Законом Республики Карелия от 25 января 1992 г. N XII-11/287 в настоящий Закон внесены изменения
Закон Республики Карелия от 21 ноября 1991 г. N ХII-10/246
"О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Республике Карелия"
25 января 1992 г., 9 апреля 1993 г., 19 сентября 1995 г.
О порядке введения в действие настоящего Закона см. постановление Верховного Совета Республики Карелия от 21 ноября 1991 г. N ХII-10/247
Настоящий Закон устанавливает условия и порядок приватизации государственных и муниципальных предприятий, относящихся к собственности Республики Карелия, и по соглашению с Российской Федерацией - предприятий, относящихся к собственности Российской Федерации.
Целью настоящего Закона является упорядочение процесса преобразования отношений собственности, создание условий для развития многоукладной экономики, формирование института собственности граждан на средства производства.
I. Общие положения
Статья 1. Понятие приватизации государственных и муниципальных предприятий
Приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную и коллективную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий и их подразделений (ликвидированных, а также действующих - по решению органов, правомочных принимать решения от лица собственника), долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), совместных предприятий, а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
Далее по тексту Закона под приватизацией государственных и муниципальных предприятий понимается приватизация всех перечисленных выше объектов собственности.
Статья 2. Законодательство Республики Карелия о приватизации государственных и муниципальных предприятий
1. Законодательство Республики Карелия о приватизации государственных и муниципальных предприятий состоит из настоящего Закона, Закона "О собственности в Карельской АССР" и других регулирующих приватизацию законодательных актов Республики Карелия.
2. Приватизация государственных предприятий, расположенных на территории Республики Карелия и относящихся к государственной собственности Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" или по соглашению с Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом.
3. Приватизация государственных предприятий, находящихся в общей собственности Республики Карелия, Российской Федерации, других республик, краев, областей и других национально-территориальных и административных образований осуществляется по соглашению сторон.
4. Приватизация долей (паев, акций) Республики Карелия и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), находящихся в общей собственности с иностранными физическими и юридическими лицами, международными организациями, регулируется настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Карелия и законодательными актами Российской Федерации, не противоречащими законодательству Республики Карелия, а также соглашениями с иностранными государствами.
5. Настоящий Закон не регламентирует восстановления имущественных прав собственников, их наследников и правопреемников на предприятия, которые были национализированы, конфискованы или другим способом изъяты против их воли в собственность государства.
6. Приобретение государственных и муниципальных предприятий Республики Карелия иностранными юридическими и физическими лицами регулируется настоящим Законом, законодательством Российской Федерации об иностранных инвестициях, другими законодательными актами Российской Федерации и Республики Карелия.
7. Приватизация жилищного фонда и социально-культурных учреждений, за исключением случаев, предусмотренных п.2 статьи 15 настоящего Закона, регулируется иными законодательными актами Республики Карелия и Российской Федерации.
8. Приватизация земельного фонда, других природных ресурсов, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Республики Карелия.
Статья 3. Республиканская программа приватизации
1. Цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в Республике Карелия устанавливаются республиканской программой приватизации.
Программа подвергается антимонопольной экспертизе с точки зрения действующего законодательства территориальным управлением Антимонопольного комитета Российской Федерации. В случае отрицательного заключения к рассмотрению Верховным Советом Республики Карелия программа не принимается.
Программа вносится Советом Министров Республики Карелия и утверждается Верховным Советом Республики Карелия не позже чем за месяц до обсуждения в первом чтении Закона Республики Карелия о республиканском бюджете.
Республиканская программа приватизации разрабатывается с учетом требований Государственной программы Российской Федерации на три ближайших года и состоит из задания на текущий год и прогноза на два последующих года.
2. Программа содержит:
- перечень отраслей и категорий предприятий, подлежащих первоочередной приватизации, с определением предпочтительных способов приватизации;
- требования к местным программам приватизации;
- задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества;
- условия использования при приватизации иностранных инвестиций;
- прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и направления их использования;
- перечень, сроки и порядок образования за счет средств, полученных от приватизации, целевых фондов;
- возможный порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующим бюджетом по всем видам платежных средств.
3. В программе устанавливается перечень государственных предприятий, их подразделений, не подлежащих приватизации. Указанный перечень согласовывается с районными, городскими (городов республиканского подчинения) Советами народных депутатов и подлежит ежегодному утверждению Верховным Советом Республики Карелия.
4. Районные, городские (городов республиканского подчинения) Советы народных депутатов с учетом требований республиканской программы приватизации принимают местные программы по приватизации предприятий, находящихся в их собственности.
5. По решению Президиума Верховного Совета Республики Карелия и местных Советов в республике могут формироваться совместные программы приватизации.
Статья 4. Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственной собственностью
1. Приватизацию государственного имущества, находящегося в собственности Республики Карелия, организует Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственной собственностью (далее по тексту - Госкомсобственность Республики Карелия), входящий в состав государственных органов управления, подведомственных Совету Министров Республики Карелия.
Деятельность Госкомсобственности Республики Карелия финансируется за счет средств республиканского бюджета Республики Карелия и средств, полученных от приватизации государственных предприятий, находящихся в собственности Республики Карелия.
Положение о Госкомсобственности Республики Карелия утверждается Советом Министров Республики Карелия.
