В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Законом Республики Карелия от 6 октября 2005 года N 909-ЗРК "О бюджетных целевых программах Республики Карелия", в целях оказания социальной помощи отдельным категориям граждан приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2008 год (далее - Программа) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Определить Управление социальной поддержки и организации социального обслуживания населения (Бакунович И.В.) координатором Программы.
3. Управлению стратегического планирования и реализации национального проекта в сфере здравоохранения (Никитина Н.Ф.) разместить в сети Интернет текст Программы, а также организовать размещение ежеквартально информации о ходе реализации мероприятий Программы.
4. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.
Министр |
В.Д.Бойнич |
Зарегистрировано
Администрацией Главы
Республики Карелия
12 февраля 2008 г.
Регистрационный N 511
Ведомственная целевая программа
оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2008 год
(утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 10 декабря 2007 г. N 562)
Паспорт
ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2008 год
Наименование программы |
- Ведомственная целевая программа оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2008 год |
Государственный заказчик-координатор и разработчик Программы |
- Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
Цель и задачи Программы |
- повышение уровня и качества жизни населения Республики Карелия; - оказание адресной социальной помощи и поддержки отдельным наиболее социально незащищенным слоям населения: малоимущим гражданам; лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; семьям с детьми-инвалидами; студенческим семьям; детям из малоимущих семей и семей, находящихся в социально опасном положении; гражданам пожилого возраста и инвалидам |
Исполнители мероприятий Программы |
- Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия; государственные учреждения социальной защиты - центры социальной работы городов и районов Республики Карелия; государственное учреждение социальной защиты "Республиканский центр социальной помощи семье и детям "Сампо"; государственные учреждения здравоохранения; - органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия (по соглашению) |
Важнейшие целевые индикаторы Программы |
- доля малоимущих граждан; - число семей социального риска; - средний объем государственной социальной помощи (в денежном выражении) на одного получателя; - количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
Срок реализации Программы |
- 2008 год |
Объемы и источники финансирования |
- 99876 тыс. рублей - средства бюджета Республики Карелия |
Показатели результативности мероприятий Программы |
По итогам реализации Программы предусматривается снижение доли малоимущих граждан до 17% от общей численности населения республики по сравнению с предыдущим годом (20,9%) при условии сохранения существующего темпа социально-экономического развития республики путем оказания социальной помощи всем гражданам, имеющим на то право, и обратившимся за ее назначением, а также обеспечение мерами социальной поддержки особо нуждающихся детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- улучшение качества жизни отдельных социально наименее защищенных категорий населения; - обеспечение минимальных потребностей малоимущих граждан; - обеспечение круглогодичного питания особо нуждающихся детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально опасном положении; - оказание срочной социальной помощи; - уменьшение числа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на учете в государственных учреждениях социальной защиты "Центр социальной работы" городов и районов Республики Карелия; - улучшение качества питания детей до трех лет и школьников из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации; - доступность лечения за пределами Карелии малоимущих граждан, в т.ч. санаторно-курортного лечения детей из малоимущих семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В результате реализации Программы государственную социальную помощь получат 44674 чел. (около 30% нуждающегося населения) |
Показатели социально-экономической эффективности Программы |
- своевременное адресное предоставление социальной помощи малоимущим гражданам отдельных категорий; снижение численности малоимущих граждан; улучшение качества их жизни; - улучшение социального здоровья семьи и детей; профилактика семейного неблагополучия, трудной жизненной ситуации и социально опасного положения детей; - снижение социальной напряженности в Республике Карелия |
Система организации контроля по реализации Программы |
- контроль за исполнением Программы осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия в установленном порядке; - мероприятия Программы корректируются по мере необходимости исходя из результатов ее исполнения; - отчет о выполнении мероприятий Программы, использовании средств бюджета Республики Карелия и предложения по корректировке Программы представляются ежеквартально в управление социальной поддержки и организации социального обслуживания населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
1. Содержание проблемы, анализ ее исходного состояния и обоснование необходимости ее решения
Действие данной Программы распространяется на малоимущих граждан, а также граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, одиночество, сиротство, безнадзорность, стихийное бедствие и иные обстоятельства), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Убыль населения Российской Федерации за последнее десятилетие составила уже около 6 млн. человек (4%). При сохранении нынешних тенденций рождаемости, смертности и миграции численность населения к 2015 году составит 137 млн. человек. Аналогичные тенденции прослеживаются и в Республике Карелия. Так, согласно государственной статистике, наше население с 1989 года сократилось на 96,5 тыс. человек (11,5%) и на 1 января 2007 года составило 693,2 тыс. человек. Главная причина депопуляции - в снижении рождаемости (в России с 1986 года на 30%, в Республике Карелия численность детей и подростков в возрасте до 18 лет только за 2004-2006 годы снизилась на 19 тыс. человек, или на 12,8%) и сокращении продолжительности жизни.
С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, а также исходя из системы целей Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Карелия в 2008 году в Программе основное место с наибольшим объемом средств по-прежнему занимают мероприятия по оказанию социальной помощи и поддержки малоимущим семьям с детьми.
