Председательствовал: Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Б.Е.Немцов
Присутствовали: члены Правительственной комиссии по - Е.В.Басин, В.В.Авдеев, реформированию жилищно-коммунального В.А.Аверченко, В.Н.Ампилогов, хозяйства в Российской Федерации Н.Г.Булакин, И.В.Бычковский, А.Д.Василевский, А.В.Киц, Ю.В.Котляров, А.В.Корсунов, Н.Б.Косарева, А.А.Латкин, Н.В.Маслов, Б.И.Минц, Э.С.Набиуллина, В.И.Овченков, А.Ф.Порядин, А.В.Солуянов, В.Е.Цапелик, Л.Н.Чернышов, Ю.В.Чехов, А.Ш.Шамузафаров, А.В.Шаронов, М.М.Шогенов, Ю.А.Юрков
депутат Государственной Думы - А.В.Козырев Федерального Собрания Российской Федерации
заместители руководителей, - Н.А.Антонова, А.Н.Данилин, ответственные работники А.А.Дронов, А.Д.Кочегаров, федеральных органов исполнительной В.П.Лияскин, В.М.Локтионов, власти Н.М.Редянова, А.И.Терещенко, В.Б.Христенко
руководители, заместители - В.С.Бибиков, А.Д.Касьянов, руководителей, ответственные Г.Д.Копейкин, В.А.Кочуев, работники органов исполнительной А.Н.Лихачев, В.Н.Хрящев власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления
ответственные работники Аппарата - А.Ф.Гореленко, А.А.Лесников, Правительства Российской Федерации Н.Т.Лопаткин, О.А.Сергеева, В.Н.Сорокин
представители общественных организаций, фондов, средств массовой информации
I. О результатах работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации в 1997 году
(Чернышов, Овченков, Киц, Шаронов, Латкин, Юрков, Басин, Косарева, Солуянов, Шогенов, Аверченко, Немцов)
1. Принять к сведению информацию Госстроя России о результатах работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в Российской Федерации в 1997 году.
2. Отметить, что реформирование жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 1997 году осуществлялось в соответствии с одобренной Указом Президента Российской Федерации Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства.
В развитие процессов реформирования ЖКХ была сформирована нормативная база преобразований, насчитывающая более 30 нормативно-методических документов, в которых конкретизированы основные направления реформирования ЖКХ на местах и сконцентрировано внимание на соблюдении субъектами Российской Федерации федеральных стандартов стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), снижении тарифов на их предоставление предприятиями-монополистами путем проведения финансово-технологического аудита, организации конкурсов на производство услуг ЖКХ, внедрении мероприятий по ресурсоэнергосбережению, постепенном переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг при обязательном соблюдении мер социальной защиты населения. Была сформирована система государственной статистической отчетности по жилищно-коммунальному хозяйству.
На сегодня субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями накоплен определенный опыт в реформировании ЖКХ, произошло осмысление необходимости проведения реформы, масштабов необходимых преобразований в этом секторе экономики. Абсолютное большинство регионов разработали программы реформирования ЖКХ и приступили к осуществлению конкретных мер по их реализации.
Многие субъекты Российской Федерации задействовали организационно-технические, экономические и информационные рычаги управления реформой, в результате чего среднероссийский уровень оплаты ЖКУ населением превысил установленный федеральный стандарт (35%) и составил к концу 1997 года 38%. Более 30 регионов России добились этого без увеличения стоимости услуг для населения.
Этого удалось достичь путем укрепления договорных отношений, разграничения функций субъектов хозяйствования и управления в результате формирования рынка производства и оказания жилищно-коммунальных услуг, в том числе предприятиями различных форм собственности, имеющими положительный опыт работы по эксплуатации и содержанию объектов ЖКХ (примером могут служить фирма "Фрегат", г. Москва, ОАО "Водоканал", г. Анджеро-Судженск Кемеровской области и др.).
В 1997 году началась активная кампания по ресурсоэнергосбережению, в том числе приборному контролю и учету потребляемых населением водо-, тепло-, энергоресурсов (успешно проводится эта работа в республиках Башкортостан, Карелия, Татарстан, Краснодарском, Красноярском, Ставропольском краях, Владимирской, Вологодской, Костромской, Липецкой, Ростовской областях).