2. Для проведения приватизации Госкомсобственность Республики Карелия:
разрабатывает и представляет Совету Министров Республики Карелия проект республиканской программы приватизации, ежегодные изменения и дополнения к ней, а также проекты законов и других нормативных актов по приватизации;
организует и контролирует реализацию указанной программы;
ежегодно отчитывается о выполнении программы перед Верховным Советом Республики Карелия;
устанавливает систему премирования работников органов государственного управления и местной администрации, предприятий и учреждений, участвующих в выполнении программы приватизации;
принимает заявки на приватизацию, поступившие в соответствии с настоящим законом;
принимает решения о приватизации предприятий, находящихся в республиканской собственности, и по согласованию с Госкомимуществом Российской Федерации - предприятий, находящихся в федеральной собственности, и о преобразовании их организационно-правовой формы,
создает комиссии по приватизации предприятий, находящихся в республиканской собственности, и по согласованию с Российской Федерацией на предприятия, находящиеся в федеральной собственности;
исходя из экономической целесообразности, принимает решение о выделении из состава предприятий, в том числе арендных, отдельных структурных единиц, других подразделений в самостоятельные предприятия;
утверждает планы приватизации предприятий, подразделений;
в случае необходимости делегирует отдельные свои функции комитетам по управлению муниципальной собственностью и выполняет поручения, делегированные Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственной собственностью Российской Федерации;
содействует созданию инвестиционных фондов, холдинговых компаний и других организаций, необходимых для осуществления приватизации;
осуществляет методическое руководство приватизации предприятий муниципальной собственности;
в случае нарушения законодательства о приватизации и программ приватизации возбуждает в суде или арбитражном суде иски об отмене незаконных решений и привлечении к ответственности виновных должностных лиц.
3. Госкомсобственность Республики Карелия готовит предложения по разграничению государственной собственности на федеральную, республиканскую и муниципальную собственность районов и городов (республиканского подчинения). Решение о передаче республиканской собственности в муниципальную принимает Верховный Совет Республики Карелия в порядке, предусмотренном законодательством Республики Карелия и Российской Федерации.
При отсутствии решения, удостоверяющего право собственности района, города республиканского подчинения на объекты приватизации, они приватизируются Госкомсобственностью Республики Карелия как собственность Республики Карелия.
4. Решения Госкомсобственности Республики Карелия, принятые во исполнение республиканской программы приватизации в отношении предприятий, находящихся в собственности Республики Карелия, являются обязательными.
Статья 5. Карельский фонд государственного имущества
1. Продавцом приватизируемых государственных предприятий, находящихся в собственности Республики Карелия, а также принадлежащих Республике Карелия долей (паев, акций) в капитале предприятий и по согласованию с Российской Федерацией предприятий, относящихся к собственности России, признается только Карельский фонд государственного имущества и назначенные им представители.
Фонд создается по представлению Президиума Верховного Совета Республики Карелия решением Верховного Совета Республики Карелия и подотчетен ему. Положение о Фонде утверждается Верховным Советом Республики Карелия.
Деятельность Фонда финансируется за счет средств, полученных от приватизации государственных предприятий, находящихся в республиканской собственности.
2. Карельский фонд государственного имущества выполняет следующие функции:
временно владеет принадлежащими Республике Карелия свидетельствами о собственности на государственные предприятия, на доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ (товариществ), передаваемых ему Госкомсобственностью Республики Карелия;
осуществляет полномочия Республики Карелия как собственника на общих собраниях акционеров (пайщиков), несет риск (ответственность) за деятельность предприятий в пределах находящейся в его владении доли в капитале предприятий;
продает указанные доли (паи, акции), свидетельства о собственности на предприятия;
получает и перечисляет дивиденды и выручку от приватизации предприятий в соответствии с планом доходов республиканского бюджета и республиканской программой приватизации;
обменивает принадлежащие Республике Карелия акции акционерных обществ на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний.
3. Из числа тех акций любого акционерного общества, которыми владеет Фонд, право голоса могут иметь не более 20 процентов от общего числа акций каждого общества, остальные принадлежащие Фонду акции, независимо от их количества и номинального статуса, по настоящему Закону являются привилегированными. При продаже Фондом указанных акций их номинальный статус восстанавливается.
Фонд не имеет права вмешиваться в деятельность предприятий за исключением случаев, предусмотренных договором, учредительными документами предприятия и законодательством Республики Карелия и Российской Федерации.
4. Верховный Совет Республики Карелия ежегодно рассматривает и утверждает отчет о деятельности Карельского фонда государственного имущества за прошедший год.
5. По решению Верховного Совета Республики Карелия функции Фонда могут быть переданы Госкомсобственности.
Статья 6. Комитеты по управлению муниципальной собственностью
1. Приватизацию муниципального имущества организуют Комитеты по управлению муниципальной собственностью, входящие в состав местной администрации (далее по тексту - Комитеты).
Деятельность Комитетов финансируется за счет средств местного бюджета и средств, полученных от приватизации муниципальных предприятий.
Положение о Комитете утверждается местной администрацией.