В настоящее время благодаря деятельности органов здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям, реализации целевых программ улучшились показатели службы материнства и детства. Однако наметившаяся положительная тенденция в демографической ситуации не означает перелома общей негативной ситуации. Ее дальнейшая динамика будет зависеть равно от качества жизни, уровня здоровья и медицинского обслуживания населения. И если еще несколько лет назад в стране отмечалось массовое ускоренное физическое развитие детей (акселерация), то сейчас все чаще отмечается обратное явление: задержка физического развития детей, позднее половое созревание и другое. В дошкольном возрасте хронические болезни выявляются у 15-20% детей, среди школьников ослабленное здоровье у 53%.
Численность населения с доходом ниже величины прожиточного минимума по Российской Федерации составила за 2006 год 18%, в Республике Карелия население с доходом ниже величины прожиточного минимума, по оценке Министерства экономического развития Республики Карелия, составляет 20,9%. По информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума во II квартале 2007 года составила 23,6% от общей численности населения Республики Карелия. Из них более 40% со среднедушевым денежным доходом, равным или ниже половины величины установленного в указанный период прожиточного минимума. Дефицит дохода, оцениваемый в сумме дополнительных денежных средств, необходимых для доведения малоимущих групп населения до уровня прожиточного минимума, составил 3,5% от общего объема денежных доходов.
В результате реформирования системы льгот на федеральном и республиканском уровне изменилась структура "зоны бедности": в категорию малообеспеченных больше попадает экономически активная часть населения, которая не способна трудовыми доходами обеспечить себе необходимый уровень жизни ввиду низкого размера заработной платы либо в связи с отсутствием таковой из-за необходимости ухода за малолетними детьми, детьми-инвалидами, совместно проживающими инвалидами и престарелыми гражданами.
С 1 сентября 2007 года размер минимальной заработной платы составляет 2300 рублей. При этом объем потребительской корзины в целом по Республике Карелия в III квартале 2007 года составил 4108 рублей, из которых половина - стоимость минимального набора продуктов питания (1862 рубля) в расчете на одного человека в месяц. Поэтому в структуре расходов семейного бюджета соответственно большая доля - расходы на продукты питания.
В Республике Карелия, как и в целом в России, продолжает оставаться неблагополучным положение значительной части семей с детьми. Это относится и к обеспечению прав и интересов детей, и к их социальной защищенности. Бедность и нищета многих семей, имеющих детей, являются одними из главных причин семейного неблагополучия, следствием которого являются детская безнадзорность и беспризорность, правонарушения несовершеннолетних.
По итогам III квартала 2007 года в государственных учреждениях социальной защиты - Центрах социальной работы городов и районов Республики Карелия (далее - Центры социальной работы) состоит на учете более 20 тыс. малоимущих семей с детьми, и которым выплачивается ежемесячное пособие на 31,2 тыс. детей (24% от общего числа детей до 18 лет), что на 10% меньше, чем в аналогичном периоде 2006 года (34,7 тыс. детей).
В 2007 году впервые с 2001 года наметилась тенденция к увеличению численности многодетных семей: 2005 год - 3605 семей (11781 ребенок), 2006 год - 3289 семей (10277 детей)1, 2007 год - 3453 семьи (11125 детей), из них 1915 многодетных семей (5597 детей) имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на душу населения. Данная численность на 10% ниже показателя 2006 года: 2152 многодетные семьи (6222 ребенка).
На 1 октября 2007 года в Центрах социальной работы состояло на учете 2007 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых проживает 3482 ребенка. Доля семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, в общей численности семей с детьми не уменьшается и имеет тенденцию к небольшому увеличению. Количество семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в настоящее время составляет 26% от общей численности семей (в 2006 году - 23%).
Уголовно-административное законодательство не предусматривает наказание за недостаточное обеспечение ребенка пищей, одеждой, обувью вследствие отсутствия у родителей финансовых средств. На сегодняшний день примерно до 30% детей из малообеспеченных семей голодает или недоедает, остается без одежды и элементарных школьных принадлежностей из-за отсутствия у родителей средств вследствие низких доходов либо из-за злоупотребления алкоголем.
Особого внимания требуют категории детей из малоимущих семей, чьи родители являются неработающими пенсионерами, инвалидами, студентами очной формы обучения, дети, опекаемые гражданами без назначения опекунского пособия, а также безработные беременные женщины. Количество данных семей в масштабах Республики Карелия незначительно: около 2%. Однако данные семьи наименее социально защищены и более уязвимы, имея большую иждивенческую нагрузку и ограниченные доходы, получаемые из единственного источника: государственные пенсии, стипендии, пособия. Поэтому адресная социальная помощь указанным категориям семей в виде выплаты социального пособия является одним из факторов, улучшающих их материальное положение, повышающих уровень их жизни и создающих условия, благоприятные для рождения и воспитания детей.
Ключевым фактором поддержания здоровья детей и подростков является организация питания учащихся во время пребывания в школе. Школьное питание приобрело особое значение в последние годы в первую очередь для детей из малоимущих семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, так как низкий социально-экономический уровень многих семей не позволяет обеспечить детей адекватным питанием дома. В период летних каникул особую социальную значимость приобретают социальные столовые, которые обеспечивают минимальные потребности нуждающихся детей в горячем питании.
