Минрегион России в связи с многочисленными обращениями по вопросам деятельности организаций на рынке ритуальных услуг в пределах своей компетенции считает необходимым дать следующие разъяснения.
Имеющаяся в Минрегионе России информация об исполнении норм Федерального закона от 12.01.96 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении и похоронном деле) свидетельствует, что исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при организации похоронного дела повсеместно допускают нарушения его требований. Принимают акты и совершают действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, необоснованно предоставляя муниципальным унитарным предприятиям (специализированным службам по вопросам похоронного дела) полномочия и льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке оказания ритуальных услуг.
В статье 14 Федерального закона от 26.07.06 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет совершения хозяйствующими субъектами (группой лиц) любых действий, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, в т.ч. действий, которые причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (недобросовестная конкуренция).
Таким образом, действия специализированных служб в отношении конкретных хозяйствующих субъектов, также оказывающих ритуальные услуги, направленные на приобретение необоснованных преимуществ, совершение недобросовестных действий, которые имеют или могут иметь указанные в ст. 14 Закона о защите конкуренции последствия, квалифицируются как не соответствующие требованиям указанной статьи.
Вместе с тем действия (бездействие) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке, могут быть квалифицированы как нарушающие требования ст. 15 Закона о защите конкуренции, а в случае заключения указанными органами соглашений (осуществления согласованных действий) между собой или хозяйствующими субъектами - как нарушение требования ст. 16 Закона о защите конкуренции.
Статьей 25 Закона о погребении и похоронном деле закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, предусматривающей создание специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Закон о погребении и похоронном деле не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.
Супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.
Согласно ст. 1 Закона о погребении и похоронном деле погребение умершего гарантируется с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.
В соответствии со ст. 6 и 9 Закона о погребении и похоронном деле погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела только в случае мотивированного отказа лиц от исполнения волеизъявления умершего.
Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения (в т.ч. путем предания умершего земле) лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Статьями 1 и 421 ГК РФ предусматривается, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Органы местного самоуправления, специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе обязывать (понуждать) приобретать услуги, в т.ч. входящие в предусмотренный Законом о погребении и похоронном деле гарантированный перечень услуг по погребению, поскольку такое понуждение прямо противоречит гражданскому законодательству.
Статьей 26 Закона о погребении и похоронном деле определено, что финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Финансовое обеспечение кладбищ, находящихся в ведении органов местного самоуправления, осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.03 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, городского округа, муниципального района относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В связи с изложенным муниципальные унитарные предприятия (специализированные службы по вопросам похоронного дела) не правомочны самостоятельно устанавливать цены и тарифы на оказываемые ими ритуальные услуги.
Кроме этого, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг, ритуальные услуги относятся к бытовым услугам и конечным их потребителями являются граждане, которые в целях получения тех или иных бытовых услуг заключают договоры бытового подряда.
В соответствии со ст. 426 и 730 ГК РФ договоры бытового подряда являются публичными, и цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
Федеральный закон от 09.04.07 N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" значительно ужесточил наказания за нарушения антимонопольного законодательства.
Вступившим в силу Законом за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий предусмотрено наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 17 до 20 тыс. руб. либо дисквалификация на срок до 3 лет;
- на юридических лиц - от 1 до 15% размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
За невыполнение в установленный срок законного решения, предписания антимонопольного органа о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений, согласованных действий, о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке, о прекращении недискриминационного доступа к товарам (работам, услугам), о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, о прекращении недобросовестной конкуренции в зависимости от конкретного состава административного правонарушения предусматривается наложение административных штрафов:
- на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб. либо дисквалификация на срок до 3 лет;
- на юридических лиц в размере от 100 до 500 тыс. руб.
Столь жесткие санкции принятого Закона, могущие повлечь дополнительные расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также унитарных предприятий, созданных органами государственной власти или органами местного самоуправления, дисквалификацию должностных лиц, требуют неукоснительного исполнения Закона о защите конкуренции в управленческой и хозяйственной деятельности.
Исполнительным органам государственной власти субъектов РФ рекомендуется принять меры разъяснительного, профилактического и контрольного характера по недопущению нарушения законодательства Российской Федерации по вопросам погребения и похоронного дела и антимонопольного законодательства, в частности в сфере похоронного дела в Российской Федерации.
|
Ю.П. Тыртышов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При организации похоронного дела органы государственной власти субъектов РФ и муниципальные органы допускают нарушения антимонопольного законодательства. В связи с этим указано следующее.
Запрет, установленный антимонопольным законодательством, распространяется на: действия, направленные на предоставление необоснованных преимуществ специализированным службам похоронного дела (муниципальным унитарным предприятиям); действия (бездействие) и соглашения, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Осуществлять погребение умершего и оказывать ритуальные услуги могут не только специализированные муниципальные службы, но и иные субъекты.
Органы местного самоуправления и специализированные службы не вправе понуждать пользоваться соответствующими услугами, а также препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, либо действующим от имени и по поручению лиц, обязавшихся осуществить погребение умершего.
Специализированные службы не правомочны самостоятельно устанавливать цены и тарифы на оказываемые ими услуги. Причем цены на такие услуги должны быть одинаковы для всех потребителей.
Кроме того, после внесения изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях была установлена административная ответственность за недобросовестную конкуренцию, а также за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию действий.
Письмо Министерства регионального развития РФ от 23 июля 2007 г. N 13741-ЮТ/07 "О деятельности организаций на рынке ритуальных услуг"
Текст письма опубликован в журнале "ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера", апрель 2008 г., N 4, часть II