Вместе с тем, в отдельных регионах процессы реформирования правоотношений в этом секторе экономики идут напряженно, с отставанием от сроков и параметров, установленных Концепцией реформы ЖКХ.
Не все субъекты Российской Федерации в полной мере используют имеющиеся возможности по осуществлению контроля за соблюдением стандартов качества услуг ЖКХ, проведению финансового и технологического аудита жилищно-коммунальных тарифов, расширению процессов демонополизации и развития конкурентной среды в сфере управления, эксплуатации и ремонта объектов ЖКХ.
Некоторыми субъектами Российской Федерации не исполняются правительственные решения по созданию государственных жилищных инспекций и расширению их полномочий (республики Алтай, Карелия, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Нижегородская, Саратовская, Томская области).
Органы лицензирования еще слабо влияют на формирование рыночной среды в сфере производства работ по эксплуатации и ремонту инженерных систем городов и населенных пунктов.
3. В целях углубления процессов реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации Госстрою России:
- продолжить формирование нормативной базы изменения правоотношений в сфере ЖКХ. Перечень необходимых документов представить на рассмотрение Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства до 1 марта 1998 г.;
- обеспечить контроль за исполнением в 1998 году федеральных стандартов стоимости предоставления ЖКУ по экономическим районам и в целом по России;
- осуществлять координацию процессов демонополизации и развития конкуренции в сфере управления, эксплуатации и ремонта объектов ЖКХ, расширения участия малого предпринимательства, лицензирования, стандартизации и сертификации качества представляемых ЖКУ;
- продолжить работу по распространению положительного опыта реформирования ЖКХ в регионах России, используя возможности Координационно-пропагандистского штаба по сопровождению жилищно-коммунальной реформы Госстроя России, аналогичных структур, образованных в субъектах Российской Федерации, заседаний Межведомственного совета по вопросам архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, серии региональных научно-практических конференций, семинаров, совещаний, круглых столов и др.
4. Госстрою России, Минфину России совместно с фондом "Институт экономики города":
- в двухмесячный срок определить величину неплатежей и недофинансирования работ (услуг) в жилищно-коммунальном хозяйстве, по регионам и в целом по Российской Федерации;
- в месячный срок подготовить проект обращения Правительственной комиссии к руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о необходимости исключить в межбюджетных отношениях с органами местного самоуправления проявление дискриминационных мер, влияющих на мотивацию и финансово-экономическую самостоятельность при проведении ими жилищно-коммунальной реформы на их территориях в случаях реального снижения издержек при производстве и оказании жилищно-коммунальных услуг.
5. В целях осуществления единой тарифной политики на энергоресурсы Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации совместно с заинтересованными организациями в двухмесячный срок разработать предложения по усилению координации ФЭК России и региональных энергетических комиссий, имея в виду назначение руководителей этих комиссий по согласованию с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и внести их на рассмотрение Правительственной комиссии с проектом соответствующего нормативного документа.
6. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- считать в 1998 году главным направлением деятельности в реформировании ЖКХ снижение стоимости ЖКУ в процессе поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг при соблюдении установленных федеральных стандартов;
О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 1998 год см. постановление Правительства РФ от 30 мая 1998 г. N 536
- дополнить в I квартале 1998 года региональные программы реформирования ЖКХ конкретными планами действий по выполнению утвержденной Правительством Российской Федерации Программы демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы;
- в первом полугодии текущего года завершить формирование структур, являющихся основой реформирования правоотношений в отрасли - служб заказчика (управляющих компаний), жилищных инспекций, органов лицензирования жилищно-коммунальной деятельности, служб сбора коммунальных платежей и предоставления гражданам субсидий по оплате ЖКУ, учебных центров по подготовке, аттестации и сертификации кадров;
- завершить в I квартале 1998 года формирование региональных комиссий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и информационно-пропагандистских штабов по сопровождению реформы ЖКХ;
- проводить открытые конкурсы по закупке энергоресурсов для предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
- включать руководителей органов местного самоуправления в состав региональных энергетических комиссий;
- установить в 1998 году для предприятий и организаций бюджетной сферы лимиты финансирования потребления коммунальных услуг в пределах финансовых средств, заложенных этим предприятиям в консолидированных бюджетах регионов.