Продолжается процесс демографического старения населения. Если на 1 января 1998 года в целом в Российской Федерации доля пенсионеров в общей численности населения составляла 26,03%, то на 1 января 2007 года этот показатель вырос до 26,95%. В Республике Карелия данные показатели составляют 28,65 и 32,17% соответственно, т.е. в настоящее время практически каждый 3-й житель Республики Карелия находится в нетрудоспособном возрасте2.
В условиях сложившейся неблагоприятной демографической ситуации, характеризующейся продолжающимся процессом старения населения и сокращением в обществе доли трудоспособного населения, одним из приоритетов государственной политики является социальная защита пожилых людей. Специфика жизни людей пожилого возраста в сегодняшней России определяется не только индивидуальной историей каждого конкретного человека, но и социальными условиями. Так, лишь 20% пенсионеров готовы допустить, что в пожилом возрасте, как и в любом другом, есть свои преимущества, а абсолютное большинство (70%) уверены, что у старости никаких преимуществ перед другими возрастами нет, а проблемы, особенно материальные, практически неразрешимы. Растет число одиноких или одиноко проживающих пенсионеров. Тяжелое материальное положение, одиночество, неудовлетворительное физическое здоровье - все эти факторы приводят к снижению качества жизни граждан старшего поколения и свидетельствуют о необходимости социальной поддержки, в том числе связанной с организацией и проведением для граждан пожилого возраста мероприятий по празднованию Дня Победы, Дня пожилых людей, Дня инвалида.
В Республике Карелия продолжает увеличиваться численность инвалидов. По состоянию на 1 ноября 2007 года она составляет 94217 человек (2006 год - 83,4 тыс. человек; 2005 год - 78,8 тыс. человек), из них 2,6 тыс. - дети-инвалиды. Семьи, имеющие детей-инвалидов, оставаясь один на один со своими проблемами, получая маленькую (значительно меньше прожиточного минимума) пенсию, особенно нуждаются в помощи государства. Матери в возрасте до 50 лет, имеющие детей-инвалидов (либо иные трудоспособные лица, осуществляющие в установленном порядке уход за инвалидом), вынуждены жить на пенсию ребенка-инвалида, инвалида I группы (3-й степени ограничения трудоспособности) и компенсационные выплаты, что составляет в среднем 2-3,5 тыс. рублей в месяц. Поскольку предоставление данным категориям граждан мер социальной поддержки относится к расходным полномочиям российского федерального бюджета, большинство регионов не предусматривает в своих бюджетах средства на пособия по уходу за ребенком-инвалидом, инвалидом I группы, а также по уходу за гражданином старше 80 лет. Только 5 регионов, включая Карелию, до настоящего времени сохранили этот вид государственной социальной помощи.
Немаловажным фактором оказания социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в особой заботе государства, является государственная поддержка общественных объединений в виде целевой финансовой помощи в организации и проведении ими социально значимых мероприятий.
Реализация мероприятий, посвященных Дню семьи, Дню матери, Дню защиты детей, будет способствовать улучшению демографической ситуации в Республике Карелия, формированию осознанного родительства; повышению престижа и укреплению духовного мира семьи, стабильности брачно-семейных отношений; воспитанию уважения к женщине-матери, профилактике семейного неблагополучия. Работа в 2008 году в данном направлении особенно актуальна в свете подписания Президентом Российской Федерации В.В.Путиным Указа от 14 июня 2007 года N 761 "О проведении в Российской Федерации Года семьи".
Социальная значимость обозначенных проблем, связанных с состоянием здоровья детей, процессом демографического старения населения и находящихся во взаимосвязи с национальными приоритетами социально-экономического развития России и Республики Карелия, обусловливает необходимость разработки конкретной программы действий, направленной на решение этих проблем на основе реализации комплекса мероприятий. Данные мероприятия, ориентированные на достижение единой цели, увязаны по единству путей ее достижения и согласуются с необходимыми средствами, затратами экономических ресурсов. Достижению намеченной цели будут способствовать решения приоритетных задач жизнеобеспечения отдельных категорий граждан, нуждающихся в государственной социальной помощи.
Главным условием предоставления государственной социальной помощи населению считаются малообеспеченность и наличие трудной жизненной ситуации, с которой заявитель не может справиться самостоятельно, используя все доступные способы. Каждая ситуация рассматривается индивидуально.
На протяжении десятка лет в Республике Карелия адресная социальная помощь населению осуществляется в рамках бюджетной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь". Реализация данной Программы осуществляется в разрезе федеральных законов и законов Республики Карелия: Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"; Закона Республики Карелия от 16 августа 1995 года N 73-ЗРК "О прожиточном минимуме"; Законом Республики Карелия от 9 марта 1998 года N 270-ЗРК "О государственной социальной помощи".
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является повышение уровня и качества жизни населения Республики Карелия. В этой связи Программой предусмотрен ряд задач, направленных на достижение поставленной цели: оказание адресной социальной помощи и поддержки отдельным наиболее социально незащищенным слоям населения: малоимущим гражданам; лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; семьям с детьми-инвалидами; студенческим семьям; детям из малоимущих семей и семей, находящихся в социально опасном положении; гражданам пожилого возраста и инвалидам. Решение поставленных задач будет осуществляться путем реализации комплекса мероприятий, увязанных по категориям получателей помощи, исполнителям и согласуются с необходимым для их реализации объемом бюджетных средств.
Выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем.
3. Обоснование финансовых затрат
Мероприятия Программы на 2008 год сохранили основные позиции адресной социальной помощи, осуществляемые в рамках ведомственной целевой программы "Адресная социальная помощь" на 2007 год.
Объем финансирования мероприятий Программы в общей сумме 99876 тыс. рублей предусмотрен из расчета соотношения численности малообеспеченного населения, а также граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (всего около 150 тыс.чел.), к количеству обратившихся граждан, нуждающихся в социальной помощи и поддержке (48,5 тыс.чел. - 30%).
В целях реализации программных мероприятий предусматривается предоставление муниципальным образованиям субсидий из Регионального фонда софинансирования социальных расходов в сумме 82876 тыс. рублей, в том числе: на обеспечение детей в возрасте до трех лет бесплатными специальными молочными продуктами детского питания - 21400 тыс. рублей, предоставление в период учебного года субсидий учащимся общеобразовательных школ из малоимущих семей и семей, находящихся в социально опасном положении, - 61476 тыс. рублей.
Мероприятия по обеспечению питанием детей указанных категорий включены в Программу в соответствии с Законом Республики Карелия от 29 апреля 2005 года N 874-ЗРК "Об образовании" и Законом Республики Карелия от 6 июня 2005 года N 876-ЗРК "О некоторых вопросах деятельности государственной системы здравоохранения Республики Карелия".
Субсидиями на питание в размере 16 рублей на один учебный день в течение учебного 2007/08 года планируется обеспечить более 21,7 тыс. учащихся общеобразовательных школ3.
Бесплатными молочными продуктами детского питания (адаптированные смеси, сухие каши, молоко промышленного производства, специализированные смеси), предоставляемыми в пределах физиологических норм потребности детей в молочных продуктах для детского питания, установленных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 254, планируется обеспечить 5404 детей в возрасте до трех лет, не посещающих детские дошкольные образовательные учреждения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "N 256"
Общий объем средств, предусматриваемый на реализацию мероприятия по выплате социального пособия отдельным категориям малоимущих граждан, на 2008 год составит 4400 тыс. рублей. В динамике выплат социальных пособий 2006-2007 годов отмечается незначительное увеличение численности получателей социальных пособий - на 2,2% (в I полугодии 2007 года - 1455 гражданам; 2006 года - 1422).
Вместе с тем величина прожиточного минимума (по данным Управления государственной службы занятости Республики Карелия) за II квартал 2007 года (4310 рублей на душу населения) превысила на 15,7% величину прожиточного минимума за II квартал 2006 года (3635 рублей). Таким образом, на основании результатов мониторинга данного мероприятия можно констатировать фактическое уменьшение доли граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по независящим от них причинам. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия в целом отмечает снижение за период с начала 2007 года доли малоимущего населения с 27,5 до 23,6%.
В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в части увеличения с 2007 года размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; расширения контингента получателей данного ежемесячного пособия; предоставления с 2008 года мер социальной поддержки женам и детям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, из получателей социальных пособий исключены категории: "дети граждан, проходящих военную службу по призыву" и "матери, осуществляющие уход за детьми до полутора лет, потерявшие работу (учебу) в течение 12 месяцев до признания их безработными, а также одинокие матери, имеющие детей до полутора лет". Вместе с тем предусмотрено увеличение с 1 января 2007 года максимального размера социального пособия до 300 руб. в месяц. Данное решение обусловлено ежегодными инфляционными процессами. В этой связи в целом возрастут расходы на выплату социального пособия: на 29% по сравнению с объемом расходов на указанное мероприятие в 2007 году.
Анализ итогов реализации мероприятия "Выплата социального пособия" в предыдущие годы позволяет констатировать, что, несмотря на маленький размер выплаты (по 2007 год - до 200 рублей), социальное пособие для предусмотренных Программой категорий малоимущих граждан является востребованной и социально значимой государственной помощью.
Увеличение с 1 января 2007 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" размера названной ежемесячной компенсационной выплаты до 500 рублей привело к увеличению числа обращений граждан в управления Пенсионного фонда РФ за данной выплатой. И, как следствие, увеличились обращения граждан, осуществляющих уход за совместно проживающими с ними инвалидами I группы, детьми-инвалидами, гражданами старше 80 лет, за предусмотренным мероприятиями Программы ежемесячным пособием в размере 500 рублей. Только за I полугодие в 2007 году указанное пособие было выплачено 205 гражданам, что на 24,4% превышает число получателей в аналогичном периоде 2006 года - 155 граждан. В 2008 году на реализацию данного мероприятия запланировано 1098,0 тыс. рублей, которые позволят обеспечить государственной социальной помощью 183 человек#.
На организацию оздоровительного отдыха детей из малоимущих семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов в 2008 году предусмотрено 5000 тыс. рублей. Увеличение расходов связано со значительным увеличением стоимости путевки в детский оздоровительный лагерь (до 12,5 тыс. рублей) по сравнению с ее стоимостью в 2007 году (в среднем 9,5 тыс. рублей без стоимости проезда к месту отдыха). Кроме этого, в целях социальной интеграции детей-инвалидов в общество, укрепления их здоровья, изменения психологического и морального климата в семье предусмотрены средства в рамках данного мероприятия на организацию оздоровительного отдыха детей-инвалидов (с сопровождением). Всего в ходе реализации Программы в 2008 году государственную социальную помощь в виде организованного оздоровительного отдыха получат порядка 400 детей из малоимущих семей и детей-инвалидов, нуждающихся в сопровождении.
