допускается реконструкция существующих объектов, которая проводится на основании заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия.
Факт наличия указанных различий между оспариваемым Законом Санкт-Петербурга и согласованным Росохранкультурой Проектом участвующими в деле лицами не оспаривается.
Как следует из пояснений заинтересованных лиц по делу ряд из указанных изменений согласованного Росохранкультурой Проекта внесен при принятии Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2008 года N 1397, которым одобрен проект Закона Санкт-Петербурга "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга", остальные изменения внесены при рассмотрении проекта Закона Санкт-Петербурга во втором и третьем чтении в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 105 Регламента заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, Депутаты Собрания, органы Собрания, депутатские фракции, Губернатор Санкт-Петербурга вправе подавать поправки к тексту, текстовым и картографическим приложениям проекта закона Санкт-Петербурга об установлении границ и режимов зон охраны объектов культурного наследия; подаваемые поправки, за исключением поправок редакционно-технического характера, подлежат в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе в целях определения их соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия; при рассмотрении проекта закона Санкт-Петербурга об установлении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения на территории Санкт-Петербурга и режимов использования земель в границах указанных зон подаваемые поправки подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Заинтересованными лицами не оспаривается, что как на стадии принятия Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2008 N 1397, одобрившего проект оспариваемого Закона Санкт-Петербурга, так и на стадии его рассмотрения в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, вышеуказанные поправки, вносящие изменения в утвержденный Росохранкультурой Проект не были согласованы Росохранкультурой, в отношении этих изменений не были проведены соответствующие историко-культурные экспертизы.
Таким образом, оспариваемыми нормами Закона Санкт-Петербурга утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия в отсутствие историко-культурного экспертизы проекта этих зон и его согласования с Росохранкультурой, что противоречит Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", т.е. органами государственной власти Санкт-Петербурга при принятии оспариваемого Закона Санкт-Петербурга в указанной части нарушена установленная названным Федеральным законом и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315 процедура разработки и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга в указанной части, что является основанием для признания оспариваемых норм недействующими.
Довод представителя Губернатора Санкт-Петербурга о том, что на момент принятия оспариваемого акта на федеральном уровне не был разработан нормативный правовой акт о порядке проведения историко-культурной экспертизы не может быть принят судом, поскольку в сфере охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации действует принцип преемственности, в соответствии с которым орган государственной власти субъекта Российской Федерации при утверждении зон охраны обязан исходить из смысла и назначения данного акта - сохранить культурное наследие и его историческую среду для будущих поколений, что предполагает получение мнения специалистов о достижении названных целей при установлении границ зон охраны памятников. В частности, в порядке, предусмотренном Инструкцией по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 24 января 1986 г. N 33, предусматривающей проведение историко-архитектурных исследований для надлежащего определения границ зон охраны объектов культурного наследия.
Вместе с тем внесенные в утвержденный Росохранкультурой проект изменения не были подвергнуты оценке специалистов в сфере сохранения исторического и культурного наследия, доказательств, подтверждающих соответствие этих изменений целям охраны памятников истории и культуры - не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил, что в случае, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Исключение составляют нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такой акт (его часть) признается судом недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Оспариваемый Закон Санкт-Петербурга регулирует вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, может быть проверен в порядке конституционного производства.
Следует также учитывать, что при рассмотрении настоящего гражданского дела были представлены сведения о том, что на основании оспариваемых норм выдавались разрешения на размещение рекламы, объектов социальной инфраструктуры, разрешения на ввод таких объектов в эксплуатацию.
Таким образом, до настоящего времени оспариваемые положения нормативного правового акта применялись, порождая правовые последствия, в связи с чем признание недействующими соответствующих положений с момента издания акта повлечет нарушение принципа правовой определенности, который предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенного судебного решения, в связи с чем оспариваемые положения подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Такая позиция согласуется и с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 16 июня 1998 года N 19-П, 11 апреля 2000 г. N 6-П, 27 января 2004 г. N 1-П, согласно которой решение суда общей юрисдикции о признании закона субъекта Российской Федерации противоречащим федеральному закону не является подтверждением недействительности закона, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению, а также позицией, высказанной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2012 N 78-АПГ12-19 по гражданскому делу N 3-102/2012 (N 3-311/2010).
На основании изложенного, руководствуясь 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Б.Н.А., Л.Н.В., М.Е.Г, Ч.А.Г. об оспаривании отдельных положений Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" - удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" в части:
- границу зоны охраняемого природного ландшафта (ЗОЛ 1-2) в Курортном районе Санкт-Петербурга, установленную на листе 11 Приложения N 1 в части, совпадающей с границей участка с кадастровым номером 78:38:0022102:99 по Зеленогорскому шоссе в п. Репино;
- границу зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ 7-1) Петродворцового района Санкт-Петербурга, установленную на листах 98 и 101 Приложения N 1 в части: с запада - от северной точки пересечения границы ЗОЛ 2-1 с берегом ручья северо-западнее Михайловской дачи, далее 25 м на юг по берегу ручья, с юга - по границе зоны охраняемого природного ландшафта 2-1 (вдоль Санкт-Петербургского шоссе - 25 м от проезжей части);
Описание границ ЗРЗ 7-1 (текстовая часть Приложения N 1, раздел "Петродворцовый район Санкт-Петербурга") в части слов "(вдоль Санкт-Петербургского шоссе - 25 м от проезжей части)";
- абзац второй пункта 1.7 главы 1 раздела 1 Приложения N 2;
- пп. "ж" пункта 1.2 главы 1 раздела 2 Приложения N 2 в части установления форматов рекламных полей "3,6/2,6 м";
- пп. "з" пункта 1.2 главы 1 раздела 2 Приложения N 2;
- пп. "в" пункта 1.3 главы 1 раздела 2 Приложения N 2;
- пп. "д" пункта 3.2 главы 1 раздела 2 Приложения N 2 в части установления форматов рекламных полей "6/3 м";
- пп. "е" пункта 3.2 главы 1 раздела 2 Приложения N 2;
- пп. "в" пункта 3.3 главы 1 раздела 2 Приложения N 2;
- пп. "г" пункта 4.2 главы 1 раздела 2 Приложения N 2 в части слов "размещение рекламных и информационных конструкций с площадью более 10 кв. м. на фасадах зданий, рекламных и информационных конструкций на крышах зданий";
- абз.5 пп. "б" пункта 1.1 главы 2 раздела 2 Приложения N 2;
- абз.3 пп. "б" пункта 1.2 главы 2 раздела 2 Приложения N 2;
- абз.5 пп. "б" пункта 1.3 главы 2 раздела 2 Приложения N 2;
- абз.7 пп. "б" пункта 1.3 главы 2 раздела 2 Приложения N 2 в части установления форматов рекламных полей "6/3 м";
- пп. "г" пункта 2.1.3.1.1 главы 2 раздела 2 Приложения N 2
- п. 2.3.1.2.2 главы 2 раздела 2 приложения N 2 в части слов "не более 45 м";
- пп. "а" пункта 2.3.2.1.1 главы 2 раздела 2 приложения N 2 в части слов "не более 75 м; доминанта - не более 80 м";
- пп. "е" п. 2.11.2.5 главы 2 раздела 2 Приложения N 2.
В удовлетворении остальной части требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Санкт-Петербургского городского суда подпись |
Е. А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 20 мая 2014 г. N 3-89/14
Текст решения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда (http://sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)