Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Комитета по вопросам законности,
правопорядка и безопасности
от 18 января 2016 г. N 2-р
Порядок
межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении
Список используемых сокращений
Сокращение |
Значение |
ИПР |
индивидуальная профилактическая работа |
комиссия |
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района Санкт-Петербурга |
КДН и ЗП СПб |
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Санкт-Петербурга |
Порядок |
Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении |
Закон N 120-ФЗ |
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" |
Термины и определения
адаптация |
процесс, в результате которого несовершеннолетний или семья приспосабливается к изменяющейся социальной среде |
|
антиобщественные действия |
действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц |
|
безнадзорный |
несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц государственных (муниципальных) органов |
|
беспризорный |
безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания в Санкт-Петербурге |
|
выявление социально опасного положения несовершеннолетних и семей |
комплекс профессиональных действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и (или) семей и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия |
|
индивидуальная профилактическая работа |
деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и иных антиобщественных действий |
|
межведомственное взаимодействие |
обмен документами и информацией между субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в рамках профилактической работы |
|
межведомственный план ИПР |
совокупность мероприятий (в том числе выполнение работ и услуг), реализуемых совместно субъектами системы профилактики в целях проведения индивидуальной профилактической работы |
|
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении |
лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия |
|
объект профилактики |
несовершеннолетний и (или) его родитель или законный представитель, в отношении которого субъект системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет профилактическую деятельность, в том числе несовершеннолетние и (или) семьи, имеющие несовершеннолетних детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении |
|
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении |
|
социальная реабилитация ребенка |
мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению жизнеобеспечения, усилению заботы о нем |
|
семья, находящаяся в социально опасном положении |
семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними |
|
субъекты профилактики |
органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющие согласованную, систематическую деятельность по целенаправленному взаимообмену информацией для достижения совместных положительных (эффективных) результатов в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении |
1. Общие положения
Межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга при организации ИПР с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляется на основании Закона N 120-ФЗ.
Настоящий Порядок определяет общие условия организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Назначением Порядка является определение требований к организации системной деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а именно: определение форматов, правил, условий и сроков межведомственного взаимодействия субъектов профилактики при организации ИПР с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также осуществление контроля за указанной деятельностью.
Основной целью внедрения системной работы субъектов профилактики с несовершеннолетними и (или) семьями является создание в Санкт-Петербурге модели управления на основе непрерывного сопровождения каждого нуждающегося в помощи государства несовершеннолетнего и (или) семьи субъектами профилактики.
Деятельность субъектов профилактики по работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
принцип межведомственного взаимодействия - определяет порядок формирования отношений между органами и учреждениями системы профилактики посредством координации их деятельности комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
принцип распределения сфер ответственности - предполагает конкретных исполнителей, закрепление за ними определенного круга задач в рамках ведомственной компетенции, выполнение которых необходимо для достижения поставленных целей;
принцип индивидуального подхода - реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом индивидуальных особенностей конкретного несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях;
принцип законности - предусматривает соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации;
принцип комплексности - предполагает реализацию системного подхода в работе с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, и воздействие на них с учетом экономических, правовых, социальных, медицинских, педагогических, психологических аспектов;
принцип максимального учета интересов несовершеннолетнего;
принцип конфиденциальности - предусматривает обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.