2. Для проведения приватизации Комитеты:
разрабатывают с учетом требований республиканской программы приватизации и представляют Местной администрации проект местной программы приватизации, ежегодные изменения и дополнения к ней;
организуют и контролируют реализацию местной программы приватизации и ежегодно отчитываются о ее выполнении перед местным Советом народных депутатов;
устанавливают систему премирования работников местной администрации, предприятий и учреждений, участвующих в выполнении программы приватизации;
создают комиссии по приватизации предприятий, находящихся в муниципальной собственности и по согласованию с Госкомсобственностью Республики Карелия - предприятий, находящихся в собственности Республике Карелия;
принимают решения о приватизации этих предприятий и о преобразовании их организационно-правовой формы;
иходя# из экономической целесообразности, принимают решение о выделении из состава предприятий, в том числе арендных, отдельных структурных единиц, других подразделений в самостоятельные предприятия;
содействуют созданию инвестиционных фондов и холдинговых компаний;
выполняют поручения, делегированные Госкомсобственностью Республики Карелия по реализации государственной программы приватизации.
3. Решения Комитетов, принятые во исполнение местной программы приватизации в отношении предприятий, находящихся в муниципальной собственности, являются обязательными.
4. Комитеты готовят предложения по передаче государственной собственности в собственность районов и городов и по разграничению муниципальной собственности на собственность районов (городов) и других административно-территориальных образований. Решение о разграничении муниципальной собственности принимает соответствующий Совет народных депутатов.
Статья 7. Фонды муниципального имущества
1. Продавцами муниципальных предприятий, а также долей (паев, акций) в капитале предприятий, находящихся в собственности райгорсоветов, являются Фонды муниципального имущества (далее по тексту - Фонды).
Фонды создаются местными Советами народных депутатов и подотчетны им.
Положения о Фондах утверждаются местными Советами народных депутатов.
Деятельность Фондов финансируется за счет средств, полученных от приватизации муниципальных предприятий.
2. Фонды выполняют следующие функции:
временно владеют принадлежащими Советам народных депутатов свидетельствами о собственности на муниципальные предприятия, доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ (товариществ), передаваемых им Комитетами по управлению муниципальной собственностью;
осуществляют полномочия собственника на собраниях акционеров (пайщиков), несут риск (ответственность) за деятельность предприятий в пределах находящейся в их владении доли в капитале предприятий;
продают доли (паи, акции) и свидетельства о собственности на предприятия;
получают и перечисляют дивиденды и выручку от приватизации предприятий в соответствии с планом доходов местного бюджета и программой приватизации;
обменивают находящиеся в муниципальной собственности акции акционерных обществ на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний.
3. Из числа тех акций любого акционерного общества, которыми владеют Фонды, право голоса могут иметь не более 20 процентов от общего числа акций каждого общества, остальные акции, принадлежащие Фонду, независимо от их количества и номинального статуса по настоящему Закону являются привилегированными. При продаже Фондом указанных акций их номинальный статус восстанавливается.
Фонды не имеют права вмешиваться в деятельность предприятий за исключением случаев, предусмотренных договором, учредительными документами предприятия и законодательством Республики Карелия и Российской Федерации.
4. Советы народных депутатов ежегодно рассматривают и утверждают отчеты о деятельности Фондов за прошедший год.
5. По решению местных Советов народных депутатов функции Фондов могут передаваться соответствующим Комитетам.
Статья 8. Инвестиционные фонды и холдинговые компании
Инвестиционные фонды и холдинговые компании создаются в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и законодательством Республики Карелия.
Статья 9. Покупатели
1. Покупателями объектов государственной и муниципальной собственности могут быть:
- члены трудового коллектива предприятия
- другие граждане
- юридические лица
- иностранные юридические лица и граждане*
- лица без гражданства
Законом Республики Карелия от 9 апреля 1993 г. N XII-16/526 в пункт 2 статьи 9 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в действие с момента принятия названного Закона
2. При приватизации государственных и муниципальных предприятий не могут быть покупателями и участвовать в конкурсе, аукционе, покупать акции приватизируемых предприятий юридические лица, в уставном капитале которых доля государства, местных Советов народных депутатов, общественных организаций (объединений), благотворительных и иных общественных фондов превышает 25 процентов за исключением совхозов.
3. Обязанность доказывания своего права на приобретение приватизируемых предприятий лежит на покупателях. Для участия в аукционе, конкурсе, для покупки акций приватизируемых предприятий покупатели - юридические лица представляют соответствующему Фонду имущества декларации о составе участников акционерного общества (товарищества) и распределении уставного капитала. Если впоследствии будет установлено, что на момент продажи приватизируемого предприятия (паев, акций) юридическое лицо не имело законных прав на покупку, то сделка признается недействительной в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
4. Члены трудового коллектива государственного или муниципального предприятия могут выступать его покупателями и образовать с этой целью товарищество (акционерное общество). Они, а также бывшие работники приватизируемого предприятия, вышедшие на пенсию, и лица, имеющие право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии, пользуются льготами, определенными настоящим Законом.
Статья 10. Представители и посредники
При приватизации продавцы и покупатели могут действовать через своих представителей (доверенных лиц) и при содействии посредников в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.
Статья 11. Источники средств для приобретения государственных и муниципальных предприятий
1. Для приобретения государственных и муниципальных предприятий используются имеющиеся у покупателей, определенных в п.1 ст.9 настоящего Закона, собственные и заемные средства, именные приватизационные вклады граждан.
