Постановление Конституционного Суда Республики Карелия
от 11 декабря 2003 г.
Об официальном разъяснении настоящего Постановления см. Определение Конституционного Суда Республики Карелия от 12 октября 2004 г.
Конституционный Суд Республики Карелия
в составе
Председателя В.В.Сухачевой, судей Е.М.Переплесниной, Т.Н.Фотиной, с участием прокурора отдела Прокуратуры Республики Карелия И.Е.Лукашова; А.П.Ухановой - представителя П.Г.Уханова, как сторон, обратившихся с ходатайствами в Конституционный Суд Республики Карелия; консультанта юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания Республики Карелия Т.Н.Жевнеровой, консультанта Государственно-правового управления Администрации Главы Республики Карелия Л.Н.Хотиной, исполняющей обязанности начальника Управления доходов Министерства финансов Республики Карелия Е.В.Беляевой; ведущего специалиста Управления доходов Министерства финансов Республики Карелия Н.Г.Рыжовой - представителей Законодательного Собрания Республики Карелия и Главы Республики Карелия как сторон, принявших и подписавших оспариваемый акт, руководствуясь статьей 68 (часть 2) Конституции Республики Карелия, статьями 2, 33, 39, 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Карелия пункта 2 статьи 7 Закона Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия". Поводом к рассмотрению дела явились ходатайства Прокурора Республики Карелия и гражданина Уханова Павла Германовича. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Карелия пункт 2 статьи 7 Закона Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия".
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.В.Сухачевой, представителей сторон, а также: главного специалиста Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия О.В. Богданову; начальника отдела судопроизводства по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия А.Е.Бахилина; в качестве специалистов - от Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия Л.А.Макееву и В.В.Коваленко; от Государственного комитета по строительству, эксплуатации и содержанию автомобильных дорог Республики Карелия П.В.Банковского, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд установил:
1. Закон Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" принят Палатой Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия 28 декабря 1999 года, подписан Председателем Правительства Республики Карелия 30 декабря 1999 года, введен в действие с 1 января 2000 года, опубликован в газете "Карелия" N 1 (600) от 31 декабря 1999 года. В этот Закон неоднократно вносились изменения и дополнения. Оспариваемые правовые предписания приняты Законом Республики Карелия "О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" N 632-ЗРК от 25 ноября 2002 года, который введен в действие с 1 января 2003 года, опубликован в газете "Карелия" N 125 (972) от 26 ноября 2002 года.
Оспариваемые положения регулируют порядок и сроки уплаты транспортного налога.
Гражданин П.Г.Уханов просит проверить конституционность пункта 2 статьи 7 Закона Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия", поскольку, по его мнению, налоговые органы при применении оспариваемых правовых предписаний не учитывают сведения о последующем снятии транспортного средства с учета или фактическом его отсутствии на момент получения уведомления налогового органа. При этом П.Г.Уханов считает, что положения пункта 2 статьи 7 рассматриваемого республиканского Закона противоречат статьям 52 и 54 Налогового кодекса Российской Федерации и не соответствуют статье 5 Конституции Республики Карелия.
По мнению Прокурора Республики Карелия, оспариваемая норма вводит обязательность уплаты налогового платежа авансом за весь год до истечения налогового периода и во всех случаях обязывает налоговые органы исчислять (а налогоплательщика - вносить) авансовые платежи по транспортному налогу на основании сведений органов, регистрирующих транспортные средства, по состоянию на 31 декабря предшествующего налогового периода в размере годовой суммы налогового платежа.
При этом не учитываются поступившие в налоговый орган до направления налогового уведомления сведения о снятии транспортного средства с регистрации в текущем налоговом периоде.
Прокурор Республики Карелия полагает, что пункт 2 статьи 7 Закона Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" противоречит пункту 3 статьи 362 и статье 55 Налогового кодекса Российской Федерации, а потому не соответствует части 2 статьи 5 Конституции Республики Карелия.
По этим основаниям заявители просят Конституционный Суд Республики Карелия признать не соответствующим Конституции Республики Карелия пункт 2 статьи 7 Закона Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия".
Конституционный Суд при принятии данного решения не связан основаниями и доводами, изложенными в ходатайствах, и разрешает исключительно вопросы права.
2. Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, а также законами субъектов Российской Федерации о налогах, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации в своих законах определяют конкретные ставки налога, порядок и сроки уплаты налога, а также льготы по его уплате (статья 356 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно правовым предписаниям пункта 2 статьи 7 рассматриваемого республиканского Закона "авансовые платежи по транспортному налогу налогоплательщикам - физическим лицам в текущем налоговом периоде исчисляются налоговыми органами на основании сведений органов, регистрирующих транспортные средства, по состоянию на 31 декабря предшествующего налогового периода (в 2003 году по зарегистрированным транспортным средствам по состоянию на 1 января текущего налогового периода) и уплачиваются указанными налогоплательщиками на основании налогового уведомления в размере годовой суммы налогового платежа не позднее 31 июля текущего налогового периода.
По истечении налогового периода в срок до 1 июня, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговый орган производит перерасчет суммы транспортного налога в соответствии с пунктом 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма транспортного налога, подлежащая доплате, уплачивается налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, в срок не позднее 31 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом".
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и в соответствии со статьей 31 Конституции Республики Карелия каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогообложение всегда означает определенное ограничение прав.
Однако такое ограничение возможно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 Конституции Российской Федерации).