2. Правовые основания
Правовыми основаниями межведомственного взаимодействия являются:
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ;
Федеральный закон от 24.05.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции";
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании";
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 N 995 "Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 167-р "Об утверждении плана мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2009 N 142 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества";
Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.10.2013 N 845 "Об утверждении инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации";
Закон Санкт-Петербурга от 09.11.2011 N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга";
Закон Санкт-Петербурга от 08.05.2007 N 160-32 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав";
Закон Санкт-Петербурга от 04.06.2007 N 230-42 "О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге";
Закон Санкт-Петербурга от 19.02.2014 N 48-14 "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних в Санкт-Петербурге и внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге";
Закон Санкт-Петербурга от 26.12.2014 N 717-135 "О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге";
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга";
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.07.2012 N 695 "О Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012 - 2022 годы";
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.08.2012 N 864 "О Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012 - 2017 годы";
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.12.2014 N 1243 "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав";
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 489 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге" на 2015 - 2020 годы;
3. Цели и задачи межведомственного взаимодействия
3.1. Целями межведомственного взаимодействия являются:
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, проживающих в условиях, представляющих действиями или бездействием родителей (законных представителей) угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
обмен информацией между субъектами профилактики;
сокращение срока прохождения документов;
контроль за деятельностью субъектов профилактики.
3.2. Задачами межведомственного взаимодействия являются:
своевременное выявление несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении;
направление и отработка поручений КДН и ЗП СПб и комиссий субъектами профилактики;
разработка, согласование, утверждение и контроль реализации плана ИПР;
осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетнего;
устранение причин и условий, способствующих возникновению социально опасного положения несовершеннолетних и семей.
4. Типология субъектов и объектов профилактики
4.1. В качестве субъектов профилактики в предупреждении правонарушений несовершеннолетних в Санкт-Петербурге принимают участие:
а) Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Санкт-Петербурга;
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях районов Санкт-Петербурга;
б) органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания:
Комитет но социальной политике Санкт-Петербурга;
отделы социальной защиты населения администраций районов Санкт-Петербурга;
центры помощи семье и детям;
комплексные центры социального обслуживания населения;
центры социальной реабилитации инвалидов;
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Кризисный центр помощи женщинам";
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
в) органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность:
Комитет по науке и высшей школе;
Комитет по образованию;
отделы образования администраций районов Санкт-Петербурга;
детские сады;
образовательные организации, реализующие основные и дополнительные общеобразовательные программы (средние общеобразовательные школы, гимназии и др.);
профессиональные образовательные организации (колледжи, техникумы и др.);
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
центры психолого-медико-социального сопровождения;
специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;
г) органы но делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи:
Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями;
отделы молодежной политики и взаимодействия с общественными организациями администраций районов Санкт-Петербурга;
Санкт-Петербургское государственное учреждение "Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи "Контакт";
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи "Вектор";
подростково-молодежные центры;
д) органы управления здравоохранением и медицинские организации:
Комитет по здравоохранению;
отделы здравоохранения администраций районов Санкт-Петербурга;
Городской консультативно-диагностический центр репродуктивного здоровья подростков "Ювента";
женские консультации;
родильные дома;
детские поликлиники;
взрослые поликлиники;
наркологические диспансеры;
психо-неврологические диспансеры;
больницы;
е) органы службы занятости:
Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга;
Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" (в том числе агентства занятости населения районов Санкт-Петербурга);
ж) органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма:
Комитет по физической культуре и спорту;
отделы по физической культуре и спорту администраций районов Санкт-Петербурга;
центры физической культуры и спорта;
детско-юношеские спортивные школы;
Комитет по культуре Санкт-Петербурга;
отделы культуры администраций районов Санкт-Петербурга;
дома (дворцы) культуры;
культурно-досуговые центры;
дворцы детского и юношеского творчества;
детские музыкальные и художественные школы;
детские школы искусств;
з) органы опеки и попечительства:
отделы опеки и попечительства местных администраций внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга;
и) органы внутренних дел:
отделы по делам несовершеннолетних управлений (отделов) внутренних дел по районам Санкт-Петербурга;
Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области;
иные подразделения органов внутренних дел в пределах компетенции;
к) учреждения уголовно-исполнительной системы;
Федеральное казенное учреждение "Уголовно-исполнительная инспекция";
Федеральное казенное учреждение "Колпинская воспитательная колония";
Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 4";
л) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
иные органы и организации, осуществляющие деятельность в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, зашиты их прав и законных интересов.