Порядок безвозмездной передачи гражданам государственной и муниципальной собственности путем перечисления государством приватизационных вкладов на именные приватизационные счета и использования этих вкладов в процессе приватизации устанавливается Законом Российской Федерации "Об именных приватизационных счетах и вкладах".
Ассигнования из бюджета не могут быть использованы трудовыми коллективами для выкупа приватизируемого имущества.
2. Члены трудового коллектива государственного и муниципального предприятия, подлежащего приватизации, могут осуществлять выкуп за счет следующих источников:
- неиспользованной чистой прибыли;
- средств фондов экономического стимулирования в порядке и размерах, установленных Государственной программой приватизации;
- кредитов банка и других заемных средств;
- личных средств граждан, включая именные приватизационные вклады;
- иных средств, не являющихся государственной собственностью.
3. При приобретении приватизируемых государственных и муниципальных предприятий используются законные платежные средства СССР (включая именные приватизационные вклады граждан), а также иностранные инвестиции, привлечение и использование которых регулируется действующими нормативными актами.
Статья 12. Использование средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий
1. Средства, полученные от приватизации государственных и муниципальных предприятий, распределяются по нормативам, установленным государственной, республиканской и местными программами приватизации.
2. Направления расходования средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий, в пределах, установленных п.1 настоящей статьи, определяются Верховным Советом Республики Карелия и местными Советами народных депутатов.
II. Порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий
Статья 13. Инициатива в проведении приватизации государственных и муниципальных предприятий
Инициатива в проведении приватизации государственных и муниципальных предприятий может исходить от Государственного комитета по управлению государственной собственностью, Комитетов по управлению муниципальной собственностью, от территориального управления Антимонопольного комитета Российской Федерации, а также от покупателей, перечисленных в статье 9 настоящего Закона.
Покупатель реализует свою инициативу в форме заявки на приватизацию.
Статья 14. Порядок подачи и рассмотрения заявок
Законом Республики Карелия от 19 сентября 1995 г. N 75-ЗРК в пункт 1 статьи 14 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в действие с момента подписания названного Закона
1. Заявка на приватизацию предприятия, относящегося к республиканской собственности, подается в Государственный комитет по управлению государственной собственностью, предприятия, относящегося к муниципальной собственности, в Комитет по управлению муниципальной собственностью. Форму заявки и размер специального сбора, уплачиваемого при ее подаче, устанавливает Правительство Российской Федерации или Председатель Правительства Республики Карелия.
2. Заявка трудового коллектива принимается к рассмотрению при наличии подписей не менее половины членов трудового коллектива предприятия, а для создания организации арендаторов не менее 2/3 членов трудового коллектива.
3. При подаче заявки на приобретение объектов приватизации покупатели представляют:
- юридические лица, в том числе совместные предприятия с участием иностранного капитала - копию учредительных документов;
- физические лица - справку налоговой инспекции об источниках денежных средств в случае, если их вклад денежными средствами составляет свыше 50 тыс. рублей;
- иностранные покупатели - свидетельство о регистрации юридического лица в стране пребывания, банковские реквизиты с подтверждением банка о платежеспособности клиента, документы, подтверждающие происхождение средств иностранного покупателя, предназначенных для приватизации, справка государственного банка, находящегося на территории Российской Федерации о наличии и состоянии рублевого счета.
4. Заявки на приватизацию предприятий, относящихся к собственности Республики Карелия или муниципальной собственности, должны быть рассмотрены соответствующими Комитетами по управлению муниципальной собственностью в течение месяца с момента их поступления. Решение в письменной форме доводится до граждан, юридических лиц и трудовых коллективов, подавших заявки.
5. Отказ в приватизации государственного или муниципального предприятия возможен только в следующих случаях:
- лицо, подавшее заявку, не может быть признано покупателем в соответствии со статьей 9 настоящего Закона;
- имеется законодательно установленное ограничение на приватизацию данного предприятия;
- предприятие включено в установленный республиканской или местной программой приватизации перечень объектов (групп объектов) не подлежащих приватизации;
- если существуют другие основания для отказа, вытекающие из настоящего Закона или предусмотренные другими законодательными актами.
6. В случае принятия решения о приватизации создается комиссия по приватизации предприятия и устанавливается срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня подачи заявки.
7. В состав комиссии по приватизации предприятия входят представители соответствующего Комитета по управлению муниципальной собственностью, Совета народных депутатов по месту расположения предприятия, работники финансовых органов, представители администрации и трудового коллектива предприятия. Комиссия вправе привлекать к работе экспертов, а также специализированные аудиторские, консультационные и иные организации.
Оплата труда членов комиссии производится на договорной основе за счет средств соответствующих Комитетов по управлению муниципальной собственностью, полученных от приватизации.
8. Комиссия составляет план приватизации предприятия или его подразделений и направляет его на согласование местному Совету народных депутатов и трудовому коллективу предприятия. Если Совет народных депутатов и трудовой коллектив предприятия в двухнедельный срок с момента получения плана приватизации не приняли соответствующего решения, план считается согласованным.
План приватизации утверждает соответствующий комитет по управлению собственностью.
9. План приватизации предприятия определяет конкретные способы и сроки приватизации, начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества или товарищества, форму платежа (расчетов). В состав плана приватизации предприятия может также входить проект его реорганизации, который может предусматривать, в частности, выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов) или распродажу активов предприятия.