Соблюдение баланса интересов государства и налогоплательщиков отражено и в статье 1 Протокола N 1 от 20 марта 1952 года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Согласно оспариваемым правовым предписаниям, которые носят императивный характер, уплата авансового платежа в размере годовой суммы налога до 31 июля текущего налогового периода является обязанностью налогоплательщика.
Обязанность налогоплательщика вносить налоговые платежи авансом, то есть до истечения налогового периода, обусловлена необходимостью равномерного, в течение бюджетного года, поступления в государственную казну средств, необходимых для покрытия расходных статей бюджета, и не может расцениваться как нарушение конституционных прав и свобод.
Не исключается ситуация, когда после уплаты авансового платежа, но до истечения налогового периода транспортное средство может быть утрачено налогоплательщиком, продано, подарено, пришло в негодность, что повлекло снятие его с регистрационного учета.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Порядок возврата или зачета этих сумм установлен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положения перечисленных норм направлены на защиту прав налогоплательщика, в том числе права собственности. При этом учитываются как интересы бюджета, так и интересы конкретного налогоплательщика.
Таким образом, в случае, если после уплаты авансового платежа в размере годовой суммы налогового платежа налогоплательщик перестал быть собственником транспортного средства, и оно снято с регистрационного учета до истечения налогового периода, то по заявлению налогоплательщика излишне уплаченная сумма налога ему должна быть возвращена, а потому обязанность внести авансовый платеж в сумме годового налогового платежа в отношении этой категории граждан, как и в отношении граждан, за которыми транспортное средство зарегистрировано в течение всего налогового периода, не может расцениваться как нарушение конституционных прав.
3. Статья 83 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует правовые отношения, связанные с порядком постановки на учет налогоплательщиков в налоговом органе. Пункт 5 этой статьи определяет, что постановка на учет в налоговых органах физического лица осуществляется на основе информации органов, регистрирующих транспортные средства, при этом наземные транспортные средства учитываются налоговым органом по месту их государственной регистрации, а водные и воздушные транспортные средства - по месту жительства физического лица.
В соответствии со статьей 362 (пункты 4, 5) Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения:
- сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации;
- сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, происшедших за предыдущий календарный год.
В соответствии с этими сведениями налоговые органы высылают налогоплательщикам уведомления о сумме авансового платежа, равного годовой сумме налогового платежа, который подлежит уплате до 31 июля текущего налогового периода.
При этом не исключается ситуация, когда до направления налоговым органом конкретному налогоплательщику уведомления об уплате налогового платежа авансом за весь год в налоговом органе будут сведения о том, что данное транспортное средство за конкретным налогоплательщиком уже не числится.
Тем не менее, следуя буквальному смыслу оспариваемых правовых предписаний, налоговый орган в любом случае направляет налогоплательщику уведомление о платеже авансом за весь год до истечения налогового периода, заведомо зная, что:
- транспортное средство утрачено, пришло в негодность, продано, подарено или по другой причине снято с регистрационного учета и не числится за конкретным налогоплательщиком;
- сумма годового налога в данном случае, подлежащая уплате гражданином, должна исчисляться в соответствии с пунктом 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации и потому будет в несколько раз меньше размера годовой суммы налогового платежа, который указан в уведомлении и который налогоплательщик обязан уплатить.
Анализ сложившейся правоприменительной практики свидетельствует о том, что налоговым органом оспариваемые правовые предписания понимаются как исключающие возможность в отношении этой категории налогоплательщиков исчислить сумму налога, подлежащую уплате, при направлении уведомления в текущем налоговом периоде с учетом коэффициента, указанного в пункте 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поэтому оспариваемые положения в том смысле, в каком понимаются налоговыми органами в части исчисления авансового платежа в размере годовой суммы налогового платежа без учета сведений соответствующих органов о снятии с регистрации транспортного средства еще до направления уведомления в текущем налоговом периоде, противоречат федеральному налоговому законодательству, представляют собой чрезмерное, несправедливое, непропорциональное конституционно значимым целям ограничение права собственности граждан и, следовательно, умаляют конституционное право собственности этой категории налогоплательщиков, то есть противоречат части 2 статьи 5, части 3 статьи 8 Конституции Республики Карелия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 2, 6, 31, 33, 44 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", суд постановил:
1. Признать пункт 2 статьи 7 Закона Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" не противоречащим Конституции Республики Карелия в той части, в какой он устанавливает порядок и сроки уплаты транспортного налога налогоплательщиками на территории Республики Карелия, предусматривает уплату авансового платежа в размере годовой суммы налогового платежа, за исключением случаев, указанных в пункте 2 резолютивной части настоящего постановления.
2. Признать пункт 2 статьи 7 Закона Республики Карелия "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" в той части, в какой он по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, позволяет налоговым органам направлять уведомления налогоплательщику об уплате транспортного налога авансом за весь год в текущем налоговом периоде, несмотря на сведения указанных в Законе органов о снятии с регистрации транспортного средства налогоплательщика еще до направления ему уведомления об уплате авансового платежа, не соответствующим Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (часть 2), 8 (часть 3).
3. Согласно части 5 статьи 31 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" настоящее постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
4. В соответствии со статьями 24, 31, 48 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Карелия" и сборнике "Собрание законодательства Республики Карелия".
Конституционный Суд
Республики Карелия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 11 декабря 2003 г.
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2003 г., N 12, ст.1556, в издании "Конституционный Суд Республики Карелия. Сборник документов. Итоги работы за 10 лет"