4.2. К объектам профилактики, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа посредством межведомственного взаимодействия субъектов профилактики, относятся несовершеннолетние и семьи, находящиеся в социально опасном положении, проживающие в Санкт-Петербурге:
а) несовершеннолетние:
безнадзорные или беспризорные;
занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
содержащиеся в социальных, специальных и других учреждениях;
употребляющие наркотические средства, психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;
совершившие правонарушение, повлекшее применение мер административного воздействия;
совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта амнистии или в связи с изменением обстановки, либо с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу;
условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта амнистии или в связи с помилованием;
получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально-опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
осужденные за совершение преступления небольшой и средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
осужденные условно, к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
б) родители (законные представители) несовершеннолетних, если они не исполняют или ненадлежаще исполняют обязанности по воспитанию, обучению, и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
5. Определение социально опасного положения (основные критерии)
Основными критериями при определении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, являются:
5.1.1. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (законные представители) не исполняют или исполняют обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего ненадлежащим образом.
Признаки:
лишение несовершеннолетнего минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития;
отсутствие заботы о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе;
недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, неопытностью родителей (законных представителей);
выполнение обязанностей относительно сохранности и использования имущества ребенка в ущерб его интересов;
траты пособий, компенсаций и выплат, получаемых на содержание ребенка в ущерб его интересов;
запрещение ребенку посещать образовательную организацию;
отказ от медицинского обследования или лечения при наличии медицинских показаний;
уклонение родителей от защиты их прав и интересов несовершеннолетнего, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций;
несовершеннолетний не имеет места жительства или места пребывания (беспризорный);
иные проявления неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего.
5.1.2. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (законные представители) злоупотребляют родительскими правами или побуждают его к совершению противоправных деяний.
Признаки:
вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность, антиобщественное поведение или поощрение подобного поведения;
оставление несовершеннолетнего без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;
оставление несовершеннолетнего в опасности;
иные проявления злоупотребления родительскими правами или побуждения к совершению несовершеннолетним противоправных действий.
5.1.3. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (законные представители) отрицательно влияют на его поведение.
Признаки:
приобщение несовершеннолетнего к употреблению спиртных напитков, немедицинскому потреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ;
стойкое антиобщественное поведение родителей (законных представителей) - злоупотребление алкогольными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, одурманивающими средствами, занятие проституцией, неоднократное совершение преступлений и других правонарушений и т.д.;
иные проявления отрицательного влияния родителей на поведение детей.
5.1.4. Жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны членов семьи, родственников (опекунов, попечителей) или лиц, проживающих совместно с ним, но не являющихся родственниками.
Признаки:
физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти несовершеннолетнего, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии, а также телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью несовершеннолетнего;
сексуальное насилие или развращение несовершеннолетнего;
эмоциональное или психологическое насилие, т.е. однократное или многократное воздействие на ребенка, его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушается эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации. Эта форма насилия может выражаться в:
- угрозах в адрес ребенка, проявляющихся в словесной форме без применения физической силы, оскорблениях и унижении его достоинства, открытом неприятии и постоянной критике;
- игнорировании основных нужд ребенка в безопасном окружении, родительской любви, предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
- однократном грубом психическом воздействие, вызвавшим у ребенка психическую травму;
- преднамеренной изоляции ребенка, лишении его социальных контактов;
- иных проявлениях жестокого обращения с несовершеннолетним.
5.1.5. Несовершеннолетний совершает правонарушения или антиобщественные действия.
Признаки:
злостные (два и более) нарушения дисциплины в образовательных организациях;
совершение несовершеннолетним действий, влекущих административную либо уголовную ответственность;
несовершеннолетний является членом организации, деятельность которой официально запрещена или ограничена действующим законодательством;
иные антиобщественные действия.
5.1.6. Несовершеннолетний находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию.