10. В случае отклонения трудовым коллективом плана приватизации комиссия обязана предложить другой вариант плана. При повторном отклонении плана приватизации трудовым коллективом окончательное решение о доработке плана, способе и порядке осуществления приватизации принимает соответствующий Комитет по управлению муниципальной собственностью.
11. В случае отклонения местным Советом народных депутатов плана приватизации предприятия, находящегося в собственности Республики Карелия, комиссия обязана предложить другой вариант плана. При повторном отклонении плана приватизации окончательное решение принимает Карельский Фонд государственного имущества.
12. В случае принятия плана приватизации, предприятие включается соответствующим Комитетом по управлению муниципальной собственностью в план - график проведения конкурсов, аукционов, акционирования, оформления сделок.
13. По требованию соответствующего Комитета по управлению муниципальной собственностью комиссия обязана предоставить все имеющиеся документы и справочные материалы по приватизируемому предприятию.
Статья 15. Подготовка предприятия к приватизации
1. Подготовка предприятия к приватизации состоит в инвентаризации его приватизируемых производственных и непроизводственных фондов, а также в реорганизации предприятия, включая выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов).
При этом допускается выделение из арендного предприятия его подразделения по решению трудового коллектива данного подразделения, принятому 2/3 голосов, и решению соответствующего Комитета по управлению муниципальной собственностью.
2. В ходе реорганизации предприятия определяются состав и направления использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия.
При этом может быть осуществлена:
продажа указанных объектов членам трудового коллектива, другим гражданам и юридическим лицам;
безвозмездная их передача в собственность членов трудового коллектива, других граждан и юридических лиц, приобретающих предприятие, с сохранением в необходимых случаях условий эксплуатации и финансирования объектов;
передача указанных объектов на баланс местных органов или других государственных предприятий.
Статья 16. Определение начальной цены приватизируемого предприятия
Определение цены предприятия для продажи трудовому коллективу, начальной цены для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества производится комиссией по приватизации на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности (в случае его сохранения) или на основе оценки возможной выручки от распродажи его активов.
Методические указания по оценке стоимости объектов приватизации разрабатываются и утверждаются Госкомимуществом Российской Федерации или Государственным комитетом по управлению государственной собственностью.
Статья 17. Формы платежа
1. Оплата стоимости приобретаемых предприятий или долей (паев, акций) в капитале акционерных обществ (товариществ) может производиться единовременно или в рассрочку.
2. Выкуп имущества государственного или муниципального предприятия в соответствии с условиями договора аренды признается оплатой в рассрочку.
Арендная плата за пользование имуществом государственных и муниципальных предприятий не может засчитываться в качестве платы за приобретение имущества в собственность.
3. Форма платежа устанавливается в договоре между продавцом и покупателем и может быть одним из условий приобретения предприятия по конкурсу.
Статья 18. Информация о приватизируемых государственных и муниципальных предприятиях
1. Информация о предлагаемых к продаже государственных и муниципальных предприятиях, о продаже акций акционерных обществ, о результатах сделок приватизации, в том числе о заключенных договорах аренды с выкупом, должна быть опубликована в специальных бюллетенях Фондов имущества (для предприятий с уставным капиталом, превышающим 50 млн. рублей, - в бюллетене Российского Фонда федерального имущества), не позднее чем за месяц до даты проведения конкурса, аукциона или выпуска акций в свободную продажу.
2. Обязательному опубликованию подлежат следующие сведения о приватизируемом предприятии:
площадь земельного участка и характеристики расположенных на нем строений, условия их аренды или продажи;
перечень основных фондов по группам;
начатые инвестиционные проекты, их сметная стоимость и произведенные затраты;
запасы материальных ценностей;
состояние денежных средств;
наличие принадлежащих предприятию долей (паев, акций) в капитале других предприятий;
нематериальные ценности (патенты, торговые марки и другие);
обязательства предприятия (торговые, бюджетные, кредитные);
балансы предприятия за три последних года;
укрупненная номенклатура выпускаемой продукции и ее доля на товарном рынке.
Форму представления сведений и перечень дополнительных данных определяет Госкомимущество Российской Федерации или Государственный комитет по управлению государственной собственностью.
3. Приватизация проводится под общественным контролем работников приватизируемых предприятий, покупателей, общественных организаций (объединений) и народных депутатов.
Статья 19. Способы приватизации государственных и муниципальных предприятий
1. Приватизация государственных и муниципальных предприятий осуществляется путем их купли-продажи, в том числе по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду.
Приватизация предприятий в форме продажи долей (акций) в их капитале осуществляется после преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества. Порядок преобразования определяется Положением, которое утверждается Советом Министров Российской Федерации или Советом Министров Республики Карелия.
2. При выборе рекомендуемого способа приватизации комиссия по приватизации учитывает:
мнение трудового коллектива предприятия;
предложения покупателей, поданные в соответствующий Комитет по управлению муниципальной собственностью вместе с заявкой на приватизацию;
отраслевые особенности объекта приватизации;
оценку его капитала;
социально-экономическое значение предприятия для территории.
3. Решение о выборе способа приватизации предприятия и формы платежа принимает соответствующий Комитет по управлению муниципальной собственностью.