Исходя из потребности в питании в период летних каникул в социальных столовых для оказания срочной помощи детям из малоимущих семей, семей социального риска и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, на данное мероприятие планируется направить 1500 тыс. рублей: из расчета стоимости горячего питания до 50 руб., количества обедов на одного ребенка в среднем 10.
Запланировано 440 тыс. рублей на выплату ежемесячного пособия в размере 300 рублей для оплаты проезда к месту учебы и обратно 150 студентам и обучающимся учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, ежедневно пользующимся пригородным транспортом.
На возмещение расходов стоимости проезда в междугородном транспорте к месту лечения и обратно детям и одному из сопровождающих его родителей (лица, его заменяющего), а также гражданам, сопровождающим больных к месту получения медицинской консультации, медицинского обследования или проведения диагностики, предусмотрено 130 тыс. рублей. Обозначенные расходы определены исходя из расчета реальной потребности, выявленной по итогам исполнения мероприятия в 2006-2007 годах, а также путем соотношения численности малообеспеченных граждан к общему количеству граждан, направленных на лечение по путевкам и направлениям, предоставленным Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
Работа в этом направлении важна и актуальна с учетом приоритетности задачи в рамках реализации на территории республики национального проекта "Здоровье", решения вопросов доступности специализированной медицинской помощи нуждающимся в ней гражданам из числа малоимущих и находящихся в трудной жизненной ситуации. В этой связи Программа на 2008 год дополнена таким мероприятием, как "возмещение расходов стоимости проезда в междугородном (пригородном) транспорте к месту лечения и обратно в связи с проведением гемодиализа". На реализацию данного мероприятия предусмотрено 485,0 тыс. рублей для 23 человек, находящихся на программном гемодиализе в государственном учреждении здравоохранения "Республиканская больница им.В.А.Баранова". В ходе исполнения Программы возможно уточнение объема расходов на реализацию данного мероприятия.
Протезно-ортопедическими изделиями планируется обеспечить 100 человек из числа малоимущих, не имеющих группы инвалидности, а также находящихся в трудной жизненной ситуации неработающих пенсионеров и детей на сумму 500,0 тыс. рублей. Следует отметить значительное увеличение в течение 2006-2007 годов стоимости протезно-ортопедических изделий, особенно детских. Средняя стоимость одной пары ортопедической обуви для ребенка составляет порядка 6000 рублей. Из числа обратившихся в 2006-2007 годах более 60% составляют дети.
Анализ обращений граждан за 2002-2007 годы показывает, что по вопросу предоставления материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией обращается в среднем 1,7% от числа малообеспеченных граждан. В течение I полугодия 2007 года материальную помощь получили 1830 человек на сумму 1126,04 тыс. рублей, что почти в 2 раза выше показателя 2005 года и на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года, в котором единовременная материальная помощь была оказана 1642 гражданам на сумму 958,5 тыс. рублей. Средний размер единовременной материальной помощи увеличился на 5,1% и составил 615 рублей. Результаты проводимых мероприятий по мониторингу данного вида государственной социальной помощи свидетельствуют о ее актуальности и огромной значимости и факторе, влияющем на решение трудной жизненной ситуации гражданина, связанной с крайней нуждаемостью, чрезвычайной ситуацией (пожар) и в целом снятие социальной напряженности. Так, наиболее нуждающимися в единовременной материальной помощи оказываются получатели, относящиеся к категориям: "Семьи с детьми-инвалидами", "Многодетные семьи" и "Граждане, пострадавшие от пожара".
Однако в 2008 году объем средств на оказание единовременной материальной помощи сократился до 1617 тыс. рублей (в 1,5 раза) по сравнению с 2007 годом в связи с расширением перечня мероприятий по оказанию адресной социальной помощи. В ходе исполнения Программы возможно уточнение объема расходов на реализацию данного мероприятия.
Ежегодно Программой предусматриваются мероприятия по организации и проведению Дня Победы, Дня пожилых людей, Дня инвалидов. Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия оказывает содействие в организации социально значимых мероприятий, проводимых общественными организациями, членами которых являются пенсионеры и инвалиды. Указанные мероприятия проводятся с целью привлечения внимания общественности к проблемам людей пожилого возраста и инвалидов, их вкладу в развитие общества, необходимости изменения отношения к пожилым людям и инвалидам, повышения степени информирования общественности о проблеме демографического старения и физического состояния общества, а также удовлетворения минимальных индивидуальных и социальных потребностей пожилых людей и инвалидов, позволяющего людям пожилого возраста и инвалидам участвовать в жизни общества, реализовывать внутренний потенциал и поддерживать их достоинство. При реализации данных мероприятий в центре внимания находятся прежде всего интересы малообеспеченных пожилых граждан, одиноких пенсионеров и инвалидов, вопросы оказания им материальной, социально-бытовой и других видов помощи. Сумма средств, планируемая для реализации названных мероприятий, составляет: 400,0 тыс. рублей на проведение мероприятий, связанных с празднованием Дня Победы, Дня пожилых людей и Дня инвалидов; 250,0 тыс. рублей - на предоставление финансовой помощи членам общественных объединений для организации и проведения социально значимых мероприятий.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы
В 2008 году на выплату социального пособия запланировано 4400,0 тыс. рублей. Данные средства позволят обеспечить минимальную потребность 968 малоимущих граждан из наиболее социально незащищенных слоев населения Республики Карелия: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей, инвалидов, имеющих несовершеннолетних детей.