Признаки:
проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта членов семьи, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера, тяжелая болезнь члена семьи, неблагоприятные события в жизни семьи;
социальная изоляция несовершеннолетнего;
негативное влияние на несовершеннолетнего культурных или религиозных факторов;
жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых;
отрицательное влияние сверстников, взрослых:
несовершеннолетний, пострадавший в результате аварии, катастрофы, бедствий и др.;
иные признаки нахождения в обстановке, представляющей опасность для жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к воспитанию или содержанию несовершеннолетнего.
Сведения, позволяющие отнести ситуацию с несовершеннолетним и семьей к тем или иным критериям социально опасного положения, могут быть зафиксированы в объяснениях граждан, справках органов, организаций и должностных лиц, характеристиках, решениях судебных и правоохранительных органов, справках руководителей субъектов профилактики, решениях комиссий, экспертных советов, иных документах.
6. Порядок выявления несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении
6.1. Источники и способы получения информации
Источниками информации о наличии факторов социально опасного положения являются:
специалисты субъекта профилактики в ходе выполнения основных служебных обязанностей (в соответствии с нормативными правовыми актами и должностными инструкциями);
профилактические рейды, проводимые субъектами профилактики в местах массового пребывания несовершеннолетних и молодежи;
обращение несовершеннолетнего;
обращение родителей (законных представителей, родственников) несовершеннолетнего;
сообщения от граждан, государственных и общественных организаций в устной или письменной форме, а также с использованием "телефонов доверия", "горячих линий" и т.п.;
информация из средств массовой информации и информационно-коммуникационной сети "Интернет".
6.2. Организация проверки поступившей информации
Информация о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, поступающая в субъект профилактики, независимо от того, в какой форме она поступила - устной (по телефону или лично) или письменной, регистрируется специалистом данного субъекта профилактики в журнале учета поступивших сведений о несовершеннолетних (семьях), оказавшихся в социально опасном положении (Приложение 1). если иное не предусмотрено локальными актами субъекта профилактики.
Если в сообщении не содержится информация о нахождении несовершеннолетнего в непосредственной опасности, однако, есть основания предполагать, что ребенок находится в социально опасном положении, его права и законные интересы нарушены, то для получения объективных сведений о ситуации субъект профилактики, получивший информацию, самостоятельно или с привлечением иных субъектов профилактики, организует проверку поступившей информации в пределах своих полномочий.
С целью получения подробных сведений о несовершеннолетних и семьях в соответствии с полномочиями субъекта профилактики осуществляется подбор документов, который состоит из получения при необходимости:
копий документов, удостоверяющих личности, степень родства и т.д.;
документов, необходимых для подтверждения степени участия родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего;
сведений из образовательной организации, иных организаций, которые посещает несовершеннолетний;
сведений о регистрации по месту жительства или месту пребывания и характеристик жилой площади;
обзорных справок, объяснений, актов обследования жилищно-бытовых и материальных условий семьи;
сведений о привлечении к административной и (или) уголовной ответственности;
характеристик с места жительства или места работы родителей;
иных документов.
Для выяснения дополнительных сведений о несовершеннолетнем и родителе субъект профилактики вправе направлять за подписью своего руководителя запросы в субъекты профилактики, иные заинтересованные органы и организации с целью выяснения сведений о мерах поддержки и иной профилактической работе, предпринятой ими ранее в отношении указанных лиц.
Субъекты профилактики по запросу субъекта профилактики, выявившего случай социально опасного положения, в течение 7 (семи) рабочих дней с момента получения сообщения представляют имеющуюся у них информацию о несовершеннолетнем и его семье.
Если сведения указывают на то, что несовершеннолетний и (или) семья относятся к категории находящихся в социально опасном положении, субъект профилактики, выявивший социально опасное положение, готовит заключение о необходимости организации ИПР (Приложение 2) (если иной документ Tie предусмотрен локальными нормативными актами субъекта профилактики) и направляет его в комиссию.