4. После принятия решения о способе приватизации предприятия соответствующий Комитет по управлению муниципальной собственностью ликвидирует государственное (муниципальное) предприятие как юридическое лицо, учреждает акционерное общество и передает его акции и права учредителя либо оформляет и передает свидетельство о собственности на приватизируемое предприятие, либо передает активы ликвидированного предприятия для продажи соответствующим фондам имущества.
Статья 20. Выкуп имущества предприятия трудовым коллективом
1. Для выкупа имущества государственного или муниципального предприятия члены трудового коллектива должны учредить товарищество (акционерное общество).
2. Если товарищество (акционерное общество), подавшее заявку на приватизацию, объединяет не менее половины списочного состава работников приватизируемого предприятия или его подразделения, то оно имеет первоочередное право при выкупе предприятия и право на льготы, предусмотренные пунктом 2 статьи 24 настоящего Закона.
3. Выкуп имущества государственного или муниципального предприятия, сданного в аренду, производится в случае, если в договоре аренды предусмотрен выкуп имущества и это не противоречит программе приватизации.
4. В случае, когда договор аренды заключен без права выкупа, арендатор данного имущества, признанный покупателем в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, получает первоочередное право на выкуп приватизируемого предприятия.
5. Заключение договора аренды имущества с правом его выкупа осуществляется в соответствии с действующим законодательством об аренде. При этом оценка стоимости имущества производится в соответствии с настоящим Законом, а срок выкупа имущества определяется соответствующим Фондом имущества и не должен превышать 5 лет.
Положение настоящего пункта о сроке выкупа имущества действительно для договоров аренды, заключенных после введения в действие настоящего Закона.
6. В случае, если договор аренды с выкупом был заключен до вступления в силу настоящего Закона, производится переоценка невыкупленной части имущества в соответствии с настоящим Законом на дату введения его в действие.
7. Члены трудового коллектива вправе также принимать участие в конкурсе и аукционе.
Статья 21. Приобретение государственных и муниципальных предприятий по конкурсу
1. По конкурсу продаются государственные и муниципальные предприятия, а также активы ликвидированных предприятий в случаях, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых соответствующим Комитетом по управлению муниципальной собственностью.
В результате конкурса право собственности передается покупателю, предложения которого наилучшим образом соответствуют критериям, установленным продавцом.
2. Общий порядок проведения конкурса регулируется Положением, которое утверждается Советом Министров Российской Федерации или Советом Министров Республики Карелия. В Положении определяются условия участия покупателей в конкурсе, порядок рассмотрения их предложений а также процедуры утверждения принятого решения и оформления прав собственности на предприятие.
Условия конкурса должны быть опубликованы не позднее чем за 30 дней до даты проведения конкурса.
3. Продажу предприятия по конкурсу осуществляет конкурсная комиссия, формируемая соответствующим Фондом имущества при участии трудовых коллективов, местных Советов народных депутатов и территориального управления Антимонопольного комитета Российской Федерации, а также привлекаемых ими экспертов.
4. Конкурсная комиссия определяет условия, порядок и дату проведения конкурса.
5. Цена покупки предприятия определяется в ходе конкурсного рассмотрения. Она не может опускаться от начальной цены ниже, чем на 30 процентов. В случае, если в ходе конкурса предприятие не было продано, оно снимается с конкурса и свидетельство о праве собственности на него возвращается соответствующему Фонду.
Комиссия по приватизации обязана в месячный срок пересмотреть план приватизации предприятия.
Статья 22. Приобретение государственных и муниципальных предприятий на аукционе
1. С аукциона продаются государственные и муниципальные предприятия, активы ликвидированных предприятий в случаях, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнение каких-либо условий.
В результате аукциона право собственности предоставляется покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.
2. Порядок проведения аукциона, условия участия в нем покупателей, порядок расчетов, а также процедура оформления прав собственности регулируется Положением, которое утверждается Советом Министров Российской Федерации или Советом Министров Республики Карелия.
3. Аукционы проводят соответствующие фонды имущества или назначенные ими представители.
4. Цена покупки предприятия на аукционе определяется в ходе торгов. Она не может быть снижена более чем на 30 процентов от начальной цены. В случае, если предприятие не продано за такую цену, оно снимается с аукциона, свидетельство о праве собственности на него возвращается Комитету по управлению муниципальной собственностью для пересмотра плана приватизации и начальной цены.
Статья 23. Приобретение покупателями акций открытых акционерных обществ
1. Учредителем открытого акционерного общества, создаваемого на основе государственного или муниципального предприятия, является соответствующий Комитет имущества. Учредитель в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" представляет для регистрации в Совет народных депутатов по месту расположения предприятия решение о создании акционерного общества, заявление о регистрации, его устав и свидетельство об оплате государственной пошлины.
Расходы, связанные с разработкой учредительных документов, и оплата госпошлины производятся за счет средств преобразуемого предприятия.
После регистрации акционерного общества комитет по управлению имуществом передает соответствующему Фонду имущества пакет акций, предназначенных для продажи.
2. Фонд имущества продает акции членам трудового коллектива приватизируемого предприятия на льготных условиях в соответствии со статьей 24 настоящего Закона в течение месяца после учреждения общества, а также за счет фонда акционирования работников предприятия, формируемого по решению Фонда имущества на основе соглашения с покупателем и в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия. Остальные акции продаются на аукционе или на организованном рынке ценных бумаг (фондовой бирже).