На протяжении ряда лет в рамках Программы предусмотрена выплата ежемесячного пособия на оплату проезда к месту учебы и обратно студентам и обучающимся учреждений высшего среднего и начального профессионального образования из малоимущих семей, ежедневно пользующимся пригородным транспортом. Данная государственная социальная помощь очень востребована. Количество обращений за ней остается на уровне прошлого года (150 человек).
Выплата ежемесячного пособия в размере 500 рублей трудоспособным неработающим лицам, осуществляющим уход в установленном порядке за совместно проживающими с ними инвалидами 1-й группы (или 3-й степени ограничения трудоспособности), детьми-инвалидами, гражданами старше 80 лет, являясь одной из наиболее социально значимых, в 2008 году поможет 183 гражданам, не обеспечивающим себя физически, находиться в семье, не прибегая к помощи государственных стационарных учреждений социального обслуживания.
В рамках оздоровительной кампании детей и подростков за счет средств Программы будут приобретены 400 путевок в оздоровительные лагеря, а также возмещены расходы (50%) по проезду детей и одного из сопровождающих его родителей, направленных по путевкам на санаторно-курортное лечение, предоставленным Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
Предполагается снижение темпов роста общей заболеваемости населения путем усиления профилактической работы системы здравоохранения в комплексе с государственной социальной помощью при оказании помощи малоимущим слоям населения. В этой связи в рамках Программы будет произведено возмещение стоимости проезда в размере 100% к месту лечения за пределы Республики Карелия и обратно по направлениям Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия малоимущим гражданам, сопровождающим больных. Ввиду выявленной потребности в 2007 году реализация данного мероприятия позволит оказать социальную помощь 60 гражданам, повысить доступность медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи 80 беременным женщинам групп риска, проживающим в районах республики, в период беременности и родов. Кроме этого, 23 человека в течение года будут получать государственную социальную помощь в виде возмещения расходов стоимости проезда в государственное учреждение здравоохранения "Республиканская больница им.В.А.Баранова" в связи с проведением гемодиализа.
Будет обеспечено протезно-ортопедической помощью 100 человек. Предполагается, что более половины из них будут дети. Реализацией данного мероприятия осуществляется профилактика инвалидности детского населения.
В целях сохранения и улучшения здоровья детей, улучшения демографической ситуации в республике в Программу включены мероприятия, предусматривающие такие меры государственной социальной помощи малоимущим гражданам, как обеспечение детским молочным питанием детей до 3 лет и предоставление субсидий в размере 16 рублей в день на питание учащихся общеобразовательных школ. В 2008 году в ходе реализации названных мероприятий будет улучшено качество питания 5404 детей от рождения до 3 лет и более 21,7 тыс. школьников.
Будут обеспечены бесплатным питанием 3000 особо нуждающихся детей из малоимущих семей и детей из семей, находящихся в социально опасном положении (в 2007 году 2439 детей во время летних каникул получали полноценные горячие обеды в социальных столовых), что практически соответствует заявленным потребностям. Реализация мероприятия позволяет беспрерывно на протяжении всего года оказывать социальную помощь в виде бесплатного питания детям, наиболее нуждающимся в государственной поддержке, обеспечив их необходимым рационом качественного питания, поддержав их здоровье.
В течение 2008 года 2000 гражданам из числа малоимущих, включая лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, будет оказана экстренная единовременная материальная помощь, что будет способствовать их выходу из трудной жизненной ситуации и обеспечению их минимальных потребностей.
В мероприятиях, связанных с празднованием Дня Победы, Дня пожилых людей и Дня инвалидов, примут участие более 4000 граждан пожилого возраста и инвалидов; будет оказано содействие в организации социально значимых мероприятий, проводимых общественными организациями, членами которых являются пенсионеры и инвалиды, в которых примут участие 3000 граждан указанных категорий, что составит более 3% от общего количества пенсионеров.
На достижение указанных показателей и конечные результаты будет влиять в значительной степени сбалансированность экономической, финансовой и социальной политики, темпы роста валового внутреннего продукта и объемы выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики, инвестиций в экономику, расходы на социальные нужды, направляемые из бюджетов всех уровней, а также иные факторы.
5. Социально-экономическая эффективность Программы
Программа призвана создать благоприятные экономические, организационные, правовые и иные условия для социально-экономического развития республики.
Социально-экономическая эффективность программы заключается в адресности и своевременности предоставляемой государственной социальной помощи, снижении численности малоимущих граждан, улучшении качества их жизни, а также улучшении социального здоровья семьи и детей, профилактике семейного неблагополучия, трудной жизненной ситуации и социально опасного положения детей, что является факторами, влияющими на снижение социальной напряженности малообеспеченных слоев населения.