Если содержание информации о фактах социально опасного положения, полученной субъектом профилактики, позволяет сделать вывод, что жизни и здоровью несовершеннолетнего угрожает реальная (объективная, непосредственная) опасность, субъект профилактики организует немедленную (экстренную) проверку с выходом в адрес места жительства несовершеннолетнего, на место происшествия. Соответствующая информация незамедлительно направляется в отделы опеки и попечительства местных администраций внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга и органы внутренних дел для проведения проверки.
В случае обнаружения ситуаций, предусмотренных статьей 9 Закона N 120-ФЗ, субъект профилактики в возможно короткие сроки передает сведения в соответствующий субъект профилактики для организации профилактической работы по нормализации ситуации:
в органы прокуратуры - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;
в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
в органы опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
в органы и учреждения социального обслуживания - о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также семьях, находящихся в социально опасном положении;
в органы внутренних дел - о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
в уголовно-исполнительные инспекции - о выявлении состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, о выявленных случаях совершения ими правонарушений или антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или) ограничений, уклонения несовершеннолетних осужденных, признанных больными наркоманией, которыми предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклонении несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом обязанностей;
в органы управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
в органы, осуществляющие управление в сфере образования - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях;
в органы по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании содействия в организации отдыха, досуга, занятости;
в органы службы занятости - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в профессиональной ориентации и трудовом устройстве.
В случае получения информации о преступлении, совершенном несовершеннолетним, а также в отношении него, информация направляется в органы Следственного комитета Российской Федерации.
В случае если факты неблагополучия, нарушения прав, законных интересов несовершеннолетнего не подтвердились, материалы проверки остаются в архиве субъекта профилактики, осуществлявшего проверку информации.
Результат проверки поступившей информации о наличии факторов социально опасного положения фиксируется в журнале учета поступивших сведений о несовершеннолетних (семьях), оказавшихся в социально опасном положении. При этом инициатор сигнала (сообщения) о предполагаемом факторе социально опасного положения информируется о результатах проверки.
7. Организация взаимодействия при проведении индивидуальной профилактической работы
7.1. Основаниями для проведения индивидуальной профилактической работы являются:
заявления несовершеннолетнего либо его родителей (законных представителей);
приговор, определение или постановление суда;
постановление комиссии, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
документы, послужившие основанием для помещения несовершеннолетнего в учреждения системы профилактики;
заключение, утвержденное руководителем органа системы профилактики, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
7.2. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы.
до устранения причин и условий, способствовавших правонарушениям, антиобщественным действиям, безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних;
до достижения 18-летнего возраста;
наступления других обстоятельств (изменение места жительства, смерть и т.д.).
8. Порядок реализации мероприятий по индивидуальной профилактике с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в социально опасном положении
ИПР с несовершеннолетним и семьей, оказавшимися в социально опасном положении и нуждающимися в социально-правовой помощи, социальной реабилитации осуществляют посредством психолого-педагогического, медико-социально-правового и воспитательного сопровождения, а также посредством оказания конкретных видов услуг.
Информация об ИПР подлежит хранению и использованию, в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность. При организации мероприятий по индивидуальной профилактике с несовершеннолетним и семьей, оказавшимися в социально опасном положении, ответственным субъектом профилактики должно быть получено согласие лица на обработку персональных данных в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При получении заключения (иного документа) субъекта профилактики, о несовершеннолетнем (семье), находящимся в социально опасном положении, комиссия на ближайшем заседании:
выносит решение о наличии или отсутствии необходимости проведения ИПР с несовершеннолетним и семьей;
определяет субъект профилактики, ответственный за организацию ИПР (Приложение 3), который формирует карту индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и семьей, находящимся в социально опасном положении (Приложение 4), а также разрабатывает план индивидуально профилактической работы с несовершеннолетним и семьей, находящимися в социально опасном положении (Приложение 5). План разрабатывается на основе предложений, поступивших ответственному субъекту от иных субъектов профилактики, участие которых в ИПР определено на заседании комиссии;
определяет органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участие которых необходимо в ИПР.