3. Нереализованные акции остаются в распоряжении соответствующего Фонда имущества.
Статья 24. Льготы трудовым коллективам приватизируемых предприятий и другим гражданам
1. Члены трудового коллектива предприятия, включая пенсионеров, ушедших на пенсию по возрасту, инвалидности с данного предприятия и проработавших на нем не менее 10 лет, а также лиц, имеющих право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии, имеют первоочередное право на выкуп данного предприятия (при условии, что созданное для выкупа предприятия товарищество, акционерное общество объединяет не менее половины списочного состава работников приватизируемого предприятия), на приобретение его акций, паев по сравнению с другими покупателями.
2. Если товарищество (акционерное общество), созданное членами трудового коллектива для приобретения предприятия на конкурсе, аукционе объединяет не менее трети списочного состава работников приватизируемого предприятия или его подразделения, то оно имеет преимущественное право при покупке предприятия (подразделения), право на рассрочку платежа, а также на использование части остатков средств фондов экономического стимулирования, прибыли, пропорционально численности работников, вошедших в товарищество (акционерное общество).
Рассрочка может предоставляться до 5 лет, а сумма первоначального взноса не может быть меньше 30 процентов цены, которая определена в соответствии с настоящим Законом.
3. Работники государственных и муниципальных предприятий, преобразованных в акционерные общества, имеют право приобрести акции своего предприятия на льготных условиях. При этом скидка с цены акций составляет 30 процентов от номинальной стоимости. Номинальная стоимость пакета акций, предоставляемых каждому члену трудового коллектива на льготных условиях, не может превышать суммы устанавливаемой Государственной и республиканской программой приватизации. Акции сверх установленной суммы приобретаются работниками предприятия на общих основаниях.
Рассрочка при оплате акций, приобретаемых на льготных условиях работниками предприятия, предоставляется на срок до пяти лет с момента регистрации акционерного общества. При этом сумма первоначального взноса не может быть меньше 20 процентов номинальной стоимости акций.
4. Льготы по приобретению акций акционерного общества распространяются на бывших работников приватизируемого предприятия, ушедших на пенсию с данного предприятия, и лиц, имеющих право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии, а также на работников, высвобожденных с предприятия в связи с его ликвидацией (реорганизацией).
5. Исключен.
См. текст пункта 5 статьи 24
6. Совет Министров Республики Карелия в рамках республиканской программы приватизации может предоставлять при приватизации дополнительные льготы трудовым коллективам отдельных предприятий (отраслей).
Статья 25. Гарантии для работников в условиях приватизации предприятий
1. Взаимные обязательства администрации и трудового коллектива, вытекающие из коллективного договора предприятия, установленные до проведения его приватизации, сохраняют свою обязательную силу в течение установленного срока и после продажи предприятия, в том числе по конкурсу, на аукционе и после преобразования в акционерное общество, товарищество.
2. Приобретение активов ликвидированного предприятия не влечет для покупателя никаких обязательств, связанных с ранее существовавшими на данном предприятии трудовыми отношениями.
3. Члены трудового коллектива, высвобождаемые с предприятия в связи с его приватизацией, имеют равное с другими работниками право на приобретение доли (пая) в имуществе предприятия.
4. Высвобождаемым работникам гарантируются права, предусмотренные действующим законодательством для работников при реорганизации предприятия, ликвидации предприятия.
Трудоустройство высвобождаемых работников и другие социальные гарантии обеспечиваются в соответствии с Законодательством Российской Федерации о труде и Законом Республики Карелия "О занятости населения".
III. Заключительные положения
Статья 26. Оформление сделок приватизации
1. Независимо от способа приватизации между продавцом и покупателем государственного или муниципального предприятия заключается договор в соответствии с законодательством Республики Карелия и Российской Федерации.
2. В договоре указываются: сведения о продавце, покупателей# и посреднике, наименование предприятия и его местонахождение, состав и цена активов предприятия, в том числе цена земельного участка (в случае его продажи) или условия его аренды, число и цена акций акционерного общества (величина пая в товариществе), порядок передачи предприятия, формы и сроки платежа, взаимные обязательства сторон по дальнейшему использованию предприятия, условия, на которых данное предприятие было продано, и другие условия, устанавливаемые по взаимному соглашению сторон.
3. В договоре между продавцом и покупателем предприятия могут предусматриваться на согласованный период, но не более пяти лет, следующие обязательства:
техническое переоснащение предприятия;
сохранение профиля предприятия, номенклатуры выпускаемой продукции и минимальных объемов ее производства;
поставка продукции определенным потребителям;
осуществление мероприятий по экологической безопасности и защите окружающей среды;
содержание объектов производственной и социальной инфраструктуры, сохранение условий их функционирования;
особенности социально-бытового обеспечения работников.
Нарушение принятых обязательств влечет предусмотренную договором ответственность сторон и может быть основанием для расторжения договора по решению суда или арбитражного суда.
4. Право собственности на предприятие переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора в порядке, установленном законодательством Республики Карелия и Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным договором.