Данная Программа представляет эффективный инструмент концентрации и целевой ориентации ресурсов на важнейшем направлении деятельности, способных не только удержать материальное положение граждан на минимальном уровне, но и улучшить его.
Одним из главных преимуществ Программы, как и программно-целевого метода в целом, является ее гибкость и мобильность. Поэтому при реализации мероприятий Программы будет осуществляться контроль за ходом и результатом их выполнения путем осуществления мероприятий по мониторингу состояния социальной напряженности среди отдельных категорий граждан, состояния здоровья беременных и детей с тем, чтобы своевременно внести в нее коррективы, сопоставляя полученные результаты с поставленной целью и задачами. Это усилит ответственность за эффективность использования выделенных на программу ресурсов.
6. Механизм реализации Программы
Программа, утверждаемая приказом министра здравоохранения и социального развития Республики Карелия, представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи. Программа является самостоятельным документом, отдельные ее положения и параметры включаются в доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее - Министерство).
Реализация Программы осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных Министерству в бюджете Республики Карелия на 2008 год.
Реализация прилагаемых мероприятий Программы осуществляется управлениями Министерства, государственными учреждениями социальной защиты - центрами социальной работы городов и районов Республики Карелия, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия в соответствии с порядком, утверждаемым приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
N п/п |
Мероприятие |
Категория населения |
Численность граждан (чел.) |
Средства, требуемые для реализации мероприятий (тыс. рублей) |
Показатель результатов |
Ответственный |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Выплата социального пособия в размере, определяемом как разность между величиной прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения и размером среднедушевого дохода семьи (одинокого гражданина), но не превышающем 300 рублей, увеличенных на размер районного коэффициента |
дети, оба родителя (единственный родитель) которых являются студентами учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, получающим образование за счет средств бюджета по очной форме обучения (до окончания обучения, но не более чем до достижения родителями возраста 23 лет) |
10 |
46,0 |
Снижение доли малоимущих граждан (Всего человек, в том числе по категориям) |
Управление социальной поддержки и организации социального обслуживания населения |
беременные женщины, потерявшие работу (учебу) в течение 12 месяцев до дня признания их безработными |
353 |
1603,0 |
||||
дети одиноких матерей, не достигших возраста 18 лет |
10 |
46,0 |
||||
дети до достижения возраста 16 лет (обучающиеся общеобразовательного учреждения - до окончания ими учреждения, но не более, чем до достижения возраста восемнадцати лет), взыскание алиментов на содержание которых невозможно с одного из родителей |
50 |
224,0 |
||||
дети, опекаемые гражданами без назначения опекунского пособия |
20 |
91,0 |
||||
дети-инвалиды, один (или оба) из родителей которых является неработающим пенсионером |
5 |
23,0 |
||||
дети, воспитываемые неработающими родителями-пенсионерами по возрасту (женщины - с 50 лет, мужчины - с 55 лет) |
70 |
320,0 |
||||
дети, один (или оба) из родителей которых является инвалидом |
250 |
1133,0 |
||||
одиноко проживающие граждане, достигшие возраста 70 лет и старше |
200 |
914,0 |
||||
|
Итого: |
|
968 |
4400,0 |
|
|
2. |
Выплата ежемесячного пособия в размере 500 рублей |
трудоспособные неработающие лица, осуществляющие уход в установленном порядке за совместно проживающими с ними инвалидами I гр. (или III степени ограничения трудоспособности), детьми-инвалидами, гражданами старше 80 лет |
183 |
1098,0 |
Улучшение качества жизни отдельных категорий граждан (Всего человек, в том числе по категориям) |
" |
3. |
Выплата ежемесячного пособия в размере 300 рублей на оплату проезда к месту учебы и обратно |
студенты и обучающиеся учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, ежедневно пользующиеся пригородным транспортом |
150 |
440,0 |
Доступность образования для малоимущих студентов (Всего человек) |
" |
4. |
Предоставление одежды, обуви, школьных принадлежностей |
безнадзорные дети, дети из семей, находящихся в социально опасном положении |
300 |
300,0 |
Доля детей, получивших помощь, от общего количества детей, находящихся в социально опасном положении |
" |
5. |
Организация оздоровительного отдыха детей |
дети из малоимущих семей; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; дети-инвалиды |
400 |
5000,0 |
Количество оздоровленных детей и детей из малоимущих семей, обеспеченных оздоровительным отдыхом |
" |
6. |
Бесплатное питание в социальных столовых или предоставление продуктовых пакетов для оказания срочной помощи |
дети из малоимущих семей и семей, находящихся в социально опасном положении |
3000 |
1500,0 |
Доля детей, получивших качественное питание, от общего числа детей данных категорий |
" |
7. |
Приобретение новогодних подарков |
дети неработающих пенсионеров и безработных родителей, а также дети, находящиеся в социально опасном положении |
3060 |
306,0 |
Доля получивших социальную помощь от общего количества граждан данных категорий |
" |
8. |
Организация санаторно-курортного лечения |
родители погибших военнослужащих, выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, личный состав экипажа атомной подводной лодки стратегического назначения "Карелия" |
20 |
350,0 |
Число родителей погибших военнослужащих, получивших социальную и психологическую реабилитацию |