Постановление комиссии о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы в течение 10 (десяти) рабочих дней направляется для исполнения в орган, созданный при комиссии для реализации мероприятий по индивидуальной профилактике (Приложение 6).
Ответственный субъект профилактики в рамках деятельности органа, созданного при комиссии для реализации мероприятий по индивидуальной профилактике:
в течение 10 (десяти) рабочих дней изучает социально-бытовые и материальные условия несовершеннолетнего и семьи (Приложение 7). социальное окружение, проблемы взаимоотношений между членами семьи, разрабатывает проект межведомственного плана ИПР с несовершеннолетним и семьей и направляет его в комиссию;
после согласования на ближайшем заседании комиссии, привлекает для участия в реализации плана ИПР других специалистов, организует контроль его выполнения;
не позднее 5 (пяти) рабочих дней после утверждения направляет согласованный план ИПР с несовершеннолетним и семьей, находящимися в социально опасном положении, в субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участвующие в совместной реализации плана.
9. Подведение итогов проведении мероприятий индивидуальной профилактической работы
Итоги реализации мероприятий плана ИПР подводятся не реже 1 раза в полугодие (если ситуация не требует чаще) на заседании комиссии с участием ответственного субъекта профилактики (Приложение 8).
Органы и учреждения системы профилактики в срок, указанный в плане, направляют в ответственный субъект профилактики аналитические отчеты но реализации мероприятий плана.
По окончании ИПР с несовершеннолетним и семьей ответственный субъект профилактики:
на основании полученных сведений органов и учреждений системы профилактики готовит общий анализ итогов реализации мероприятий плана;
инициирует рассмотрение на заседании комиссии результатов проделанной работы с предложениями:
- о прекращении ИПР;
- о продолжении ИПР;
- о корректировке плана ИПР,
- другие предложения в зависимости от конкретной ситуации.
На основании общего анализа результатов выполнения планов ИПР с несовершеннолетним и семьями, находящимися в социально опасном положении, на заседании КДН и ЗП выносится одно из следующих решений:
- о необходимости продолжения ИПР и формирования дополнительных предложений по дальнейшим мероприятиям для включения в план ИПР;
- о прекращении ИПР.
Основаниями прекращения ИПР с несовершеннолетним являются:
выполнение плана ИПР и устранение причин и условий, создавших социально опасное положение, исправление поведения несовершеннолетнего, улучшение ситуации в семье;
достижение несовершеннолетним 18-летнего возраста;
совершение несовершеннолетним преступления, если в отношении совершившего его лица избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, или осуждение к лишению свободы;
признание несовершеннолетнего в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или безвестно отсутствующим;
перемена места жительства несовершеннолетним;
другие основания (в зависимости от ситуации - по решению комиссии).
Основаниями для прекращения ИПР с семьями являются:
выполнение плана ИПР и устранение причин и условий, создавших социально опасное положение, исправление поведения несовершеннолетнего, улучшение ситуации в семье;
достижение последним в семье несовершеннолетним 18-летнего возраста;
перемена места жительства семьи;
признание в установленном действующим законодательством порядке родителя умершим или безвестно отсутствующим; лишение родительских прав;
заключение в места лишения свободы на длительный срок, направление на длительное стационарное лечение обоих родителей или единственного родителя:
другие основания (в зависимости от ситуации - по решению комиссии).
В случае перемены места жительства несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении, ответственный субъект профилактики информирует комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по новому месту проживания несовершеннолетнего и (или) семьи.
Копия постановления комиссии о прекращении ИПР с несовершеннолетним и семьей, находящимися в социально опасном положении, направляется в течение 10 (десяти) рабочих дней в соответствующие субъекты взаимодействия. О принятом решении также уведомляются несовершеннолетний и его родители (законные представители).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.