II. О региональной программе энергосбережения в системах тепло- и водоснабжения (на примере Орловской области)
(Башмаков, Киц, Латкин, Юрков, Кочуев, Козырев, Басин, Немцов)
1. Принять к сведению информацию Управляющей компании "Тепло России", Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) и администрации Орловской области о "Программе повышения эффективности использования энергии в системе тепло- и водоснабжения Орловской области на 1998-2003 гг."
Одобрить проводимую в Орловской области работу по энергоресурсосбережению в ЖКХ.
Признать, что комплекс технических, экономических, финансовых и организационных решений, представленных в Программе, направлен на экономию потребления энергоресурсов и снижение тарифов, что является важнейшим элементом социальной защиты населения в ходе реализации реформы ЖКХ.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления усилить внимание к разработке и реализации региональных и муниципальных программ энергоресурсосбережения в ЖКХ.
Считать целесообразным проведение на местах конкурсов на лучшую программу по энергоресурсосбережению с активным привлечением к их осуществлению средств частных инвесторов, кредитных ресурсов.
3. Госстрою России совместно с ЦЭНЭФ в двухмесячный срок разработать методику расчета экономии бюджетных средств, определяющую эффективность мероприятий при внедрении энергосберегающих технологий в сфере производства и оказания жилищно-коммунальных услуг.
4. Госстрою России с участием Управляющей компании "Тепло России", ЦЭНЭФ и Центра энергоресурсосбережения в ЖКХ Госстроя России оказывать помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке и реализации региональных программ энергосбережения.
5. Координационно-пропагандистскому штабу по сопровождению жилищно-коммунальной реформы Госстроя России организовать через средства массовой информации распространение положительного опыта энергоресурсосбережения Орловской области в других регионах.
III. О ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства в Республике Коми
(Бибиков, Овченков, Порядин, Василевский, Басин, Немцов)
1. Принять к сведению информацию о ходе реформы ЖКХ в Республике Коми.
Отметить положительный опыт Республики в работе по снижению издержек и тарифов при производстве и предоставлении жилищно-коммунальных услуг, созданию республиканского центра по информации и индексации в строительстве, осуществляющего работу по экспертизе тарифов и исключению необоснованных затрат в структуре себестоимости.
2. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления:
- обратить внимание на отсутствие в разработанной программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики конкретных практических мер по совершенствованию системы управления, внедрению конкурентных отношений и антимонопольного регулирования в сфере жилищно-коммунальных услуг;
- на базе нормативно-методических документов федерального уровня (норм, нормативов, правил, положений и др.) ускорить разработку и введение в действие соответствующих документов регионального и местного уровня по вопросам содержания и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства.
IV. О работе Координационно-пропагандистского штаба по сопровождению жилищно-коммунальной реформы
(Маслов, Басин, Ломтев, Немцов)
1. Одобрить, в основном, программу действий Координационно-пропагандистского штаба по сопровождению жилищно-коммунальной реформы на 1998 год.
Считать важнейшей задачей Штаба организацию работы с населением по разъяснению целей и задач реформирования ЖКХ.
2. Госстрою России подготовить в марте с.г. пакет необходимых документов о направлении части займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР), предоставленного для финансирования Жилищного проекта, на финансирование проведения информационно-пропагандистской кампании по реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства за счет нераспределенной части этого займа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 1998 г. N 31 "О мерах содействия реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства". Обеспечить участие в переговорах с МБРР заинтересованных организаций.
3. Одобрить предложение Штаба о проведении Госстроем России совместно с Клубом главных редакторов региональных газет России (Баринов) в г. Москве в марте с.г. Всероссийского совещания-семинара главных редакторов региональных газет России о задачах по информационному сопровождению жилищно-коммунальной реформы в стране.
Первый заместитель |
Б.Немцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протокол заседания Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации от 26 января 1998 г. N 1
Текст протокола официально опубликован не был