Конституционный Суд Республики Карелия в составе Председателя В.В.Сухачевой, судей Е.М.Переплесниной, П.А.Союнена,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Е.М.Переплесниной, проводившей на основании статьи 39 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" предварительное изучение обращения, установил:
1. Закон Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" N 827-ЗРК принят Законодательным Собранием Республики Карелия 9 декабря 2004 года, подписан Главой Республики Карелия 17 декабря 2004 года, опубликован в газете "Карелия" 25 декабря 2004 года, действует с последующими изменениями и дополнениями по состоянию на 19 декабря 2006 года (далее - Закон Республики Карелия N 827-ЗРК).
Заявительница Г.И.Краскова, вышедшая на пенсию в 1994 году после 18 лет работы учительницей в сельских школах Республики Карелия, оспаривает конституционность правового предписания части 3 статьи 3 названного Закона, согласно которому социальная поддержка граждан, указанных в пунктах 10-12 статьи 2 этого Закона, осуществляется в форме оплаты жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия, и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Г.И.Краскова не согласна с тем, что мера социальной поддержки по оплате жилья с отоплением и освещением ограничена пределами социальной площади жилья и нормативами потребления коммунальных услуг и топлива, поскольку до 1 января 2005 года она была освобождена от несения этих расходов в полном объеме. Полагает, что оспариваемая норма республиканского Закона противоречит статьям 2, 17, 19 Конституции Республики Карелия.
2. Российская Федерация является социальным государством, в котором признаются, соблюдаются, гарантируются и защищаются права и свободы человека и гражданина (статьи 2 и 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 25 Конституции Республики Карелия каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных федеральным законом. В Республике Карелия может устанавливаться в соответствии с законом дополнительное социальное обеспечение.
Согласно Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, финансовое регулирование, федеральный бюджет, установление основ федеральной политики и федеральных программ в области социального развития находятся в ведении Российской Федерации (пункты "в", "е", "ж", "з" статьи 71), а защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, включая социальное обеспечение, - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункты "б", "ж" части 1 статьи 72). Не устанавливая конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям федерального законодателя. Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2006 года N 524-О, располагая достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, федеральный законодатель вправе избирать и изменять формы их предоставления - денежную или натуральную, видоизменять их к конкретной жизненной ситуации, в которой оказывается гражданин, относящийся к числу нуждающихся в социальной поддержке либо к категории граждан, заслуживающих, по мнению государства, уважения и почета.
Социальная поддержка населения может осуществляться в разнообразных формах - в виде льгот, компенсаций, субсидий, услуг, дополнительных прав. Поэтому сама по себе замена в действующем законодательстве слов "права и льготы" на "меры социальной поддержки" не может свидетельствовать о снижении уровня социальной защиты соответствующих категорий граждан.
В отношении проживающих за пределами городов пенсионеров, проработавших не менее десяти лет педагогическими работниками в расположенных на территории Республики Карелия в сельской местности, поселках городского типа учреждениях, работавших на момент выхода на пенсию в государственных учреждениях Республики Карелия, Конституционным Судом Республики Карелия было рассмотрено дело по обращению гражданки Полевой Марии Ивановны.
В постановлении от 17 мая 2006 года Конституционный Суд Республики Карелия указал, что льгота, предоставлявшаяся рассматриваемой категории граждан в натуральной форме в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением, федеральным законодателем не отменена.
Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", утвержденный постановлением Правительства Республики Карелия от 17 января 2005 года N 1-П, и сложившаяся правоприменительная практика свидетельствуют о том, что формулировка оспариваемой нормы, несмотря на отсутствие прямого указания об этом, рассматривается как допускающая возможность оставшуюся часть расходов на содержание жилого помещения с отоплением и освещением возлагать на пенсионеров - бывших педагогов, проработавших не менее 10 лет в сельской местности. Такое толкование и применение рассматриваемой нормы закона является недопустимым, поскольку за перешедшими на пенсию педагогическими работниками, проработавшими в школах сельской местности не менее 10 лет, и проживающими с ними членами семей сохранено право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением без каких-либо ограничений в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами.
Исходя из принципов правового государства, равенства и справедливости, согласованного действия правовых норм в системе действующего правового регулирования, исходя из целей обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации, единого правового пространства, Конституционный Суд Республики Карелия пришел к выводу о том, что право лиц рассматриваемой категории на бесплатное жилье с отоплением и освещением, гарантированное федеральными нормативными правовыми актами, предоставлявшееся на протяжении многих лет и на сегодняшний день не отмененное федеральным органом государственной власти, является действующим и должно предоставляться в прежнем объеме до надлежащего законодательного урегулирования вопросов по порядку предоставления и финансированию данной льготы на федеральном уровне.
Педагогические работники, проработавшие в сельской местности не менее десяти лет, зарабатывая, в том числе, гарантированное государством право на льготу по оплате жилья с отоплением и освещением, рассчитывали на добросовестное выполнение последним своих публично-правовых обязательств и обоснованно полагали, что смогут реализовать это право после выхода на пенсию.
Постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 17 мая 2006 года оспариваемое правовое предписание части 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года N 827-ЗРК, содержащееся в словах "в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации", в той мере, в какой позволяет возлагать часть расходов на содержание жилья с отоплением и освещением на граждан данной категории, признано не соответствующим Конституции Республики Карелия, ее статьям 5 (части 1 и 2), 16 (часть 2).
Данное постановление сохраняет свою силу, а сформулированная в нем правовая позиция в полной мере применима и при оценке конституционности правового предписания части 3 статьи 3 Закона N 827-ЗРК, изложенного в редакции Закона Республики Карелия от 18 июля 2006 года N 1020-ЗРК.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 41 (пункт 2), 71, 72 (часть 2) Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд Республики Карелия определил:
1. Положения части 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" с последующими изменениями и дополнениями в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как допускающие возможность возложения части расходов за содержание жилья с отоплением и освещением на проживающих за пределами городов пенсионеров, проработавших не менее десяти лет педагогическими работниками в расположенных на территории Республики Карелия в сельской местности, поселках городского типа учреждениях, работавших на момент выхода на пенсию в государственных учреждениях Республики Карелия.
2. Конституционно-правовой смысл положений части 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", выявленный в постановлении Конституционного Суда Республики Карелия от 17 мая 2006 года, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
3. Признать обращение Красковой Галины Ивановны не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Республики Карелия, поскольку для разрешения поставленного заявительницей вопроса в соответствии с Законом Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" не требуется вынесение предусмотренного его статьей 72 (часть 1) итогового решения в виде постановления.
4. Настоящее Определение Конституционного Суда Республики Карелия окончательно и обжалованию не подлежит.
5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в очередном номере газеты "Карелия" и в официальном издании "Собрание законодательства Республики Карелия".
Конституционный Суд
Республики Карелия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Карелия от 30 марта 2007 г. "По обращению гражданки Красковой Галины Ивановны на нарушение ее конституционных прав положениями части 3 статьи 3 Закона Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия"
Текст определения опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2007 г., N 3, ст.409