5. Изменение организационно-правовой формы предприятия регистрируется в соответствии с Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Статья 27. Обязанности продавца и покупателя
1. Продавец государственного или муниципального предприятия обязан опубликовать объявление о его приватизации, предъявить покупателю по его требованию активы предприятия и документы о его финансово-хозяйственном состоянии, после оформления сделки передать покупателю предприятие и свидетельство о собственности на него (пай, акции), а также выполнять иные обязательства в соответствии с договором между продавцом и покупателем.
2. Покупатель государственного и муниципального предприятия становится правопреемником его имущественных прав и обязанностей в соответствии с условиями договора и законодательством Республики Карелия и Российской Федерации.
3. Правомочия продавца и покупателя, указанные в настоящей статье, прекращаются и возникают с момента регистрации договора между ними.
4. Споры о признании сделок приватизации недействительными рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Республики Карелия и Российской Федерации.
Статья 28. Недействительность сделок приватизации
1. Сделки по приобретению приватизируемых государственных и муниципальных предприятий признаются недействительными, если:
приватизация предприятия не была разрешена соответствующим Комитетом по управлению муниципальной собственностью;
были грубо нарушены правила конкурса или аукциона;
покупатель отказался от внесения платежа за купленное предприятие или долю (пай, акции) в капитале акционерного общества (товарищества);
предприятие или доля (пай, акции) в капитале акционерного общества (товарищества) куплены субъектом, не имеющим на это права;
при покупке были использованы незаконные средства платежа;
имел место договор между продавцом и покупателем о неправомерном разделе имущества или снижении цены предприятия (пая, акций);
покупателю были предоставлены незаконные льготы и преимущества перед другими покупателями;
нарушены условия, на которых предприятие было приобретено;
были нарушены требования антимонопольного законодательства;
по другим основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. Сделки приватизации, заключенные с нарушением настоящего Закона, признаются недействительными в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Споры о признании недействительными сделок приватизации рассматриваются в суде или арбитражном суде по иску продавца, покупателя, посредника, прокурора, народного депутата, Совета народных депутатов, Комитета по управлению муниципальной собственностью, иного правомочного государственного органа в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
Статья 29. Ответственность за нарушение настоящего Закона
1. Следующие нарушения настоящего Закона влекут за собой административную ответственность:
отказ в принятии заявки на приватизацию - штраф в размере от 500 до 1000 рублей;
нарушение сроков рассмотрения заявки на приватизацию - штраф в размере от 500 до 1000 рублей;
неопубликование объявления о приватизации, сокрытие информации о приватизируемом предприятии от покупателей или посредников, введение покупателя или посредника в заблуждение о составе либо цене продаваемого предприятия, сокрытие информации о факте продажи предприятия, итогах конкурса или аукциона - штраф в размере от 1000 до 3000 рублей. Опубликование сведений, перечисленных в настоящем пункте, осуществляется за счет виновного;
необоснованный отказ от продажи предприятия (акций) - штраф в размере от 2 до 10 процентов от начальной цены приватизируемого предприятия (акций);
необоснованный отказ от заключения коллективного договора с трудовым коллективом приватизированного предприятия или невыполнение требований о социальных гарантиях работникам приватизируемых предприятий - штраф в размере от 1000 до 10000 рублей;
разглашение сведений о конкурсантах или участниках аукциона до начала конкурса или аукциона - штраф в размере от 200 до 2000 рублей;
отказ от оплаты предприятия (акций), купленного по конкурсу или на аукционе - штраф в размере от 5 до 20 процентов от начальной цены приватизируемого предприятия (акций).
2. Порядок и сроки рассмотрения дел о правонарушениях, перечисленных в настоящей статье, регламентируются Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
3. Дела о правонарушениях, указанных в п.1 настоящей статьи, рассматриваются судьей единолично по заявлениям (жалобам) Комитетов по управлению муниципальной собственностью, продавцов, покупателей, посредников, народных депутатов Советов народных депутатов, должностных лиц органов государственной власти и управления, местной администрации, общественных организаций (объединений) либо по инициативе прокурора.
Председатель Верховного Совета
Республики Карелия |
В.Н.Степанов |
Петрозаводск.
21 ноября 1991 г.
N ХII-10/246
------------------------------
* К иностранным юридическим лицам и гражданам, относятся также юридические лица и граждане бывших союзных республик, не подписавших Договор о Союзе Суверенных Государств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Карелия от 21 ноября 1991 г. N ХII-10/246 "О приватизации государственного и муниципального имущества в Республике Карелия"
О порядке введения в действие настоящего Закона см. постановление Верховного Совета Республики Карелия от 21 ноября 1991 г. N ХII-10/247
Текст Закона опубликован в Ведомостях Верховного Совета Республики Карелия, 1992 г., N 4
Законом Республики Карелия от 31 мая 1999 г. N 353-ЗРК настоящий Закон признан утратившим силу со дня официального опубликования названного Закона
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Карелия от 30 июня 1997 г. N 199-ЗРК
Изменения вступают в силу с момента опубликования названного Закона
Закон Республики Карелия от 19 сентября 1995 г. N 75-ЗРК
Изменения вступают в действие с момента подписания названного Закона
Закон Республики Карелия от 9 апреля 1993 г. N XII-16/526
Изменения вступают в действие с момента принятия названного Закона
Закон Республики Карелия от 25 января 1992 г. N XII-11/287