" |
9. |
Возмещение расходов стоимости проезда в междугородном транспорте к месту лечения и обратно |
дети и один из сопровождающих родителей (лицо его заменяющее), направленные по путевкам на санаторно-курортное лечение, предоставленным Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия; граждане, сопровождающие больных к месту получения медицинской консультации, медицинского обследования или проведения диагностики по направлениям Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия |
60 |
70,0 |
Количество граждан, получивших данную помощь в связи с лечением, в т.ч. санаторно-курортным, обследованием за пределами Республики Карелия |
Управление организации медицинской помощи |
10. |
Возмещение расходов стоимости проезда в междугородном (пригородном) транспорте к месту дополнительного обследования и родоразрешения обратно |
женщины, нуждающиеся в дополнительном обследовании (2 УЗ-скрининг) и родоразрешении в ГУЗ "Республиканский перинатальный центр" (г.Петрозаводск) |
80 |
60,0 |
Количество женщин, получивших данную помощь |
" |
11. |
Возмещение расходов стоимости проезда в междугородном (пригородном) транспорте к месту лечения и обратно в связи с проведением гемодиализа |
граждане, находящиеся на программном гемодиализе в ГУЗ "Республиканская больница им.В.А.Баранова" |
23 |
485,0 |
Количество граждан, получивших данную помощь |
" |
12. |
Обеспечение протезно-ортопедическими изделиями |
малоимущие граждане, не имеющие группы инвалидности, а также находящиеся в трудной жизненной ситуации неработающие пенсионеры и дети |
100 |
500,0 |
Снижение уровня осложнений у детей, снижение уровня инвалидности |
Управление социальной поддержки и организации социального обслуживания населения |
13. |
Оказание единовременной материальной помощи |
граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе граждане, освобожденные из мест лишения свободы, граждане из малоимущих семей |
2000 |
1617,0 |
Число граждан, получивших экстренную социальную помощь |
" |
14. |
Проведение республиканских акций, посвященных Дню семьи, Дню защиты детей, Дню матери |
отдельные категории населения, нуждающиеся в дополнительной социальной поддержке |
4000 |
200,0 |
Количество граждан, принявших участие в данных мероприятиях |
" |
15. |
Проведение мероприятий по организации Дня Победы; Дня пожилых людей; Дня инвалида |
граждане пожилого возраста и инвалиды |
4000 |
400,0 |
Количество граждан, принявших участие в данных мероприятиях |
" |
16. |
Содействие в организации социально значимых мероприятий, проводимых общественными организациями |
члены общественных организаций |
3000 |
250,0 |
Количество общественных объединений, члены которых получили помощь |
" |
17. |
Возмещение расходов стоимости приобретенного сжиженного газа в баллонах |
граждане, не обеспеченные мерами социальной поддержки, пользующиеся газом |
24 |
24,0 |
Число малоимущих граждан, не обеспеченных мерами социальной поддержки, получивших социальную помощь |
" |
|
Итого: |
|
21368 |
17000,0 |
- |
|
18. |
Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований из бюджета Республики Карелия на обеспечение детей бесплатными специальными молочными продуктами детского питания |
дети в возрасте до 3 лет, не посещающие детские дошкольные образовательные учреждения, из малоимущих семей и семей, находящихся в социально опасном положении, в том числе оказавшиеся в трудной жизненной ситуации |
5404 |
21400,0 |
Количество детей данных категорий, получивших качественное питание |
Управление организации медицинской помощи |
19. |
Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований из бюджета Республики Карелия на питание в размере 16 рублей в учебный день на одного учащегося |
учащиеся общеобразовательных школ |
21708 |
61476,0 |
Количество учащихся, обеспеченных питанием в школе |
Управление социальной поддержки и организации социального обслуживания населения |
|
Итого: |
|
27112 |
82876,0 |
|
|
|
Всего: |
|
48480 |
99876,0 |
|
|
Социальная помощь, предусмотренная пунктами: 4 и 6 (при оказании срочной помощи детям из семей, находящихся в социально опасном положении); 5 (при выделении путевок в оздоровительные учреждения детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и детям-инвалидам); 7 (в части приобретения новогодних подарков для детей, находящихся в социально опасном положении); 8; 11; 12 (для оказания помощи неработающим пенсионерам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации); 13 (при оказании единовременной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации); 14; 15 и 16, предоставляется без учета среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина.
------------------------------
1 По сравнению с 2001 годом количество многодетных семей сократилось в 1,7 раза и в 3,6 раза по сравнению с 1993 годом.
2 Информация представлена согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики.
3 Согласно отчетам органов образования муниципальных образований Республики Карелия за 9 месяцев 2006 года в среднем ежемесячно получали бесплатное питание 19,5 тыс. учащихся.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздравсоцразвития Республики Карелия от 10 декабря 2007 г. N 562 "Об утверждении ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2008 год"
Зарегистрировано
Администрацией Главы
Республики Карелия
12 февраля 2008 г.
Регистрационный N 511
Текст приказа опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, 2008 г., N 2, ст.221, в газете "Карелия" от 6 марта 2008 г. N 24 (1745)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минздравсоцразвития Республики Карелия от 5 декабря 2008 г. N 951
Приказ Минздравсоцразвития Республики Карелия от 27 октября 2008 г. N 775
Приказ Минздравсоцразвития Республики Карелия от 22 августа 2008 г. N 589